Взаимосвязь науки и техники




Введение

 

Актуальность выбранной автором темы обосновывается тем, что наука и техника играют важную, значительную роль в современном обществе, и в жизни каждого человека. Первым достижением новой науки было открытие законов механики - в том числе закона всемирного тяготения. Данные достижения вызвали восхищение и ликование в обществе.

В начале XIX века «теория прогресса» породила философию науки; Эта философия высказывала, что все явления и процессы подчиняются законам, подобным законам механики. Все эти законы вскоре будут открыты и прогресс науки позволит решить все проблемы человечества. В сущности, промышленная революция резко перестроила, поменяла жизнь людей, а именно на смену традиционному укладу сельской жизни пришло новое промышленное общество. Различные удивительные открытия и изобретения следовали одно за другим, в результате чего мир мгновенно менялся на глазах одного поколения. Вслед за «индустриальным обществом», родилось «постиндустриальное», а далее «технотронное» общество. И теперь сложно представить, куда заведет человечество технический прогресс и что же нас ожидает в обозримом будущем.

Цель работы – выявить основные проблемы соотношения науки и техники.

Работа состоит из введения, содержания, трёх разделов и заключения. Использовались работы таких авторов как Запарий В.В., Нефедов С.А., и другие.

Таким образом, история человечества делится на два неодинаковых друг с другом периода. Первый период - это общество до промышленной революции, «традиционное общество». А второй период - это период после промышленной революции, «индустриальное общество». В «индустриальном обществе» роль науки и техники более очевидна, чем в традиционном, однако в действительности развитие традиционного общества, в итоге также зависело и определялось, в зависимости от развитой техники.
1. Происхождение и природа науки и техники

философия наука техника

Наука обычно определяется как особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку и систематизацию объективных знаний о действительности. В вопросе о времени появления науки существует три основных точки зрения. Согласно первой, наука существовала уже в первобытной культуре. С тех пор она лишь развивается, принимая разные формы. Согласно другой точке зрения, наука появилась лишь в Новое время (т.е. с XVIII - го века) в Западной Европе. Сторонники этой точки зрения связывают появление науки с промышленной революцией и становлением капиталистического производства. Наконец, согласно третьей точке зрения, в первобытной культуре, в первобытном обществе науки еще не существовало. Она появилась после того, как это общество прекратило своё существование, т.е. появилась в таком обществе, в котором существовало разделение деятельности, имущественное и иное расслоение общества и государства. Скажем, в Европе наука появилась впервые в античной Греции. Считается правильным придерживаться именно этой позиции. В свете этой позиции в Новое время появилась не наука вообще, а лишь определенная форма науки как таковой обнаружились в наиболее отчетливом виде.

Как известно, именно развитая форма того или иного явления позволяет лучше понять менее развитые его формы. Современная наука, конечно, по многим параметрам отличается от науки XVII-XVIII-го и даже XIX- го веков. Но в целом, это один и тот же тип науки.

По своей сущности наука есть не что иное, как превратившееся в особую сферу культуры и в особый ряд занятий, познавательное отношение человека к миру. В составе культуры наука выполняет функцию выработки, систематизации, накопления и развития объективных знаний о действительности (природной, социальной и знаний о человеке). Этой функцией и оправдывается существование, как науки, так и занятых в ней учёных, которые, будучи освобождены от других социально необходимых видов деятельности (в частности, деятельности в сфере материального производства), трудятся, в конечном счете, не на самих себя, а на общество в целом и в этом смысле на каждого конкретного индивида.

Понятие «наука» включает в себя как деятельность по получению нового знания, так и результат этой деятельности - сумму полученных на данный момент научных знаний, образующих в совокупности научную картину мира. Термин «наука» также употребляется для обозначения отдельных отраслей знания (химия, физика, математика, социология, психология и так далее).

В плане накопления знаний науке свойствен кумулятивный характер: на каждом историческом этапе она суммирует в концентрированном виде свои прошлые достижения, и каждый результат научного познания входит неотъемлемой частью в общий фонд науки. За редкими исключениями те или иные результаты опровергаются последующими открытиями как заблуждения. В целом же прошлые результаты лишь переосмысливаются и уточняются.

Процесс развития науки затрагивает не только предмет, метод и корпус знания, но также и всю структуру науки. Так, с началом Нового времени стала происходить институциализация науки: к XVIII-му столетию она превратилась в особый социальный институт. К середине XIX века формируется дисциплинарная организация науки, возникает система дисциплин со сложными связями между ними. Вплоть до конца XIX века наука играла вспомогательную роль по отношению к материальному производству. Но уже в конце 50-х годов прошлого века Карл Маркс констатировал факт превращения науки (главным образом естествознания) в непосредственную производительную силу материального производства. Но вскоре развитие науки начинает опережать развитие техники и производства. Вследствие этого складывается единая система «наука-техника-производство», в которой науке принадлежит ведущая роль. В XX-м веке существует еще большая и тесная связь науки не только со сферой техники и производства, но и со всеми сферами общественной жизни, включая и быт. Современная наука составляет важнейший компонент научно-технического прогресса, её движущую силу.

Рассмотрение философской проблемы - философии техники, как направления практической философии, хотелось бы начать с определения основных понятий, которые необходимы для целостного рассмотрения проблемы. Философия занимается изучением человека в его взаимосвязях с окружающей реальностью. При таком понимании философии трудно представить более подходящий объект применения философских знаний, чем техника и ее взаимодействие с общественным развитием.

Понятие техника многозначно. Техника в отличие от природы не является естественным образованием, не создано природой, а она возникает в природе благодаря человеку. Произведенный человеком объект, как отмечалось, часто называют артефактом. Такое понятие, как артефакт с латинского языка буквально переводится «искусственно сделанный». Техника - это и есть совокупность артефактов. Такое определение техники, разумеется, дает лишь первое представление о ней. Поэтому более содержательное, подробное истолкование, значение данного понятия будет дано ниже.

История становления и развития современного человека связана с усложнением и прогрессом техники. Как известно, техника достигла своих нынешних высот с течением времени, то есть поэтапно. В доиндустриальном обществе техника представлялось как искусное ремесло. Технические умения передавались от мастера к ученику в процессе обучения. Эти умения, навыки, знания чаще всего не получали высокой общественной оценки. Но сложившаяся ситуация изменилась главным образом только в период Нового времени. В эту эпоху общество в большей степени начинает функционировать на машинной основе. Теперь место мастера занимает инженер, наиболее компетентный в техническом отношении специалист. В отличие от техника, деятельность которого ограничивается обеспечением нормального функционирования технических устройств, инженер изобретает, использует научные методы, всесторонне развивает техническую парадигму. Таким образом, инженерное мышление имеет тенденцию к универсализации и распространению во все сферы человеческой жизни. Значение техники стало в должной степени изучаться лишь последние 100 лет. Первые фундаментальные работы по философии техники появились в конце XIX в. Однако философия техники стала развиваться быстрее, энергичнее только с 60-х-70-х годов прошлого века.

Философия техники стремится объединить узкое и широкое понимание техники. Техника есть совокупность артефактов, создаваемых и используемых методами инженерной деятельности.

На первоначальных этапах, а именно на этапе ручного труда, техника играла роль в основном лишь как инструментальное значение. Технические инструменты продолжали, увеличивали возможности естественных органов человека, расширяли его физическую мощь.

На этапе машинизации техника уже становится отдельной, самостоятельной силой и труд механизируется. Техника в этот период времени как бы отделяется от человека. Сейчас не только машина является продолжением человека, но и сам человек становится придатком машины, он дополняет ее возможности.

На третьем этапе развития техники человек выступает организатором технологии, её творцом и контролером. Теперь на первое место выходят уже не физические возможности человека, а сила его интеллекта, которая реализуется с помощью технологии. Начинает осуществляться объединение науки и технологии, результатом которого является научно-технологический прогресс, называемый часто научно-технологической революцией. Имеется в виду решительная перестройка всего технико-технологического базиса общества. Происходит параллельное развитие различных сторон научно-технологического прогресса.

Одним словом, современные технологии: робототехника, энергетика, приборостроение, биотехнология и т.п. - в своем развитии дополняют друг друга, и между ними перестает существовать какой-либо временной промежуток.


Взаимосвязь науки и техники

 

Техника - это прикладная наука. Наука занимается производством знания, а техника осуществляет приложение полученных знаний в практической деятельности. Эта взаимосвязь науки и техники - линейная, она является чрезмерным упрощением реальных отношений, складывавшихся между наукой и техникой на протяжении веков.

И наука, и техника развиваются самостоятельно друг от друга, но в тоже время эти процессы связаны друг с другом. Их взаимодействие является эволюционным. Случается, что наука применяет технические устройства для получения собственных результатов. Бывает, что научные результаты успешно используются в технике. В этой модели три взаимосвязанные, но самостоятельные сферы: наука, техника и производство.

Как известно, развитие науки происходило в зависимости от степени развития современной техники. Последователи считают, что научное знание прогрессировало за счет исследования технических аппаратов и инструментов с целью раскрыть загадки их функционирования.

Считается, что наука и техника действительно развивались независимо друг от друга, по отдельности согласно наиболее реалистичным и многим историческим фактам. Но в настоящее время следует отметить, что техника развивалась благодаря современным научным достижениям.

В истории взаимоотношений науки и техники можно выделить четыре периода:

а) Первый период - донаучный. На данном этапе последовательно формируются 3 типа технических знаний: практико-методические, технологические и конструктивно-технические.

б) Второй период - зарождение технических наук. Этот период длился со второй половины XVIII века до 70-х годов. XIX века.

в) Третий период. Для классического периода, который длился до середины XIX века, характерно построение ряда фундаментальных технических теорий.

г) Четвертый период - настоящее время. Для этого периода характерно комплексные исследования, интеграция технических наук не только с естественными, но и с общественными науками, а также дальнейшая дифференциация технических наук от естественных и общественных.

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: