Cлово и образ в греческой христианской литературе




 

Словом Бог сотворил[1] вселенную и человека по Своему образу[2]. Поэтому связь слова и образа в сознании человека изначальна. В современной культуре образ – исключительно многогранное понятие. Очевидно особое внимание филологов к понятию художественного образа. Можно говорить об образах в искусстве, т. к. иконопись, живопись, скульптура и музыка тоже содержат эту категорию. В литературоведении, философии, психологии, математике, театре каждый раз понятие «образ» наделяется определенным и своеобразным содержанием.

В традиции православия образ имеет как общую характерную семантику, так и свои отличительные черты. Греческая христианская литература – прекрасное пространство для поисков ключевых смыслов и значений образа, духовно важного и значимого. Как известно, в иконоборческую эпоху в VIII-IX вв. велась битва за художественный сакральный образ святого изображаемого лица. Защита священных образов оказалась столь же важной, как и защита священных имен, являющимися продолжением темы Божественных энергий. Чрезмерные преувеличения темы образов и имен привели к крайностям имяславия, появившегося на русской почве и отвергнутого на православном Востоке, – том самом Востоке, где богословие «Ареопагитик» стало внутренним основанием для богословского понимания слова и образа.

· Образ. Εἰκών. Во всем корпусе TLG on-line слово встречается 29,573 раз

· 8 B.C.0

· 7 B.C.0

· 6 B.C.14

· 5 B.C.179

· 4 B.C.152

· 3 B.C.109

· 2 B.C.32

· 1 B.C.272

· A.D. 1432

· A.D. 21,813

· A.D. 3571

· A.D. 46,212

· A.D. 52,147

· A.D. 61,223

· A.D. 71,394

· A.D. 81,338

· A.D. 92,111

· A.D. 10926

· A.D. 111,802

· A.D. 121,149

· A.D. 131,653

· A.D. 142,154

· A.D. 15922

· A.D. 16397

· A.D. 17604

· A.D. 18186

· A.D. 191

· A.D. 200

· Varia1,763

· Incerta17

· 1. CYRILLUS Alexandrinus {4090}1,011

· 2. NICEPHORUS I {3086}999

· 3. JOANNES CHRYSOSTOMUS {2062}867

· 4. CONCILIA OECUMENICA (ACO) {5000}861

· 5. THEODORUS STUDITES {2714}837

· 6. PROCLUS {4036}647

· 7. JOANNES DAMASCENUS {2934}617

· 8. ORIGENES {2042}536

· 9. EUSEBIUS {2018}516

· 10. ATHANASIUS {2035}514

· 11. GREGORIUS NYSSENUS {2017}464

· 12. THEODORETUS {4089}438

· 13. Maximus PLANUDES {4146}423

· 14. DOSITHEUS II PATRIARCHA {9061}419

· 15. GENNADIUS SCHOLARIUS {3195}404

· 16. EUTHYMIUS ZIGABENUS {3038}402

· 17. DIDYMUS CAECUS {2102}354

· 18. CATENAE (Novum Testamentum) {4102}319

· 19. PHOTIUS {4040}300

· 20. EPIPHANIUS {2021}298

· Слово. Λόγος. Во всем корпусе TLG on-line слово встречается 342,436 раз

· 8 B.C.11

· 7 B.C.31

· 6 B.C.627

· 5 B.C.6,487

· 4 B.C.5,750

· 3 B.C.5,665

· 2 B.C.777

· 1 B.C.4,855

· A.D. 16,646

· A.D. 231,449

· A.D. 36,599

· A.D. 463,016

· A.D. 523,100

· A.D. 623,025

· A.D. 77,815

· A.D. 83,540

· A.D. 913,665

· A.D. 107,276

· A.D. 1123,346

· A.D. 1215,604

· A.D. 1321,599

· A.D. 1429,301

· A.D. 1517,046

· A.D. 161,730

· A.D. 172,433

· A.D. 182,038

· A.D. 1991

· A.D. 200

· Varia18,456

· Incerta458

· 1. CYRILLUS Alexandrinus {4090}10,129

· 2. JOANNES CHRYSOSTOMUS {2062}8,875

· 3. GENNADIUS SCHOLARIUS {3195}8,158

· 4. GALENUS {0057}6,831

· 5. ORIGENES {2042}6,794

· 6. EUSEBIUS {2018}5,984

· 7. Michael PSELLUS {2702}5,796

· 8. GREGORIUS NYSSENUS {2017}5,207

· 9. EUSTATHIUS Thessalonicensis {4083}4,760

· 10. JOANNES PHILOPONUS {4015}4,729

· 11. PROCLUS {4036}4,427

· 12. SIMPLICIUS {4013}4,159

· 13. CONCILIA OECUMENICA (ACO) {5000}4,158

· 14. EUTHYMIUS ZIGABENUS {3038}4,121

· 15. THEODORETUS {4089}3,943

· 16. PHOTIUS {4040}3,883

· 17. ATHANASIUS {2035}3,800

· 18. CATENAE (Novum Testamentum) {4102}3,280

· 19. ALEXANDER {0732}3,195

· 20. PHILOTHEUS COCCINUS {3251}

У траекторий двух терминов есть общее – максимальное использование в IV в. по Р. Х. Автор, чаще всего использовавший данные термины, - свт. Кирилл Александрийский. И только на втором или третьем месте – свт. Иоанн Златоуст. По-своему достаточно показательно, что именно Александрийский богослов, защитник православной христологии так часто упоминал о слове и образе. Общим является и то, что последнее высокое использование двух терминов приходится на ΧΙV в. – век максимального развития византийского богословия при внешнем сильнейшем упадке Византии.

Но есть и разница: термин слово использовался более чем в 10 раз чаще, чем образ. Это связано с огромной многозначностью термина λόγος, без которой его более богословские смыслы должны были бы более соотноситься с аналогичными смыслами образа.

Итак, слово и образ в греческой христианской литературе имеют несколько уровней понимания:

1. Самые священные слова и образы – божественные, как троичное богословие и изображения Бога Единого в Трех Лицах. Второе Лицо Святой Троицы именуется и в Священном Писании и в святоотеческой традиции Словом и Образом, которые тем самым являются Божественными именами.

2. Священные слова и образы святых.

Герхард Ладнер в свой статье «Концепция образа у греческих отцов и в византийской иконоборческой контроверсии» писал об этих значениях: «In Greek patristic and Byzantine thought, then, the concept of the image refers to God Himself and His Incarnation and Revelation and to man himself and his inspired prophecy and sacred art»[3].

3. Слова и образы всего существующего как Божественные мысли обо всем существующем (богословие «Ареопагитик»).

4. Слова и образы, приоткрывающие суть и сущность того или иного явления.

5. Слова и образы, передающие внешнее содержание и более похожие на преходящие свойства.

6. Слова и образы, на уровне чувственном, как определенные ступени, позволяющие приблизиться к Источнику слов и Первообразу.

7. Слова и образы как проявления нейтральной сферы человеческой жизнедеятельности.

8. Слова и образы как проявления человеческой греховности и страстности.

При таком достаточно близком функционировании слова и образа можно провести отличия:

1. Слово – обозначение речи, в то время как образ может использоваться для безмолвной передачи того или иного смысла.

2. Слово воспринимается слухом, а образ – самым высоким чувством среди человеческих чувств, а именно зрением.

3. Слова могут представлять собой образы, а образы – слова…

 

В греческой христианской литературе одно из самых важных понятий – созерцание. Созерцание же было тождественно пониманию. Тот, кто видит Бога, знает Бога. И наоборот, тот, кто знает Бога, видит Бога. Иными словами, видение Бога почти тождественно богопознанию. Это видно из сравнения монахов с многоочитыми херувимами, особое видение которых означает их особое ведение, или познание Бога. Если видение осуществляется через образ, то богопознание – через слово, которое во французском переводе «Добротолюбия» переводится как «разум» (raison), и действительно, в античной и византийской традиции одно из значений логоса – разум или ум.

В иконоборческую эпоху на основании и с учетом предшествующей богословской традиции сформировалась целая система образов, позволяющих достичь духовного совершенства. Самый главный образ – Христос Спаситель, второе Лицо Святой Троицы, «образ ипостаси Отца» (Евр. 3, 1) и «образ невидимого Бога» (Кол. 1, 15). Этот образ является образом Первообраза – Бога-Отца. Этот же образ имеет два образа, ключевые для христианской культуры: образ Божий в человеке, отражающий только образ второй ипостаси Святой Троицы (согласно учению ряда отцов первых веков), или все три ипостаси Святой Троицы (согласно учению свт. Афанасия Александрийского и далее). И образ Христа Спасителя, как иконописный образ, – почти такой же важный, как Божественное имя или имена.

Свт. Афанасий Александрийский, раскрывая учение о человеческой душе как «образе образа» писал: «Будучи Образом Отца, (Христос) может заново обрести человека, еже по образу»[4]. А свт. Кирилл Александрийский опровергал учение об «образе образа» исходя из принципов Троичного богословия, но не категорично[5].

При разных богословских и эгзегетических подходах отцы были едины в главном – указании цели человечекого бытия как соединении с Богом. Самая главная задача человека – очистить в себе Божественный образ, в котором есть разные силы и возможности, но, согласно платоновскому видению человека, принятому рядом отцов, в человеческой душе сокрыт образ Божий, состоящий из трех сил – разумной, гневной и желательной. При таком строении души разумная сила, она же словесная, – самая главная, ключевая, царственное начало в человеке. Слово оказывается правителем и царем, выполняющим в жизни человека руководящую роль на его пути к Богу.

Есть в человеческой душе и другая, более богословская трехчастность: душа состоит из высшей силы – разума, слова и духа. В таком случае в греческой христианской литературе, начиная с IV в., душа сравнивалась в Богом-Отцом, Богом-Сыном и Богом Духом Святым. Человеческий логос – оказывается соотносимым с Божественным Логосом.

Главная задача в жизни христианина – созерцать, восходя от внешнего к внутреннему. Слова и образы нужны для этого восхождения. Дисциплина аскетики призвана сыграть ключевую роль в духовном восхождении. Вроде бы аскетика – это всего лишь деяние (πρᾶξις), деяние, соответствующее уровню новоначального. Однако в греческой христианской литературе аскетика (ἄσκησις) встречается первоначально у ряда самых созерцательных авторов: нехристианина Филона, Климента Александрийского, Оригена, свт. Афанасия Александрийского. Созерцать Бога можно, очистив себя; видеть Божественное можно только в стремлении деятельно уподобиться божественному.

Деяние и созерцание (πρᾶξις, θεωρία) – две ключевые категории греческой христианской литературы. Что только не подразумевали христианские авторы под ними… Прп. Максим Исповедник был готов усмотреть почти в каждом стихе Священного Писания созерцательный смысл, применяя созерцательный метод толкования, позволяющий из каждого прочтения и мысли извлекать духовные уроки. Слова и образы могут не иметь абсолютного значения, но они ведут к Абсолюту.

Отказ от дословности слов и образов приводит к идеалу безмолвия как обратного состояния по отношению к слову и мраку, как обратному состоянию по отношению к свету, который является самым образным среди всех других образов. Бог есть слово, но Он же и безмолвие; Бог есть свет, но Он же и мрак. Насколько реальны Его имена и образы? Как избежать многобожия, воздавая Божественным словам и образам особое сакральное почитание?

В современную эпоху десакрализации люди часто теряют подлинные смыслы. Им кажется, что многомерность и многополярность мира позволяет свободно выбирать любую систему нравственных и понятийных координат. Однако святоотеческое представление о слове и образе позволяет обратить внимание на свой собственный внутренний мир и вместо того, чтобы искать спасение только во вне, начать более внимательно выполнять призыв свт. Василия Великого: «Внемли себе» (идущего, кстати, от античного сократовского речения «познай себя»), который не только не устаревает в современном мире, но приобретает все большую и большую актуальность.

В современной системе наук именно филологии выпал особый удел – профессионально и творчески исследовать смыслы и значения слов и образов при помощи слов и образов, а также проводить различия между словами и образами для достижения в итоге самой подлинной и глубокой картины, максимально полезной как для внешнего образования, так и для духовного развития личности. Филология – «любовь к слову». Богословие – слово о Боге. Тем самым филология в своем высшем смысле – это любовь к слову, говорящему о Боге; то есть самое настоящее богословие – которое стремится заниматься прежде всего вечными, непреходящими смыслами.

В этом соотношении вроде бы философия остается в стороне, но это совсем не так. В античной и затем христианской традиции философия занимала особо высокое место, а античная теология была частью философии. Лишь начиная со Средневековья на Западе философия становится «служанкой» богословия. В византийской, а затем русской, культуре – и философия, и богословие ставятся на одном уровне, потому что занятия философией, воспитывая ум, поощряя к аскетической жизни и ставя приоритетом нравственные нормы, помогают приблизиться к Богу. Но это не означало доминирования искомого истинного знания над подлинным и уже найденным. Подлинная мудрость – это одно из Божественных имен. Святая София – образ, запечатленный в Византии и на Руси в архитектуре и в иконописи. «Любовь к мудрости» предполагает образ жизни любомудра в гармонии слова и дела и служении Божественной мудрости как Второй Ипостаси Святой Троицы.

Итак, Слово, истина, мудрость – вот ключевые категории, помогающие понять, кто есть человек как микромир в сравнении с макромиром. Мир, человек, Бог. Правильно понятые смыслы и взаимосвязи между ними приводят к истинной системе ценностей, позволяющей выстроить воспитание, образование, среднее и высшее, науку и искусство –не в плоскости ложного эгоизма и призрачной самодостаточности, а в цельной структуре мироздания, согласно Божественному замыслу и спасительному Промыслу о человеке.


 

 


[1] Ἐν ἀρχῇ ἦν ὁ λόγος, καὶ ὁ λόγος ἦν πρὸς τὸν θεόν,
καὶ θεὸς ἦν ὁ λόγος. (2) οὗτος ἦν ἐν ἀρχῇ πρὸς τὸν θεόν.
(3) πάντα δι’ αὐτοῦ ἐγένετο, καὶ χωρὶς αὐτοῦ ἐγένετο οὐδὲ
ἕν. ὃ γέγονεν

• [2] Gen. 1, 26

(26) καὶ εἶπεν ὁ θεός Ποιή-
σωμεν ἄνθρωπον κατ’ εἰκόνα ἡμετέραν καὶ καθ’ ὁμοίωσιν, καὶ ἀρχέ-
τωσαν τῶν ἰχθύων τῆς θαλάσσης καὶ τῶν πετεινῶν τοῦ οὐρανοῦ

Gen. 1, 27

(27) καὶ ἐποίησεν ὁ θεὸς τὸν ἄνθρωπον,
κατ’ εἰκόνα θεοῦ ἐποίησεν αὐτόν, ἄρσεν καὶ θῆλυ ἐποίησεν αὐτούς.

[3] Gerhart B. Ladner. The Concept of the Image in the Greek Fathers and the Byzantine Iconoclastic Controversy // Dumbarton Oaks Papers

Vol. 7 (1953), pp. 1-34. P. 10.

[4] Athan. De incarn. Verbi 13:33—41 // PG. 25. Col. 120B:4—12.

[5] См.: Cyrill. Alex. Solution. (e tractatu de dogmatum solutione). Adversus Anthropomorphitas I. 6:7—15 // PG. 76. Col. 1088C:15—D:8. Рус. пер. иером. Феодора (Юлаева) в БВ 2016. №20-21. С. 312.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: