Национальный китайский костюм




Бытовая картина на Костюм китайского чиновника

Мифологическую тему

Костюм китайского чиновника  

 

 

Одежда зажиточного китайца.

Национальный китайский костюм

Традиционная цветовая символика китайского костюма

 

Многим известны достижения буддистов и даосов в области коррекции психосоматики человека. Но не все знают, что еще в добуддистском Китае Конфуцием были разработаны и описаны способы коррекции психофизического состояния человека с помощью одежды, ее покроя, цвета, орнамента и украшений с оккультной символикой... Эти принципы легли в основу китайского национального костюма. Но так как разумное правление в Китае было далеко не всегда (в период династии Мин многие знания в этой области были утеряны), принципы ритуального двучастного китайского костюма были почти забыты. К ним очень серьезно относились в буддизме и даосизме. Внимание к повседневной жизни человека, к его изначальной природе, лежащее в основе этих систем, не могло обойти область одежды, которая, как и все окружающие предметы, должна была способствовать внутреннему сосредоточению. Как? Будем исходить из философских принципов древнего Китая. Итак, жил-был костюм. Поскольку он был ритуальным и самым старым в семье китайской национальной одежды костюмом, его очень уважали. Было ему, чем гордиться - ведь его создавали великие мудрецы Поднебесной и носил сам Сын Неба (император). Костюм уподобляли храму, так как символика его структурной системы была очень схожа. "Я так же важен в государстве, как и храм",- говорил он. "Я помогаю императору управлять государством, ученикам и монахам - успокаивать мысли и сосредоточиваться для преодоления испытаний на пути к просветлению, я защищаю путников от холода и ветра, а мастерам у-шу не мешаю плавно и красиво двигаться и наносить точные удары. Мои создатели уподобили человеческие взаимоотношения отношениям между Небом и Землей". Из древневосточной легенды мы знаем о существовании горы Суньшань или Куньлунь. Она служила связью между Небом и Землей. Отсюда - часто встречаемое изображение горы на узорах из облаков, окруженной двенадцатью зернами риса (символ зависимости земледелия от двенадцати месяцев года и двенадцати созвездий Зодиака). Дракон считается повелителем дождя и воплощением "ян" (Небо). "Ян" сливается со стихией "инь" (Вода) - дракона изображали парящим в облаках, играющим пылающей жемчужиной, рождающей молнии. Дракон, как и дождь,- символ союза Неба и Земли. Взаимодействие двух противоположных начал являются причиной круговорота пяти стихий, каждая из которых имела свой цвет и время года. На этом была основана цветовая символика в одежде, ставшая государственным ритуалом во времена Конфуция. Стихии дерева соответствовал зеленый цвет (весна), огню - красный (лето), металлу - белый (Осень), воде - черный (зима). Существовавшие в Китае праздники встречи каждого нового времени года происходили в обстановке, когда весь двор и все государственные чиновники были обязаны надеть одежду того цвета, который соответствовал встречаемому времени года. Праздник конца лета, когда созревал хлеб, считался праздником Земли. Символическим цветом этого праздника был желтый. Существование других оттенков и других цветов объяснялось чередованием пяти элементов по принципу взаимного "покорения": огонь "покоряет" (плавит) металл - красный и белый дают розовый, металл рубит дерево - белый и зеленый дают бирюзовый и т.д. Помимо цветовой символики существовала система аллегорических изображений животных и птиц, которая помимо идеологического имела еще и социальное значение. Гражданские чины обозначались символами различных птиц, а военные - символами животных в иерархической последовательности.

КИТАЙСКИЕ МОДЕЛЬЕРЫСЕГОДНЯ

Эксперт русской службы МРК Ольга Карташевская пишет: Индустрия модной одежды развивается сейчас в Китае очень быстрыми темпами, идя в русле современной мировой моды. В наши дни китайские модельеры имеют практически неограниченные возможности для творчества и профессионального роста. Такие, что и не снились их предшественникам лет десять-двадцать тому назад. Тогда, по словам члена Всекитайской ассоциации модельеров г-на Сун Вэньвэня, ни в одном высшем заведении Китая не преподавалась такая дисциплина, как моделирование одежды, и ни одна фабрика по пошиву одежды двадцать лет назад не имела в штате своих модельеров. К слову сказать, сейчас этой специальностью можно овладеть в более чем сорока колледжах и университетах. По данным, приведенным газетой "China daily", в Китае сегодня работает 6-7 тысяч профессиональных модельеров, и тем не менее ощущается их острая нехватка.

По мере того, как революция в одежде в Китае набирает скорость, даже самые обычные люди, а не какие-нибудь законодатели мод, начинают потихоньку экспериментировать, придавая все большее значение своему внешнему виду. Ушло в прошлое то время, когда модельеры сталкивались с безнадежным, как им казалось, консерватизмом китайских покупателей, ставящим их в тупик. Для китайцев, привыкших в течение столь многих лет носить безликую, мешковатую одежду, поначалу не так-то просто было сделать выбор между традицией и модой. Но теперь эти времена позади. В прошлый раз я рассказывала вам, как нарядно выглядят сейчас пекинские улицы.

Большую роль в этом отношении безусловно сыграл неизмеримо возросший уровень жизни населения Китая. Только представьте себе, что в 1978 году, по данным Всекитайского научно-исследовательского центра моделирования одежды, в среднем китайцы тратили на одежду только 14.74 юаня, что составляет примерно 2 доллара США, причем в основном она была домашнего пошива. А в 1993 году уже 70% одежды покупалось в магазине, и в среднем расход на нее в городах, например, достиг 300 юаней, или то есть чуть больше 36 долларов. А вот весьма впечатляющая цифра: в 1998 году китайцы истратили на покупку одежды рекордную сумму - 360,8 млрд юаней (43,5 млрд долл.). Это говорит об огромных потенциальных возможностях китайского рынка, недаром им так интересуются иностранные модные дома, включая и нашего Славу Зайцева, который несколько лет назад приезжал в Китай со своей коллекцией. А вывеску "Pierre Cardin" уже и сейчас можно увидеть на улицах Пекина. Но самое важное, как считает известный китайский модельер У Хайянь, чтобы в Китае со временем появились свой Pierre Cardin, Yves Saint Laurent и Karl Lagerfeld. Он верит, что это будет, подчеркивая при этом, что на успех можно рассчитывать только в том случае, если китайские модельеры будут вести свой творческий поиск на пути сочетания современных концепций в развитии мировой моды и богатейшего наследия самого Китая.

А то, что сейчас в мире проявляется большой интерес к традиционному национальному костюму, подтверждает необыкновенный успех, который имела за рубежом коллекция исторического костюма Ши Яньцинь, известного модельера и хранительницы Музея истории китайского костюма в Пекине. Ей рукоплескал Париж и Нью-Йорк. Г-жа Ши особо подчеркивет, что в ее коллекции нет театральных костюмов, а только копии подлинных нарядов, описания которых содержатся в исторических романах и хрониках. «Я знаю, что зарубежная публика аплодирует не лично мне как модельеру. Это свидетельство огромного уважения, которое она питает к древней китайской культуре, - говорит она, - а наш показ в этом отношении очень познавателен».

Очаровательные манекенщицы демонстрировали на подиуме экзотические наряды, в которых ходили китаянки во времена давно канувших в Лету династий. Здесь были тяжелые церемониальные платья императриц из парчи и легкие шелковые одеяния наложниц. 3-4 тысячи лет тому назад костюм уже четко говорил о принадлежности человека к определенному социальному слою и была строго регламентирован для разных случаев. Во времена Цинь Шихуана(Ш век до н.э.) одеяния для жертвоприношений, например, обязательно предполагали черный верх и темно-красный низ. А платье китайского императора, которое он носил во время церемоний, должно было быть украшено эмблемами, которые в первозданном виде дошли до последней Цинской династии еще со времен эпохи Чжоу, которая была до нашей эры. Среди этих эмблем солнце, луна и звезды означали могущество государства; гора – достоинство императора и силу; огонь – великолепие; меч- решительность. А все вместе они должны были утверждать превосходство императора над подданными.

Безусловно, в наше время одежда более унифицирована и демократична, и мы скорей выбираем то, что нам удобно носить. Хотя иногда, следуя капризам моды, и претерпеваем некоторые неудобства, взять хотя бы уходящую в этом сезоне обувь на высокой платформе или снова появившиеся сапоги-чулки. Пекинские девушки уже их одели, ведь они стараются не отставать от моды. А это значит, что у китайских модельеров впереди много работы и очень широкие перспективы.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: