Маркетинговые исследования




Министерство науки и образования РФ

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Московский Государственный Университет пищевых производств»

 

В.А. Ноздрина

 

Методические указания

к выполнению организационно- экономической

части дипломного проекта

(для студентов специальности 240901 «Биотехнология»)

 

 

Москва, 2010.

 

 

Общие положения

 

Методические указания предназначены для студентов специальности 240901 «Биотехнология», выполняющих научно-исследовательские работы по созданию или изучению более продуктивных штаммов микроорганизмов, подбору питательных сред, совершенствованию технологических процессов производства, повышающих качество или улучшающих свойства продуктов микробиологического синтеза, а также по разработке новых препаратов.

Результатом организационно-экономической части дипломных работ является оценка эффективности выполненных исследований.

В данной части дипломной работы должна быть экономически обоснована необходимость и целесообразность проведения научно-исследовательских работ и подтверждена расчетами их сравнительная или абсолютная эффективность.

Организационно-экономическая часть дипломной работы должна включать следующие разделы:

1. Маркетинговые исследования.

2. Проектирование организации производства, труда и планирование основных экономических показателей.

3. Расчет экономической эффективности использования выполненных научно-исследовательских работ.

Объем и содержание разделов зависят от характера исследовательской работы.

При разработке организационно-экономической части дипломной работы дипломник должен использовать собранную в период прохождения преддипломной практики следующую информацию: прогноз развития отрасли, данные официальной статистики, периодической печати, патентной литературы, научных исследований, материалы выставок и ярмарок, конференций и совещаний, обзоры рекламных материалов, данные предприятий и организаций.

 

Маркетинговые исследования

 

Данный раздел должен содержать следующий материал:

1.1. Маркетинг по товару.

1.2. Анализ целевого рынка и определение доли разрабатываемого (предлагаемого) товара на рынке.

1.3. Оценка конкурентоспособности товара.

 

 

1.1. Маркетинг по товару.

 

В этом разделе следует дать характеристику продукта, который должен быть получен в результате выполнения дипломной работы, а также его аналогов, производимых в России и импортируемых из-за рубежа.

Описать их потребительские свойства, качественные показатели, назначение, положительные и отрицательные свойства. Указать, кто является потребителем товара и какие требования он предъявляет к товару. Насколько товары, имеющиеся на рынке, соответствуют предъявляемым требованиям. Какие преимущества имеет разрабатываемый или улучшаемый продукт по сравнению с аналогичными (экологическая чистота, недефицитное, доступное сырье, направленность действия препаратов, длительность хранения и требования к условиям хранения, цена и др.) Выделить наиболее предпочтительные свойства продукта для покупателя.

 

1.2. Анализ целевого рынка и определение доли предлагаемого товара на рынке.

 

В данном разделе следует определить прогнозируемый спрос на предлагаемый товар и аналогичный ему товары. Собрать информацию о крупнейших производителях этих товаров, выявить потенциальных покупателей и основных конкурентов. Указать кто, почему и сколько сможет покупать предлагаемую продукцию. Чем будет привлекать покупателей предлагаемый товар, какие полезные свойства его являются новыми и позволяют расширить границы рынка.

Для определения спроса вначале целесообразно выявить всех возможных покупателей, а затем провести сегментирование рынка, т.е. выявить потребителей, одинаково реагирующих на предложение целевого товара.

Определение спроса на продукцию основывается на анализе статистических данных или с помощью экспертных методов. Экспертные оценки даются специалистами-экспертами устно или устанавливаются с помощью анкетирования. Анализ данных, полученных из различных источников, позволяет составить представление о прогнозе развития рынка. Соотношение спроса и предложения, определение емкости рынка позволяет определить возможную долю разрабатываемого товара на рынке, т.е. удельный вес в процентах от суммарного спроса.

 

1.3. Оценка конкурентоспособности товара.

Следует собрать информацию об основных конкурентах: их товарах, качестве продукции, объеме продаж, доле продукции на рынке, примерных ценах, условиях продаж на внутреннем и внешнем рынках, проанализировать формы и методы конкурентной борьбы. Дать реальную оценку силы и слабости конкурентов и их продукции.

Ответить на вопросы:

а) кто является крупнейшим производителем аналогичных товаров? Каковы объемы продаж?

б) много ли внимания и средств они уделяют рекламе своих продуктов?

в) что представляет собой их продукция? Основные характеристики, уровень качества, мнение покупателей.

г) каков уровень цен на продукцию конкурентов?

Далее необходимо определить конкурентоспособность вашего продукта в следующем порядке:

1. Выбор наиболее конкурентоспособных продуктов в качестве базы для сравнения.

2. Определение набора сравниваемых параметров продуктов.

3. Формирование идеальной потребительской модели.

4. Определение уровня параметров оцениваемого продукта, имеющихся аналогов, потенциальных конкурентов относительно параметров идеальной модели.

5. Расчет показателей конкурентоспособности вашего продукта относительно идеальной модели и относительно лучшего из потенциальных конкурентов.

Выбор конкурентоспособных товаров в качестве базы для сравнения является одним из ответственных моментов анализа конкурентоспособности. Они должны быть сопоставимы по составу (ассортименту).

Для набора подлежащих оценке и сравнению параметров конкурентоспособности продукта следует исходить из следующей классификации:

I. Показатели качества товара.

1.1. Показатели экологичности.

1.2. Показатели стандартизации.

1.3. Показатели дизайна, упаковки.

1.4. Показатели патентной чистоты.

1.5. Показатели назначения.

1.6. Показатели условий хранения.

1.7. Показатели сроков хранения.

II. Показатели использования ресурсов.

2.1. Удельный расход сырья.

2.2. Удельный расход материалов.

2.3. Удельный расход топлива, электроэнергии.

2.4. Удельный расход воды.

2.5. Трудоемкость изготовления продукции.

III. Экономические показатели.

3.1. Продажная цена.

3.2. Расходы на транспортировку.

3.3. Коммерческо-сбытовые расходы.

3.4. Себестоимость единицы продукции.

3.5. Прибыль.

IV. Организационные показатели.

4.1. Система скидок.

4.2. Условия платежа и поставок.

 

В основу оценки продукта должна быть положена идеальная потребительская модель, удовлетворяющая перспективные потребности на 100% на данном сегменте рынка. В основу модели должна быть положена информация: перечень параметров, важных для потребителя, оценка потребителем значимости каждого параметра, идеальное значение каждого параметра.

ООпределение уровня параметров оцениваемого продукта, имеющихся аналогов, потенциальных конкурентов относительно идеальной потребительской модели производится в соответствии с таблицей 1.

Таблица.1

Наименование показателей, определяющих уровень конкурентоспособности товара Величина показателей Коэффициент значимости параметров, ai
  "идеального" товара, pi100 оцениваемого товара, pi товарного конкурента (аналога), pi¢    
         

 

Допускается формирование идеальной модели с помощью экспертов.

Коэффициенты значимости параметров и идеальное значение параметров для потребителей определяются как средняя соответствующих оценок, полученных в результате опроса потенциальных покупателей (или экспертов).

После заполнения таблицы по каждому параметру рассчитываются единичные показатели конкурентоспособности (qi):

; , если pi и pi¢<pi100

и

; , если pi и pi¢>pi100

Обобщающий показатель конкурентоспособности товара рассчитывается с учетом значимости каждого единичного показателя в оценке товара в целом.

и ,

где K — обобщающий показатель конкурентоспособности продукта относительно «идеальной» модели;

K¢ — обобщающий показатель конкурентоспособности продукции потенциального конкурента относительно «идеальной» модели;

qi, qi¢ — единичные показатели конкурентоспособности по i-му параметру;

ai — вес (значимость) i-го параметра;

n — число параметров, которые необходимо учесть при определении конкурентоспособности.

Показатель конкурентоспособности продукции относительно продукции потенциального конкурента (KK) рассчитывается по формуле:

.

В результате делается заключение, если KK>1, — ваша продукция обладает высокой конкурентоспособностью; KK=1 — продукция обладает недостаточной конкурентоспособностью; KK<1 — продукция не конкурентоспособна, т.е. выпускается неконкурентоспособный товар и с целью достижения необходимого уровня конкурентоспособности необходимо на стадии производства принять меры к изменению его параметров.

Следует также предложить маркетинговые мероприятия, в т.ч. дать ответ на такие вопросы:

а) Какой метод продажи данной продукции считаете наиболее эффективным?

б) Имеются ли «узкие места» на пути товара от производителя к потребителю, где и какого характера? Что нужно предпринять, чтобы устранить издержки?

в) Как организовать рекламу?

г) Какие формы привлечения покупателей могут быть использованы?

 

2. Проектирование организации производства, труда и планирование основных экономических показателей.

Данный раздел выполняется в тех научно-исследовательских дипломных работах, в результате которых предлагается создать новое производство или улучшить существующий производственный процесс, модифицировать продукт, придать ему новые свойства (повысить степень очистки, активность, выход и т.д.).

В том случае, когда разрабатываются предложения по совершенствованию производственного процесса, за основу следует взять существующий способ производства и выполнить расчеты изменяющихся показателей (в сравнении с имеющимися данными действующего производства).

В том случае, когда разрабатывается новый продукт, следует выполнить проект организации производства и рассчитать проектируемые технико-экономические показатели.

 

В этой части проекта необходимо разработать:

1) баланс времени работы предприятия за год (режим работы предприятия);

2) проект поточной линии;

3) режим рабочего времени рабочих и служащих и определить численность рабочих;

4) расчет основных плановых показателей.

 

2.1.Баланс времени работы предприятия

 

Баланс времени работы предприятия за год проектируется исходя из режима работы аналогичных действующих предприятий и отраслевых нормативов времени на ремонт и проведение профилактических мероприятий. Проектируемый баланс времени работы предприятия может быть представлен в виде табл. 2.

Таблица 2.

 

  Количество дней
Показатели всего за год в т.ч. по кварталам
    I II III IV
1. Календарное число дней          
2. Нерабочие дни всего: в т.ч. выходные праздничные остановки на ремонт остановки на профилактические мероприятия          
3. Рабочие дни всего:          

 

2.2. Проект поточной линии

 

Проект поточной линии разрабатывается с целью определения необходимого количества технологического оборудования по стадиям производственного процесса (приготовление питательной среды, ферментация, сепарирование, выпаривание, сушка); расчета межоперационных запасов и промежуточных емкостей, а также последовательности включения оборудования в работу.

Вначале определяется количество ведущего технологического оборудования (например, ферментаторов), необходимое для обеспечения заданного проектного объема производства продукции за год по формулам:

 

Bпр V * k * С * 24

n = ¾¾¾¾¾; Nт-э = ¾¾¾¾¾¾¾,

Nт-э * Fпр Тц

где n – количество ферментаторов;

Bпр – заданный проектный выпуск продукции за год (т, кг);

NТ-Э технико-экономическая норма производительности ферментатора за сутки (т, кг);

Fпр – проектируемый фонд времени работы ферментаторов за год (см. табл. 2), сутки;

V – объем ферментатора, куб. м.;

k – коэффициент заполнения ферментатора;

С – съем (выход) продукции с 1 куб. м культуральной жидкости, кг/куб. м;

Тц – продолжительность производственного цикла ферментации, ч.

 

Затем определяют необходимое количество оборудования на остальных стадиях технологического процесса, обеспечивающее непрерывную работу ферментаторов, а также коэффициенты загрузки этого оборудования:

; ,

 

где z - производственное задание рабочему месту (стадии) технологического процесса исходя из производительности ферментаторов, кг/ сутки;

NТ-Э - технико-экономическая норма производительности оборудования на рабочих местах (стадиях) технологического процесса,кг/сутки;

nрасч. - расчетное количество оборудования, ед.;

nприн. - принятое для установки количество оборудования, ед.

 

В поточных линиях, включающих в себя оборудование и аппараты периодического действия с различной продолжительностью технологических циклов, неизбежно образование межоперационных запасов и промежуточных емкостей для хранения этих запасов. Расчетом запасов полуфабрикатов определяется размер межоперационных емкостей. Величина этих запасов в течение суток меняется. Максимальная величина запасов определяется по формуле:

 

,

 

 

где NТ-Э пред. - суточная технико-экономическая норма производительности предыдущего аппарата;

NТ-Э послед. - суточная технико-экономическая норма производительности последующего аппарата;

ТЦ0, ТЦ¢ - длительность технологического цикла в соответствующих аппаратах, сут.

 

 

Примечание.

При сравнении знак + показывает, что межоперационный запас создается перед последующим оборудованием, а знак —, что такой запас создается перед предыдущим оборудованием.

Образование межоперационных запасов полуфабрикатов и связанная с этим установка промежуточных емкостей позволяет увеличить степень использования машин (аппаратов) по производительности.

Включение машин и аппаратов в технологической последовательности без предварительного образования запаса полуфабрикатов осуществляется в том случае, когда операции расположены в порядке увеличения их продолжительности.

Если после длинных операций имеются короткие операции, то время включения оборудования (аппаратов) с момента начала работы предыдущего оборудования (аппарата) рассчитывается по формуле:

 

,

 

где tн - время начала работы оборудования на короткой операции после начала работы на длинной операции, ч.;

tдл - продолжительность обработки единицы продукции на длинной операции, ч/кг;

tкор - то же на короткой операции, ч/кг;

n - количество единиц продукции (производственное задание).

 

2.3. Режим рабочего времени рабочих

 

Режим рабочего времени рабочих и служащих на предприятии микробиологической отрасли неодинаков. Для рабочих, как правило, предусмотрен шестичасовой рабочий день при непрерывной рабочей неделе. В этом случае применяется пятибригадный график выхода на работу.

Для отдельных категорий рабочих применяется четырехбригадный график при восьмичасовом рабочем дне и непрерывной рабочей неделе. ИТР и служащие имеют восьмичасовой рабочий день, как при прерывной, так и непрерывной рабочей неделе.

В зависимости от проектируемого режима рабочего времени находится численность рабочих.

Студент должен обеспечить выбор варианта производственной недели, необходимое число бригад и составить график выхода на работу рабочих основного производства.

При определении численности рабочих следует учитывать количество и расстановку основного технологического оборудования, отраслевые нормы обслуживания и нормы времени, а также выбранный вариант графика выхода на работу.

 

2.4. Расчет основных плановых показателей.

2.4.1. Планирование объема производства и реализации продукции.

 

План производства, или производственная программа, включает в себя расчет выпуска продукции в натуральном выражении (в условных единицах) и в стоимостном выражении. Стоимостной показатель объема производства - товарная продукция рассчитывается на основе планируемого объема производства в натуральном выражении (табл.3 и 4).

Таблица 3.

 

Наименование продукции Планируемая выработка в сутки, кг Количество дней работы Планируемый выпуск продукции
  Всего за год в том числе по кварталам Всего за год в том числе по кварталам
                     
                       

 

 


 

Таблица 4.

Наименование продукции Планируемый выпуск Оптовая цена, руб. Товарная продукция, тыс. руб.
  Всего в т.ч. по кварталам   Всего в т.ч. по кварталам
                       
                       
                           

 

 

2.4.2. Расчет потребности в материальных ресурсах.

 

В этом разделе обосновывается потребность предприятия в материальных и энергетических ресурсах, необходимых для выполнения производственной программы, а также определяется их стоимость.

Планирование потребности в сырье, вспомогательных материалах, тепловой и электрической энергии осуществляется на основе норм их расхода на единицу готовой продукции и производственной программы.

Накладные расходы на сырье, материалы, топливо следует принять на уровне действующего предприятия или в размере 2% стоимости сырья, материалов, топлива. Расчет рекомендуется оформить в таблице 5.

 

 

Таблица 4.

Наименование Ед. измер. Норма расхода на ед. готовой продукции Производственная программа т. Потребность в матеи-альных ресурсах на год Оптовая цена(тариф) руб-коп. Стои-мость, тыс. руб. Накладные (транспортно-заготовительные) расходы, тыс. руб. Стоимость с накладными расходами, тыс. руб.
1. Сырье и основ-ные материалы: ......... ......... 2. Вспомог-ательные материалы ......... .......... 3.Тепло-энергия 4.Элект-роэнер-гия 5. Вода т,кг     кг, шт     Гкал квт.ч м3              

 

 

2.4.3 План по труду и заработной плате.

 

В этом разделе рассчитывается численность рабочих.

Расчет численности и фонда заработной платы рабочих выполняется в таблице 5.

 

Таблица 5.

 


2.4.4 План по себестоимости продукции.

 

В этом разделе необходимо составить плановую калькуляцию выпускаемой продукции и смету затрат на производство.

При расчете плановой себестоимости общепроизводственные и общехозяйственные расходы принять на уровне действующего предприятия в процентах к основной и дополнительной зарплате производственных рабочих, а коммерческие - в процентах к общезаводской себестоимости. Плановая калькуляция себестоимости составляется по форме табл. 7.

 

Таблица 7.

Статьи расходов Себестоимость единицы продукции, руб., коп. Затраты на годовой выпуск продукции, тыс. руб.
Сырье и материалы Возвратные отходы (вычитаются) Топливо и энергия на технологические цели Вода на технологические нужды Основная заработная плата производственных рабочих Дополнительная заработная плата производственных рабочих Отчисления на социальные нужды Расходы на подготовку и освоение производства Общепроизводственные расходы Общехозяйственные расходы Коммерческие расходы Полная себестоимость продукции Оптовая цена      

 

Стоимость сырья и материалов, топлива, электроэнергии и воды берется из табл. 5, основная и дополнительная заработная плата производственных рабочих - из табл. 6.

 

2.4.5. Планирование прибыли и рентабельности.

 

В этом разделе следует определить прибыль на единицу готовой продукции, сумму прибыли от реализации продукции за год и рентабельность продукции. Результаты могут быть представлены в табл. 8.

 

 

Таблица 8.

 

Показатели Ед. изм. Величины показателей
Прибыль на единицу продукции на весь выпуск   руб. тыс. руб.  
Себестоимость единицы продукции всего выпуска   руб. тыс. руб.  
Рентабельность продукции %  

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: