СПОСОБЫСЛОВООБРАЗОВАНИЯ. СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ
ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА РУССКОГО ЯЗЫКА
Морфемы
(значимые части слова)
Корень аффиксы
(служебные морфемы)
Словообразующие формообразующие
|
Приставка суффикс окончание суффикс
Аффикс (от лат. affixus - прикрепленный) - общее название всех значимых частей слова, за исключением корня.
Морфологические способы словообразования
Среди наиболее продуктивных морфологических способов словообразования выделяются:
I. Аффиксация – образование новых слов путём присоединения словообразовательных аффиксов к производящей основе или к производящему слову.
Различаются следующие основные способы аффиксации:
Префиксальный (приставочный) (новое слово образуется путём присоединения к имеющемуся слову приставки (префикса):
история - пред ыстория (то, что было «до» истории), мощный – сверх мощный (очень мощный).
Суффиксальный (новое слово образуется путём присоединения к производящей основе суффикса):
красивый - красиво (наречие содержит в себе признак, как прилагательное: красиво то, что красивое); лимон – лимон н ый (относительное прилагательное образовано от имени существительного).
Суффиксально- префиксальный(приставочно-суффиксальный) (новое слово образуется путём одновременного присоединения к производящей основе приставки и суффикса:
вкус - без вкус иц а (то, что лишено вкуса); снег – под снеж ник (находящийся под снегом).
Бессуффиксный (к производящей основе не добавляется суффикс; таким способом образуются только имена существительные): выходить – выход, глубокий – глубь.
II. Сложение - образование новых слов путём соединения двух или более основ или слов:
овощ е хранилище, глин о зём.
В современном словообразовании активным является также образование сложносокращённых слов. Сложносокращённые слова образуются:
1) из начальных частей или слогов слова:
спецкор (специальный корреспондент), универмаг (универсальный магазин);
2) из части слова и полного слова: педколлектив (педагогический коллектив), сбербанк (сберегательный банк);
3) из начальных букв слов: РФ (Российская Федерация), МГУ (Московский государственный университет).
III. Усечение основы – образование новых слов посредством усечения производящей основы. Данный способ действует только в словообразовании имён существительных:
маг (магнитофон), зам (заместитель)
IV. Обратное словообразование - образование от более сложного по структуре слова более простого:
фляга (от фляжка), дояр (от доярка).
Неморфологические способы словообразования
Неморфологические способы словообразования | Объяснение | Примеры |
Лексико-семантический | Появление новых слов в результате изменений в значении уже существующих в русском языке слов | Прапорщик (знаменосец) Прапорщик (воинское звание); Бригадир (воинское звание) и бригадир (руководитель трудового коллектива) |
Морфолого-синтаксический | Появление новых слов в результате перехода слов из одной части речи в другую. | Столовая (ложка) прилаг. Столовая (помещение) сущ.; караул (сущ.) и караул! (междом.) |
Лексико-синтаксический | Появление новых слов в результате сращений сочетаний слов | Высококачественный – высоко – качественный, тотчас – тот - час |
Задание 1.
- Распределите словосочетания в три колонки в зависимости от способа словообразования.
Лексико-семантический | Лексико-синтаксический | Морфолого-синтаксический |
1. Войти в столовую:
2. Сумасшедший
3. Куршская коса
4. Спрятаться в ванной
5. Долг каждого
6. Нижеподписавшийся указал
7. Запустить дела
Задание 2. Восстановите словообразовательную цепочку
1) Тесный — теснить — притеснить — … — притеснительница.
2) Шнур — шнуровать — зашнуровать — … — зашнуровывание.
3) Страховать — перестраховать — … — перестраховочный.
Задние 3. Объедините слова в словообразовательные цепочки.
Печаль, запеть, опечалиться, отпечаток, пропечь, отпечатать, печалить, печать, петь, пропекаться, запевала, опечалить, печь, печатать, запевать, пропекать.