По слоговой таблице, начерченной на доске, школьники читают слоги СГ и договаривают их до целых слов (гуси, голуби, галки и т. д.).
Прочитывается рассказ «Подарки к празднику», уточняется, что подготовит каждый из ребят. Текст связывается с рисунками на с. 126.
Составляется рассказ о детских играх и занятиях.
Проводится игра «У кого?» (с. 127).
Прочитав начало предложения в левом столбике, учащиеся подбирают по смыслу одно слово из правого столбика, например: У оленя — рога.
Игра «Волшебные клеточки».
Учитель чертит на доске таблицу.
Дети решают задачу: как, заменив три раза букву, от слова роса дойти до слова гора (решение: коса, кора).
Внеклассное чтение.
Урок по теме «Звук [ч’], буквы Ч, ч».
Повторно проводится игра «У кого?» на классном наборном полотне. По образцу (с. 127) учитель заготавливает карточки и раскладывает их на столе; вызванный ученик берет карточку из левой стопки и, прочитав то, что на ней написано, ставит на наборное полотно. Вызывается второй ученик, который находит соответствующую карточку в правой стопке, читает слово, ставит его на наборное полотно рядом с первой. Класс прочитывает получившееся предложение.
Из слова мяч (с. 129), соотносимого со схемой этого слова, выделяется изучаемый звук. Учитель сообщает, что этот звук всегда мягкий, твердым в русском языке он не бывает. Дети устанавливают, что звук [ч’] согласный, глухой. Проводится упражнение в распознавании звука [ч’] в словах.
Дети знакомятся с печатными буквами Ч, ч. Прочитываются слоги-слияния (с. 129). Учитель сообщает, что звук [ч’] всегда мягкий, то есть не надо особой буквой я обозначать мягкость согласного звука, поэтому в слоге ча принято писать букву а.
|
Из букв разрезной азбуки ученики составляют слово мяч, которое затем преобразуют в слово мячик.
Прочитывают слова с дополнительными пометами (с. 130, вверху), устно с этими словами составляют предложения.
Дети читают рассказ, соотносят прочитанное с иллюстрацией (с. 128—129).
Дети читают стихотворение на с. 132. Словесно «рисуют» несколько иллюстраций.
Урок по теме «Буква ь для обозначения мягкости согласных ».
Проводится повторение изученных детьми букв (с. 133), особое внимание обращается на гласные буквы, которые используются для обозначения мягкости предшествующих согласных (и, е, я).
После слого-звукового анализа на индивидуальных наборных полотнах дети составляют слово гуси. Вызванный к доске ученик также составляет слово гуси. Вычерчивается схема этого слова, выясняется, что согласный звук в слоге си мягкий [с’]. Мягкость согласного обозначена буквой и.
Детям сообщается, что они узнают новую букву. Произносится слово гусь. Проводится слого-звуковой анализ этого слова. Слово соотносится со схемой. Устанавливается, что это слово состоит из трех звуков (из слияния и мягкого согласного, образующих один слог). Учитель предлагает вопрос: как составить это слово, чтобы было ясно, что последний звук надо произносить мягко? Дети убирают букву и в набранном из букв разрезной азбуки слове и пытаются прочитать его: гус....
Если ученики не знают, что надо добавить букву ь, то учитель показывает эту букву, называет ее (мягкий знак) и объясняет, что эта буква звука не обозначает, но она нужна для указания на мягкость согласного звука. Буква ь ставится после согласной буквы (учитель приставляет букву ь на место буквы и). Получившееся слово дети прочитывают, особо подчеркивая в произношении мягкость последнего звука.
|
По «Русской азбуке» прочитывают слова в первых двух столбиках (с. 135).
На доске напечатаны слова: па с ли — па с ли сь.
Проводится графический анализ и чтение этих слов (записанных на доске), объясняется значение слов (дети с каждым словом устно составляют предложения).
Дети читают рассказ (с. 138), разбирают его по вопросам: где паслись гуси? Что сделал Петя? Что ему сказали? Что значит «за себя постоять»? Предлагается озаглавить рассказ (например, «Не дразни гусей!»).
Рассказ дается для повторного чтения и разбора. (Задания: прочитать слова с мягким знаком, определить, мягкость каких звуков обозначена с его помощью; прочитать слова, в которых мягкость согласного обозначена по-иному.)
Дети составляют рассказ о том, как надо заботиться о птицах.