Бийский технологический институт
С.В. Щигрев
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ,
ПЛАНЫЗАНЯТИЙ
И ТЕМЫРЕФЕРАТОВ ПО ПРАВОВЕДЕНИЮ
Для студентов всех форм обучения
Барнаул 1999
УДК 34
С.В. Щигрев. Методические указания, планы занятий и темы рефератов по правоведению для студентов всех форм обучения.
Алт. гос. техн. ун-т им. И.И. Ползунова, БТИ. – Бийск.
Из-во Алт. гос. техн. ун-та, 1999, - 32 с.
Рекомендуются планы семинарских и практических занятий по правоведению и вопросы к ним. Методические указания нацелены на помощь студентам в выполнении самостоятельных работ по изучаемой дисциплине.
Рассмотрены и одобрены
на заседании кафедры
гуманитарных наук.
Протокол № 4 от 10.09.98г.
Рецензент: кандидат юридических наук, профессор,
декан юридического факультета Алтайской академии
экономики и права А.Е. Казанцева.
ВВЕДЕНИЕ
Система курса “Правоведение” состоит из двух частей.
Первая часть посвящена изучению общетеоретических вопросов по проблемам сущности, содержания и форм существования и развития государства и права как явлений общественной жизни с учётом возможностей их применимости и “выживаемости” в сложных современных условиях всеобщей дезинтеграции и развала в РФ.
В связи с тем, что именно государство больше всего изменилось в связи с ликвидацией тоталитарного режима и переходом к демократии, особое внимание при изучении должно быть уделено проблемам его развития и совершенствования в новых условиях формирования гражданского общества в РФ.
Это в свою очередь означает, что основной акцент в изучении данного курса должен быть сделан на выявлении роли государства в обеспечении и развитии свободы личности и прав человека. Именно идея свободного развития личности должна пронизывать все институты государства, определять действие права и его норм.
Основное функциональное назначение государства и права выражается в создании достойных условий существования человека как высшей ценности общественного развития, защите всей совокупности его прав и свобод, предоставлении возможности их реализации в полном объёме.
Это провозглашено в качестве важнейшей основы нового конституционного строя Российской Федерации.
Вторая часть курса включает в себя изучение важнейших отраслей права путём проведения не только лекций, но и семинарских занятий в целях закрепления теоретического материала и приобретения навыков применения некоторых правовых норм к конкретным жизненным ситуациям.
Решение данных задач, кроме учебных целей, преследует также более общую цель - воспитание правосознания студентов.
Конечно же, такое воспитание не означает, что студенты должны приобрести профессионально-юридические знания по вопросам действующего законодательства. Главным в этом направлении является ознакомление лишь с важнейшими принципами правового регулирования, определяющими содержание норм и институтов отечественного права, обучение умению ориентироваться в общей социальной направленности правовых установок, соотносить их предметное содержание с моральными, нравственными поступками общества и преодолевать “вирус” правового нигилизма. Достижение такой цели невозможно путём заучивания статей какого-либо закона, если нет навыков юридического мышления. Выработке задатков этого мышления способствует активная работа на лекциях, семинарских и практических занятиях (по написанию рефератов, темы которых указанны в планах семинарских занятий), работа с учебниками и учебными пособиями, в которых в простой и доступной для понимания форме приводится толкование конкретной проблемы.
Необходимым средством достижения цели при изучении курса является работа с нормативными первоисточниками. Это, в первую очередь, Конституция Российской Федерации (1993), которая должна стать важнейшим ориентиром при анализе всех вопросов курса, а также принятые в соответствии с нею и в развитие её установок основополагающие законодательные акты.
Именно на основе обновлённого конституционного законодательства осуществляется процесс формирования демократической системы государственной власти, обеспечивается проведение правовой реформы в целях создания эффективных механизмов, гарантирующих права и свободы человека и гражданина.
В целях глубокого усвоения содержания Конституции РФ 1993 года следует использовать современные источники. Так, официальная характеристика новой Конституции и действующих на её основе институтов государственной власти дается в ежегодных посланиях Президента РФ Федеральному Собранию РФ. Научный анализ основных положений и статей Конституции содержится в книгах:
· Комментарий к Конституции РФ, - М.: Изд. БЕК, 1994;
· Конституция РФ. Комментарий /Под общей редакцией Б.П. Топорнина, Ю.М. Батурина, Р.Г. Орехова). - М.: Юрид. Лит., 1994.
Некоторые вопросы государственного строительства находят отражение в законах и иных актах, которые публикуются в тематических сборниках. К ним относятся:
· Сборник законодательных актов РСФСР о государственном суверенитете, Союзном договоре и референдуме. - М.: 1991;
· Федеративный договор. Документы. Комментарии. - М.: Изд. “Республика”, 1992, и др.
С 1994 года официальным изданием, в котором публикуются федеральные законы, акты палат Федерального Собрания, нормативные акты Президента и Правительства, является Собрание законодательства Российской Федерации. По мере развития правотворческой деятельности Федерального Собрания в названном источнике и публикуются новые законодательные и иные акты.
Наряду с этим необходимо использовать вышедшие отдельными изданиями Уголовный кодекс, Гражданский кодекс, Кодекс законов о труде, Семейный кодекс, Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации.
Эти и другие источники позволяют обеспечить студентам четкую направленность при изучении проблем теории современной государственности и практической деятельности по ее совершенствованию в Российской Федерации, ровно как и основных тенденций развития отечественного права в регулировании отношений складывающегося гражданского общества. Они же послужат той методической канвой, которой необходимо придерживаться при изучении учебной литературы, а также дополнительной литературы, по соответствующим темам. Всё это должно способствовать более качественному усвоению сложных проблем, отражающих современные процессы развития государства и права в период перехода к рыночным отношениям, гражданскому обществу, правовому государству.
ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ НА ЛЕКЦИЯХ