Государев Н.А. Специальная психология: учеб. пособие / Н. А. Государев. - М.: Ось-89, 2008. - 288 с.
3. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ [Электронный ресурс] / М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2011. - 168 с. - URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=234851
4. Лебединский В. В. Нарушения психического развития в детском возрасте: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. психологии / В. В. Лебединский. - 4-е изд., стер. - М.: Академия, 2007. - 144 с.
5. Слепович Е.С. Специальная психология: учебное пособие / Е.С. Слепович, Т.И.Гаврилко; под ред. Е.С. Слепович, А.М. Поляков. - Минск: Вышэйшая школа, 2012. - 512 с. - ISBN 978-985-06-2186-3; То же [Электронный ресурс]. - URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=144372
Практическое занятие 1. Теоретико-методологические основы специальной психологии
План:
1.Методы специальной психологии.
2.Социально-психологический норматив.
3.Комплексный подход в психологической диагностике отклоняющегося развития.
4.Компенсация и коррекция нарушенного развития.
Литература: [1, с. 14-77, 296-345], [2, с. 25-30], [3, 199-233], [4, с. 21-54, 85-99].
Задания для самостоятельной работы:
1.Подготовьте презентацию «История развития специальной психологии».
2.Кейс-задание «Смоделируйте ситуации, в которых стиль воспитания (гипоопека, гиперопека, попустительский и т.д.) приводит к дезадаптации детей с ограниченными возможностями здоровья».
3.Подготовьте презентацию «Общие и специфические закономерности нарушенного развития».
4.Подготовьте презентацию «Дифференицальная диагностика в специальном и инклюзивном образовании».
Практическое занятие 2. Психическое недоразвитие. Поврежденное развитие
План:
1.Систематика олигофрении.
2.История психолого-педагогического изучения умственно отсталых лиц.
3.Особенности личностного развития при психическом недоразвитии.
4.Абилитация и реабилитация при психическом недоразвитии.
5.Психологическая специфика поврежденного развития.
6.Эмоционально-личностное развитие при поврежденном развитии.
7.Когнитивное развитие при поврежденном развитии.
Литература: [1, с. 123-142, 225-244], [2, с. 51-107], [4, с. 182-193].
Задания для самостоятельной работы:
1.Кейс-задание «Опишите стратегии взаимодействия с ребенком с умственной отсталостью».
2.Подготовьте презентацию «Виды деменции».
Практическое занятие 3. Задержанное психическое развитие. Дефицитарное развитие
План:
1.Особенности психического развития дошкольников с задержкой психического развития.
2.Особенности психического развития младших школьников с задержкой психического развития.
3.Обучаемость как дифференциально-диагностический критерий ЗПР.
4.Особенности психического развития лиц с сенсорными нарушениями.
5.Особенности психического развития лиц с нарушениями речи.
6.Особенности психического развития лиц с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата.
Литература: [1, с. 143-163], [2, с. 110-239, 243-417], [3, с. 8-92], [4, с. 137-180, 194-203, 205-233].
Задания для самостоятельной работы:
1.Подготовьте презентацию «История изучения детей с ЗПР».
2.Кейс-задание «Определите причины затруднений в учебной деятельности у детей с ЗПР. Предложите мероприятия, позволяющие преодолеть выделенные затруднения в учебной деятельности».
3.Кейс-задание «Опишите стратегии взаимодействия глухого и слабослышащего ребенка со взрослыми и сверстниками».
4.Кейс-задание «Опишите компенсаторные возможности незрячего младшего школьника».
5.Кейс-задание «Разработайте систему мероприятий, способствующую более успешной адаптации ребенка с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата в образовательную среду».
6.Кейс-задание «Разработайте систему мероприятий, направленную на социальную реабилитацию лиц с нарушениями речи».
Практическое занятие 4. Искаженное развитие. Дисгармоническое развитие
План:
1.Нарушение общения и межличностного взаимодействия при раннем детском аутизме.
2.Асинхронность развития психических функций при раннем детском аутизме.
3.Холдинг-терапия как метод психологической коррекции при раннем детском аутизме.
4.Нарушения эмоциональной регуляции как основа дисгармоничного развития.
5.Конституциональная и клиническая типология характера.
6.Типология патологических характеров.
7.Акцентуации и психопатии в детском возрасте.
Литература: [1, с. 191-215, 256-286], [3, с. 124-168], [4, с. 235-243].
Задания для самостоятельной работы:
1.Подготовьте презентацию «Современные технологии обучения детей с расстройствами аутистического спектра».
2.Кейс-задание «Проанализируйте особенности применения АВА-терапии при работе с детьми с расстройства аутистического спектра. Выделите аргументы «за» и «против» АВА-терапии».
3.Подготовьте презентацию «Отличие и сходства психопатии и акцентуации характера».
Практическое занятие 5. Психическое развитие лиц со сложными нарушениями
План:
1.Классификация лиц со сложными нарушениями развития.
2.Когнитивное развитие лиц со сложными нарушениями.
3.Личностное развитие лиц со сложными нарушениями.
Литература: [3, с. 174-193], [4, с. 251-262].
Задания для самостоятельной работы:
1.Подготовить презентацию «Психологическая помощь лицам со сложными нарушениями развития».