В том случае, когда научно-исследовательская работа связана с разработкой нового продукта, еще не выпускаемого промышленностью, экономическая эффективность характеризуется прибылью от производства и чистой прибылью.
Студент, используя результаты плановых расчетов себестоимости, рассчитывает проект оптовой цены предприятия на единицу продукции. Для этого применяет обоснованную, характерную для данной отрасли норму прибыли к себестоимости единицы продукции:
С . НП
Ц = С +---------------,
где С - себестоимость единицы продукции, руб.
Нп - принимаемая норма прибыли в %.
На основе рассчитанной оптовой цены предприятия определяется сумма товарной продукции:
Т = В пл. . Ц,
где Впл. - планируемый выпуск готовой продукции в кг или т.
Затем рассчитывается сумма прибыли, полученной от производства единицы продукции и всей товарной продукции:
П = Ц - С;
П = Т - Ст или П = (Ц-С) . В пл.,
где Ст - себестоимость всей товарной продукции.
Выполняется также расчет рентабельности продукции и затрат на рубль товарной продукции:
П Ст
Р = ------------- . 100; З = ----------
С Т
Чистая прибыль рассчитывается с учетом налога на прибыль:
П . Н
ЧП = П - ------------,
где Н- налог на прибыль в %.
В том случае, когда научно-исследовательская работа связана с совершенствованием производственного процесса или улучшением свойств продукта, рассчитываются такие показатели эффективности как условно-годовая экономия, процент снижения себестоимости, дополнительная прибыль и чистая прибыль.
Условно-годовая экономия определяется независимо от срока внедрения мероприятий по следующей формуле:
Эу.г. = (С1 - С2) . Впл.,
|
где С1 и С2 - себестоимость единицы продукции соответственно до и после внедрения результатов научно-исследовательской работы.
Впл. - планируемый выпуск продукции за год (в натуральном выражении).
При повышении качественных показателей продукта, например активности препарата, условно-годовую экономию следует определить в расчете на единицу активности:
С 1 С2
Эу.г. = (------------ - ----------) . В2,
А1 . В1 А2 . В2
где С1 и С2 - себестоимость планового выпуска продукции до и после использования результатов научных разработок;
А1 и А2 - активность препарата до и после использования результатов научных разработок;
В1 и В2 - выпуск продукции до и после использования результатов научных разработок.
Процент снижения себестоимости продукции в результате использования результатов научных исследований:
С1 - С2
Пс.с. = ------------------- . 100.
С1
Дополнительная прибыль от внедрения результатов разработок может быть обеспечена снижением себестоимости, повышением качества продукции и увеличением объема производства.
Дополнительная прибыль при снижении себестоимости без изменения цены на продукцию равна условно-годовой экономии.
В том случае, если качественные показатели модифицированных препаратов повышаются, следует рассчитать новую оптовую цену и определить дополнительную прибыль от повышения цены. Новая оптовая цена увеличивается в соответствии с процентным ростом качественных показателей (увеличение активности, снижение норм расхода улучшенного препарата при его использовании и т.д.).
Дополнительная прибыль составит:
|
П доп. = (Ц1 - С1) . В1 - (Ц2 - С2) . В2;
где Ц1 и Ц2 - цена соответственно до и после использования результатов научной работы.
Дополнительная прибыль в результате увеличения выпуска продукции без снижения ее себестоимости обеспечивается уменьшением условно-постоянных расходов на единицу продукции и определяется по формуле:
Пр . Р у.п. . Д
П доп. = ----------------------------,
100 . 100
где Пр - Прирост товарной продукции в %;
Ру.п. - сумма условно- постоянных расходов в себестоимости продукции (общепроизводственные и общехозяйственные), руб.;
Д - доля постоянной части в условно-постоянных расходах (от 50 до 70 %) в зависимости от фондоемкости продукции.
Получение дополнительной прибыли обеспечивает повышение рентабельности, поэтому в заключении следует определить рентабельность продукции, получаемой с использованием результатов научной работы.
Результаты расчетов организационно-экономической части дипломной работы следует представить в виде таблицы.
Литература.
1. Планирование на пищевых предприятиях. Учебное пособие. МГУПП, 1997. Коллектив авторов: Тульская Н.С., Старостина И.Л., Фролова Т.К. и др.
2. Панченко Т.М. Маркетинг научно-технической продукции. Учебное пособие, МГУПП, 1997 г.
3. Ноздрева Р.Б., Цыгичко Л.И. Маркетинг: как побеждать на рынке. М., «Финансы и статистика», 1991 г.
4. Фролова Т.К. Методические указания к выполнению организационно-экономической части дипломного проекта, МГУПП, 1997 г.
5. Старик Д.Э. Как рассчитать эффективность инвестиций. М., Финстатинформ, 1996 г.
Содержание
Общие положения 3
1.Маркетинговые исследования 3
2. Проектирование организации производства, труда и планирование основных экономических показателей 8
3. Расчет экономической эффективности использования выполненных научно-исследовательских работ 17
Литература 21