Урок по теме «Повторение и закрепление пройденного материала».




Читается рассказ Л. Н. Толстого «Таня знала буквы...» (с. 182) и проводится беседа по его содержанию.

Учащиеся читают стихи В. Берестова, рассматривают иллюстрацию к тексту, устанавливают, как она связана с прочитанным. Учитель спрашивает: кто изображен на рисунке? А о ком идет речь в стихах? Что может делать робот? Можно ли из рассказа Л. Н. Толстого узнать, каким образом Таня показывает своей кукле буквы? Какой рисунок можно нарисовать к рассказу? Какой вы себе представляли девочку, когда читали текст?

Сначала читают рассказ «Поиграем в эхо» (с. 183), потом дети повторяют изученные буквы по «ленте букв» (с. 185).

Внеклассное чтение.

Домашнее задание: чтение стихов «Где обедал воробей» или «Щучка».

Урок по теме «Звук [щ’], буквы Щ, щ».

Учитель проводит беседу по рисунку (с. 186—187), выясняет, что знают дети о зимней рыбалке. Как сказочный герой Емеля поймал рыбу? Какую?

Дети выделяют из слова лещ (с использованием схемы) звук [щ’]. Характеризуется звук [щ’]: согласный, глухой, мягкий (всегда).

Учитель показывает буквы Щ, щ.

Учащиеся читают по слоговой таблице слоги с буквой щ. При чтении слогов-слияний учитель обращает внимание детей на то, что используются не все гласные буквы. Так, нет букв я, о, ы, ю, э. Учитель предлагает запомнить, что ща и щу пишутся с буквами а и у, хотя звук [щ’] мягкий.

Учащиеся читают стихи о лещах (с. 187), произносят хором. Прочитывают слова, которые даны с пометами (с. 187, вверху), объясняют смысл помет. По памяти дети дают описание рыб: окуня, леща, щуки.

Учитель проводит работу над скороговоркой (с. 186). Дети читают скороговорку сначала медленно, потом быстрее.

Урок по теме «Звук [щ’], буквы Щ, щ (закрепление)».

Учащиеся повторяют, какие гласные буквы пишутся в сочетаниях ща и щу. Из букв разрезной азбуки составляют слова роща, щука.

Прочитывают и отгадывают загадки про овощи (с. 188). Дети называют другие известные им овощи.

Затем дети выполняют словарно-логическое упражнение «Овощи»: называют съедобные части этих растений.

Урок по теме «Звук [щ’], буквы Щ, щ (повторение, обобщение)».

Учащиеся читают на с. 189 стихотворение С. Михалкова, пробуют дать ему название («Щетка»).

На с. 189 дети выполняют логическое упражнение «Вещи».

Учитель проводит чтение стихотворения «Овощи» (с. 190—191).

Затем учитель предлагает задание: найти в тексте слово с буквой щ. Учащиеся под руководством учителя уточняют значение слова овощи.

Самостоятельное чтение (можно на дом) рассказа «Два товарища» (с. 192), а также отгадку на загадку-шутку «Зверь на букву Ю» (с. 193).

По «ленте букв» на с. 193 дети повторяют изученные буквы.

Урок по теме «Звуки [ф], [ф’], буквы Ф, ф».

Учитель проводит работу по иллюстрации на с. 194—195.

Из слова шарф выделяется с опорой на схему твердый согласный звук [ф]. Затем предлагается сказать, какой похожий звук слышится в слове шарфик. Указывается его отличие от звука [ф]: звук [ф’] — мягкий согласный. Затем учащиеся определяют, что эти звуки глухие, парные со звонкими звуками [в] и [в’].

Ребята знакомятся с буквами Ф, ф, читают слоги-слияния, договаривая их до целых слов (с. 195).

Читаются и разбираются слова, записанные учителем на доске (из тех, которые даны в столбиках на с. 195).

Дети читают рассказ на с. 196.

Учитель выслушивает рассказы детей о том, как они знают правила уличного движения и соблюдают их.

Урок по теме «Повторение и закрепление пройденного материала».

Учащиеся читают рассказ на с. 197.

Дети указывают в тексте все слова с буквой ф.

Из разрезной азбуки составляются слова: шофер, светофор, фонарик.

Проводится беседа о светофоре: что он собой представляет, для чего он нужен? На что указывает каждый его сигнал?

Ребята повторно читают стихотворение на с. 196 (вверху). Уясняют значение слов старт и финиш.

Внеклассное чтение.

Урок по теме «Буква разделительный мягкий знак (ь)».

Рассматривается рисунок на с. 198—199.

На нем запечатлены события, связанные с рождением Иисуса Христа, праздником, который называется Рождеством и отмечается почти во всех странах мира. Слово Рождество выписывается на доске с пометами, над ним пишется другое слово ро ж де ни е. Говорится, что Рождество у нас в стране приходится на самый разгар зимы.

Все деревья голы,

Листья опали давно.

де ре вь я

 

ли с ть я

С разделительным мягким знаком (ь) дети знакомятся практически. Сначала проводится фонетический анализ слова листья. Выясняется, что в последнем слоге после мягкого согласного звука [т’] слышится слияние [й’а]. Затем, отчетливо проговаривая слово, учитель составляет его из букв разрезной азбуки на классном наборном полотне, поясняя, что после буквы т надо поставить особый знак, разделительный, чтобы получилось [т’йа], а не [т’а]. После этого детям предлагается прочитать составленное слово так, чтобы на месте гласной буквы я после ь (мягкого знака разделительного) отчетливо слышалось слияние [й’а].

Учитель сообщает, что разделительный мягкий знак (ь) употребляется после согласных букв перед гласными буквами я, е, ю, ё, и. Для чтения предлагаются слова, напечатанные на доске: деревья, льёт, льют.

Дети читают слова в столбиках (с. 200, вверху).

Прочитываются и разбираются слова на с. 201, вверху.

Читают и отгадывают загадки на с. 200 («Ключ», «Хвосты»).

Учитель проводит беседу о добросовестной учебе как важнейшей работе каждого школьника.

Чтение стихотворения В. Орлова «Что написано в тетрадке?».

Урок по теме «Буква разделительный твердый знак (ъ)».

Учитель сообщает, что в качестве разделительного знака используется еще одна буква — ъ, которая называется разделительный твердый знак. На месте гласных букв после буквы ъ также должны отчетливо слышаться слияния, т. е. названия букв е, ё, ю, я.

Учитель говорит, что он прочитает два слова, а учащиеся должны догадаться, для какого из этих слов дана схема на доске. Он читает слова сел и съел, дети определяют, что эта схема для слова съел, где после согласного звука [с’] отчетливо произносится слияние [й’э]. Учитель предлагает детям прочитать слова, напечатанные на доске: съем, съедим, съест, съедят.

Учащиеся читают и разбирают рассказ Л. Н. Толстого. Учитель предлагает ответить на вопросы: чем был занят мальчик? Из чего видно, что он очень испугался? Чего он боялся? (Что его побьют.) Как можно объяснить заглавие этого рассказа?

Дети повторно читают рассказ до ролям, устанавливают, в чем смысл рассказа.

Читается рассказ «Три калача...» (с. 202). Дети выделяют слова с разделительным знаком, объясняют, как он велит прочитывать слово, в состав которого входит.

Урок по теме «Алфавит».

Учитель проводит работу по «ленте букв» (с. 205). Дети повторяют гласные и согласные, объясняют, почему они расположены по-особому (гласные буквы обозначают твердость или мягкость согласных в слиянии; согласные могут обозначать звуки, парные по глухости-звонкости), вспоминают названия согласных букв и то, что одна и та же буква может служить значком как для твердых, так и для мягких согласных.

Учитель объявляет, что изучение букв закончено: дети узнали все русские буквы. Внимание детей привлекается к стихотворению «Господин учитель Жук» на с. 202. Предлагается детям назвать буквы, которые выделены в стихотворении, и установить, как они связаны с отдельными словами, о которых упоминается в стихах,

Учащиеся, перелистывая страницы учебника, устанавливают, что буквы изучались ими в иной последовательности. На «ленте букв» порядок расположения букв также иной. Сообщается, что порядок расположения от А до Я является общепринятым и называется алфавитом.

Учитель пишет на доске слово ал фа ви т и предлагает посчитать, сколько букв в русском алфавите (33). Каждая буква имеет свое значение и место в нем.

Учащиеся читают вторую часть стихотворения Льдова (с. 203).

По предметным рисункам на с. 200 уточняется значение двух слов ключ. Желательно на доске написать стихи С. Маршака «Алфавит».

Ты эти буквы заучи. Их три десятка с лишком, А для тебя они — ключи Ко всем хорошим книжкам. В дорогу взять не позабудь Ключей волшебных связку. В любой рассказ найдешь ты путь, Войдешь в любую сказку. Прочтешь ты книги о зверях, Растеньях и машинах. Ты побываешь на морях И на седых вершинах. Тебе чудесные края Откроет путь от «А» до «Я». (С. Маршак.)

Учитель задает учащимся вопрос: почему буквы названы «ключами» ко всем хорошим книжкам?

В конце урока учащиеся делают вывод, что ими выучены все буквы, которые есть в русском алфавите.

Урок по теме «Алфавит».

Перечитывается стихотворение В. Берестова «Читалочка» (с. 207).

Рассматриваются обложки книг. Ученики находят срединих сказки.

Дети читают вторую часть стихотворения Маршака, написанного на доске. Совместно с учителем проводят разбор его содержания.

Дети рассматривают алфавит на с. 22—23 и читают все буквы.

Снова подряд называют все буквы от А до Я (верхнюю строку). Вспоминают общее название — алфавит.

Внеклассное чтение.

Последующие произведения на с. 213—239 учитель читает и разбирает по своему усмотрению.

 


1 Представление о звуковом составе слияния [й’э], а в последующем других слияний, обозначаемых йотированными гласными, дается только в порядке ознакомления.

ОБУЧЕНИЕ ПИСЬМУ

ВВЕДЕНИЕ

В методических рекомендациях к рабочим тетрадям по письму (№ 1, 2, 3, 4) раскрывается система обучения, которая наиболее учитывает возрастные особенности первоклассников, направлена на то, чтобы научить ученика писать, уметь выражать свои мысли письменно, то есть уметь общаться. При этом письмо должно стать потребностью самого ребенка, стимулировать в нем желание не только писать, но и сочинять скороговорки, стихотворения, совершенствовать собственную речь.

В основе данной системы лежит предваряющее ориентировочное действие (работа практического характера перед письмом или вспомогательная работа при письме: модульная сетка, конструирование с помощью гибких материалов, элементов букв, самих букв и т. д.).

Такой подход облегчает усвоение навыков техники письма, позволяет уже в начале обучения письму развивать орфографическую зоркость, слуховое восприятие речи (дети пишут слоги и слова, проговаривая их вслух, ставя вместо букв точки).

Обучение письму делится на два периода: подготовительный и основной. Подготовительный период готовит детей к письму, и ему посвящена вся тетрадь № 1. Основной период начинается с написания гласных букв, и ему отводятся тетради № 2, 3, 4. Распределение на уроки содержания тетрадей делает учитель в зависимости от индивидуальных особенностей детей. Поэтому методические рекомендации даны по темам и этапам обучения.

Особое место в системе обучения письму отводится методике подготовительного периода, которая является инвариантной по отношению к любым способам письма: прямому, отрывному, безотрывному. Она учитывает психофизиологические особенности детей данного возраста: несовершенство зрительного и двигательного анализаторов, незаконченность окостенения запястий и фаланг пальцев, слабое развитие мелких червеобразных мышц руки, несовершенство регуляции движений. Поэтому учебные задания подготовительного периода способствуют развитию координации движений, пространственных отношений, глазомера, укреплению мышц руки, усвоению гигиенических правил письма.

Подготовительный период состоит из трех этапов: адаптационный (с. 6—12), рабочая строка (с. 13—22), элементы букв (с. 23—32).

На первом этапе первоклассники знакомятся с гигиеническими правилами письма. Каждое гигиеническое правило следует изучать отдельно в таком порядке: посадка; положение листа, рук, ручки; движение руки по строке. Методика работы с каждым правилом сводится к следующему: сначала учитель показывает одно из гигиенических правил письма, например посадку при письме. Дети обстоятельно анализируют положение всего корпуса при письме. Затем несколько учеников поочередно демонстрируют правильную посадку, остальные самостоятельно пробуют принять правильное положение корпуса, анализируют ошибки, допущенные при этом.

Знакомство с гигиеническими правилами письма и закрепление их идет на доступном для детей материале. Это упражнение в штриховке фигур. Дети производят движения рукой, необходимые для развития всего двигательного аппарата руки. Ребенок не чувствует усталости, хотя рука совершает те же мускульные сокращения, что и при письме, но делает это свободно, поэтому и гигиенические правила письма усваиваются легче. Штриховка выполняется в направлении написания букв хорошо заточенными карандашами или цветными ручками. Уже первые задания знакомят учащихся с контуром предмета. Прежде чем начать штриховку, дети обводят, «обследуют» контур предмета карандашом или ручкой, которые держат как при письме, а не при рисовании.

На этом этапе особое внимание необходимо обратить на детей, пишущих левой рукой. В первую очередь их следует познакомить с гигиеническими правилами письма. (Подробно этот вопрос раскрывается в работе.)

На уроках подготовительного периода первого этапа уместны вопросы, которые будут направлены на ориентацию детей в местонахождении предмета на странице: где расположен предмет? (Вверху, внизу, в середине страницы.) От какого предмета слева (справа) расположен другой предмет?

На втором этапе подготовительного периода дети знакомятся с рабочей строкой и учатся писать в ней. На этом этапе даны упражнения для укрепления мышц руки, становления навыков письма. Они служат для дополнительной и индивидуальной работы.

Третий этап подготовительного периода ставит своей целью научить детей писать основные элементы букв, находить их в буквах (с. 3—5), знакомить с названием элементов букв и т. д.

У первоклассников еще слабо развита рука, координация движений, это затрудняет точное воспроизведение образцов, данных в тетради. Для укрепления и развития руки, координации движений рекомендуются следующие упражнения: застегивание и расстегивание пуговиц, завязывание и развязывание лент, перекладывание мелких игрушек тремя пальцами, которые держат ручку при письме, всасывание пипеткой воды, плетение из ниток. Этой же цели служит и гимнастика для пальцев, которая не только укрепляет руку, но и снимает напряжение.

Основной период делится на начальный этап и этап письма слов и предложений.

В основной период, который начинается с письма гласных букв (с буквы а), вводятся упражнения на узнавание изученных букв в уже написанных словах, обведение по контуру неизвестных еще букв, запись слов и предложений, где вместо незнакомых букв ставятся точки. Каждая страничка обыгрывается (слово рассыпалось на слоги; в руки попала записка с обрывками фраз и т. д.). Можно предложить детям графические диктанты, например, учитель просит написать короткую палочку с закруглением внизу (), рядом — овал (), а затем букву, которая состоит из этих элементов (), или написать все буквы с элементом «с» и т. д.

Обязательным этапом основного периода является работа с кассой букв и слогов, которая строится с учетом особенностей мышления ребенка и способствует развитию орфографической зоркости. Для развития собственной речи служат задания по составлению сказок, загадок, стихотворений, чистоговорок, скороговорок.

В основной период постоянно идет работа над словом, которая помогает избежать часто встречающиеся ошибки (пропуск букв, искажение слов). Детям предлагаются следующие задания:

поставить в написанном слове под гласными точки, списать слово, проделать то же самое с уже написанным словом:

поставить в написанном слове под гласными точки, подчеркнуть согласные; списать, проделать ту же работу:

в слове подчеркнуть буквы, обозначающие твердый согласный звук, одной чертой, мягкий согласный — двумя чертами:

Работа в тетради должна занимать не более 7—10 минут, потом необходимы смена деятельности или упражнения для снятия мышечного напряжения руки.

Учитель постоянно контролирует работу, которая выполняется детьми в тетрадях, исправляет недочеты красным цветом и показывает ученикам, как надо выполнить работу правильно. Исправление недочетов начинается с первого дня обучения письму. Учитель должен доброжелательно указывать на ошибки, внимательно следить за их исправлением, избегать нотаций, не торопить ребенка. Исправление ранее допущенных ошибок детьми происходит в начале урока (организационный момент).

ТЕТРАДЬ № 1



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: