Промышленное производство




Российская академия государственной службы

При Президенте Российской Федерации

Кафедра «Общего и специального менеджмента»

РЕФЕРАТ

«ДОЛГОСРОНЫЙ ПЛАН ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ»

Выполнил: слушатель IV курса

группы № 28

(заочное отделение,

специальность «государственное

и муниципальное управление»,

специализация «управление

развитием региона»)

З.З. Албогачиев

 

Москва – 2008


Введение

Ингушетия самая молодая республика в составе Российской Федерации, образованная 4 июня 1992 года, расположена на северных склонах предгорья Большого Кавказского хребта, в центральной его части. Республика Ингушетия граничит с Кабардино-Балкарией, Северной Осетией и Чеченской Республикой. По территории республики проходит участок государственной границы Российской Федерации с Республикой Грузия.

Территория республики 3,6 тыс. кв. км. Протяженность с севера на юг 144 км, с запада на восток 72 км. Климат континентальный. Средняя температура июля +21 градус, средняя температура января - 5 градусов по Цельсию.

Численность населения на 1.01.2002 г., по данным Госкомстата Российской Федерации составляет 466,3 тыс. человек. В республике проживают представители разных национальностей: ингуши - 83 %, чеченцы - 11,2 %, русские - 4,0 % и другие - 1,8 %. Удельный вес городского населения составляет 41,5 %, сельского - 58,5 %. Плотность населения на 1.01.2002 г. составляет 130 чел. на 1 кв. км.

В республике насчитывается 4 района, 4 города республиканского подчинения.

Республика Ингушетия расположена на северных склонах предгорья Большого Кавказского хребта, в центральной его части, в зоне благоприятных климатических условий. Из зарубежных государств Республика Ингушетия граничит с Грузией. Территорию Республики Ингушетии пересекают Северо- Кавказская железная дорога, имеющая выход к Ростову-на-Дону и Баку, а также автомобильная дорога федерального значения Баку - Минеральные Воды - Ростов-на-Дону - Москва. Функционирует международный аэропорт «Магас». Через Главный Кавказский хребет проложена Военно-Грузинская дорога, участок которой проходит по территории Ингушетии.

Долгосрочный прогноз экономического развития Республики Ингушетия на период до 2020 года

 

Долгосрочный прогноз экономического развития Республики Ингушетия на 2007 год и на период до 2020 года разработан Министерством экономики РИ исходя из основных направлений стратегии экономического развития Республики Ингушетия, которая предусматривает мероприятия по стабилизации общества, повышению благосостояния жителей республики на основе:

· развития производств, отвечающим реальным потребностям, как внутреннего рынка – главного потребителя, так и экспорта;

· повышение инвестиционной активности в регионе;

· сохранения и увеличения числа рабочих мест.

Демография

Прогноз численности населения составлен с учетом сложившейся в настоящее время республике демографической ситуации. В связи с реализацией мероприятий по улучшению демографической ситуации в республике ожидается в 2007 г. рост коэффициента рождаемости, который составит 15,8 промилле. При условии сохранения коэффициента рождаемости на уровне 0,01-0,02 промилле, колебания коэффициента смертности и стабилизации миграционных процессов прогнозируется среднегодовой прирост населения от 6 до 7 тыс. чел. С учетом этих условий, прогнозируемый прирост населения в 2020 г. составит 91,6 тыс. чел. (18,7 %) к уровню 2006 г. В результате прогнозная численность постоянного населения в 2020 г. достигнет 581,2 тыс. чел.

Промышленное производство

Сценарий энерго-сырьевого развития промышленности предполагает увеличение производства с 163,3 % в 2011 году до 370,9 % в 2013 году с дальнейшим замедлением темпов прироста в пределах 0,9-2,1 %% в 2015-2020 гг. Импульс развития получит часть обрабатывающих отраслей в рамках реализации ФЦП «Юг России (2008-2012 годы)», энергетики в рамках ФАИП.

Данный сценарий предполагает с 2011 г. ежегодное наращивание добычи нефти и общераспространенных полезных ископаемых на 10 %. Добыча полезных ископаемых предприятиями к 2020 г. составит по ЭСС 1651,4 млн. руб. Прогнозируется увеличение добычи нефти с 106 тыс. т в 2010 г. до 206 тыс.т к 2018 г. В период с 2017-2020 гг. планируется стабилизация добычи нефти на уровне 206 тыс. тонн ежегодно. По данному варианту объем отгруженных топливно-энергетических полезных ископаемых увеличится с 580,2 млн. руб. в 2011 г. до 1558,2 млн. руб. в 2020г. Увеличение добычи нефти планируется за счет ввода в эксплуатацию новой скважины на перспективной площади «Западный Алханчурт» и вывода из консервации скважины № 916-«Малгобек-Вознесенская», а также увеличением дебита добычи нефти эксплуатируемыми скважинами.

Объем товаров, отгруженныхобрабатывающими предприятиями,по оценке в 2020 г. составит 13756,79 млн. руб., наибольший рост индекса производства прогнозируется в 2013 г. в размере 499,7 %, что связано с вводом объектов в рамках ФЦП «Юг России (2008-2012 годы)».

Прогнозируется наращивание производства по следующим видам экономической деятельности: химической, неметаллических минеральных продуктов, машин и оборудования, металлургическом производстве и производстве готовых металлических изделий.

Наибольший удельный объем производства придется на выпуск неметаллических минеральных продуктов. Сценарий энерго-сырьевого развития предполагает рост темпов производства основных видов продукции для стройиндустрии и выпуск новых видов продукции за счет ввода: предприятий в 4-х территориях промышленно-производственного назначения; стекольного завода; предприятия битумно-полимерных кровельных материалов; завода по производству теплоизоляционных изделий из базальтового волокна; завода по производству термоструктурных панелей. При этом объем отгруженных товаров вырастет к 2020 г. до 12047,53 млн. руб. Индекс производства увеличится в 2011 г. с 208 %. до 890,79 % в 2013 г., с дальнейшим замедлением темпов прироста в пределах 0,1-0,2 %% в 2015-2020 гг.

За счет ввода ряда предприятий химической отрасли прогнозируется выпуск следующих видов продукции: синтетической и натуральной олифы, хозяйственного и косметического мыла, антифриза и тормозной жидкости. Объем отгруженной продукции увеличится с 50,38 млн. руб. в 2008 г. до 126,1 млн. руб. в 2020 г.

В 2011-2016 гг. рост индекса производства нефтепродуктов составит 10,0 %, с уменьшением до 5 % к 2020 г. К 2020 году объем производства нефтепродуктов увеличится до 134,5 млн. руб. Основной продукцией переработки нефти является пентан-додекановая и керосино-газойлевая фракции нефти. Кроме того, в прогнозируемом периоде будет введен завод по выпуску автомобильного бензина и дизельного топлива.

Металлургическое производство и производство готовых металлических изделий по оценкев 2020 г. составит 130,57 млн. руб., при росте индекса производства в 2011-2020 гг. 4-5 %%.

Объем отгруженной машиностроительной продукции увеличится с 44,82 млн. руб. до 107,14 млн. руб., за счет увеличения выпуска заводом электродвигателей малой мощности бытовых электронасосов 42 тыс.шт.

В сфере производства и распределении электроэнергии, газа и воды объем отгруженных товаров в 2011 г. составит 645,7 млн. руб., в 2020 г. вырастит до 3051,88 млн. руб.

Прогнозируется ввод в эксплуатацию Ачалукской малой ГЭС на Алханчуртском оросительно-обводнительном канале, установленной мощностью 13,5 МВт. Кроме того, в рамках данного сценария, а также инновационного сценария развития, предусматривается ввод ТЭЦ мощностью 130 МВт.

Потребление электроэнергии увеличится с 525,488 млн. кВт. ч в 2011 г. до 749,92 млн. кВт. ч в 2020 г., что обусловлено увеличением количества потребителей – предприятий производственной сферы, потребление электроэнергии населением вырастет в 2,4 раза и составит 305,88 млн. кВт. ч.

Долгосрочные перспективы развития республики по инновационному сценарию в определяющей степени зависят от создания промышленного кластера, отрасли информационных технологий, производства электронного оборудования.

Реализация данного сценария позволяет обеспечить выход на качественно новый уровень социально-экономического развития республики. Так, объем промышленного производства возрастет с 8836,89 млн.руб. в 2011 г. до 23334,0 млн.руб. в 2020 г. Максимального значения индекс промышленного производства достигнет в 2013 г. и составит 370,9 %, что связано с выходом на полную мощность 13 производственных объектов промышленного кластера.

Добыча полезных ископаемых предприятиями к 2020 г. составит по инновационному сценарию 1287,1 млн. руб. Индекс производства добычи полезных ископаемых по оценке в 2011-2015 гг. возрастет до 105 %. Прогнозируется ежегодное наращивание добычи нефти в размере 5 %, с доведением уровня добычи до 170,7 тыс. т в 2015-2020 гг. Объем отгруженных топливно-энергетических полезных ископаемых увеличится с 723,7 млн. руб. в 2011 г. до 1233,6 млн. руб. в 2020 г.

В рамках данного сценария планируется формирование в республике новой отрасли, которая будет отличаться:

· высокой трудоемкостью конечного продукта;

· высокой рентабельностью и перспективной технологией производства;

· глобальным рынком сбыта и, следовательно, независимостью от узости местного рынка;

· низкой капиталоемкостью и возможностью запуска производства в короткие сроки с нулевого цикла.

Прогнозируется создание отрасли информационных технологий, и, в первую очередь, в части производства – кодировки программных продуктов, которое представляет собой перевод текста технического задания в код языка программирования. Первым шагом к формированию данной отрасли является создание Единой государственной системы управления (ЕГСУ).

Вторым шагом будет создание центра подготовки кодировщиков на базе Ингушского государственного университета. Планируется привлечь российские компании к развитию данной отрасли в Республике Ингушетия на основе специального экономического режима.

Объем отгруженных товаров обрабатывающими предприятиями с 7480,2 млн. руб. в 2011 г. увеличится до 19480,0 млн. руб. в 2020 г. В период 2011-2020 гг. наибольший рост индекса производства обрабатывающих производств составит 274,6 % в 2011 г., 138,9 % в 2012 г., с замедлением темпа роста до 4,7 % к 2020 г.

Прогнозируется с 2011 года перейти от сборочного производства цифровых эфирных приемников DVB-T (тюнеров) до производства всех комплектующих на территории республики на базе завода по производству антенно-мачтовых сооружений. Объем производства к 2015 году вырастет до 1500 штук тюнеров в сутки. Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования с 13 млн. руб. в 2011 г. вырастит до 195,5 млн. руб. в 2020 г.

Кроме того, основной точкой роста будет создание нового республиканского центра экономического развития - промышленного кластера, включающего в себя высокотехнологические предприятия по производству цемента, глубокой переработке древесины и других строительных материалов, а также объекты социальной, энергетической и инженерно-транспортной инфраструктуры. Данный инвестиционный проект включен в проект Стратегии развития промышленности строительных материалов РФ на период 2007-2010 гг.

В целях реализации инвестиционного проекта Правительством РИ заключено соглашение от 13 февраля 2007 г. с ОАО «Агентство по цементной промышленности» о строительстве и вводе в эксплуатацию 2-х высокотехнологических предприятий по производству цемента мощностью 2 млн. тонн в год и глубокой переработки древесины производительностью 300 тыс. куб.м.

ОАО «Агентство по цементной промышленности» подписаны соглашения с поставщиками высокотехнологичного оборудования – немецкими компаниями «KHD Humboldt Webag GmbH» «Dieffenbacher GmbH» и ОАО «Уралхиммаш».

В 2011 г. намечен выход на полную мощность завода по глубокой переработке древесины производительностью 300 тыс. куб. м. В результате объем отгруженной продукции по виду экономической деятельности "Обработка древесины и производство изделий из дерева" составит 3382,0 млн. руб., в 2020 г. данный показатель увеличиться до 4904,5 млн. руб.

Индекс производства прочих неметаллических минеральных продуктов по оценке в 2011 году по сравнению с предыдущим годом составит 1158,4 %, за счета выхода на проектную мощность ряда предприятий стройиндустрии в рамках промышленного кластера по производству:

· цемента мощностью 2 млн. т в год;

· сухих строительных смесей - 50 тыс. куб. м;

· кирпича 30 млн. шт. и черепицы - 3 млн. шт. в год;

· ячеистого бетона - 60 тыс. куб. м;

· железобетонных изделий - 30 тыс. куб. м.

При этом, объем отгруженных товаров вырастет с 3736,9 млн. руб. в 2011 г. до 13616,37 млн. руб. в 2020 г.

Рост выпуска металлопродукции, подкрепленный ростом спроса со стороны потребителей, в период 2011-2020 гг. увеличится с 80,56 до 189,64 млн. руб. Основной рост производства ожидается за счет увеличения выпуска и отгрузки продукции предприятий ЗАО «ВИЛС», ФГУП «НЗЭММ», ГУП «Боахам».

В сфере производства и распределении электроэнергии, газа и воды объем отгруженных товаров в 2011 г. составит 596,09 млн. руб., к 2020 году - вырастет до 2567,77 млн. руб. Данный вариант сценария предусматривает строительство теплоэлектростанции мощностью 130 МВт для выработки электроэнергии для нужд промышленного кластера.

Потребление электроэнергии увеличится с 746,3 млн. кВт.ч в 2011 г. до 1225,3 млн. кВт.ч в 2020 г. Рост показателя обусловлен потреблением электроэнергии базовыми потребителями (394,2 млн. кВт. ч), повышением потребления созданных промышленных предприятий в рамках промышленного кластера и наращиванием объемов производства существующих предприятий, потребление электроэнергии населением вырастет до 304,1 кВт.ч в 2020 г. Базовыми потребителями электроэнергии станут цементный завод мощностью 35 МВт, завод по переработке древесины 10 МВт.

 

Сельское хозяйство

Прогнозом долгосрочного развития сельского хозяйства республики предусматривается создание в Ингушетии устойчивой агропромышленной базы, основанной на развитии растениеводства и животноводства, привлечении частных инвестиций.

Аграрная политика будет направлена на формирование развитых агропродовольственных рынков, надежное продовольственное обеспечение республики, развитие эффективного устойчивого агропромышленного производства, повышение уровня доходов сельского населения и сохранение природных ресурсов для аграрного производства.

Для стабильного развития агропромышленного комплекса запланированы следующие мероприятия, направленные на:

· расширение производства пищевых продуктов за счет:

Ø эффективного использования природных ресурсов республики и имеющейся базы агропромышленного комплекса,

Ø строительства цехов по переработке плодов и ягод и предприятий по розливу минеральной воды,

Ø развития рыбного хозяйства;

· создание условий для достижения продовольственной обеспеченности населения основными продуктами питания за счет инвестирования в перерабатывающие и обслуживающие предприятия, их реконструкцию и технологическое перевооружение;

· улучшение материально-технической базы сельхоз-товаропроизводителей;

· развитие потребительской кооперации, организация хозяйства по схеме: «производство основной сельскохозяйственной продукции на агропредприятии – проведение закупок сельскохозяйственного сырья у населения – переработка – реализация готовой продукции»;

· обеспечение устойчивого развития и повышения эффективности крестьянских хозяйств, социальная защита крестьянства в условиях рыночных отношений, создание организационных, экономических, финансовых и правовых условий для развития крестьянских хозяйств; развитие системы кредитной кооперации, информационно-консультационных услуг, повышение профессионального мастерства и квалификации фермеров;

· созданием условий для налаживания устойчивых межхозяйственных связей и формирования развитых рынков продовольствия. Активную роль в регулировании продовольственных рынков должны играть негосударственные организации, создаваемые на добровольной основе;

· сохранение и воспроизводство плодородия почв, рациональное использование природных ресурсов, в том числе орошаемых площадей и создание на этой основе роста сельскохозяйственной продукции для укрепления продовольственной безопасности республики,

В развитии личных подсобных хозяйств населения, где большая доля приходится на животноводство, будет прослеживаться тенденция увеличения валовой продукции на одно хозяйство, путем организации пунктов искусственного осеменения и улучшения генетического потенциала скота.

Транспорт и связь

Энерго-сырьевой сценарий развития транспорта предполагает увеличение объема услуг оказанных предприятиями транспортного комплекса в среднем ежегодно на 7,9 %.

Данный рост будет обусловлен в основном увеличением объемов отгрузки по железной дороге, в связи ростом объемов добычи нефти и увеличением нефтеналива ОАО «Ингушнефтегазпром», а также ростом отгрузки обрабатывающими предприятиями четырех промышленных зон и ряда других предприятий, строительство которых ведется в рамках ФЦП "Юг России (2008-2012 гг.)".

Данный сценарий развития предполагает увеличение объем услуг, оказанных предприятиями транспортного комплекса с 2762,8 в 2011 г. до 10057,5 млн. руб. к 2020 году.

Инновационный сценарий развития предполагает усиление стимулирующей роли воздействия транспортной системы на экономическое развитие республики.

Формой воздействия выступит строительство железнодорожной линии Галашки – Котляревская протяженностью 135 км в рамках реализации Стратегии развития железнодорожного транспорта до 2030 года. Строительство данной железнодорожной ветки приурочено к созданию на территории Республики Ингушетия промышленного кластера в с. Галашки.

До 80 % объема производимой строящимися предприятиями продукции предполагает реализацию за пределы региона. С учетом ввода данных предприятий планируемый грузопоток железной дороги составит 8,2 тыс.т. в сутки, что позволит увеличить доходы железнодорожного транспорта в 2020 г. по сравнению с 2010 г. в 1,7 раз.

Рост деловой активности населения позволит увеличить доходы аэропорта «Магас» к 2020 г. в 2,5 раз, доходы пассажирского автотранспорта в 2,6 раз.

Наибольший рост физического индекса объема оборота предприятий транспорта придется на 2013 г. (31,6 %), с сохранением дальнейшего темпа роста в пределах 10 %. Общий объем услуг, оказанных предприятиями транспортного комплекса, в 2020 г. составит 10916,2 млн. руб. или 343,4 % к уровню 2011 г.

Рост доходов предприятий связи по энерго-сырьевому варианту развития обусловлен повышением платежеспособного спроса потребителей услуг операторов сотовой связи Мегафон, БиЛайн, МТС. В этом случае, ежегодный прирост физического индекса объема оборота организаций связи составит 8-12 %.

По инновационному варианту развития предполагается осуществить телефонизацию всех сельских населенных пунктов республики, а также увеличить емкость функционирующих АТС. Это позволит в значительной мере повысить использование информационно-коммуникационных технологий организациями и населением республики, тем самым, обеспечив рост доходов предприятий связи. По данному сценарию развития объем услуг, оказанных предприятиями связи, достигнет к 2020 г. 18150,5 млн. руб. или 367,3 % к уровню 2011 г.

Инвестиции

Сценарий энерго-сырьевого варианта прогноза инвестиций в основной капитал на территории Республики Ингушетия исходит из стабильного финансирования бюджетных средств, предусмотренных на капитальные вложения в рамках целевых программ и внебюджетных источников в соответствии с программами развития производств.

В прогнозируемый период ожидается незначительное увеличение инвестиций в среднем на 2-3 % в год. В результате в 2020 году данный показатель прогнозируется в размере 5200 млн. руб. Основной объем средств будет направлен на наращивание производства по следующим видам экономической деятельности: химической, неметаллических минеральных продуктов, машин и оборудования, металлургическом производстве и производстве готовых металлических изделий. Планируются инвестиции в 4-х территориях промышленно-производственного назначения республики; стекольного завода; предприятия битумно-полимерных кровельных материалов; завода по производству теплоизоляционных изделий из базальтового волокна; завода по производству термоструктурных панелей.

Инновационный сценарий предусматривает значительное увеличение объема капитальных вложений, в первую очередь, привлечения внебюджетных инвестиций, в том числе за счет финансирования в полном объеме мероприятий по развитию промышленного кластера. Кроме того, прогнозируется увеличение финансирования государственных капитальных вложений в рамках реализации федеральных целевых программ. По основным приоритетным направлениям развития республики, таких как, образование, здравоохранение, коммунальное и жилищное строительство, планируется увеличение финансирования по реализации комплекса мер, обеспечивающих создание и доступность общественных благ большинству населения.

В результате наибольший объем инвестиций по данному варианту развития предусмотрен на 2008 году (10444,7 млн. руб. или 301,7 % к предыдущему году). Рост показателя обусловлен привлечением значительных объемов внебюджетных средств и сохранением темпов увеличения бюджетных инвестиций. После 2011 года ожидается некоторое снижение уровня инвестиций за счет внебюджетных источников. В связи с этим, в 2020 году объем капиталовложений будет составлять 9970 млн. руб.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: