Групповой исследовательский проект выполняется группой из 2 - 4 студентов. Каждая группа студентов выбирает одну из предложенных тем исследовательских проектов. Проект состоит из двух частей: 1) построение и анализ эконометрических моделей на кросс-секционных данных; 2) построение и анализ эконометрических моделей на панельных данных. Выполнение исследовательского проекта предполагает выполнение следующих этапов:
1.сбор статистических данных, необходимых для выполнения проекта. Основным источником статистических данных являются общедоступные материалы Росстата (EMISS) по российским регионам. Минимальный набор данных для выполнения исследовательского проекта по российским регионам должен включать одну зависимую переменную и четыре объясняющих переменных, в т.ч. одну бинарную (факторную) объясняющую переменную. Файл с данными также должен содержать code-book, включающий в себя краткие и полные названия переменных, единицы измерения и полное наименование источника данных.
Для построения регрессионных моделей на кросс-секционных данных данные должны быть представлены за один период в формате xlsx в следующем виде:
Y | Х1 | Х2 | Х3 | Х4 |
…. | …. | …… | …. | ….. |
Для построения регрессионных моделей на панельных данных данные должны быть представлены за 3 периода в формате xlsx в следующем виде (модели на панельных данных строим без бинарной переменной!!!!):
region | year | Y | Х1 | Х2 | Х3 |
2 | |||||
… | … | … | … | … | … |
|
2. написание скрипта, содержащего этапы анализа данных, их визуализацию и результаты регрессионного анализа: загрузка данных из файла xls; расчет описательных статистик, гистограммы распределения переменных, корреляционную матрицу переменных; диаграммы рассеивания для зависимой и объясняющей переменных. Оценку моделей на кросс-секционных данных - парной регрессии, оценку множественной регрессии без бинарной объясняющей переменной, оценку множественной регрессии с бинарной переменной, оценку множественной регрессии с бинарной переменной вв логарифмах (коэффициенты, стандартные ошибки, t-статистики, R2) и вывод результатов в итоговую таблицу (команда mtable). Проведение анализа факторов на наличие мультиколлинеарности (корреляционная матрица, VIF), вывод о наличии/отсутствии мультиколлинеарности. Проведение тестов на гетероскедастичность, вывод об отсутствии/наличии гетероскедастичности. При наличии гетроскедастичности – использовать робастные стандартные ошибки.
Оценку моделей на панельных данных – оценка множественной регрессии - сквозной (pooling), c фиксированными (FE) и случайными эффектами (RE). Сравнение моделей (F-тест, тест Хаусмана, тест Бройша-Пагана).
3. подготовка письменного отчета по групповому исследовательскому проекту (5-10 страниц), включающего: исследовательский вопрос, его мотивацию; формулировку гипотезы исследования; описание используемых данных и их источников, в т.ч. таблиц № 1 и 2, а также гистограммы распределения зависимых переменных, корреляционной матрицы; спецификацию модели, ее описание, результаты тестирования, сведенные в таблицу 3, включающую оценку четырех спецификаций, коэффициенты, их стандартные ошибки, t-статистики, R2; обсуждение результатов оценивания и интерпретация коэффициентов, в т.ч. коэффициентов при бинарной переменной. Выводы по моделям, построенных на панельных данных, интерпретация коэффициентов. Сопоставление результатов, полученных при оценке моделей на кросс-секционных и панельных данных. Общие выводы по исследовательскому проекту, как полученные результаты соотносятся с исследовательским вопросом. В приложение к отчету по исследовательскому проекту должны быть включены code-book и скрипт.
|
Таблица 1. Переменные и источники данных
Краткое наименование переменной | Полное наименование, определение переменной | Ед. изм. | Источник |
…. |
Таблица 2. Описательные статистики
Краткое наименование переменной | Кол-во наблюдений, N | Mean | Median | Мin | Max | SD |
…. |
Таблица 3. Результаты оценивания моделей на кросс-секционных данных
Наименование переменной | Модель 1 | Модель 2 | Модель 3 | Модель 4 |
….. | () | () | () | () |
…. | () | () | () | () |
… | … | … | … | … |
R2 | ||||
N |
4. подготовка презентации доклада (PowerPoint, TeX) и его защита. Презентация должна включать следующие слайды: название проекта, исследовательский вопрос, формулировку гипотезы исследования; используемые данные и их описание, визуализация; спецификация модели; результаты оценивания моделей на кросс-секционных данных (в одной таблице), на панельных данных; заключение. Время на презентацию – 10-15 минут, количество слайдов – 10-12.
|
Таким образом, итоговый пакет документов для оценивания должен включать: файл xlsx с данными и их описанием, скрипт R (рабочий), файл с отчетом по проекту (.doc,.docx,.pdf) и бумажный вариант отчет с приложениями, а также презентация проекта (.ppt,.pptx,.pdf).
Примеры темы групповых исследовательских проектов:
1. Оценка влияния доходов населения на смертность в российских регионах в 2014-2016 гг.
2. Оценка влияния уровня преступности в экономической сфере на ВРП (на душу населения) в российских регионах в 2014-2016 гг.
4. Оценка влияния уровня доходов населения на его отток (количество выбывших) в российских регионах в 2014-2016 гг.
5. Оценка влияния уровня доходов населения на уровень рождаемости (количество выбывших) в российских регионах в 2014-2016 гг.
6. Оценка двухфакторной производственной функции экономики российских регионов в 2014-2016 гг.
7. Оценка двухфакторной производственной функции сельского хозяйства российских регионов в 2014-2016гг.
8. Оценка влияния объема инвестиций на ВРП (на душу населения) в российских регионах в 2014-2016 гг.
9. Оценка влияния инновационной активности на ВРП (на душу населения) в российских регионах в 2014-2016 гг.
10. Оценка влияния качества человеческого капитала на ВРП (на душу населения) в российских регионах в 2014-2016 гг.
11. Оценка влияния качества человеческого капитала на уровень преступности в российских регионах в 2014-2016 гг.
12. Оценка влияния уровня развития транспортной инфраструктуры на ВРП (на душу населения) в российских регионах в 2014-2016 гг.
Можно предложить свою тему исследовательского проекта.