В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ П. КЕРГОМАР




 

Полина Кергомар (1838-1925 гг.)- крупный теоретик и видный деятель народного образования Франции. В своей работе «Дошкольное воспитание и детские сады во Франции» она обосновала новое содержание и методику работы материнских школ. Эта книга стала основным методическим пособием для французских воспитателей.

В основу своей педагогики она положила понимание развития личности как естественный процесс, совершающийся под руководством взрослых, а не процесс самораскрытия заложенных в ребенке божественных сил или других сверхъестественных начал. как это понимал Фр. Фребель. С этих позиций П. Кергомар решает разнообразные вопросы воспитания и обучения маленьких детей. И важное место в процессе развитии ребенка она отводит общению с природой. Взаимодействие ребенка с природой, с ее точки зрения, способствует:

во-первых, развитию внешних органов чувств, а это в свою очередь умственному развитию и развитию речи. Процитируем отрывок, посвященный этой проблеме.

«Развитие внешних органов чувств способствует … развитию всего существа. Ребенок видит, трогает, пробует, слышит и, желая поделиться своими впечатлениями с окружающими, учится называть то, что видит …, что трогает …, что ест …, что чувствует …, что слышит. К названию предмета присоединяется название его свойства, наружного вида. Пламя – красное, пламя жжется, мяч круглый, он катится; плод созрел, он сладок; роза красная, роза пахнет. … Органы чувств работают, рождается мысль и в результате – разговор» (Дошкольное воспитание и детские сады во Франции. – М., 1911. - С. 95).

во-вторых, развитию чтения и письма. Освоение детьми этих процессов будет идти гораздо эффективнее, если ребенок будет понимать, о чем он читает и что он пишет;

в-третьих, развивает изобразительную деятельность детей. Понимая глубокий внутренний смысл порой внешне ничего не значащих каракулей малышей, П. Кергомар оценила значение тех главных психических процессов, которые при этом совершаются, и написала: «Рисование составляет счастье детей. Но не будет этого счастья, если нет у детей впечатлений. Пусть они больше смотрят, видят и пусть каждый нарисует ту сцену, которую лучше усвоил.» (с. 152). Ведь рисование – это «отчет о виденном»»

в-четвертых, способствует развитию трудолюбия. «Животные тоже работают. Птица вьет гнезда, собирая солому, мох и листья, пока птенцы не могут есть сами, птичка их кормит. Муравей летом делает запасы на зиму.

Некоторых животных мы заставляем работать на нас. Лошадь возит экипажи и тяжести. Бык тянет плуг. Собака сторожит дом и стада, ходит на охоту. Пчела складывает воск и мед в приготовленный нами улей.

Все трудятся. Деревья растут, покрываются почками и листьями весной, цветами и плодами летом и осенью. Испарения земли поднимаются к небу и падают оттуда в виде дождя. Земля вращается.

Милые дети, будем же любить труд!» (с. 107)

Доказывая, что природа способствует всестороннему развитию ребенка, П. Кергомар призывала воспитателей «открыть двери материнской школы и повести детей в разные уголки природы». Ее педагогическое кредо выражено в следующих нескольких строках: «Помещение школы, квартира учительницы и самих детей, мастерские, где работают их родители, сады, большая дорога и окрестности, представляют лучший музей, скажу - даже единственный, нужный для материнской школы» (с. 169). Только из окружающей ребенка природной и социальной среды воспитатель должен черпать содержание для ознакомления детей с близкими им предметами и явлениями. В своей работе П.Кергомар неоднократно обращала внимание на то, что детей надо знакомить в первую очередь с природой родного края. О животных и растениях далеких стран (крокодилах, гремучих змеях, ананасах, бананах) воспитатель может рассказывать вкратце, но о животных и растениях, которые они видят каждый день, дети должны иметь точное представление.

Для реализации этого положения французским педагогом была сделана попытка создания программы элементарных представлений о природе. Так, дети 2-5 лет должны были знать: названия главных частей тела человека, главных животных страны, овощей и фруктов, употребляемых в пищу, деревьев, кустарников и цветов, наиболее часто встречающихся.

Дети 5-7 лет должны иметь представления о человеческом организме и гигиене, уметь сравнивать известных ребенку животных, растений. Различать и называть растения, употребляемые в пищу. Различать и называть наиболее используемые камни и металлы. Иметь представления о воздухе, воде и ее агрегатных состояниях (пар, лед, снег). Знать времена года. Главная задача в работе по ознакомлению детей с природой: «приучать детей смотреть, замечать, сравнивать, спрашивать, запоминать» (с. 70).

Определив содержание природоведческих знаний, П. Кергомар подвергла анализу современную ей систему образовательной работы с детьми дошкольного возраста. «В Швейцарии все уроки и упражнения в ручном труде должны разрабатывать одну и ту же тему; во Франции ребенка принуждают перескакивать непрерывно от одной темы к другой, не давая ему времени усвоить ее. Истина должна быть в той смешанной системе, которую я теперь предлагаю» (с. 187).

Утверждая необходимость систематической работы по обогащению дошкольников знаниями, навыками, по развитию детской деятельности, П. Кергомар признает правомерным сосредоточить внимание детей на одной теме. Педагогам был предложен примерный план работы на год. На каждый месяц были определены темы предметных уроков, бесед, связанных с другими занятиями – рисованием, пением, играми. Например,

«Октябрь.

Предметные уроки: рассказы, беседы, вопросы, показ предметов.

Сбор винограда, виноградная лоза, виноград, вино, яблоки, сидр, хмель, пиво.

Рисование: виноградная кисть, листья, бочка, стакан.

Пение, игры…

 

Апрель.

Произрастание зерна, корни, стебель, цветы и т.п.

Птичьи гнезда, польза, приносимая птицами. Ласточки.

Гусеницы, насекомые, майские жуки, шелковичный червь.

Рисование: цветы, листья, фасоль, горох.» (с. 72-73).

 

В соответствии с этим планом образовательной работы формирование представлений о предметах и явлениях природы осуществлялось в определенной системе, и самое главное постоянно связывалось с реальными впечатлениями детей.

Наиболее эффективными формами организации работы по ознакомлению детей с природой, по мнению П. Кергомар, являются:

1. Предметные уроки.

2. Предметные беседы.

3. Игры.

Предметные уроки по ознакомлению дошкольников с природой следует проводить 1-2 раза в неделю и в определенной последовательности. П.Кергомар практиковала занятия сначала связанные с ознакомлением с предметом природы, его названием, затем с познанием свойств, качеств предметов природы и выражением своих ощущений в слове, потом рассматривание картинок с изображениями предметов природы и составление рассказов по ним.

В основу проведения предметных уроков французский педагог положила принцип наглядности. Продолжая лучшие дидактические традиции, она формулирует следующее положение: «Ребенок должен видеть предмет со всех сторон, во всех видах, сверху и снизу, изнутри и снаружи; он должен видеть его освещенным и в тени и не только глазами, но и пальцами, так как он хорошо видит только то, что трогает; он должен его понюхать, послушать и попробовать» (с. 185). Однако она предостерегала не использовать вместо натуральных предметов природы и их изображений на картинах «чудовищ из картона, искусственных цветов, гипсовых фруктов и птиц из дутого стекла».

Помимо предметных уроков у воспитателя есть и другие возможности сообщать детям сведения о природе. П. Кергомар советовала не проходить мимо важных явлений и заинтересовавших детей предметов природы и проводить с ними, так называемые, предметные беседы. Так,отдыхая или играя в тени деревьев, воспитатель должен назвать и рассказать о них.Любуясь цветами можно сообщить детям названия «резеды, благоухающей на грядке, вьюнка, обвивающего изгородь, жимолости и клематиса, образующих душистую беседку в глубине сада; название маргаритки, василька и мака, которые оживляют луга и поля; ландыша – вестника приближающейся весны, и розы – царицы цветов». Одевая ребенка можно сообщить, что «белье делают из льна – растения с нежным цветом, что его курточка или платьице сделаны из шерсти овцы». Угощая ребенка, уточняют, что «хлеб сделан из зерна, смолотого в муку», а вода, «которую он пьет, берут из источника, текущего по камешкам; от коровы он получает свой любимый напиток – молоко» и т.д.

Все это сказанное в подходящую минуту, когда любознательность ребенка возбуждена, запечатлевается в его памяти и редко забывается.

Интересно, а вы бы смогли рассказать детям во время завтрака в детском саду из зерна каких растений приготовлены каши?

- манная каша – из пшеницы,

- овсяная каша – из овса,

- гречневая каша – из гречихи,

- пшенная каша – из просо,

- перловая каша – из ячменя,

- ячневая каша – из ячменя

Большое место в содержании работы материнских школ П. Кергомар отводит детским играм. Она ввела их в план работы педагога, разработала содержание и методику руководства различными видами игр. Особую роль она отводила играм детей с природными материалами: водой, листьями, камешками и т.п. «А песок! Сколько счастья он дает детям! Мне кажется, что если бы его отняли у наших парижских мальчуганов, они подняли бы революцию. Ребенок, у которого есть песок, играет самостоятельно; он роет колодцы, строит сады, горы, нагружает тележки».

П. Кергомар подчеркивала образовательное и воспитательное значение игр с природными материалами. Они, с одной стороны, дают ребенку знания о свойствах воды, песка, камней и т.д., а с другой – стимулируют развитие творчества, инициативы, изобретательности, эмоций. «Если бы ребенок был на улице, он бросал бы в ручеек пробку, листья, клочок бумаги и следил бы с криками радости или страха за своей лодкой». Однако в процессе игр детей с природными материалами важна роль воспитателя. Взрослый должен предоставлять детям разнообразный материал, предлагать темы и снабжать лопатками, ведерками, тачками, коробками, баночками и т.д.

Работа по ознакомлению дошкольников с природой может идти плодотворно при условии, если воспитатель будет хорошо подготовлен к предметным урокам и беседам. П. Кергомар доказывала, что воспитатель должна хорошо знать то, о чем будет идти речь с детьми. Прежде чем рассказывать о животных и растения, надо хорошо изучить соответствующие главы зоологии и ботаники. А уже потом, хорошо зная предмет, следует тщательно отобрать только то, что доступно детям, продумать все содержание и оформить письменно, т.е. написать конспект.

Но все эти прогрессивные интересные предложения П.Кергомар медленно внедрялись в практику работы дошкольных учреждений. Причины этого кроются в следующем:

во-первых, в том, что большинство педагогов считало, что главное внимание в процессе воспитания детей дошкольного возраста должно уделяться обучению чтению и письму, а не играм детей и наблюдениям за явлениями и предметами природы,

во-вторых, для реализации программы элементарных представлений о природе необходимы были двор, сад, соответствующие оснащение помещения растениями и животными, а часто этого не было.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: