Основные проблемы философии науки и техники




 

В течение долгого времени философия, и методология науки делала акцент на анализ, прежде всего естественнонаучного знания, в особенности - физического и математического, поскольку именно оно считалось образцом строгости и точности. Но в последней трети прошлого века исследовательское любопытство стало заострять своё внимание в сторону гуманитарных и социальных наук. Всё более активно стали изучаться проблемы методологии истории, психологии и социологии. Благодаря этому получилось во многом преодолеть имевшую место односторонность методологических концепций и, кроме того, дало возможность заново переосмыслить некоторые из фундаментальных проблем науки. К примеру, проблему закономерностей развития научного знания или проблему его достоверности.

Большинство исследователей, оценивая тенденции развития философии и методологии науки, акцентируют внимание на следующие два обстоятельства.

Во-первых, эволюцию теоретических концепций от нормативного подхода к процедурам и результатам научных исследований к дескриптивному, описательному. А во-вторых, поворот от логического анализа структуры научного знания к проблемам его исторического развития. Эти направления во многом являются координированными.

В процессе анализа исторического пути развития научного знания стало понятно, что надежды и веры на существование единого универсального научного метода, применимых везде и всегда критериев достоверности получаемых результатов, по всей видимости, не оправданы.

В науке никогда не было единых стандартов, эталонов научной строгости и точности. В каждом историческом периоде в различных научных дисциплинах применялись свои правила и приемы исследования, которые могли оказаться в той или иной степени более или менее успешными. Это привело к отказу от первоначальной установки логического позитивизма переформировать все здание науки в соответствии с последними достижениями логики. И в связи с тем, что ученые чаще всего действовали вопреки предписаниям методологов, оставило за методологией преимущественно описательную и классифицирующую функции по отношению к методам научного познания и его результатам. Такое изменение установки не превратило предшествующие разработки философов науки в бесполезные инструменты, а только ограничило область их использования и обнаружило степень их соответствия исторической практике научных исследований. Методологические проблемы науки имеют большое философское содержание, так как их способ постановки, а чаще всего и решение зависят, прежде всего от принятых исследователем философских допущений относительно природы мира, познания и специфики научной деятельности. Поэтому методологические проблемы науки не являются собственно внутринаучными проблемами.

К основным проблемам философии и методологии науки можно отнести проблему возникновения научного знания, соотношения и взаимосвязи научных и вненаучных форм познания, проблема строения научного знания и основных функций науки, проблема развития науки. Каждая из перечисленных проблем в свою очередь имеет комплекс подпроблем, для которой характерно наличие собственных логических и идейных связей.

Проблема структуры научного знания пытается понять, какие знания являются эмпирическими, а какие же считать теоритическими. Стараются понять, что представляет собой научный факт и что такое гипотеза, что является законом науки, а что является научной теорией. Хотят выяснить должна ли научная гипотеза базироваться на фактах или же она должна быть логическим следствием теории и т.д. Определенное решение каждой из перечисленных проблем оказывает воздействие на решение остальных, а иногда даже может завести решение других проблем в тупик. Практика исследования показала, что средства современной логики позволяют выражать эти и другие подобные проблемы вполне одним строгим методом, а также эти средства являются ценным инструментом их анализа. Единственным их недостатком следует отметить только то, что они не могут быть достаточными способами для решения всех методологических проблем. Логика оказывается тут тесно связанной с философской теорией науки.

Техника представляет собой совокупность различных приспособлений, механизмов и обслуживания непроизводственных потребностей общества. C помощью техники люди смогли сохранить свой многовековой опыт, приёмы и способы познания природы, смогли осуществить все достижения культуры человечества. Техника является своеобразным результатом, итогом труда людей, развитием их знаний и в то же время и их средством.

Техника играет ведущую, незаменимую роль в жизни людей на протяжении всей их истории. Основной, главной целью техники можно назвать - преобразование, изменение природы и мира человека в соответствии с тем, что нужно человеку и чего он хочет достичь. По Хайдеггеру, техника не только создает «технический мир», но и овладевает, чуть ли не всем пространством окружающего мира, влияя тем самым на историческое осмысление.

Человечество на протяжении всей своей жизни было связано с техникой. Благодаря технике человечество прогрессирует, развивается, не стоит на месте. Техника смогла не только расширить возможности человека, но и благодаря ней люди смогли облегчить и упростить собственную жизнь.

В процветании, продвижении техники следует выделить три главных периода.

а) орудие ручного труда

б) машины и автоматы

в) искусственный интеллект

На сегодняшний день техника по своему уровню развития начинает приближаться к человеческому уровню, продвигаясь от аналогии с физическим трудом и его организации к аналогиям с ментальными свойствами человека.

Важное место в понимании техники играет философия техники. Так в 1898 г. были сформулированы следующие ее задачи:

1. В любой человеческой активности, при всяком переходе от идеи к вещи, от цели к ее достижению мы должны пройти через некоторую специальную технику. Но все эти техники имеют между собой много общего. Одна из задач философии техники как раз и состоит в том, чтобы выяснить, что же такое это общее?

2. В каких отношениях находится техника со всей культурой?

3. Соотношение техники с экономикой, наукой, искусством и правом.

4. Разработка вопросов технического творчества.

Одна из проблем философия техники - эта проблема влияния техники на людей, на их жизнь. Бесспорно, никогда так не было, чтобы техника обладала такой силой, что в состоянии теперь разрушить жизнь в частичной системе экологии и в конце концов - довести дело до глобальной катастрофы.

По мнению Н. Винера, проблема информатизации и глобальной коммуникации является сутью проблем кибернетики. Взаимодействие между машиной и человеком - это взаимодействие между думающим, чувствующим, наделенным волей и сознанием существом и неодушевленным предметом. Демонизм - это символ злого начала. Когда речь идет о демонизме применительно к технике, то имеются в виду непредсказуемые последствия ее использования для человека, общества в целом.

Ясперс считал, что все возрастающая доля труда ведет к механизации и автоматизации деятельности работающего человека: труд не облегчает бремя человека в его упорном воздействии на природу, а превращает его в часть машины. Техника, будучи созданной человеком, направлена на то, чтобы в ходе преобразования всей трудовой деятельности преобразовать и самого человека: мышление, весь склад души становится «технократическим». Вся судьба человечества, по словам Ясперса, зависит от того способа, посредством которого он подчинит себе последствия технического развития и их влияние на его жизнь.

Основная цель техники - это являться средством для достижения целей. С помощью техники человек преобразует свое воздействие на окружающую среду. Так как строительным материалом для техники служит механико-физико-химическая действительность, то можно утверждать, что благодаря технике люди принуждают одну силу природы, а именно природные ископаемые и природные явления воздействовать на другие и осуществлять при этом его цели, к которым он стремиться.

Техника представляет собой воплощение сущностной силы человека. Приспособления и механизмы позволяют достичь людям высокого результата при наименьшей затрате сил и времени. Если для человека техника является как рациональность, то на стороне техники обретает форму экономичности, оптимальности и эффективности. Техника, как средство, способна хранить и передавать власть человечеству.

Сначала для освобождения от власти природы, которая долго не отпускала от себя человека, не позволяла ему оторваться от своей животности. Затем уже для контроля и господства над природой, которое содержит в себе как положительные, так и отрицательные моменты в виде, разрушения балансов природы. В дальнейшем процесс технического «освобождения - господства» перекинулся на общество. С одной стороны, освобождение от стихийных сил истории, а с другой - широкое использование социальных технологий господства, то есть управление общественным сознанием, идеологическое подавление духа критики и сопротивления, расслоение общества. А на очереди теперь сам человек. И, скорее всего, дело времени - освободить человека от природы) и целиком перейти на искусственно техническое, что означает господство техники.

 


Заключение

 

Достижения науки и техники создали у большинства людей представление об абсолютном превосходстве человека над природой. На сегодняшний день человечество стало упускать из виду, что они и сами являются частью природы, биологическим представителем, жизнь которого определяется изменением природных условий.

Применение и изготовление технических средств - специфический признак человеческой деятельности. Человек помещает между собой и естественной природой технические средства труда. Техника развивалась путём моделирования естественных органов человека и их функций. Человек вышел в космос, проник внутрь атомного ядра, освоил новые виды энергии, создал мощные вычислительные системы, разгадал генетическую природу наследственности, научился использовать в невиданных масштабах богатство природы т.д. Но всё же он менее преуспел в осторожном, внимательном отношении к природе и к богатейшим ее ресурсам. Одним словом, для человечества знания и информация становятся основным ресурсом современного производства. Однако результатом этого могут превзойти даже самые решительные ожидания. Наиболее реалистической и исторически обоснованной точкой зрения является та, которая утверждает, что вплоть до конца XIX века регулярного применения научных знаний в технической практике не было, но это характерно для технических наук сегодня.

Техника большую часть своей истории была мало связана с наукой; люди могли делать и делали устройства, не понимая, почему они так работают. В то же время естествознание до XIX века решало в основном свои собственные задачи, хотя часто отталкивалось от техники. Инженеры, провозглашая ориентацию на науку, в своей непосредственной практической деятельности руководствовались ею незначительно. После многих веков такой "автономии" наука и техника соединились в XVII веке, в начале научной революции. Однако лишь к XIX веку это единство приносит свои первые плоды, и только в XX веке наука становится главным источником новых видов техники и технологии.

Таким образом, следует отметить, что значимость науки в жизни людей поменялась целиком и полностью. И это обстоятельство оказывает и будет дальше оказывать огромное влияние на все сферы жизни: и политику, и экономику, и социальную сферу, и образование, и культуру и т.д.

 


Список использованной литературы

 

1. Запарий В.В., Нефедов С.А. История науки и техники. Екатеринбург, 2008.

2. Нурманбетова Д.Н - Философия и методология науки. Учебное пособие - Астана, 2002.- 15 с.

3. Канке В. - Философия техники - М.: Республика, 2004 г.

4. Хрестоматия по философии под редакцией Радугина А.А. Учебное пособие - Москва: Центр, 2001.- 416с.

5. Хорошавина С.Г. Концепции современного естествознания: курс лекций /Изд. 4-е. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 480 с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: