На доске вывешиваются рисунки с изображением лисы, белки и ежика.
Учитель сообщает, что и слова тоже могут делиться на части:
— Посмотрите на первый рисунок. Кто на нем нарисован? Скажем хором слово лиса. Послушайте, как я произношу это слово: ли-са. Произнесите так же. Сколько частей в этом слове вы услышали? (Две.) Вот я и покажу, что в этом слове две части. (Учитель мелом чертит на доске полоску и посредине пересекает ее небольшой вертикальной черточкой.)
Вы видите, что в этом слове две части. Я буду вести указкой по каждой части схемы, а вы хором будете произносить слово по этим частям. (Задание можно адресовать и отдельным ученикам.)
Теперь посмотрите на соседний рисунок. Кто здесь изображен? (Белка.) Скажите это слово хором. Как мы это сказали — сразу или нет? Правильно, мы сделали небольшую остановку и слово белка произнесли за два раза: бел-ка. Значит, в этом слове имеются две части. Какая первая? Какая вторая? Части, на которые делятся слова при их произнесении, называются слогами. Скажите хором слово слоги. (К рисунку с белкой также чертится на доске схема .) Теперь догадайтесь, почему под рисунками, на которых изображены лиса и белка, одинаковые схемы. (Это схемы слов, состоящих из двух слогов.)
Таким же образом разбирается слово ёжик (ё-жик).
Деление слов на слоги.
Учитель просит отдельных учеников назвать свое имя. Каждое из них произносится хором по слогам. Делается вывод, что в словах может быть и два, и три слога (Маша, Наташа и т. п.) и более.
Небольшое отступление.
Учебная работа детей в классе увлекательное, но и отчасти утомительное для них занятие. Поэтому время от времени учитель может снимать это утомление так называемыми физкультминутками. Помимо них, в этой роли может выступать пение. Вот что по этому поводу советовал К. Д. Ушинский: «Прекрасное, освежающее и гармонирующее класс свойство есть классное пение. Вы заметили, что класс устал, рассеян, работает вяло, начинаются зевки, маленькие шалости: заставьте пропеть какую-нибудь песенку — и все придет опять в порядок, энергия возродится, а дети начнут работать по-прежнему.
|
Если учитель не умеет петь, пусть приучит детей произносить целым классом какие-нибудь молитвы, стихотворения, пословицы: это может заменить отчасти пение как средство, освежающее утомленный и расстроившийся класс» (Ушинский К. Д. Собр. соч.: В 11 т. — Т. 6. — С. 262).
Определение количества слогов в словах.
Проводится беседа о зверях и птицах, обитающих в данной местности. Уточняются знания детей о внешнем виде животных, их повадках и образе жизни.
Предлагается загадка: «Рыжая хозяюшка из лесу пришла, всех кур пересчитала и с собой унесла». Дети отгадывают загадку и объясняют, как они догадались, что она о лисе.
Беседа завершается логическим упражнением. Надо отличить птиц от зверей. Рассматриваются предметные рисунки на с. 10 и 11.
— Назовите, кто нарисован. Назовите только птиц. Как одним словом можно назвать остальных? (Звери.)
Устанавливается слоговой состав слов чайка, ворона, гусь.
Слова произносятся по нескольку раз целиком и по слогам и, наоборот, сначала по слогам, потом целиком.
Например:
Произносится слово чайка и соотносится со схемой.
По второму рисунку работа проводится более детально: учитель отчетливо проговаривает по слогам слово ворона, предлагает детям вслушаться, чтобы узнать, сколько в нем слогов:
|
— Кто может произнести это слово так, чтобы всем стало понятно, сколько в нем слогов? Какой первый слог? второй? третий? Какая схема под рисунком? Почему? Сколько же слогов в слове ворона? Как это можно доказать? (Произнести слово по частям. Сосчитать количество частей слова на схеме.)
Учитель предлагает детям посмотреть на третий рисунок:
— Кто это? (Это гусь.) Определите, сколько слогов в слове гусь.
Учитель произносит слово без пауз. Делается вывод: в этом слове один слог.
Аналогично проводится работа над остальными тремя рисунками.
Домашнее задание: определить, сколько слогов в словах воробей, голуби.
Урок по теме
«Повторение и закрепление пройденного материала».
Составление рассказа.
По рисунку (с. 12 и 14) составляется рассказ «В семье». Некоторые из предложений, легко расчленяемые на слова, анализируются. (Семья отдыхает. Мальчик читает книгу. Девочка слушает брата. Вторая девочка разливает чай.) Анализ предложений сопровождается составлением схем.
Повторно рассматривая рисунок (с. 12), учащиеся называют слова, состоящие из трех слогов (газета, картина, машина, кубики), из двух слогов (мама, мальчик, дети, внуки, капот, кубик, книга, носок), из одного слога (сын, дочь, внук, стол, стул).
Понятие об ударении.
Выбирается одно из предложенных детьми имен, например Вася; с этим словом учитель проводит такую работу:
— Скажите это слово хором сразу. Теперь пусть каждый громко произнесет это слово и понаблюдает, с одинаковой ли силой голоса произносится каждая его часть, то есть каждый его слог. (Один из слогов произносится с большей силой голоса, более протяжно.)
Какой же это слог? (Первый: Ва.)
Правильно, этот слог выделяется в слове с большей силой голоса, протяжным произношением. Этот слог ударный.
Посмотрите на схему этого слова:
Сколько в ней выделено частей? (Две.)
Над какой из них сверху косая черточка? (Над первой.)
Какая из частей этого слова — первая или вторая — произносится с большей силой голоса, протяжно? (Первая.)
Значит, на первую часть падает ударение, черточка сверху и обозначает то, что ударным является первый слог.