Проектная деятельность: фазы и этапы.




В процессе реализации индивидуального проекта учащиеся проходят через определенные фазы проектной деятельности и создают проектный продукт, решающий выявленную проблему.

Завершенность цикла проектной деятельности определяется тремя фазами:

· фаза проектирования, результатом которой является построенная модель создаваемого объекта – образ ожидаемого материального продукта с критериями его оценки в прикладном проекте, гипотеза как модель нового знания в исследовательском проекте;

· фаза реализации, в результате которой появляется необходимый материальный объект в прикладном проекте, новое знание в виде подтвержденной или опровергнутой гипотезы в исследовательском проекте;

· рефлексивно-оценочная фаза, результатом которой является определение способов дальнейшего использования полученного материального продукта, оценка полученного нового знания (таблица 1).

Таблица 1.

Фазы и этапы проектной деятельности

Проектная деятельность
Фазы ПД Этапы ПД
Проектировочная Анализ проблемной ситуации
Проблематизация
Целеполагание
Концептуализация
Планирование
Реализация Реализация проекта
Презентация проектного продукта
Рефлексивно-оценочная Оценка
Рефлексия проектных действий

Таким образом, проектная деятельность проходит через этапы, которые определяются в зависимости от выполняемого в данный момент проектного действия. Все проектные действия осуществляются в логической последовательности, вытекают одно из другого и могут быть разделены на отдельные операции, что является основанием для составления алгоритмов этих действий. Рассмотрим основные этапы проектной деятельности и алгоритмы соответствующих проектных действий.

1. Этапанализа проблемной ситуации.

Проблемная ситуация - такая учебная или реальная жизненная ситуация, которая в момент столкновения с ней вызывает реакцию затруднения из-за содержащегося в ней противоречия, требующего разрешения. Противоречие – различие (несоответствие) между реальным и желаемым состояниями конкретного элемента данной проблемной ситуации ситуации. Проанализировать проблемную ситуацию – значитизучить проблемную ситуации, описать факты, содержащиеся в ней, выявить имеющееся в ситуации противоречие и прийти к формулировке проблемы. В результате фиксации и анализа реально существующего или прогнозируемого противоречия на следующем этапе проектной деятельности возникнет формулировка проблемы.

На этапе 10 - 11 классов поиск проблемной ситуации в учебном материале или в окружающей действительности является задачей ученика-проектанта (учитель, в этом случае, выполняет роль помощника -тьютора в этом поиске).

Пример проблемной ситуации https://fisnyak.ru/news/1/2010-03-17-848 На данной картинке изображён инвалид. У него - проблема со здоровьем, из-за которой человеку непросто попасть в здание. Ему нужно подняться по лестнице. Лестница не приспособлена для человека с ограниченными возможностями. Он этого сделать не может, так как отсутствуют безопасные средства, которые бы обеспечили инвалиду удобство при подъёме. Инвалиды-колясочники не в силах самостоятельно преодолеть множество препятствий без посторонней помощи.

2. Этап проблематизации. На этом этапе проектной деятельности осуществляются действия по выявлению и формулированию проблемы проекта. Проблема – это отсутствие или недостаток чего-либо (материального объекта, технологии, знания, информации), расхождение между фактами, приводящие к возникновению проблемной ситуации. Возможные грамматические конструкции, позволяющие сформулировать проблему, могут быть: «у нас отсутствует…, поэтому...», «нам не хватает…, а...», «мы не понимаем…, но....», «я не умею…, а...».

При организации прикладных проектов проблема, зафиксированная как отсутствие какого-либо материального объекта, помогает определить, что конкретно мы будем создавать. В организации исследовательских проектов проблемой является отсутствие информации, способствующей определению направления дальнейших действий – она указывает на неизвестное и побуждает к его познанию.

Алгоритм анализа ситуации и формулирования проблемы 1. Познакомиться с ситуацией (прочитать текст, рассмотреть иллюстрацию или фрагмент окружающей действительности). 2. Вычленить, зафиксировать письменно или устно наиболее существенные элементы ситуации. 3. Определить фактическое (существующее на данный момент), не устраивающее нас по каким-либо признакам, особенностям, характеристикам состояние элементов ситуации. 4. Определить желаемое или требуемое состояние элементов ситуации (то, как хотелось бы, чтобы было в данной ситуации). 5. Сравнить желаемое и фактическое состояние элементов ситуации - выявить и сформулировать противоречие как различие (несоответствие) между реальным и желаемым состояниями конкретного элемента данной ситуации. 6. Определить, отсутствие, какого фактора определяет наличие противоречия в данной ситуации. 7. Сформулировать (зафиксировать) проблему как отсутствие (недостаток) выявленного фактора, приводящее к наличию противоречия
Пример сформулированной проблемы Отсутствие конструкции безопасного пандуса для подъема по лестнице инвалида-колясочника

3. Этап целеполагания. На данном этапе проектной деятельностиосуществляетсяформулирование цели как способа решения проблемы, а в исследовательских проектах также - формулирование гипотезы.

Гипотеза является неотъемлемой структурной единицей именно исследовательского проекта, в начале которого способ решения "знаниевой" проблемы представляется не четко, в виде предположения, допущения какой-либо зависимости между фактами и явлениями окружающего мира. Гипотеза - положение, выдвигаемое в качестве предварительного, условного объяснения некоторого явления; допускает сомнения, требует проверки, а затем превращается в истину или прекращает свое существование. Исследовательская гипотеза может быть сформулирована как:

· предположение о той или иной форме связи между наблюдаемыми явлениями или процессами (например, если дают усадку ткани из шерстяных волокон, то и другие ткани из натуральных волокон тоже дадут усадку),

· предположение о связи между наблюдаемым явлением (процессом) и его внутренней основой (например, допустим, что ткань при стирке в воде с температурой 60 градусов дала усадку на 5%, так как она изготовлена из шерстяных волокон)

Следовательно, дальнейшие действия обучающегося в рамках исследовательского проекта будут направлены на проверку выдвинутой гипотезы.

При формулировании гипотезы используются грамматические конструкции: «Если…, то…», «При условии…, возможно…», «Допустим, что…», «Предположим, что…» и др.

Алгоритм формулирования гипотезы 1. Познакомиться с ситуацией 2. Выявить непонятный (противоречивый) факт 3. Попробовать дать объяснение данному факту 4. Если объяснения нет, или оно вызывает сомнения, или их несколько, необходимо сформулировать предположения – гипотезы, объясняющие данный факт, но требующие проверки 5. Записать все выдвинутые формулировки гипотез
Пример сформулированной гипотезы В проекте «Выращивание картофеля» сформулирована гипотеза: -При условии посадки рядом с картофелем кустов гороха, возможно, урожай картофеля будет выше….

После формулирования гипотезы авторы исследовательских проектов переходят к формулировке цели. В прикладных проектах цель формулируется сразу после определения проблемы.

Целеполагание - процесс преобразования проблемы в образ предполагаемого желаемого результата, конкретизации способа решения проблемы. Цель – идеальное, мысленное предвосхищение результата деятельности, сформулированный способ решения проблемы, ответ на вопрос – что нужно сделать, чтобы решить проблему; она направляет и регулирует человеческую деятельность. В процессе формулирования цели используют глаголы действия: разработать, создать, описать, сделать, представить информацию и т.п. В исследовательском проекте, где на предыдущем шаге была сформулирована гипотеза, цель будет касаться намерения проверить выдвинутую гипотезу.

На этом этапе определяется, каким будет проектный продукт, принимается решение о том, что будет создано для того, чтобы цель проекта была достигнута. Проектный «продукт» - ожидаемый результат решения проблемы проекта, фактическое наличие решения заявленной проблемы, которое можно проверить: прочитать, изучить, услышать, увидеть и т.п. Проектный продукт может быть представлен как в материальной (атлас, карта, видеофильм, газета, журнал, буклет, наглядное пособие, коллекция, костюм, фотографии, игрушки, рисунки, открытки, web-сайт, мультимедийный продукт, музыкальное, литературное иное художественное произведение), так и в интеллектуальной (способы, алгоритмы, модели решения проблемных, исследовательских, творческих задач, описание систем, моделей, эссе, сочинения) форме.

Достижение цели проекта должно способствовать решению исходной проблемы. Для того, чтобы правильно сформулировать цель необходимо представить себе как можно больше способов ее достижения проекта (решения проблемы) и выбрать из них самый оптимальный.

Грамотно сформулированная цель деятельности обладает следующими характеристиками:

- определено действие, которое приведет к решению проблемы;

- определен конкретный результат этого действия;

Алгоритм формулирования цели и определения проектного продукта: 1. Воспроизвести сформулированную проблему как отсутствие или недостаток чего-либо, расхождение между фактами, приводящие к возникновению проблемной ситуации. 2. Определить возможные варианты конечного результата (продукта), решающие проблему. 3. Выбрать из вариантов и сформулировать конечный результат (продукт). 4. Выявить возможные действия по достижению результата / получению продукта. 5. Выбрать конкретное действие, которое приведет к конечному результату. 6. Зафиксировать формулировку цели как способа решения проблемы, ответ на вопрос – что нужно сделать, чтобы решить проблему.

 

Хорошо просматриваемая и понятная связь проблемы и цели гарантируют весомую долю успеха проекта (таблица 2).

Таблица 2.

Примеры связи между проблемой, целью и результатом

Формулировка проблемы Формулировка цели Проектный продукт
Отсутствие конструкции безопасного пандуса для подъема по лестнице инвалида-колясочника Разработать модель конструкции безопасного пандуса для подъема по лестнице инвалида-колясочника Модель конструкции безопасного пандуса для подъема по лестнице инвалида-колясочника

4. Этап концептуализации. На этапе концептуализации формируется и уточняется образ ожидаемого проектного продукта и его свойства, разрабатываются критерии соответствия получаемого проектного результата/ продукта ожидаемому образу.Для этого необходимо определить признаки этого объекта, позволяющие сформировать более четкое представление о нем и понимание его отличий от других подобных объектов.

В связи с этим задачи этого этапа включают:

1. Найти недостающую информацию для определения характеристик продукта в целом и отдельных его элементов. Основной результат работы обучающихся с информацией на этом этапе – набор необходимых сведений о возможных свойствах тех ожидаемых проектных продуктов, которые рассматриваются ими как альтернативы в процессе принятия окончательного решения о том, в какой форме будет представлено решение заявленной проблемы.

На этом этапе в качестве первоначальных вариантов проектного продукта автор проекта генерирует (придумывает) его образы и обязательно фиксирует их на бумаге в виде эскизов, набросков с короткими комментариями к ним, причем качество этих графических изображений не так важно, чего не сказать о количестве. Чем больше таких вариантов появится, тем больше возможностей для комбинаций, интересных решений и, следовательно, для выбора оптимальной во всех отношениях идеи будущего проектного продукта.

2. Уточнить образ проектного продукта. Образ проектного продукта – представление (в т. ч. условное или мысленное) проектанта о форме ожидаемого проектного продукта (о форме результата действий по решению проблемы), имеющего непосредственную связь с целью и заложенного в ее формулировке.

3. Разработать модель проектного продукта (при необходимости). Модель – визуально зафиксированный (в текстовом или графическом формате) образ (изображение, описание, схема, чертёж, график, план, карта и т. п.) или прообраз (образец) проектного продукта. Таким образом, проектный продукт является «оригиналом» данной модели, а модель используется в проекте в качестве «заместителя» или «представителя» проектного продукта на этапе проектирования. Модель позволяет сформировать предварительное знание о процессах и объектах, недоступных для непосредственного восприятия (очень маленькие или, наоборот, очень большие, очень медленные или очень быстрые, очень далекие и так далее). Создавая модель будущего проектного продукта, ученик должен понимать, что ни одна модель не способна полноценно заменить изображаемый объект, так как она отображает только некоторые из его свойств. Но иногда при расчетах предполагаемых характеристик продукта, при оценке возможных рисков, связанных с процессом его разработки, разработка и описание внешнего вида модели может быть не просто полезным, но и стать единственной возможностью представить и изучить особенности характеристик этого объекта.

Все модели можно условно разделить на два основных класса (таблица 3): материальные или предметные (передают физические, геометрические и иные свойства объектов в материальной форме: анатомический муляж, глобус, макет здания и др.) и информационные (в образной форме: фотографии, рисунки, плакаты; в знаковой форме: формула, текст, таблица, схема, график, диаграмма, карта и др.).

Таблица 3.

Примеры моделей ожидаемого проектного продукта

Материальная модель Информационная модель
       
Макет крепости из бумаги Чертеж детали

4. Создать перечень характеристик продукта - критериев его оценки. Критерии - это перечень признаков (качественных или количественных показателей), на основании которых будет осуществлена оценка качества данного продукта (объекта, процесса, явления). Критерии оценки планируемого результата должны быть:

- конкретными и точными (не абстрактными и отвлеченными),

- надежными и достоверными, чтобы исключать субъективные ошибки при оценке,

- однозначными и понятными как для экспертов, так и для авторов проектов.

Алгоритм разработки критериев проектного продукта 1. Определить проектный продукт, для оценки которого будут составлены критерии. 2. Перечислить все возможные признаки проектного продукта. 3.Отобрать из этого списка те признаки, которые будут являться критериями для оценки данного проектного продукта. 4.Зафиксировать полученный список. 5.Определить степень проявления критерия (соответствует полностью, соответствует частично, не соответствует) и количество баллов, соответствующих степени проявления по каждому критерию.

Таблица 4.

Пример критериев оценки проектного продукта

№ п.п. Критерий Степень проявления
соответствует полностью соответствует частично не соответствует
1. Дает представление о назначении конструкции 2 1 0
2. Передает свойства конструкции 2 1 0
3. Соответствие требованиям к техническим характеристикам конструкции безопасного пандуса 2 1 0

5. Этап планирования. На этом этапе предполагается деятельность по разработке плана проекта. Понятие план можно рассматривать в двух аспектах:

1. План - заранее намеченная система действий по достижению цели, предусматривающая порядок, последовательность, ресурсы, сроки их выполнения.

2. План - текст, документ с изложением такого предусмотренного порядка.

Обучающийся сможет разработать план своего проекта, если последовательно даст ответы на следующие вопросы:

1. Что необходимо сделать, чтобы достичь цели проекта? - ответ на этот вопрос поможет разбить весь путь от исходной проблемы до цели проекта на отдельные этапы и определить задачи.

2. Как будут решаться эти задачи? - ответ на этот вопрос поможет определить способы работы на каждом этапе.

3. Когда это будет делаться? - ответ поможет определить сроки работы.

4. Что уже есть для выполнения предстоящей работы, чем можно воспользоваться? - ответ поможет выявить имеющиеся ресурсы.

5. Чего пока нет, чему предстоит научиться? - выявление недостающих ресурсов и т. д.

Алгоритм составления плана: 1. Определить действия, которые нужно совершить, чтобы достичь цели. 2. Последовательно записать эти действия в таблицу. 3. Указать срок, который необходим, чтобы каждое действие было завершено. 4..Определить перечень остальных ресурсов (материальных, информационных и т.), необходимых для осуществления данного действия. 5. Определить результат каждого действия.

В качестве документа план может быть оформлен в следующем формате (таблица 5):

Таблица 5.

Формат плана проекта

Действия Ресурсы Результат Корректировка плана Отметка о выполнении
    Сроки Другие ресурсы      
             
               

6. Этап реализация проекта направленнасоздание проектного продукта в соответствии с разработанным планом.

Основные виды проектных действий на этапе реализации:

1. Поиск, обработка и анализ информации. Внимание учеников акцентируется на сформулированных проблеме и цели проекта и в связи с этим им необходимо определить, какого рода информации не достает, подобрать необходимые источники, осуществить сбор и анализ информации, используя технологии преобразования и использования информации

Алгоритм работы с информацией: 1. Сформулировать цель работы с информацией (для чего?) 2. Определить источники информации (где?) 3. Определить методы сбора информации (как?) 4. Осуществить поиск и сбор информации 5. Проанализировать информацию - определить главное и существенное, выделить смысловые части, выявить причинно-следственные связи в информации. 6. Интерпретировать информацию - сформулировать выводы на основе проведенного анализа информации

Возможно, часть информации об объекте проектирования ученик получит путем экспериментальной работы. Эксперимент - это непродолжительное по времени исследование, позволяющее зафиксировать количественные или качественные характеристики изучаемого объекта, процесса или явления. Эксперимент служит доказательством сделанного учителем или прочитанного в учебнике утверждения о характеристиках и свойствах какого-то объекта.

Иногда участникам проектной деятельности необходима информация от эксперта - специалиста в той или иной области. Например, определяя характеристики и потребности современного рынка труда и современные требования к кадрам в различных компаниях возможно потребуются консультации с менеджером по персоналу или менеджером кадрового агентства.

Чтобы исключить опасность слишком больших затрат времени на проведение информационного поиска, учитель помогает обучающимся ставить реальные цели, выполнимые за отведённый отрезок времени, вместе с учащимися составляется предварительный план сбора необходимой информации (таблица 6).

Таблица 6.

План сбора необходимой информации проекта

Необходимая информация Возможные источники Метод сбора Дата Способ представления результата
           
           

 

2. Создание продукта предполагает, что автор проекта осуществляют действия с его предметным содержанием, чаще всего это познавательные действия, специфические для данной предметной области. Проектные действия на данном этапе выполняют роль организационно-ресурсного обеспечения предметной деятельности.

3. Контроль и корректировка плана. Условия реальной деятельности чаще всего вынуждают человека вносить определенные изменения в первоначальный замысел, следовательно, на необходим контроль и, возможно, коррективы первоначального замысла. Контроль - наблюдение над чем-нибудь с целью проверки, а корректировка при этом - частичное изменение, исправление, поправка.

Алгоритм контроля и корректировки плана 1. Воспроизвести (обратиться к проектной документации) план проекта 2. Проверить все реализованные на текущий момент действия, сроки, ресурсы, результаты на соответствие зафиксированным в разделах плана (проконтролировать реализацию плана). 3. В случае обнаружения несоответствий в действиях, сроках, промежуточных результатах внести необходимые изменения в разделы плана (скорректировать план). 4. Зафиксировать изменения в плане

 

7. Этап презентации проекта. Данный этап предназначен для публичного представления реализованного проекта.

Первым шагом обучающегося в проведении публичного представления проекта является подготовка материалов к презентации. Независимо от того, что представляет собой проектный продукт (даже если он имеет вид брошюры или статьи, то есть выполнен в письменном виде), к проекту должна быть приложена письменная часть в пояснительной записки.

Презентация проекта с демонстрацией способа решения заявленной проблемы, а также индивидуального продвижения в предметном и метапредметном содержании предполагает выполнение следующих действий:

- выбор способа презентации;

- разработка критериев публичного выступления, которые могут служить ориентирами в его подготовке и основаниями для оценки выступления;

- подготовка устного выступления (изложение хода разработки и реализации проекта с использованием наглядных средств);

- оформление демонстрационной версии проектных материалов в виде мультимедийной презентации, стендовых материалов, раздаточных материалов…(с фотографиями, рисунками, схемами, диаграммами, наглядно представляющими суть проекта);

- публичное представление результатов проекта.

 

Алгоритм подготовки и проведения презентации проекта 1. Сформировать содержание для представления проекта 2. Выбрать формы презентации в соответствии с предметным содержанием и видом проектного продукта 3. Подготовить демонстрационные материалы 4. Разработать критерии публичного выступления 5. Подготовить устное выступление для защиты проекта: комментарии, аргументация позиции. 6. Провести презентацию: представить проект, ответить на вопросы

 

8. Этап оценки проектного продукта и рефлексии проектной деятельности

При проведении презентации проектного продукта кроме оценки самого публичного выступления осуществляется оценка представленного проектного продукта. Оценка – мнение, суждение, высказанное о качествах кого (чего) – нибудь. Произвести оценку качества проектного продукта – значит установить соответствие этого продукта определенным требованиям, критериям. Поскольку эти критерии были выдвинуты заранее, на этапе проектирования, поэтому определить качество проектного продукта для ученика не составляет труда. По сути, надо соотнести характеристики ожидаемого результата с характеристиками полученного и сделать вывод, в какой степени они соотносятся друг с другом.

Алгоритм оценки проектного продукта: 1. Ознакомиться с представленным (созданным) проектным продуктом 2. Провести сравнение характеристик созданного проектного продукта с характеристиками запланированного проектного продукта по заранее сформулированным критериям. 3. Зафиксировать полученные результаты сравнения (в количественном виде). 4.Сформулировать вывод о соответствии/несоответствии созданного проектного продукта запланированному проектному продукту

8. Этап рефлексии действий в проекте. Рефлексия - осознание учеником способов деятельности, обнаружение её смысловых особенностей, выявление образовательных приращений. Рефлексия - особая система действий, а не просто обдумывание. Рефлексия – это самоанализ деятельности и ее результатов. Мысленно проследить последовательность проектных действий недостаточно, необходимо выявление смысла событий с точки зрения связи замысла и реализации, цели и результата.

Алгоритм осуществления рефлексии проектной деятельности: 1. Вспомнить все этапы проектной деятельности. 2. Оценить по определенным критериям проектную деятельность 3. Зафиксировать полученные результаты оценки в проектной документации: заполнить таблицу оценки, посчитать баллы. 4. Сформулировать вывод об успешности проектной деятельности

Варианты осуществления рефлексии:

1. Школьники заполняют по алгоритму осуществления рефлексии проектной деятельности лист самоконтроля (таблица 7).

Таблица 7.

Лист самоконтроля в проекте

Этапы проекта Трудности, меры преодоления Срок сдачи по плану Фактический срок сдачи   Самооценка Оценка учителя
           

2.Школьники отвечают на вопросы:

-Чему я научился во время работы над проектом?

-Что я узнал, понял про себя за время работы?

-Что мне наиболее необходимо для эффективной работы в проекте?

-Каких знаний, умений, навыков мне не хватает?

-Что для меня является главным результатом в проектной деятельности?


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: