ГЛАВА 2. ОСНОВАНИЯ И ПОРЯДОК ПРИОБРЕТЕНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ ГРАЖДАНСТВА




2.1.Порядок приобретения гражданства РФ

Приобретение гражданства – это предусмотренное федеральным законом получение физическим лицом российского гражданства по признаку или причине, соответствующим одному из положений, выдвигаемым законом. Закон РФ от 28 ноября 1991 г. «О гражданстве» определял, что гражданство РФ приобретается:

а) в результате его признания;

б) по рождению (филиация);

в) в порядке его регистрации;

г) в результате приема в гражданство (натурализация);

д) в результате восстановления в гражданстве РФ (реинтеграция);

е) путем выбора гражданства (оптации) при изменении государственной принадлежности территории и по другим основаниям, предусмотренным международными договорами Российской Федерации.[23]

Новый Закон о гражданстве, вступивший в силу с 1 июля 2002 г., в числе оснований приобретения российского гражданства не указывает те, которые перечислены в пунктах «а» и «в».[24]

Признание гражданства как основание его приобретения не предусматривалось в предшествующем законодательстве. Во всех прежних законах содержалась общая норма, определяющая принадлежность к гражданству, т.е. дающая ответ на вопрос о том, кто является гражданином государства. Обретение такого статуса связывалось с двумя основаниями – признание гражданства и приобретением гражданства в порядке, устанавливаемом каждым данным законом. Признание гражданства означало законодательное решение вопроса о том, за кем из числа лиц, состоящих в гражданстве данного государства на момент вступления в силу нового закона, сохраняется этот статус. Закон обычно применяет «нулевой вариант». Он заключается в том, что по новому закону гражданами государства признаются все лица, которые состояли в его гражданстве на момент вступления в силу данного закона. Именно эта формула была использована в законах о гражданстве СССР 1978 и 1990 годов. Однако по закону от 1938 года признание гражданства СССР распространялось только на лиц, состоявших к 7 ноября 1917 года подданными бывшей Российской империи и не утративших советское гражданство. По предшествующим Положениям гражданами СССР признавались все лица, находящиеся на территории СССР, поскольку не доказана их принадлежность к гражданству другого государства. При принятии действующего закона о гражданстве РФ не было оснований для выделения признания гражданства из оснований его приобретения. В ст.2 установлено, что гражданами России являются лица, приобретшие гражданство в соответствии с настоящим законом, а норма о признании гражданства включена в статью об основаниях его приобретения. Российский закон не мог использовать форму признания гражданами всех лиц, которые состояли в её гражданстве на день вступления в силу Закона. Это объясняется тем, что гражданство РФ за весь период её пребывания в составе СССР не имело юридического оформления. Действовал единый паспорт гражданина СССР, и нельзя было правовыми средствами ни подтвердить, ни опровергнуть факта принадлежности к гражданству РФ. Поэтому в Законе признание гражданства получило необычную форму выражения и зафиксировано как основание приобретения гражданства. Согласно ст. 13, гражданами РФ признаются все граждане бывшего СССР, постоянно проживающие на её территории, на день вступления в силу настоящего закона, если в течение года они не заявят о своем нежелании состоять в гражданстве Российской Федерации. Следовательно, основаниями признания явились такие признаки, как обладание гражданством СССР и постоянное проживание на территории России. По сути дела, это «нулевой вариант», ибо фактически никому не пришлось принимать какие – либо меры для подтверждения гражданства. Необычна для законодательства о гражданстве и оговорка о возможности в течение года заявить о нежелании состоять в гражданстве РФ. Наличие её в законе объясняется тем, что среди лиц, отвечающим условиям для признания их гражданами РФ, могли быть такие, которые считали себя гражданами других союзных республик, и право этому не препятствовало. Отсутствовали правовые нормы о том, на каких основаниях определяется республиканское гражданство, и какое – либо его документальное оформление. В Положении о гражданстве СССР 1931 года указывалось на возможность признания гражданина СССР по его желанию гражданином не той республики, где он проживает, а другой. Признание гражданства как форма его приобретения – процесс, завершающийся в основном в день вступления в силу Закона, реализующийся одноактно.[25]

Приобретение гражданства по рождению является общепринятым основанием приобретения гражданства. В любом государстве преобладающая часть граждан – это граждане именно по рождению. Приобретение гражданства по рождению (филиация) означает, что гражданская связь лица с государством возникает из самого факта его рождения.[26]

При приобретении гражданства по рождениюв государствах мира применяются два основных принципа. Принцип «права крови»,в соответствии с которым гражданство ребенка определяется гражданством родителей независимо от места рождения. Принцип «права почвы»,согласно которому гражданство ребенка, напротив, определяется по месту рождения, территории государства, на которой он родился, независимо от гражданства родителей. Применение в том или ином государстве первого или второго принципа в качестве преобладающего обусловливается рядом факторов (традицией, количеством и плотностью населения, демографической политикой и др.) и не исключает их сочетания. В Российской Федерации при определении гражданства родившихся детей применяются оба принципа, но преобладает принцип «права крови». Это означает, что независимо от места рождения ребенок приобретает российское гражданство, если оба его родителя или единственный родитель являются гражданами РФ, а также, если один из его родителей имеет гражданство РФ, а другой является лицом без гражданства, или признан безвестно отсутствующим, или место его нахождения неизвестно. В то же время российское законодательство допускает применение и принципа «права почвы», прежде всего в целях исключения и сокращения состояния безгражданства родившихся детей. Это возможно при условии рождения ребенка на территории России в следующих случаях:

• если один из родителей имеет гражданство РФ, а другой является иностранным гражданином. Следует отметить, что в такой ситуации ребенок может приобрести и гражданство государства, гражданином которого является второй родитель, однако если законодательство этого государства не предусматривает такой возможности и ребенок может стать лицом без гражданства, то он приобретает гражданство Российской Федерации по российскому законодательству;

• если оба родителя (или единственный родитель), проживающие на территории Российской Федерации, являются иностранными гражданами или лицами без гражданства, при условии, что государства, гражданами которых являются родители (или единственный родитель), не предоставляют ребенку своего гражданства;

• если родители ребенка неизвестны и не объявятся в течение шести месяцев со дня обнаружения его на территории Российской Федерации. В этом случае точное место рождения ребенка неизвестно, но устанавливается своего рода презумпция его рождения на территории России, дающая основание приобрести российское гражданство по принципу «права почвы».

Филиация является самым распространенным и простым основанием приобретения гражданства, не требует какой – либо особой процедуры.[27]

Закон о гражданстве установил и такое новое основание, как приобретение гражданства РФ в порядке регистрации (ст.18). Регистрация – это упрощенный порядок приобретения гражданства. Она не связана со сложными процедурами, сопутствующими решению о приеме в гражданство, которое оформляется Указом Президента РФ. Регистрация осуществляется соответствующими органами внутренних дел. Введение такой формы было обусловлено рядом обстоятельств, связанных с предшествующей историей России. Во-первых, многие лица – граждане СССР, считавшие себя гражданами России, ко времени распада Союза проживали на территории других союзных республик, превратившихся в независимые государства. Вопрос об их гражданстве должен был быть решен, исходя из их безусловного права на гражданство РФ. Поэтому Закон определил, что такие лица, проживающие в бывших союзных республиках, а также прибывшие для проживания на территорию России после 6 февраля 1992 г. (день вступления Закона о гражданстве в силу), могут приобрести её гражданство в порядке регистрации. Такое же право, но в течение одного года, закреплялось за лицами без гражданства, постоянно проживавшими на территории России или других республик, а также иностранными гражданами и лицами без гражданства независимо от их места жительства. Необходимым условием было, если они сами или хотя бы один из их родственников по прямой восходящей линии состояли в российском гражданстве (подданстве) по рождению. Во-вторых, Закон исходил из необходимости восстановления справедливости в отношении лиц, признанных состоявшими в гражданстве РФ по рождению, неправомерно лишенных гражданства СССР, а также из интересов восстановления семей.[28]

Одним из оснований приобретения гражданства иностранцами и лицами без гражданства является прием в гражданство. Так как прием в гражданство касается лиц, не имеющих права на гражданство данного государства, он является не обязанностью государства, а его правом, актом свободного усмотрения государственной власти, которая всегда может в нем отказать.

Прием в гражданство, на основании п. «б» ст. 11 Федерального закона «О гражданстве», является одним из оснований приобретения гражданства иностранцами и лицами без гражданства. Если основание приобретения гражданства по рождению основано только на факте рождения, то основание, предусмотренное п. «б» данной статьи, предполагает наличие определенной процедуры и выполнение желающим получить гражданство ряда формальностей. Приобретение гражданства РФ в результате приема в гражданство не означает, что гражданином России может стать любое лицо, подавшее заявление в компетентный государственный орган. Предоставление гражданства по упомянутому основанию является правом государства, которое оно применяет, если лицо соответствует определенным специальным условиям. К таким условиям, в частности, относятся наличие определенного срока проживания на территории государства и владение русским языком, а также наличие источника средств к существованию.[29]

Термин «натурализация» российское законодательство не использует. Действовавший до 1 июля 2002 г. Закон о гражданстве оперировал понятием «приобретение гражданства по ходатайству». Федеральный закон от 31 мая 2002 г. «О гражданстве РФ» для характеристики натурализации вводит два понятия: «прием в гражданство РФ в общем порядке» и «прием в гражданство РФ в упрощенном порядке». Федеральным законом «О гражданстве РФ» (п. 1 ст. 13) право приобретения российского гражданства в общем порядке предоставлено дееспособным иностранным гражданам и лицам без гражданства при достижении ими 18-летнего возраста. Указанные лица могут обратиться с заявлением о приеме в гражданство РФ при условии, если они: а) проживают на территории РФ со дня получения вида на жительство в течение 5 лет непрерывно. Срок проживания на территории РФ считается непрерывным, если лицо выезжает за пределы РФ для учебы или лечения не более чем на 3 месяца; б) обязуются соблюдать Конституцию и законодательство РФ; в) имеют законный источник средств к существованию; г) обратились в полномочный орган иностранного государства с заявлением об отказе от имеющегося у них иного гражданства; д) владеют русским языком (порядок определения уровня знаний устанавливается положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ).[30] Закон предусматривает обстоятельства, смягчающие прием в гражданство РФ, т.е. дающие право на сокращение указанных требований, вплоть до полного их исключения. Так, лицо, имеющее особые заслуги перед РФ, может быть принято в гражданство РФ без соблюдения перечисленных условий. До 1 года сокращается обязательный срок проживания в РФ при наличии хотя бы одного из таких оснований, как: - рождение лица на территории РСФСР и состояние в гражданстве бывшего СССР в прошлом; - состояние в браке с гражданином РФ не менее 3 лет; - наличие у нетрудоспособного лица дееспособных и совершеннолетних сына или дочери, имеющих гражданство РФ; - наличие высоких достижений в области науки, техники и культуры, а также обладание профессией или квалификацией, представляющими интерес для РФ; - получение политического убежища на территории РФ; признание лица беженцем. Упрощенный – это льготный порядок приобретения российского гражданства, исключающий в отношении определенной Законом категории лиц требование о 5-летнем сроке проживания на территории РФ. Это право предоставляется Законом лицам:- которые имеют хотя бы одного родителя, имеющего гражданство РФ и проживающего на территории РФ; - имели гражданство СССР, проживали и проживают в государствах, входивших в состав СССР, не получили гражданства этих государств и остаются лицами без гражданства.[31][31]Без соблюдения всех условий, предусмотренных Законом (ч. 1 ст. 13), в гражданство РФ в упрощенном порядке принимаются являющиеся иностранными гражданами (лицами без гражданства) ребенок и недееспособное лицо, если: один из родителей ребенка – гражданин РФ; единственный родитель ребенка имеет гражданство РФ; опекуны или попечители ребенка или недееспособного лица являются гражданами РФ. Для приобретения в указанном порядке гражданства РФ во всех этих случаях родитель ребенка (являющийся гражданином РФ), опекун, попечитель ребенка или недееспособного должен обратиться с заявлением в соответствующий орган.[32]

Закон о гражданстве РФ 2002 г. рассматривает восстановление в гражданстве в качестве одного из оснований приобретения гражданства РФ (п. «в» ст. 11). В Законе сказано: «иностранные граждане и лица без гражданства, ранее имевшие гражданство РФ, могут быть восстановлены в гражданстве РФ в соответствии с ч. 1 ст. 13 настоящего Федерального закона. При этом срок их проживания на территории РФ сокращается до трех лет».[33]

2.2.Прекращение гражданства РФ

Согласно ст. 6 Конституции РФ, каждый российский гражданин может изменить свое гражданство и, следовательно, прекратить его, переходя или не переходя в иное гражданство. Прекращение гражданства РФ возможно, как правило, только на основе добровольного волеизъявления (за исключением малолетних детей и недееспособных, которые не обладают свободой воли, а также в случае решения об отмене гражданства конкретного лица в связи с представлением ложных сведений при его приобретении). Лишение гражданства государственными органами РФ по их усмотрению теперь невозможно. Прекращение гражданства РФ осуществляется федеральным актом (указом Президента РФ).[34]

Федеральный закон «О гражданстве РФ» устанавливает, что гражданство РФ прекращается:

а) вследствие выхода из гражданства;

б) по иным основаниям, предусмотренным данным Законом или международным договором РФ.[35]

Очевидно, к таким основаниям можно отнести отмену решения о приеме в гражданство, выбора гражданства (оптация) при изменении государственной принадлежности территории РФ.

Наиболее распространенным способом прекращения гражданства является выход из гражданства, который означает предусмотренное законом право гражданина в установленном порядке прекратить отношения гражданства с данным государством. Закон от 31 мая 2002 г. «О гражданстве РФ» устанавливает, что выход из гражданства РФ возможен на основании добровольного волеизъявления такого лица, как правило, в общем порядке (ст. 19). В этом случае решение о выходе по заявлению лица рассматривается Президентом РФ. Выход из гражданства РФ лица, проживающего на территории иностранного государства, осуществляется в упрощенном порядке. Если у ребенка, намеревающегося выйти из гражданства, один из родителей – гражданин РФ, а другой – иностранный гражданин, то выход из гражданства осуществляется в упрощенном порядке. В соответствии со ст. 20 Закона о гражданстве выход из гражданства РФ не допускается: а) если гражданин РФ имеет не выполненное перед РФ обязательство, установленное федеральным законом (например, после получения лицом призывного возраста повестки о призыве на срочную военную службу до ее окончания); б) в случае привлечения данного лица в качестве обвиняемого по уголовному делу либо если в отношении его имеется вступивший в законную силу обвинительный приговор суда; в) в случае, если лицо не имеет иного гражданства и гарантий его приобретения

От выхода из гражданства следует отличать лишение гражданства, означающее прекращение гражданства по решению государственных органов против воли данного лица. Лишение гражданства есть санкция, применяемая к лицу в случаях, если его поведение не согласуется с интересами данного государства. В большинстве стран подобная мера не применяется, хотя иные страны такую меру практикуют. Ее основаниями являются: служба в армии иностранного государства, государственная служба в другой стране, совершение враждебных действий по отношению к своему государству.[36]

Основанием прекращения гражданства является также отмена решения о приеме в гражданство РФ. Причиной для этого является приобретение гражданства на основании заведомо ложных сведений и фальшивых документов. Оговаривается, что отмена решения о приеме возможна только в течение пяти лет после того, как оно было принято. Основанием прекращения гражданства РФ является оптация гражданства в случаях, когда гражданин России при изменении государственной принадлежности территории, на которой он проживает, выбирая гражданство.[37]


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Развитие социальных прав и политики государства приводит к созданию государства всеобщего благосостояния. Государство считается таким, если в нем правительственные организации обеспечивают материальную поддержку людям, не способным содержать себя самостоятельно, безработным, больным, инвалидам и престарелым. Институт гражданства выполняет следующие функции:

1) устанавливает предпосылку для обладания правами, обязанностями и ответственностью, закрепленными конституцией;

2) защищает от лица государства права граждан;

3) защищает интересы государства;

4) способствует развитию народов, повышению качества народа;

5) защищает интересы нации;

6) повышает сплоченность народов, патриотизм граждан.

