«В силу той центральной роли, которую глагол выполняет в языке, своеобразия самой категории глагольности, языковое значение глагольных лексем представляет собой сложный феномен, детерминированный тремя факторами: 1) соотнесенностью с реальной действительностью, которая представляет собой не мир предметов, а мир их отношений, действий состояний; 2) категориальной семантикой сочетающихся с глаголом предметных имен; 3) типом смысловых отношений между действием его субъектом и объектом, а соответственно типом моделей «субъект-действие», «действие-объект»» [7, с. 5] По своим значениям слова в лексической системе объединяются в определенные группы тематические или лексико-семантические. «Каждое поле характеризуется полным списком словоформ, сгруппированных вокруг значений словоформ. Наличие в каждом члене ЛСП такого общего набора ядерных компонентов семантики делает их парадигматических соотнесенной группой слов и определяет однотипность их синтаматических свойств. Это объективное сходство в парадигматике синтагматике и является определяющим принципом формирования ЛСП.» [7, с. 9]
В языке существуют следующие лексико-семантические группы глаголов. Так выделяют 1) глаголы ощущения, 2) глаголы желания, 3) глаголы восприятия, 4) глаголы внимания, 5) глаголы эмоционального состояния, переживания, отношения, 6) глаголы мышления, 7) глаголы знания, 8) глаголы памяти, 9) глаголы действия и др. Наряду с этими группами может быть выделена группа глаголов-цветообозначения. (‘цветовые’ глаголы).
«Наличие у разных слов одних и тех же определителей рассматривается как объективное свидетельство семантической близости слов. В роли таких определителей выступают обычно глаголы с достаточно общим значением. Если у нескольких глаголов имеется общий определитель, то эти глаголы можно определить в ЛСГ.» [7, с. 10] Таким образом, глаголы белеть, краснеть, зеленеть, серебриться, синеть и др. несут на себе некую информацию и имеют общий определитель, общее значение - приобретение предметом какого-либо цвета, либо обозначение какого-либо явления природы, характеризующегося определенным цветом.
|
В лирике С.А. Есенина также отмечены глаголы, несущие цветовое значение. Эта группа не менее любопытна, чем прилагательные и существительные, хотя и немногочисленна. Поэт не имеет пристрастия к какой-либо определенной форме глагола, поэтому употребление глагольных форм в его произведениях очень разнообразно. Встречаются глаголы, обозначающие цветовую характеристику предметов, явлений природы. Например: серебрится, белеют, румянит, краснеет, золотятся, посинела, зеленеет и т.д. Глаголы-цветообозначения употребляются как в прямом так и в переносном значении, обозначая естественные цвета. В большинстве случаев Есенин использует естественные цветообозначения каких-либо объектов, предметов, природных субстанций. Например, синеют небеса, покраснела рябина, посинела вода, белеют хаты, шаль зеленеет. Многочисленные глагольные формы «передают изображение цвета в процессе, в становлении, в выявлении.» [8, с. 39] Например: синеют, златится, белеется, зеленеет и т.д.
Только видно на кочках и впадинах,
Как синеют кругом небеса [4, c. 211]
Глагол синеют так же употребляется в прямом значении и обозначает естественный цвет неба.
|
В прозрачном холоде заголубели долы,
Отчетлив звук подкованных копыт. [4, с. 69]
Глагол совершенного вида указывает на завершенность действия. Холод, как природное явление, обычно ассоциируется с голубым цветом. В приведенном контексте глагол заголубели вместе с существительным звук придает стихотворению звонкость и мелодичность.
На ветке облака, как слива,
Златится спелая звезда [4, 78]
В данном случае глагол златится, образованный от многозначного прилагательного золотой, используется в переносном значении. В приведенном контексте используется прямое цветовое значение: ‘цвета золота, блестяще-жёлтый.’ Также глагол златится можно заменить стилистическим синонимом горит, светится, блестит, что даст нам указание на непосредственно переносное употребление данного глагола в приведенном контексте. Глагольная форма златится, передает не сам цвет, а скорее его становление, а возможно и только его отблеск.
Утром в ржаном закуте
Где златятся рогожи в ряд,
Семерых ощенила сука,
Рыжих семерых щенят. [4 c. 45]
Рогожа - ‘грубый плетённый из мочала материал.’ Глагол златятся употреблен скорее не для обозначения цвета материала, ткани, а для обозначения ржи, которая в ней хранится.
В темной роще на зеленых елях
Золотятся листья вялых ив. [4, с. 95]
Глагол золотятся в данном контексте отражает цвет осенних листьев, которые пожелтели.
Серебрится рука.
Серебрится ручей.
Серебрится трава
Орошенных степей. [4, с. 9]
В данном контексте глаголы несовершенного вида серебрится имеет значение блестящего, светящегося на что указывает существительное блеск. Употребленные глаголы придают общий положительный фон стихотворению.
|
Кругом села зеленый лес.
Цветут сады. Белеют хаты. [4, с. 31]
Одна, как прежняя, белеется гора,
Да у горы
Высокий серый камень. [4, с. 265]
В приведенных контекстах глаголы со значением цвета белеют и белеется имеют конкретно-предметную соотнесенность с реалиями внешнего мира. Также обозначают цвет в процессе его становления и обозначают незавершенность действия.
Покраснела рябина,
Посинела вода. [4, с. 102]
Глаголы покраснела и посинела в данном контексте имею конкретно-предметную соотнесенность с называемыми ими предметами, так рябина имеет естественный природный красный цвет, а вода как природная субстанция всегда называется синим цветом.
Ты играй, гармонь, под трензель,
Отсыпай, плясунья, дробь!
На платке краснеет вензель,
Знай прищелкивай, не робь! [4, с. 67]
Глагол краснеет в приведенном контексте употребляется в своем прямом цветовом значении, т.е. обозначает непосредственный цвет вензеля на платке. Данный контекст способствует появлению положительной оценки цветоообозначения краснеет.
Не твоя ли шаль с каймою
Зеленеет на ветру? [4, c. 35]
В данном контексте глагол зеленеет употребляется в прямом значении и имеет конкретно - предметную соотнесенность со слово шаль, которая, по-видимому, имеет зеленую кайму.
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона. [4, с. 34]
В данном контексте глагол несовершенного вида румянит также употребляется в своем прямом цветовом значении. В данном случае видно, что прилагательное румяный может употребляться не только при обозначения внешности, а конкретно лица человека, но и для обозначении природных явлений. В этом случае говорится о наступлении вечера, о времени заката.
Сыпучей ржавчиной краснеют по дороге
Холмы плешивые и слегшийся песок. [4, с. 69]
В приведенном контексте употреблен глагол несовершенного вида краснеют, указывающий на продолжительность и незавершенность действия. Сочетание глагола краснеют с абстрактным существительным ржавчина придает стихотворению красно-оранжевый цвет. Данный контекст формирует негативные оценочные коннотации.
Таким образом, можно сделать вывод, что художественный текст - это образное понимание мира. Прочитывая поэтические тексты С.А. Есенина и исследуя используемые им цветообозначения приходит понимание его внутреннего мира, образов, которыми пронизаны все его стихотворения. Поэтому ключевым понятием, относящимся к художественному тексту, является образ.». [1, c. 29] «Отдельно взятое слово имеет значение, а слово в художественном тексте уже имеет смысл.» Слово в художественном тексте благодаря особым условиям функционирования семантически преобразуется, включает в себя дополнительный смысл, коннотации, ассоциации. Игра прямого и переносного значения порождает и эстетический, и экспрессивный эффект художественного текста, делает его образным и выразительным.
Заключение
В курсовой работе были исследованы поэтические тексты С. Есенина, имеющие в своем составе слова-цветообозначения. Зафиксированные цветоупотребления были классифицированы на основании частеречной принадлежности и заключенных в них лексических значений: прямых и переносных. При построении художественного текста С. Есенин огромную роль уделял подбору цветообозначений и их использованию. Характер употребления слов со значением цвета в произведении отражает своеобразие стиля автора, его творческую индивидуальность. Лирическая поэзия удивительно богата и многогранна по своему душевному выражению, искренности чувств и драматизму, по своей сердечной взволнованности и человечности, лаконичности и живописности образов. Настроение поэта опирается на цветные детали пейзажа, а они - в свою очередь - обостряют чувства и мысль, выявляют их глубинное течение. По-особому «ведет» себя слово в поэзии, ибо поэзия - это такой способ формальной организации слов, при котором происходит необычайное умножение и усложнение семантики почти каждого из них, обрастание его дополнительными смыслами, коннотациями, после чего часто генерируются новые смыслы, не свойственные данному слову в обыденном языке. Цвет в поэзии С. Есенина становится не столько носителем реального цвета, сколько средством выражения эмоциональной оценки, передает «субъективно окрашенный» индивидуальный образ предмета, явления, мысли, чувства. В этом эмоционально-субъективном мире все реальные цвета приобретают множество неожиданных звучаний. Кроме прилагательных-цветообозначений, встречаются существительные и глаголы, несущие цветовое значение. Наиболее часто встречаются цветообозначения синь, зелень, серебро, перламутр, а также глаголы типа синеют, златится, белеется, зеленеет и т.д. Большинство слов-ЦО, которые использует С. Есенин, употребляются в прямом цветовом значении: свежая розовость щек, деревьям, в зелень разодетым, синеют кругом небеса, покраснела рябина и др.
На фоне сочетаемости с другими словами, цветообозначения приобретают многозначность и многоплановость.
Свят и мирен твой дар,
Синь и песня в речах. [4, c. 164]
Ах, родина! Какой я стал смешной.
На щеки впалые летит сухой румянец. [4, с. 269]
В некоторых стихотворениях наблюдаются семантические сдвиги цветообозначений, что приводит к появлению новых смыслов в тексте и формированию оценочных значений.
О Русь - малиновое поле
И синь, упавшая в реку. [4, с. 71]
Глупое, милое счастье,
Свежая розовость щек! [4, с. 78]
В поэзии С.А. Есенина ассоциативные значения, которые приобретает ЦО, чаще всего совпадают с общеязыковыми и символическими значениями.
Употребление слов со значение цвета в сочетании с различными словами приводит к формированию переносного значения: золотятся листья, луна серебрит, серебрится рука, серебрится ручей, серебрится трава, заголубели долы, сияет в серебре, розовость вод и др.
Особое место в поэтике С. Есенина занимает голубой и синий цвета, представленные существительными синь, голубень и глаголами синеют, заголубели, посинела и др., эти цветообозначения передают не столько цвет, сколько эмоциональное осмысление контекста.
Эпитеты, сравнения, метафоры в лирике Есенина существуют не сами по себе, ради красоты формы, а для того, чтобы полнее и глубже выразить себя. При помощи цветообозначений можно описать предмет, чувства, состояние, эмоции или эмоционально-психическое состояние. С. Есенин использует цветообозначения для создания общего положительного контекста и яркого поэтического пейзажа.
Значение слова в художественном тексте может быть реализовано в новом глубинном смысле, который слово приобретает именно в данном тексте, то есть в данном поэтическом тексте происходит приращение смысла к основному понятийному значению. Ни в одном из словарей лексическое значение слова не отражено в том объеме, в котором оно может быть выявлено в тексте. Наиболее целесообразен анализ слова на уровне смысла, так как именно смысловая сторона тесно связана с идейно-художественной оценкой текста, с его художественным смыслом. Такой анализ слова помогает проследить важные связи текста и подтекста, обращает внимание на имплицитную информацию.