Обеспечение аутентичности документа




ПРОБЛЕМЫДОЛГОСРОЧНОГО ХРАНЕНИЯ

ЭЛЕКТРОННЫХ ДЕЛОВЫХ ДОКУМЕНТОВ

 

Электронный архив (ЭА) – структурированное хранилище неизменяемых электронных оригиналов документов (электронных изображений бумажных документов), созданное на основе законов и правил ведения архивов на основе законов и правил ведения архивов на конкретной территории (в конкретной стране).

Долговременное хранение – хранение электронных документов сроком не менее 5 лет.

Доступность и информации — «возможность реализации беспрепятственного доступа к информации субъектов, имеющих на это надлежащие полномочия» и одновременное «избежание временного или постоянного сокрытия этой информации от пользователей, получивших права доступа».

Деловой документ - это официальный документ, использующийся в делопроизводстве организаций, регламентирующий деятельность организаций (учреждений, предприятий, фирм), должностных лиц. К таким документам относятся (список неполный): организационно-правовые, распорядительные, лановые, финансово-аналитические, кадровые, отчетные, нормативно-справочные, договорные документы. В рамках данной статьи не рассматриваются вопросы хранения гипертекстовых документов (сайтов), аудио и видео, программного кода, исполняемых файлов.

Аутентичный электронный документ — «электронный документ, точность, надежность и целостность которого сохраняются с течением времени».
Электронная подпись (ЭП), Квалифицированная электронная подпись, Удостоверяющий центр (УЦ) — термины определены в соответствии с Федеральным законом РФ от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи».
В простейшей постановке задача формулируется следующим образом. Требуется обеспечить долговременное хранение электронных документов, их доступность и читаемость в программно-аппаратной среде, причем в течение всего срока хранения должна обеспечиваться аутентичность документа. При этом предполагается, что: аутентичность документа на момент передачи его в архив подтверждена; документы не искажены; сохранность документов полная; нет ограничений на форматы данных передаваемых в ЭА документов; ЭА сертифицирован для работы со средствами ЭП.
При долговременном хранении электронных документов следует исходить из того, что жизненный цикл самого электронного документа определяет информационную среду, а не жизненный цикл информационной системы, в которой документы являются входными и выходными данными. При долговременном хранении гарантированно истекают сроки действия сертификатов ЭП, завершается поддержка версий операционных систем (ОС) и прикладного программного обеспечения, в котором создан документ, версий электронных форматов, в которых создан документ, подвергаются износу и меняются носители информации (диски,флэш-устройства, компакт-диски и др.), тем самым документ гарантированно будет многократно перезаписан на другие носители информации.

Тем самым проблемы, которые всегда возникнут при решении поставленной задачи, следующие:

- аутентичностость документа в течение всего срока хранения;

- старение носителей информации;

- перемещение данных и сохранность метаданных;

- интерпретируемость и отображение электронных документов.

Указанные выше проблемы, конечно, хорошо известны и неоднократно обсуждаемы в среде разработчиков ЭА (см., например, ГОСТ Р 54989-2012,являющийся переводом ISOTR 18492:2005, а также иные «переведенные» ГОСТ и системы требований). Однако в перечисленных документах описание проблем носит скорее рекомендательный характер и формулируется как «разработчики ЭА должны продумать» те или иные вопросы.

Список перечисленных выше проблем не является полным, важными проблемами являются также: информационная безопасность, хранение и обработка больших объемов данных, задача первоначального наполнения, задача потокового ввода, обеспечение катастрофоустойчивости решения ЭА.

Здесь мы не рассматриваем также всевозможные юридические тонкости, связанные с подписанием документов ЭП юридическими и физическими лицами, возможности непризнания электронного документа, не представляющего юридической силы.

Предлагаемые ниже решения проблем долговременного хранения касаются деловых электронных документов, в данном исследовании мы не рассматриваем видео- и аудиодокументы, программный код, веб-документы, конструкторскую документацию.

Обеспечение аутентичности документа

На настоящий момент основным решением проблемы сохранения аутентичности документа является использование ЭП. Однако при долговременном хранении гарантированно возникнет проблема просроченных сертификатов (максимум 5 лет) и ключей подписи.

При решении данной проблемы рекомендуется использовать для длительного хранения только усиленную квалифицированную ЭП, заверенную квалифицированным сертификатом (см. [3]). Кроме того, необходимо, чтобы ЭП содержала подтвержденный штамп времени. Цепочка сертификатов ключей в идеале должна обязательно содержаться внутри ЭП или передаваться в ЭА вместе с ЭП. Только в этом случае есть гарантия, что спустя десятилетия подлинность документа можно будет подтвердить, если за это время, конечно, не изменятся стандарты и будут существовать средства проверки данной ЭП. При этом нужно учесть, что при проверке ЭП может потребоваться список отзыва сертификатов (СОС), актуальный на момент проставления подписи.

В качестве ключевой меры обеспечения аутентичности хранимых документов в ЭА авторами предлагается использовать архивную ЭП, которая автоматически вычисляется для всех электронных документов, помещаемых в ЭА. В организациях, работающих с ЭП, принято за правило периодически проводить смену ключей. Это означает, что все электронные документы, находящиеся в ЭА, следует переподписывать новым ключом ЭП (по сути новой ЭП), при этом старая ЭП должна сохраняться. Данная процедура не утверждена законодательно. Авторы считают, что процедура переподписывания документа электронной подписью оператора при вводе в архив должна быть закреплена законодательно и явиться основой для создания ЭА длительного хранения. Назовем данную процедуру инвентаризацией ЭП. В процессе инвентаризации ЭП подтверждается корректность ЭП документа, и он заверяется дополнительной ЭП (например, с ключом более высокой разрядности) в подтверждение факта инвентаризации. Новая ЭП, как более криптостойкая, исключит (или, по крайней мере, существенно снизит) риск появления в будущем документов-подделок, заверенных старыми «правильными» ЭП в БД ЭА.

Следует обратить внимание на еще один аспект, возникающий при подтверждении аутентичности заверенных ЭП электронных документов, — сложность взаимодействия ЭА с удостоверяющим центром. Особенно часто с ним сталкиваются, когда в ЭА хранятся электронные документы, подписанные ЭП, которые выданы разными УЦ, в том числе в различных регионах РФ. В таком случае возникают ситуации, когда ЭА не может проверить ЭП поступившего документа, кроме того, нет никаких гарантий хранения сертификатов ЭА самими УЦ. На данный момент решения указанной проблемы нет. В качестве одного из промежуточных решений авторы статьи предлагают непосредственно в ЭА организовать хранение всех сертификатов, списков отзыва сертификатов (СОС) и много другой дополнительной информации, на основании которой может быть проведено расследование и установлена подлинность документа.

Современное законодательство допускает наличие у одного лица (организации) нескольких ключей (сертификатов) ЭП. Также прямо не запрещено использование одного ключа (сертификатом) ЭП несколькими лицами. А это, в свою очередь, может создавать путаницу при идентификации лица, подписавшего электронный документ.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: