Кадр и композиция кадра
Кадр телевизионный – полное однократное телевизионное изображение, обычно состоящее из двух полукадров, первый из которых содержит только нечётные, а второй только чётные строки кадра.
Кадр – монтажное понятие в кинематографе, обозначающее отрезок, на котором запечатлено непрерывное действие между пуском и остановкой камеры или между двумя монтажными склейками (соединение двух кадров или планов).
Кадр – некий фотоснимок в газете или план в кинематографе и телевидении.
Для монтажа применим монтажный кадр – участок видеоматериала в цифровом виде, являющийся составной частью кинофильма или кинопередачи, содержащей определенный смысловой отрезок (момент действия). Работа монтажёра заключается в соединении монтажных кадров в фильме в соответствии с монтажным сценарием или режиссерским сценарием.
Сценарный план – описание соответствующего монтажного кадра и происходящего у него действия.
Композиция кадров
Композиция – это система кадра, созданная для достижения чёткости и выразительности художественной формы и раскрытия идейно-тематического содержания картины.
Композиция – продуманное построение изображения, соотношение отдельных частей (компонентов), образующих, в конечном счете, единое целое, завершенное и законченное по линейному и тональному цветовому строю изображение.
Композиция (в широком смысле или понимании) - сочетание всех элементов в сюжете и рисунков в кадре с учётом смысловых нагрузок на отдельные компоненты кадра.
Композиционный рисунок определяется размещением фигур и предметов на картинной плоскости, характером и направлением происходящего в кадре движения, расположением основных линий и светотональных масс.
|
Десять правил построения композиции в кадре:
1. Контраст – светлый предмет снимают на тёмном фоне, а тёмный на светлом.
Не снимать людей на желтом или коричневом фоне. Цвет будет неестественным. Не снимать людей на пестром фоне, такой фон отвлекает внимание зрителя от модели.
2. Размещение – важные элементы сюжета должны быть упорядочены и не должны быть хаотично размещены, они должны образовывать простые геометрические фигуры.
3. Равновесие – объекты, расположенные в разных частях кадра должны соответствовать друг другу по объему, размеру и тону.
4. Золотое сечение (было изобретено ещё в Египте) - лучшая точка для расположения объекта съемки (примерно 1/3 от горизонтальной или вертикальной границы кадра). Размещение важных объектов притягивает внимание и выглядит естественно.
5. Диагонали, диагональная композиция - один из эффективнейших композиционных приёмов, основные объекты кадра располагаются по диагонали.
6. Формат: если в кадре преобладают вертикальные объекты – снимайте вертикальные планы; если фотографируется пейзаж – снимайте горизонтальные.
7. Точка съемки - выбор точки прямым образом влияет на эмоциональное восприятие кадра.
Существует 4 правила:
1. Для портрета – лучшая точка на уровне глаз;
2. Для портрета в полный рост – на уровне пояса;
3. Старайтесь квадратировать кадр так, чтобы линия горизонта не резала план, иначе зрителю будет сложно сфокусировать внимание на объекте в кадре.
|
4. Держите камеру на уровне объекта съемки, иначе вы рискуете получить искаженные пропорции. Объект, снятый сверху, кажется меньше, чем есть на самом деле, т.е. снимая с верхней точки, мы получаем человека маленького роста. Снимая животных, необходимо опуститься до уровня глаз.
8. Направление: наш мозг привык читать слева направо, так же мы оцениваем и план, поэтому и смысловой центр лучше располагать в правой части кадра. Таким образом, взгляд и объект движутся навстречу друг другу.
9. Цветовое пятно - если в одной части кадра присутствует пятно цвета, то в другой должно быть что-то (кто-то), что привлечёт внимание зрителя. Это может быть пятно другого цветового решения или, например, действие в кадре. Главенствующим должен быть герой.
10. Движение в кадре - снимая движущийся объект, автомобиль, велосипед, человека, оставляйте свободное пространство впереди объекта.Располагайте объект в кадре так, будто он только что вошёл в кадр и не выходит из него.
Замысел изобразительного решения композиции определяется его идейно-художественной формой. Автору приходится решать всё новые и новые изобразительные задачи и находить композиционные световые и цветовые решения – этим и объясняется индивидуальность почерка мастера.
Способ построения уравновешенной композиции: элементы рисунка (соотношение) упорядочены. Например, деревья разделяют равные промежутки пространства. Элементы общего рисунка повторяются в ритмической последовательности.
Ритм – это закономерное чередование композиционных элементов, их повторяемость через определенные промежутки и порядок их сочетания.
Ритмический рисунок кадра - повтор основного композиционного мотива.
Десять принципов монтажа (по Соколову):
1. Монтаж по крупности – переход по крупности через план смотрится мягче (через план от крупного ко второму среднему или общему и обратно), исключения составляют деталь и крупный план дальнего и общего плана.
2. Линия взаимодействия (не статичная линия) – перемещается в соответствии со следующими объектами направления взгляда, остаётся решающей в съёмке монтажа.
Монтаж по направлению движения основного объекта в кадре.