Пословицы и поговорки о труде.




Проект

«Любимое произведение- сказ

П.П. Бажова»

 

 

Актуальность реализации проекта

Воспитание патриотических чувств- задача каждого родителя, педагога. Начинать нужно с малого-с любви к родному городу, краю.

Уральский край – богат он своей историей, своими тайнами, своими мастерами да умельцами. Урал - «редчайшее место и по мастерам и по красоте». Невозможно познать красоту Урала, если не побывать на удивительных, чарующих тишиной и покоем уральских прудах и озерах, в сосновых борах, на легендарных горах. Здесь на Урале, веками жили и трудились талантливые мастера, только здесь мог изваять свой каменный цветок Данила-мастер, и где-то здесь уральские мастера видели Хозяйку медной горы.

Действительно уральцы очень любят свою природу, но довольно плохо знакомы с богатством Уральского сказочного литературного наследия. А ведь образы,созданные Павлом Бажовым, имеют непосредственное отношение к национальной самоидентификации. По меткому выражению историка и профессора языкознания Майи Никулиной «природа языка, переданная в уральских сказах Павла Бажова-это язык русской Одиссеи. А сам Бажов - по теперешним меркам, самый настоящий культовый писатель, создавший новую уральскую мифологию на основе легенд и преданий».

 

М.П.Никулина, историк: «Бажовские корни искать следует не в рабочем уральском фольклоре, а в пространстве более обширном и отдалённом – в древних мифах, которые откровенно настаивают на том, что Урал – земля отмеченная, занимающая особое место на планете».

 

Да, славится наш край своими писателями да сказителями. Именно они рассказывают в своих произведениях о жизни нашего края, о его особенностях и традициях.Сама уральская земля рождала легенды и сказки. П.П.Бажов учился видеть и понимать богатство и красоту горного Урала. Сказы Бажова впитали сюжетные мотивы, фантастические образы, колорит, язык народных преданий и народную мудрость. Рассказывая об искусстве уральских умельцев, отражая красочность и своеобразие старого горнозаводского быта, Бажов вместе с тем ставит в сказах общие вопросы – об истинной нравственности, о духовной красоте и достоинстве трудового человека.

 

Павел Петрович Бажов написал много интересных сказов, в которых быль тесно переплетается с вымыслом. Читая его произведения, мы окунаемся в мир необычный и удивительный.Знакомство с творчеством наших писателей – это основа и фундамент для формирования знаний о родном крае.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пословицы и поговорки о Родине.

На чужой стороне Родина милей вдвойне.

Одна у человека родная мать, одна у него и Родина.

Береги землю родимую, как мать любимую.

Кто за Родину горой, тот и герой.

В каком народе живёшь, того обычая держись.

Ищи добра на стороне, а дом люби по старине.

Народная дружба и братство - дороже всякого богатства.

Пословицы и поговорки о труде.

Без труда и отдых не сладок.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Всякое уменье трудом дается.

Где хотенье, там и уменье.

Дела словами не заменишь.

Делу — время, потехе — час.

Каков мастер, такова и работа.

Кончил дело — гуляй смело.

Копнешь, так и найдешь.

Маленькое дело лучше большого безделья.

- Стихотворения о земле писателя.

1.То приветлива, то сурова

Сходит с каменных гор заря.

Ты прекрасна, земля Бажова,

Трудовая Урал-земля!

2.Прорастают цветы сквозь скалы,

Полыхает огнём гора:

Это новые пишут сказы

Рудознатцы и мастера.

3.Над Уральским хребтом рассветы

Рукотворным горят огнём,

Отшлифованы самоцветы

Жизнью, радостью и трудом.

4.И становится делом слово,

В каждом камне — цветы цветут...

Продолжается сказ Бажова,

Продолжаются Жизнь и Труд!

- Творчество Павла Бажова неразрыв­но связано с жизнью горнозаводского Урала. Неисчерпаемы богатства здеш­них недр, неповторимо своеобразна кра­сота этого края с его лесистыми горами, глубокими прозрачными озёрами.Есть одна легенда об Урале:

Говорят, будто Бог, когда землю соз­давал, решил людям добро сделать. Взял золота, меди, камней самоцвет­ных... да по всей земле и рассыпал. Где, конечно, погуще, где вовсе редко. Одна­ко везде хоть сколько-нибудь, да попа­ло. Глядит, а золота, самоцветов и про­чего ещё целая горсть осталась. Поду­мал Господь, да и высыпал их между Европой и Азией. Так будто бы Уральс­кие горы и получились. Кто на Урале бывал, тот знает: леса стоят — изумруд да малахит, озёра — горным хрусталём переливаются, рябинушка по осени ру­бином горит. И люди, которые здесь жи­вут, — чисто камень-самоцвет: трудо­любивые, мастеровые...Именно таких мы и встречаем в «Уральских сказах» П.П. Бажова.

- Писательский талант открылся у Бажова, когда ему было уже почти 60 лет. В 1939 году была опубликована первая книга «Сказы старого Урала» — «Малахитовая шкатулка». Павел Ба­жов говорил, что в основе его сказов —«быль с элементами сказочного».

- Сказ­ка — это вымысел, а сказ — это описа­ние реальных событий, но с элементами фантастики.

- Сказы Бажова причудли­вы, захватывающе чудесны. Герои ска­зов — крепостные люди, уральские ра­бочие: рудокопы, мастера-камнерезы, гранильщики. Они трудолюбивы и талантливы.

- Загадки из малахитовой шкатулки.

Кто-то сидит у окошка в избушке,

А маленький козлик стоит на опушке.

Ударит копытцем - каменья летят,

И россыпи их под луною блестят.

С козликом рядом кошка Мурёнка,

И смотрит на них из окошка.

 

- Из каких сказов эти строки?

1.«Да ведь эта сама Хозяйка. Её одёжа - то. Из шёлкового малахиту платье»

2. «Танюшка побегала много - мало по хозяйству и забралась в избу поиграть отцовскими камешками. Надела наголовник, серьги повесила…»

3.«Глядит, - а из того водяного окошка старушонка вышла. Ростом не больше трёх четвертей. Платьишко на ней синее, платок на голове синий и сама вся синёхонька, да такая тощая, что вот подует ветерок - и разнесёт старушонку.»

-Эти сказы принесли их автору заслуженную сла­ву. В Москве есть улицы, названные имени Павла Бажова и Малахитовая. По сказам Бажова снято нес­колько мультфильмов, есть пьеса «Се­ребряное копытце», опера Кирилла Молчанова «Каменный цветок», балет Сергея Прокофьева «Сказ о каменном цветке».

-В память о писателе в областном городе Екатеринбурге есть памятник и дом- музей.

Когда говорят о России,

Я вижу свой синий Урал.

Как девочки, сосны босые

Сбегают с заснеженных скал.

По красоте твоей и силе

Мне не с чем Урал сравнить.

Иной здесь кажется Россия:

Суровой, строже, может быть.

Найдешь ли прекрасней Уральского края!

Здесь горные речки в ущельях играют,

Здесь горы в лохматых зеленых уборах,

Здесь клады глубоко в горах и озерах.

Какие же клады скрыты в Уральской земле?

В моей земле богатства скрыты:

Она и золото хранит,

И рядом с медью – малахиты

Железо, мрамор и гранит.

 

 

 

Аннотация

Проблема: дети не имеют достаточных знаний о культуре и традициях уральского народа и творчестве уральского писателя П. П. Бажова.

Причины возникновения проблемы:

1. Образовательной программой предусмотрено включение регионального компонента, но содержание раздела «Художественная литература» не позволяет в рамках непосредственной образовательной деятельности полноценно знакомить с произведениями уральского сказителя.

2. Современное общество строит свою жизнь в свете новейших ресурсов и информации, порой забывая, что прошлое и будущее человечества связаны. Семейное воспитание все меньше внимания уделяет ознакомлению детей с традициями и культурой малой Родины, в том числе из-за низкого уровня компетентности родителей в этом вопросе.

3. Возникает информационное голодание в области пропаганды и в области историко-культурного наследия, традиций родного края.

 

Цель проекта: углубление знаний о культуре и традициях уральского народа посредством ознакомления с произведениями сказителя П.П.Бажова.

 

Задачи:

· формировать представления об Уральском писателе-сказителе П.Бажове, его сказах, как части культуры Уральского народа;

· познакомить родителей с основами патриотического воспитания дошкольников, направленными на приобщение к культурному наследию родного края;

· создать условия для расширения социального опыта дошкольников в процессе ознакомления с историко-культурным наследием и традициями Урала»

· развивать творческие способности детей посредством продуктивной деятельности, стимулировать желание создавать красивое своими руками;

· формировать чувство гордости за свой родной край;

 

Тип проекта: творческий, информационно-исследовательский.

Вид проекта: индивидуальный

Сроки реализации проекта: февраль, март.

Участники проекта: Ангелина Каримова,ученица 7б класса

Ожидаемый результат:

-обогатились знания в области творчества уральского писателя; имеет представления о жизни людей на Урале;

-активно вступает во взаимодействие в различных видах деятельности;

-высказывает свое мнение, пересказывает эпизоды произведений; обогатился словарный запас;

-проявляет творческую индивидуальность и самостоятельность в продуктивной деятельности;

 

 

Реализация проекта

Этап. Подготовительный.

-Познакомить с темой проекта;

-Провести консультацию «Патриотическое воспитание через произведения П. П. Бажова»

-Оформить выставку книг по творчеству писателя;
-Подобрать пословицы, поговорки о родном крае и о труде.

Этап. Основной.

Познавательно – исследовательская деятельность:

-Прочитать сказ: «Как жили люди на Урале», «Правда или вымысел?».

-Рассматривание иллюстраций к сказам П.П. Бажова

Коммуникативная деятельность:

-Чтение сказов П.П. Бажова, пересказ эпизодов.

-Чтение и обсуждение пословиц и поговорок о труде, о Родине.

-Рассказывание стихотворений о родном крае.

Продуктивная деятельность:

-«Ящерица». Нетрадиционные техники рисования(иллюстрации к сказу «Хозяйка Медной горы»);
-Иллюстрация к сказу «Серебряное копытце». Нетрадиционные техники аппликации(коллективная работа).

Этап. Заключительный

-Защита проекта

«Любимое произведение- сказ

П.П. Бажова»

 

 

Вывод.

В школьном возрасте развиваются такие черты характера, которые закладываются в основу нравственного и патриотического воспитания: трудолюбие, милосердие, гуманность и т. д. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит он перед собой, чему он удивляется, что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Детский возраст – возраст пытливого ума и ярких впечатлений и мы имеет потенциальные возможности формирования социальных чувств, нравственных, патриотических. Патриотизм, гражданственность как качества личности – глубокий родник, который питает жизненные силы человека, окрашивает поступки, влияет на мировоззрение, социальные качества человека

 

 

 


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: