ФИЛОСОФСКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ
ПРОБЛЕМЫЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ
для подготовки магистров
по направлению 080100 «Экономика»
профиль
«Региональная экономика»
Курс 1
Семестр 9
Учебный план набора 2011 года с изменениями от ___________года (очное отделение)
Учебный план набора ______года с изменениями от ___________года (заочное отделение)
Распределение учебного времени
Очная форма | |||
Лекции | часов | ||
Лабораторные занятия | - | часов | |
Практические занятия | - | часов | |
Семинарские занятия | часов | ||
Самостоятельная работа | часов | ||
Всего по учебному плану | часов | ||
Курсовой проект в | - | ||
Курсовая работа в | |||
Экзамен в | |||
Зачет в | 1 семестре |
Документ: Рабочая программа учебной дисциплины Дата разработки: 25.01.2011 | Номер и дата регистрации в УМУ: №__________от_________________ №__________от_________________ №__________от_________________ |
Рабочая программа учебной
Дисциплины
Предисловие
Рабочая программа составлена на основе Государственного образовательного стандарта ВПО второго поколения по направлению 080100 «Экономика».
ОДОБРЕНА на заседании обеспечивающей кафедры Экономическая теория протокол № _____ от ____________.
2. Разработчик(и)
доцент, к.э.н. | _________________ | С.А. Яцкий |
3. Зав. обеспечивающей кафедрой
_________________ (ученое звание, ученая степень) | _________________ (подпись) | _________________ (И. О. Фамилия) |
4 Рабочая программа СОГЛАСОВАНА с выпускающей(-ими) кафедрой(-ами) специальности(-ей); СООТВЕТСТВУЕТ ГОС ВПО второго поколения по направлению (специальности), действующему учебному плану.
|
Зав. выпускающей кафедрой направления (специальности)___________________________
(код и наименование направления/специальности)
_________________ (ученое звание, ученая степень) | _________________ (подпись) | _________________ (И. О. Фамилия) |
Зав. выпускающей кафедрой направления (специальности)___________________________
(код и наименование направления/специальности)
_________________ (ученое звание, ученая степень) | _________________ (подпись) | _________________ (И. О. Фамилия) |
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Введение
В программе на основе инновационной трактовки основных категорий, характеризующих историю и методологию экономической науки, раскрываются ретроспектива и тенденции развития экономической теории, дается обзор методологических установок ведущих экономистов прошлого и настоящего, характеризуется теоретический инструментарий современной экономической науки.
Цель дисциплины: Цель преподавания дисциплины состоит в том, чтобы развить творческий потенциал и научный кругозор студента, научить ориентироваться в многоаспектном мире современной экономической науки.
Учебные задачи дисциплины: Основными задачами курса являются:
1) ознакомление с основными понятиями современной философии науки, тенденциями развития экономической методологии,
2) представление обзора методологических установок ведущих экономистов прошлого и настоящего,
3) формирование осознанного отношения к теоретическому инструментарию.
Методы преподавания дисциплины:
|
- лекции;
- семинары (семинары-тренинги, семинары-практикумы и т.д.), на которых обсуждаются основные проблемы, освещенные в лекциях и сформулированные в домашних заданиях;
- письменные и устные домашние задания;
- обсуждение подготовленных слушателями эссе;
- консультации преподавателей;
- самостоятельная работа слушателей, в которую входит освоение теоретического материала, подготовка к семинарским занятиям, выполнение указанных выше письменных работ.
Место курса среди других дисциплин учебного плана: Изучение дисциплины «Философско-методологические проблемы экономической науки» базируется на таких дисциплинах, как: «Философия», «Микроэкономика», «Макроэкономика», «История экономики», «История экономических учений», «Экономическая социология».
Требования к уровню освоения содержания курса: По окончании курса слушатель должен:
· знать методологические установки ведущих экономистов прошлого и настоящего; иметь системное представление о современной философии науки, тенденциях развития экономической методологии;
· уметь оценивать существующие теоретические концепции с точки зрения их познавательного потенциала и сферы применимости, самостоятельно применять эти знания и навыки к анализу одного из направлений экономической теории;
· владеть категориальным аппаратом методологии экономической науки на уровне понимания и свободного воспроизведения, навыками нахождения и использования информации, для ориентирования в основных текущих проблемах экономики.
Содержание теоретического раздела дисциплины
|
№ Темы | Наименование темы, наименование вопросов, изучаемых на лекциях | Количество часов, отводимых на лекции по теме. | Лабораторные работы* | Практические (семинарские) занятия** | СРС*** |
Модуль 1. Введение в философию экономической науки Основы философии науки. Гносеология, эпистемология, философия науки. Две философские традиции: рационализм и эмпиризм – Бэкон и Декарт. Развитие философии познания: Юм, Кант; проблема причинности, аналитические и синтетические суждения. Основы теории познания Гегеля. Классический позитивизм; гипотетико-дедуктивная модель научного объяснения. Типы научной рациональности, по В.С. Стёпину. Эпистемология неокантианцев (Риккерт, Виндельбанд); образование понятий в науках о природе и науках о культуре, принцип отнесения к ценности. Макс Вебер о специфике социального познания: «идеальный тип» и его роль в познании, свободе от оценки. Логический позитивизм, феномен «Венского кружка» (проблема демаркации, критерий операциональности). Карл Поппер: критика позитивизма, концепция роста научного знания (фальсификационизм, критика гипотез ad hoc). Поппер о логике социальных наук. Куайн о догмах эмпиризма; тезис «Дюгема – Куайна». Историко-научная концепция Томаса Куна: понятия научной парадигмы, научного сообщества, нормальной науки и научных революций. Методология научно-исследовательских программ (НИП) Лакатоша; структура и динамика НИП. Методологический анархизм П. Фейерабенда, пролиферация теорий. Прагматизм как философия науки; понятие абдукции Ч.Пирса. Постмодернистские тенденции в философии науки, понятие профессионального дискурса. | |||||
2. | Модуль 2. Эволюция методологических установок экономистов Методологические аспекты классической политэкономии.Становление политической экономии как науки классического типа; философские и общенаучные предпосылки в теориях Ф. Кенэ и А. Смита. Шотландская философия здравого смысла – ее роль в становлении экономической науки. Картина экономической реальности - общественный продукт как субстанция; эгоистическое поведение и рыночная конкуренция как предпосылки. Теоретизация экономического знания: формирование системы понятий, корпуса теоретических тождеств (тавтологий), выявление механизмов («невидимая рука») и эмпирических зависимостей; теория стоимости Д. Рикардо как пример теории классического типа. Методологические разногласия в рамках классической школы. Эмпирический априоризм Д.С. Милля и Кэрнса. Политэкономия как наука и как искусство. Метод политической экономии, абстракция экономического поведения. Законы-тенденции и проблема ceteris paribus. Судьба методологических принципов Милля как методологической нормы. | ||||
Диалектический метод К. Маркса.Метод К. Маркса и гегелевская диалектика. Соотношение теории и практики интерпретации диалектического метода. Понятия "абстрактного" и "конкретного" в "Капитале" в интерпретации Э.В. Ильенкова. Конкретно-всеобщее Маркса в сравнении с классическими трактовками универсалий. "Капитал" как пример восхождения от абстрактного к конкретному. Проблема соотношения исторического и логического в "Капитале" К. Маркса. Исходное и основное производственное отношение. | |||||
«Спор о методе».«Спор о методе» как симптом первого парадигмального кризиса в экономической науке (историческая наука как альтернативный методологический ориентир; импульс эмпирическим исследованиям). Маржиналистские школы: новые версии науки классического типа (возникновение экономики как науки об экономическом поведении; метод интроспекции и конфликт с идеалом научности). Методологические принципы К. Менгера; полемика Менгера и Шмоллера. Британский «Methodenstreit»; спор Маршалла и Каннингема. Методологический канон Д. Невила Кейнса. Методология Макса Вебера как ответ на вызов «спора о методе». | |||||
Эпистемология и методологические установки кембриджской школы.Альфред Маршалл о соотношении науки и здравого смысла; теория как «мотор открытия». Философско-методологические основы теории Дж. М. Кейнса: влияние Мура и позднего Виттгенщтейна; о достоинствах нечётких (vague) понятий; о природе и роли обобщений в процессе познания. Образы экономической науки в письме Кейнса Харроду 1938 г.: экономическая теория как ветвь логики, экономическая теория как наука мыслить в терминах моделей в сочетании с искусством выбирать модели. | |||||
Методологические полемики в рамках «мейнстрима».Методологическое эссе Л. Роббинса; переопределение предмета экономической науки, разграничение позитивного и нормативного знания, проблема межличностного соизмерения полезностей. Позитивистские установки в неоклассике, полемика Т. Хатчисоном против Л. Роббинса и Ф. Найта. Исследовательская программа Самуэльсона и ее эволюция; от операционализма к дескриптивизму; уроки теории выявленных предпочтений. Методологический манифест М. Фридмена; вопрос о реалистичности предпосылок теории. Принцип «как будто» и «синдром Панглосса». | |||||
Модуль 3. Современная экономическая методология Рациональные реконструкции экономических теорий и их эволюции, экономические онтологии.Онтологии в парадигмах Куна и научно-исследовательских программах Лакатоша. Теория международной торговли: опыт исторической реконструкции. Типы экономических онтологий. У. Мяки о видах абстрагирования; А.Сен об описании как выборе. Онтологические предпосылки конкретных экономических теорий (на примере теорий фирмы). Альтернативные интерпретации Коуза и разновидности современного институционализма. Неявные методологические установки теории фирмы Коуза. | |||||
Современные проблемы познания экономических явлений.Эпистемологические проблемы познания экономических явлений; сeteris paribus как предпосылка и как проблема для экономической науки. Экономические модели: виды и функции в экономическом познании. Этапы процесса познания и формы знания. Междисциплинарные связи в экономических исследованиях - экономика и смежные науки: типы взаимоотношений; экономическая наука как импортер идей. Феномен экономического империализма: истоки и перспективы экономического анализа права как пример экспансии экономического анализа. Структура экономического знания: теория и практика: теоретическое, эмпирическое и прикладное знание; прагматизация теории и онаучивание практики: типы взаимосвязи теории и практики. Натуралистические и деятельностные онтологии. Диалектика позитивного и нормативного в экономической науке. Философско-методологические основания неортодоксальных школ современной экономической науки. Методологическое размежевание неоавстрийской школы с «мейнстримом»; методологическая доктрина Хайека; методологические принципы «старого» институционализма; методологические установки пост-кейнсианства; эволюционная экономика как методологическая альтернатива неоклассике. Современные тенденции эволюции философско-методологической рефлексии в экономической науке. Проблема демаркации после позитивизма: границы между наукой, мифом и идеологией. Поиск истины и научное сообщество. Виды истины. Рынок экономических идей. Проблемы российского научного сообщества экономистов. | |||||
Примечания:
* Приводятся номера лабораторных работ из таблицы приложения Г.
** Приводятся номера практических (семинарских) занятий из таблицы приложения Г.
*** Приводятся номера разделов и тем, выносимых для самостоятельного освоения из приложения Д.
Лабораторные работы
№ занятия | Наименование и краткое содержание | Объем, час | СРС*** |
Не предусмотрены |
Практические и/или семинарские занятия