Трудность понимания такого явления, как гражданство, заключается в том, что оно, такое простое на первый взгляд, на самом деле является сложным и многогранным. Более того, в этом заключается его природа. Гражданство может быть национальным и двойным, федеративным и республиканским, прирожденным и приобретенным. Гражданство может быть почетным. Его можно предоставить, пожаловать, лишить, утратить. Гражданство некоторых стран можно купить. Как правило, гражданство определяется в виде связи индивида с государством, но очевидно, что в то же вре­мя оно представляет собой и определенное состояние общества. Поэтому гражданство следует рассматривать не только как государственный и правовой институт, но и как институт социально – культурный, нравственно – психологический. Юридическая природа гражданства включает в себя и институт права, и правоотношение, и правовое состояние, и субъективное право. Для того, чтобы лицо могло считаться гражданином какого – либо государства, необходимо документальное подтверждение гражданства. Таким образом, принципы института гражданства можно рассматривать как часть более общей проблемы принципов права в целом. Принципы представляют собой основополагающие идеи, руководящие начала, характеризующие единство и основные тенденции развития правовых норм, регулирующие данную сферу общественных отношений. Они отражают объективно сложившиеся закономерности развития общества, вытекают из содержания политики государства и содержат обобщенную характеристику отрасли права. Принципы института гражданства представляют собой исходные начала, ведущие идеи и установки, на основе взаимосвязей элементов содержания гражданства, определяющие его стабильность.

Конституция Российской Федерации и Закон о гражданстве Российской Федерации установили общие основы отношений гражданства:

1. Гражданство РФ является единым, т.е. граждане России, постоянно проживающие на территории республики составе Российской Федерации, являются одновременно гражданами этой республики. Этот принцип очень важен для федеративного государства, для сохранения его целостности.

2. Гражданство РФ является равным независимо от оснований и время его приобретения.

3. Гражданство РФ имеет открытый и свободный характер. Каждый человек вправе приобрести российское гражданство или изменить его.

4. Гражданин России не может быть лишен своего гражданства. Это совершенно новый для нашей страны принцип, т.к. ранее законодательство прежних, советских времен закрепляло такую форму утраты гражданства.

5. Гражданство России не препятствует возможности иметь гражданство иностранного государства, Это тоже совершенно новый для нашего законодательства принцип. Понятно, что признание двойного гражданства основывается на определенных условиях: ходатайство лица, разрешение государства, наличие соответствующего договора между РФ и этим государством.

6. Гражданство РФ не может автоматически изменяться при заключении или расторжении брака с лицом, не являющимся российским гражданином.

7. Граждане России, находящиеся за пределами РФ находятся под защитой и покровительством российского государства.


 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Конституция РФ. – М.: ООО «ВИТРЭМ», 2001.

2. Семейный кодекс РФ 29.12.1995 N 223-ФЗ СПС: Консультант Плюс

3. Указ Президента РФ от 14 ноября 2002 г. №1325 «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации»

4. Указ Президента РФ от 14 ноября 2002 г. №1318 «Об утверждении Положения о Комиссии по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации и ее состава» (с изм. и доп. от 25 ноября 2003 г.)

5. Закон РФ от 28.11.1991 № 1948-1 «О гражданстве РФ» в ред. Федерального закона от 31.05.2002 № 62-ФЗ СПС: Консультант Плюс

6. Федеральный закон от 24.05.1999 N 99-ФЗ «О государственной политике РФ в отношении соотечественников за рубежом» СПС: Консультант Плюс

7. Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» СПС: Консультант Плюс

8. Постатейный комментарий к Федеральному закону от 31.05.2002 N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» под ред. Н.В. Леоновой, А.А. Пелишенко СПС: Консультант Плюс

9. Комментарий к Конституции РФ. М., 1994.

10. Люшер Ф. Конституционная защита прав и свобод личности. М., 1993.

11. Стрекозов В.Г., Казанцев Ю.Д. Государственное (конституционное) право

12. Российской Федерации: учебник. М., 1997.

13. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник.- 3-е изд., перераб. и доп.- М.: Юристъ, 2005.

14. Колюшин Е.И. Конституционное право России: Курс лекций. М.: Городец, 2006.

15. Куплеваский Н.О. Русское государственное право. Т. 1. Харьков, 1902.

16. Кутафин О.Е. Российское гражданство. М.: Юрист, 2003.

17. Некрасов С.И. Конституционное право РФ. 2009. Конспект лекций. Юрайт-Издат, 2009.

18. Червонюк В.И. Конституионное право России. Москва, 2004

19. Актуальные проблемы гражданства. Материалы международной научно-практической конференции по проблемам гражданства. М., 1995.

20. Варлен М. Новые аспекты института российского гражданства // Законность. – 2006г– №12. – С.5-9.

21. Блинов А.Б., Чаплин Г.Ю. Гражданство России: проблемы и перспективы // Конституционное и муниципальное право. – 2006 – №4. – С.3-4.

22. Миронов В.Ф. «Гражданство Российской Федерации» 2007

23. Комментарий к законодательству государств - участников СНГ о гражданстве. – М.: Юридическая литература, 2008г


[1] Куплеваский Н.О. Русское государственное право. Т. 1. Харьков, 1902. С. 134

[2]Кутафин О.Е. Российское гражданство. М.: Юрист, 2003. С. 15

[3]Федеральный закон от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве РФ» ст.3

[4] Комментарий к Федеральному закону от 31.05.2002 N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (постатейный) (Н.В. Леонова, А.А. Пелишенко)

[5] Колюшин Е.И. Конституционное право России: Курс лекций. М.: Городец, 2006.

[6] Актуальные проблемы гражданства. Материалы международной научно-практической конференции по проблемам гражданства. М., 1995. С. 28.

[7] Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник.- 3-е изд., перераб. и доп.- М.: Юристъ, 2002. С. 202-203

[8] Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник.- 3-е изд., перераб. и доп.- М.: Юристъ, 2002. С. 204-209

[9] Комментарий к Федеральному закону от 31.05.2002 N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (постатейный) (Н.В. Леонова, А.А. Пелишенко)

[10]Федеральный закон от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве РФ» ст.4 ч. 1

[11]Комментарий к Федеральному закону от 31.05.2002 N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (постатейный) (Н.В. Леонова, А.А. Пелишенко)

[12]Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник.- 3-е изд., перераб. и доп.- М.: Юристъ, 2002. С. 209

[13]Комментарий к Федеральному закону от 31.05.2002 N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (постатейный) (Н.В. Леонова, А.А. Пелишенко)

[14] Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник.- 3-е изд., перераб. и доп.- М.: Юристъ, 2002. С. 209-210

[15] Некрасов С.И. Конституционное право РФ. 2009. Конспект лекций. Юрайт-Издат, 2009. С 41

[16] Федеральный закон от 24.05.1999 N 99-ФЗ «О государственной политике РФ в отношении соотечественников за рубежом» ст. 7

[17]Некрасов С.И.Конституционное право РФ. 2009. Конспект лекций. Юрайт-Издат, 2009. С 41

[18] Комментарий к Федеральному закону от 31.05.2002 N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (постатейный) (Н.В. Леонова, А.А. Пелишенко)

[19] Некрасов С.И. Конституционное право РФ. 2009. Конспект лекций. Юрайт-Издат, 2009. С 41

[20]Комментарий к Федеральному закону от 31.05.2002 N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (постатейный) (Н.В. Леонова, А.А. Пелишенко)

[21] Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» ст. 31

[22]Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник.- 3-е изд., перераб. и доп.- М.: Юристъ, 2002. С. 211-212

[23] Закон РФ от 28.11.1991 № 1948-1 «О гражданстве РФ»

[24]Конституционное право России Червонюк В.И., Москва, 2004

[25]Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник.- 3-е изд., перераб. и доп.- М.: Юристъ, 2002. С. 213-216

[26] Комментарий к Федеральному закону от 31.05.2002 N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (постатейный) (Н.В. Леонова, А.А. Пелишенко)

[27] Конституционное право РФ. Некрасов С.И. 2009. Конспект лекций. Юрайт-Издат, 2009. С 45

[28] Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник.- 3-е изд., перераб. и доп.- М.: Юристъ, 2002. С. 216-218

[29] Комментарий к Федеральному закону от 31.05.2002 N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (постатейный) (Н.В. Леонова, А.А. Пелишенко)

[30] Федеральный закон от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве РФ» п.1 ст.13

[31] Федеральный закон от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве РФ» п.1 ст.14

[32] Конституционное право России Червонюк В.И., Москва, 2004

[33] Федеральный закон от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве РФ» ст. 15

[34] Комментарий к Федеральному закону от 31.05.2002 N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (постатейный) (Н.В. Леонова, А.А. Пелишенко)

[35] Федеральный закон от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве РФ» ст. 18

[36] Конституционное право России Червонюк В.И., Москва, 2004

[37] Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник.- 3-е изд., перераб. и доп.- М.: Юристъ, 2002. С. 220



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: