Неморфологические способы словообразования




СПОСОБЫСЛОВООБРАЗОВАНИЯ. СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ

ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА РУССКОГО ЯЗЫКА

Морфемы (значимые части слова) Корень аффиксы (служебные морфемы) Словообразующие формообразующие
               
       
 


Приставка суффикс окончание суффикс

 

Аффикс (от лат. affixus - прикрепленный) - общее название всех значимых частей слова, за исключением корня.

Морфологические способы словообразования

 

Среди наиболее продуктивных морфологических способов словообразования выделяются:

I. Аффиксация – образование новых слов путём присоединения словообразовательных аффиксов к производящей основе или к производящему слову.

Различаются следующие основные способы аффиксации:

Префиксальный (приставочный) (новое слово образуется путём присоединения к имеющемуся слову приставки (префикса):

история - пред ыстория (то, что было «до» истории), мощный – сверх мощный (очень мощный).

Суффиксальный (новое слово образуется путём присоединения к производящей основе суффикса):

красивый - красиво (наречие содержит в себе признак, как прилагательное: красиво то, что красивое); лимон – лимон н ый (относительное прилагательное образовано от имени существительного).

Суффиксально- префиксальный(приставочно-суффиксальный) (новое слово образуется путём одновременного присоединения к производящей основе приставки и суффикса:

вкус - без вкус иц а (то, что лишено вкуса); снег – под снеж ник (находящийся под снегом).

Бессуффиксный (к производящей основе не добавляется суффикс; таким способом образуются только имена существительные): выходить – выход, глубокий – глубь.

 

II. Сложение - образование новых слов путём соединения двух или более основ или слов:

овощ е хранилище, глин о зём.

В современном словообразовании активным является также образование сложносокращённых слов. Сложносокращённые слова образуются:

1) из начальных частей или слогов слова:

спецкор (специальный корреспондент), универмаг (универсальный магазин);

2) из части слова и полного слова: педколлектив (педагогический коллектив), сбербанк (сберегательный банк);

3) из начальных букв слов: РФ (Российская Федерация), МГУ (Московский государственный университет).

 

III. Усечение основы – образование новых слов посредством усечения производящей основы. Данный способ действует только в словообразовании имён существительных:

маг (магнитофон), зам (заместитель)

 

IV. Обратное словообразование - образование от более сложного по структуре слова более простого:

фляга (от фляжка), дояр (от доярка).

Неморфологические способы словообразования

 

Неморфологические способы словообразования Объяснение Примеры
Лексико-семантический Появление новых слов в результате изменений в значении уже существующих в русском языке слов Прапорщик (знаменосец) Прапорщик (воинское звание); Бригадир (воинское звание) и бригадир (руководитель трудового коллектива)
Морфолого-синтаксический Появление новых слов в результате перехода слов из одной части речи в другую. Столовая (ложка) прилаг. Столовая (помещение) сущ.; караул (сущ.) и караул! (междом.)
Лексико-синтаксический Появление новых слов в результате сращений сочетаний слов Высококачественный – высоко – качественный, тотчас – тот - час

Задание 1.

- Распределите словосочетания в три колонки в зависимости от способа словообразования.

 

Лексико-семантический Лексико-синтаксический Морфолого-синтаксический
     

 

1. Войти в столовую:

2. Сумасшедший

3. Куршская коса

4. Спрятаться в ванной

5. Долг каждого

6. Нижеподписавшийся указал

7. Запустить дела

 

Задание 2. Восстановите словообразовательную цепочку Š

1) Тесный — теснить — притеснить — … — притеснительница.

2) Шнур — шнуровать — зашнуровать — … — зашнуровывание.

3) Страховать — перестраховать — … — перестраховочный.

 

Задние 3. Объедините слова в словообразовательные цепочки. Š

Печаль, запеть, опечалиться, отпечаток, пропечь, отпечатать, печалить, печать, петь, пропекаться, запевала, опечалить, печь, печатать, запевать, пропекать.

 

  Задание 4. Распределите слова в соответствии со стилистической окраской, которую придают словам суффиксы, определить значение суффиксов.    
Книжная стилистическая окраска   Разговорная стилистическая окраска
  -к(а) (зарубежка, неотложка, публичка); -атин(а) (кислятина, постнятина, серятина); -ён(а) (сластёна, гулёна); -ун (крикун, пискун, болтун); -уш(а) (крикуша, плакуша); -аст(ый) (губастый, ушастый, зубастый, горластый); -л(а) (громила, воротила); -яш (кругляш, кудряш, племяш). - ость (очевидность, картинность, плавность); -ств(о) (гражданство, предательство); -иад(а) (альпиниада, академиада, универсиада); -льн(ый) (кипятильный, красильный); -тельн(ый) (измерительный, окислительный); -изирова(ть) (кристаллизировать, витаминизировать)  

Задание 5. Распределите слова в соответствии со стилистической окраской, которую придают словам суффиксы, определить значение суффиксов.

 

Книжная стилистическая окраска   Разговорная стилистическая окраска
  воз- (вос-) (вознегодовать, возлежать, восходить, воссиять); из- (ис-) (изгнать, испить); низ- (нис-) (низводить, ниспровергнуть); наи- (наилучший); со- (соисполнитель, соучаствовать); интер- (интервокальный); ультра- (ультрамодернизм, ультраправый) и др. раз- (рас-) (раскрасавец, развеселый); про- (пробегать, прогулять, проглядеть); на- (нарассказывать, надавать, насочинять, напринимать).  

 

- Сделайте вывод о стилистических возможностях словообразовательных средств.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-01-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Обратная связь