Алгоритм создания презентации:
1 этап – определение цели презентации
2 этап – подробное раскрытие информации,
3 этап − основные тезисы, выводы.
Следует использовать 10-15 слайдов. При этом:
- первый слайд – титульный. Предназначен для размещения названия презентации, имени докладчика и его контактной информации;
- на втором слайде необходимо разместить содержание презентации, а также краткое описание основных вопросов;
- оставшиеся слайды имеют информативный характер.
Обычно подача информации осуществляется по плану: тезис – аргументация – вывод.
Требования к оформлению и представлению презентации:
1. Читабельность (видимость из самых дальних уголков помещения и с различных устройств), текст должен быть набран 24-30-ым шрифтом.
2. Тщательно структурированная информация.
3. Наличие коротких и лаконичных заголовков, маркированных и нумерованных списков.
4. Каждому положению (идее) надо отвести отдельный абзац.
5. Главную идею надо выложить в первой строке абзаца.
6. Использовать табличные формы представления информации (диаграммы, схемы) для иллюстрации важнейших фактов, что даст возможность подать материал компактно и наглядно.
7. Графика должна органично дополнять текст.
8. Выступление с презентацией длится не более 10 минут.
Методические рекомендации по решению кейс-задания
Алгоритм решения кейс-задания.
Первый этап – знакомство с ситуацией, ее особенностями.
Второй этап – выделение основной проблемы (основных проблем), выделение факторов и персоналий, которые могут реально воздействовать.
Третий этап – предложение концепций или тем для «мозгового штурма».
Четвертый этап – анализ последствий принятия того или иного решения.
Пятый этап – решение кейса – предложение одного или нескольких вариантов (последовательности действий), указание на возможное возникновение проблем, механизмы их предотвращения и решения.
Вопросы к экзамену
1. Предмет и задачи специальной психологии. Структура специальной психологии.
2. Методы специальной психологии.
3. Закономерности психического развития.
4. История развития специальной психологии.
5. Проблема диагностики в специальной психологии.
6. Принципы психологической диагностики отклонений в развитии.
7. Понятие нормы и нормального психического развития в психологии.
8. Учение Л.С. Выготского о первичном и вторичном дефекте развития.
9. Дефект и компенсация.
10. Теории компенсации (А. Адлер, Л.С. Выготский).
11. Понятие коррекции и социальной адаптации лиц с ограниченными возможностями.
12. Абилитация и реабилитация в специальной психологии.
13. Категория развития в специальной психологии.
14. Дизонтогенез. Психологические параметры психического дизонтогенеза.
15. Классификация основных вариантов психического дизонтогенеза (Л.С. Выготский, Г.Е. Сухарева, В.В. Ковалев, В.В. Лебединский и др.)
16. Роль биологических и социальных факторов в возникновении нарушений развития у детей.
17. Общие и специфические закономерности психического развития детей с отклонениями.
18. Обучающий эксперимент как метод прогноза развития ребёнка с ОВЗ.
19. Задачи, структура ПМПК.
20. Умственная отсталость как типичная модель психического недоразвития. Этиология умственной отсталости.
21. Классификации умственной отсталости.
22. Отграничение умственной отсталости от сходных с ней состояний.
23. Психическое развитие лиц с умственной отсталостью.
24. Общая характеристика задержки психического развития. Этиология ЗПР.
25. Классификации ЗПР.
26. Психологические особенности детей с ЗПР.
27. Этиология нарушений слуха. Классификации лиц с нарушениями слуха.
28. Психологические особенности лиц с нарушениями слуха.
29. Этиология нарушений зрения. Классификации лиц с нарушениями зрения.
30. Психологические особенности лиц с нарушениями зрения.
31. Этиология нарушений опорно-двигательного аппарата. Классификации лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
32. Психологические особенности лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
33. Этиология нарушений речи. Классификации лиц с нарушениями речи.
34. Психологические особенности лиц с нарушениями речи.
35. Органическая деменция как характерная модель поврежденного развития. Этиология органической деменции.
36. Классификация органической деменции. Клинико-психологическая структура дефекта при поврежденном развитии.
37. Психическое развитие при деменции.
38. Ранний детский аутизм как модель искаженного развития. Этиология детского аутизма.
39. Классификации раннего детского аутизма (РДА). Клинико-психологическая структура синдрома РДА.
40. Психическое развитие детей с синдромом РДА.
41. Психопатии и психопатическое развитие личности ребенка. Систематика и этиология психопатий.
42. Классификация психопатий. Клинико-психологическая структура типов психопатий.
43. Психическое развитие лиц с психопатией.
44. Структура сложного дефекта. Этиология сложных недостатков развития.
45. Специфика психического развития лиц со сложными нарушениями.
46. Социально-психологическая реабилитация.
47. Абилитация детей и подростков с ОВЗ.
48. Специфика интеграции и инклюзии лиц с ОВЗ.