Заполнить таблицу по многообразию пресмыкающихся.




РАБОЧИЙ ЛИСТ

Тема ________________________

Цель: раскрыть особенности внешнего и внутреннего строения класса

Пресмыкающихся, уметь сравнивать класс Пресмыкающихся и класс Земноводных.

Знать: основные признаки класса Пресмыкающиеся; особенности строения и жизнедеятельности.

Владеть: терминологией по изучаемой теме.

См. материал в учебнике Биология: параграф 52.Задания делать в письменном виде в тетради или распечатать рабочий лист

1. Подпишите под каждым изображением название соответствующего животного.

 

2. Внешнее строение и органы чувств. Прочтите информацию о внешнем строении пресмыкающихся (учебник, с. 200-201) и выполните задание (восстановите текст, вставляя пропущенные слова). Подумайте, какие особенности внешнего строения, предохраняют организм рептилий от потери воды (подчеркните предложения, которые, на ваш взгляд, описывают эти приспособления).

 

Внутреннее строение.

Ø Скелет (на примере ящериц, змей и черепах). Рассмотрите рисунки. Исходя из собственных наблюдений, текста учебника (с. 201), и дополнительной информации, заполните таблицу, а также отметьте на схеме строения скелета змеи границы шейного и хвостового отдела позвоночника.

Дополнительная информация

В позвоночнике пресмыкающихся четко выделяются шейный, грудной, поясничный, крестцовый и хвостовой отделы. В шейном отделе 8 (у ящерицы) и более позвонков, а череп сочленяется с первым шейным позвонком при помощи одного мыщелка. Благодаря этому пресмыкающиеся могут поворачивать голову в разные стороны. С позвонками грудного и поясничного отделов сочленяются рёбра. У большинства пресмыкающихся несколько пар рёбер соединяются с грудиной, в результате чего образуется грудная клетка, которая защищает внутренние органы и имеет значение в дыхании. У черепах рёбра срослись с панцирем. Поэтому их дыхательные движения осуществляются поясом передних конечностей. У змей нет грудины (и, соответственно, грудной клетки) и все рёбра оканчиваются свободно, иначе было бы невозможно проглотить пищу целиком (так питаются все змеи). Тазовые кости у пресмыкающихся срослись с двумя позвонками, что укрепило пояс задних конечностей.

Ø Дыхательная и кровеносная система. Обмен веществ. Нервная система.

Восстановите таблицу: укажите название системы органов, или и особенности их строения, в связи с их ролью в приспособлении к истинно наземному образу жизни.

Система         Нервная система
Особенности   В органах выделения – почках – усилен механизм возврата воды в тело.    
Значение Кровь меньше смешивается, при этом наиболее богатая кислородом идет к голове, смешанная – ко всем органам тела, насыщенная углекислым газом – к легким   Увеличивает поверхность соприкосновения органов с воздухом, усиливая газообмен.    

Ø Размножение и развитие.

Рассмотрите рисунок, отражающий жизненный цикл морской черепахи. Определите последовательность стадий развития животного (обозначьте цифрами). На основании рисунка и текста учебника (с. 202) определите особенности размножения рептилий в связи с истинно наземным образом жизни зачеркните ненужное слово).

Оплодотворение внутреннее/наружное.

Яйцо покрыто защитной скорлупой, что предотвращает зародыш от высыхания/поедания хищниками. В яйце содержится маленький/большой запас питательных веществ.

Развитие с превращением/прямое.

 

Заполнить таблицу по многообразию пресмыкающихся.

Сравнительные признаки Класс пресмыкающиеся  
Ящерицы (чешуйчатые) Змеи (чешуйчатые) черепахи крокодилы
Среда обитания        
Формы тела        
Покров тела        
Способ передвижения        
Особенности питания        
значение        

Задание «Найди ошибку».

Найдите шесть ошибок в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их. Сверьтесь с эталоном.

(1) В классе пресмыкающихся выделяют четыре ныне существующих отряда.

(2) Это чешуйчатые, крокодилы, черепахи и клювоголовые.

(3) Большое число видов обитает в умеренном климатическом поясе, а в районах с тропическим и субтропическим климатом их значительно меньше.

(4) У всех представителей класса по две пары конечностей, располагающихся по бокам туловища, слегка поднимающих тело животного над землёй.

(5) Пресмыкающиеся покрыты роговыми чешуями или щитками. Их кожа лишена желёз, испаряет очень мало влаги.

(6) Так же, как и для Земноводных, для рептилий характерно наличие грудной клетки, которая защищает органы полости тела и помогает при дыхании. (7) Дышат они атмосферным воздухом, используя лёгкие и кожу.

(8) Это холоднокровные животные, то есть температура тела зависит от температуры окружающей среды. (9) В кровеносной системе два круга кровообращения, а сердце состоит из трёх отделов.

(10) Более совершенное зрение и обоняние играют решающую роль в пространственной ориентации и поведении животных в наземных условиях.

(11) Размножаются пресмыкающиеся на суше, оплодотворение у них наружное, а плотная кожистая оболочка или скорлупа защищает яйца рептилий от съедания хищниками.

Ответ:

Номер предложения Верный ответ
   

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: