ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЛИСТ
Для учебного занятия, реализуемого с применением дистанционных
Образовательных технологий и электронного обучения
Учебная группа | 1 НК-20 |
Наименование предмета, дисциплины, МДК, практики | ОУП.02. Литература |
Время проведения (дата, порядковый номер пары) | 01.03. 2021, понедельник, 2 пара |
Тема и вид учебного занятия | Основные темы творчества М.И. Цветаевой. П/з № 26 Анализ стихотворений М. Цветаевой. |
Содержание учебного занятия (краткое описание учебных действий, изучаемого материала, заданий для обучающихся) | 1) Знакомство с презентацией по жизни и творчеству М. Цветаевой (сделать краткие записи в тетради). 2. Знакомство с материалом «Основные темы в лирике М. Цветаевой» 2) Выполнение практической работы. |
Преподаватель | Аверина Светлана Николаевна |
Требования к заданиям для обучающихся (содержание задания, срок выполнения, форма предоставления,адрес для отправки на проверку) | !!!Выслать не надо, соберу работы в среду (03.03). Выслать только тем, кто находится на больничном/карантине. |
Ресурс для организации взаимодействия (ссылка, контакты) | |
Информационные источники (учебники, учебные пособия, конспекты лекций, презентации, таблицы, схемы и прочее, используемое в занятии). Обязательно прикладываются к информационному листу в электронном виде. | Для работы прилагается презентация. |
Иная дополнительная информация |
1) Знакомство с презентацией по жизни и творчеству М. Цветаевой
ЗАДАНИЕ: просмотрите презентацию, сделайте краткие записи в тетради.
2. Знакомство с материалом «Основные темы в лирике М. Цветаевой»
ЗАДАНИЕ: Спишите в тетрадь информацию.
|
ОСНОВНЫЕ ТЕМЫЛИРИКИ ЦВЕТАВОЙ.
Тема МОСКВЫ | |
Пример стихотворений | Пояснения |
«Домики старой Москвы» | Москва – любимый город. - слова передают аромат давних времен: «вековые ворота», «деревянный забор», домики, где «потолки расписные» и «клавесина аккорды». |
Цикл стихотворений «Стихи о Москве» Прочтёте, выполняя практическую работу. | Облик Москвы в ранней поэзии светел. |
Тема РОДИНЫ | |
«Тоска по родине» | Возникает ощущение безысходности, равнодушия, одиночества: - Мне совершенно все равно - где совершенно одинокой... |
Тема ЛЮБВИ | |
«Надпись в альбом» | В стихотворении явно звучит желание героини остаться в памяти любимого человека: Ты вспомнишь все... Ты сдержишь крик... - Пусть я лишь стих в твоем альбоме! |
«Мне нравится…» | «Мне нравится, что вы больны не мной» – это стихотворение о любви к недоступному мужчине. Героиня говорит ему о том, что она не больна им и счастлива, что он не болен ей также, но смысл произведения кардинально противоположен этому заявлению. Она на самом деле хотела бы пережить с ним все прекрасные любовные моменты, но – и это выражается в печальном “увы” – подобное невозможно. |
«Никто ничего не отнял» | Стихотворение о том, что чувства обладают огромной силой, им могут быть подвластны расстояние и время |
«Вчера ещё в глаза глядел…» Прочтёте, выполняя практическую работу. | Стихотворение о том, как сложно переживать равнодушие со стороны мужчины, когда вчера он ещё тебя «короновал». |
ПОЭТА И ПОЭЗИИ | |
«Моим стихам, написанным так рано...» и др. Прочтёте, выполняя практическую работу. | Здесь поэтесса уверенно заявляет, что когда-нибудь её стихи полюбят, а пока они пылятся на полках. |
|
3) Выполнение практической работы.
Практическая работа «Анализ стихотворений М. Цветаевой».
Задание 1. Напишите своими словами, как Вы понимаете значение данных терминов:
Архаизм, сравнение, метафора, эпитет, анафора, эпифора, лексический повтор, антитеза, оксюморон, олицетворение.
Задание 2. Спишите стихотворение. Подчеркните и назовите ИВС, на котором построено всё произведение Цветаевой:
Моим стихам, написанным так рано,
Что и не знала я, что я - поэт,
Сорвавшимся, как брызги из фонтана,
Как искры из ракет,
Ворвавшимся, как маленькие черти,
В святилище, где сон и фимиам,
Моим стихам о юности и смерти,
- Нечитанным стихам! -
Разбросанным в пыли по магазинам
(Где их никто не брал и не берет!),
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черед.
Задание 3. Выпишите из стихотворения «Стихи о Москве» примеры эпифоры.
Облака - вокруг,
Купола - вокруг,
Надо всей Москвой
Сколько хватит рук! -
Возношу тебя, бремя лучшее,
Деревцо мое
Невесомое!
В дивном граде сем,
В мирном граде сем,
Где и мертвой - мне
Будет радостно, -
Царевать тебе, горевать тебе,
Принимать венец,
О мой первенец!
Задание 4. Прочитайте стихотворение «Я знаю правду. Найдите в стихотворении лексические повторы и выпишите их.
Я знаю правду! Все прежние правды-прочь!
Не надо людям с людьми на земле бороться.
Смотрите: вечер, смотрите: уж скоро ночь.
О чем — поэты, любовники, полководцы?
|
Уж ветер стелется, уже земля в росе,
Уж скоро звездная в небе застынет вьюга,
И под землею скоро уснем мы все,
Кто на земле не давали уснуть друг другу.
Задание 5. Найдите все архаизмы в стихотворении «Другие с очами и личиком светлым». Напишите современное значение устаревших слов.
Другие - с очами и с личиком светлым,
А я-то ночами беседую с ветром.
Не с тем - италийским
Зефиром младым, -
С хорошим, с широким,
Российским, сквозным!
Другие всей плотью по плоти плутают,
Из уст пересохших - дыханье глотают...
А я - руки настежь! - застыла - столбняк!
Чтоб выдул мне душу - российский сквозняк!
Другие - о, нежные, цепкие путы!
Нет, с нами Эол обращается круто.
- Небось, не растаешь! Одна - мол - семья! -
Как будто и вправду - не женщина я!
Задание 6. Спишите стихотворение, назовите подчёркнутые ИВС.
БАБУШКЕ
Продолговатый и твердый овал,
Черного платья раструбы…
Юная бабушка! Кто целовал
Ваши надменные губы?
Руки, которые в залах дворца
Вальсы Шопена играли…
По сторонам ледяного лица
Локоны в виде спирали.
Темный, прямой и взыскательный взгляд
Взгляд, к обороне готовый.
Юные женщины так не глядят.
Юная бабушка, кто вы?....
Задание 7. Что это за ИВС?
- И целых сорок сороков церквей
Смеются над гордынею царей!
Задание 8. В стихотворении «Суда поспешно не чини» и «Вчера ещё в глаза глядел» найдите и выпишите примеры антитезы.
Суда поспешно не чини:
Непрочен суд земной!
И голубиной - не черни
Галчонка - белизной.
А впрочем - что ж, коли не лень!
Но всех перелюбя,
Быть может, я в тот черный день
Очнусь - белей тебя!
***