№ раздела | Наименование разделов и тем, выносимых на самостоятельное освоение | Объем, час |
Не предусмотрены |
Организуемая самостоятельная работа студентов.
Форма ОргСРС | Номер семестра | Время, затрачиваемое на выполнение ОргСРС, час. | Формы контроля |
Подготовка рефератов, докладов | Защита реферата |
Текущий и итоговый контроль результатов изучения дисциплины
Программа предусматривает три формы контроля знаний:
1. Входной контроль, включающий тестирование по глоссарию дисциплины в режиме «определение – термин»;
2. Текущий контроль (осуществляется лектором и преподавателем, ведущим семинарские занятия):
- текущие контрольные работы (ответы на вопросы) и разбор ситуаций (по каждой теме);
- контрольные работы;
- письменные домашние задания;
- написание эссе, в том числе по первоисточникам на иностранных языках;
- подготовка докладов, рефератов, выступлений;
3. Итоговый контроль: зачет.
Темы рефератов
Темы рефератов к модулю 1:
- Две философские традиции: рационализм и эмпиризм (Бэкон и Декарт).
- Эволюция философии познания.
- Основы теории познания Гегеля
- классический позитивизм; гипотетико-дедуктивная модель научного объяснения
- Типы научной рациональности.
- Эпистемология неокантианцев (Риккерт, Виндельбанд).
- Образование понятий в науках о природе и науках о культуре.
- Макс Вебер о специфике социального познания.
- «Идеальный тип» и его роль в познании.
- Логический позитивизм.
- Карл Поппер: критика позитивизма, концепция роста научного знания
- Карл Поппер о логике социальных наук
- Историко-научная концепция Томаса Куна научных революций
- Методология научно-исследовательских программ И. Лакатоша.
- Методологический анархизм П. Фейерабенда.
- Постмодернистские тенденции в философии науки.
Темы рефератов к модулю 2:
- Шотландская философия здравого смысла – ее роль в становлении экономической науки.
- Теория стоимости Д. Рикардо как пример теории классического типа.
- Соотношение теории и практики в интерпретации диалектического метода К. Марксом.
- Историческая наука как альтернативный методологический ориентир в становлении экономической науки.
- Маржиналистские школы как новые версии науки классического типа.
- Методологические принципы К. Менгера.
- Методология Макса Вебера.
- Методология Альфреда Маршалла.
- Методология Дж. М. Кейнса.
- Методологическое эссе Л. Роббинса о переопределение предмета экономической науки и полемика с ним.
- Исследовательская программа Самуэльсона и ее эволюция.
- Методологические установки М. Фридмена.
Темы рефератов к модулю 3:
- Онтологии в парадигмах Куна.
- Онтологии в научно-исследовательских программах Лакатоша.
- Экономические модели: виды и функции в экономическом познании.
- Экономика и смежные науки: типы взаимоотношений.
- Феномен экономического империализма: истоки и перспективы.
- Методологическое размежевание неоавстрийской школы с «мейнстримом».
- Методологическая доктрина Хайека.
- Методологические принципы «старого» институционализма.
- Методологические установки пост-кейнсианства.
- Концепция Парето-оптимальности: позитивное знание или нормативная доктрина?
- Роль риторики в экономической науке.
- Эволюционная экономика как методологическая альтернатива неоклассике.
- Проблемы российского научного сообщества экономистов.
- Поиск истины и научное сообщество.
- Причины и факторы универсальности экономического подхода в социальных науках.
Вопросы к зачету [1]
1. Экономическая теория и философия.
2. Идеология в экономическом анализе.
3. Разграничение нормативной и позитивной экономики.
4. О различии исторического и логического способов экономического исследования.
5. “Индукция” А. Смита и “дедукция” Д. Риккардо.
6. Способ восхождения от абстрактного к конкретному в “Капитале” К. Маркса.
7. Экономическая диалектика Маркса.
8. Влияние неопозитивизма на методологию Дж. М. Кейнса.
9. Методологический фундамент исследований Дж. М. Кейнса.
10. Теория “рационального действия” Дж. М. Кейнса.
11. Роль философии прагматизма в методологии институционального направления.
12. Позитивизм как методологическая основа неоклассического направления экономической теории.
13. Специфика экономического познания.
14. Философское мировоззрение как теоретическая основа методологии экономического познания.
15. Философско-методологические основы экономических воззрений античного периода.
16. Рационалистическая методология экономических исследований физиократов.
17. Методология экономических исследований А. Смита.
18. Дедуктивная экономическая система Д. Рикардо.
19. Сущность и причины возникновения экономического романтизма.
20. Методологии утопического направления в экономической теории.
21. Идеографическая методология экономических исследований “исторической школы”.
22. Позитивизм как методология воззрений Дж. Ст. Милля.
23. Субъективно-утилитаристская методология маржиналистского направления экономической теории.
24. Кризис неопозитивистской методологии в экономической теории.
25. Методологический подход “неоавстрийского” направления.
26. Фальсификационизм К. Поппера и “позитивная экономика” М. Фридмена.
27. Мировоззренческий фундамент методологии институционализма.
28. Методологические принципы институционального направления.
29. Эссенциализм и прагматизм.
30. Специфика социального познания.
31. Исследовательская программа Макса Вебера.
32. Проблема объективности знания о социально-культурных явлениях.
33. Эволюционизм Т. Веблена.
34. Эмпирико-статистическая исследовательская программа У. Митчелла.
35. Методологические установки современной эволюционной экономики.
36. Синергетические подходы в экономической науке.
37. Развитие экономической методологии: современный этап.
38. Постпозитивистские и постмодернистские интерпретации экономической науки.
39. Экономическая наука как риторика.
40. Методологический плюрализм (взаимосвязь методов познания).
41. Стандарты научности и механизмы их поддержания.
42. Исследовательская программа М. Фридмена.
43. Виды механизмов типа «невидимой руки» в экономической теории.
44. Проблема “микро оснований макроэкономики”