Направления воспитательной работы




За отчётный период была проведена целенаправленнная работа по обеспечению устойчивого инновационного развития воспитательной системы лицея по достижению целевых установок Стратегии воспитания в Российской Федерации до 2025 года, Концепции Федеральной целевой программы развития образовании на 2016-2020г.г. (утверждена 29 декабря 2014г., Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» (постановление Правительства РФ от 30.12.2015г. № 1493), Концепции духовно-нравственного развития Калининградской области, Закона Российской Федерации «Об основах системы профилактики безнадзорности правонарушений несовершеннолетних» (от 24.06.1999г. № 120-ФЗ в редакции от 26.04.2016 г.), Закона Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ в редакции от 28.11.2015)

Задачи, которые мы ставили в отчетный период на этом участке образовательной деятельности Лицея, состояли в следующем:

• Упорядочение структуры воспитательной системы, повышение её эффективности через организационное укрепление лицейского сообщества в реализации проблемно-целевых программ.

· Создание условий для дальнейшего усиления общественного участия в управлении Лицеем и расширения сферы социального партнёрства во всех сферах деятельности Лицея.

· Активизация духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания, усиление их роли в формировании у лицеистов потребности к созидательной деятельности, гражданской и социальной ответственности за самого себя, свою семью, общество и Отечество.

· Содействие обновлению здоровьесберегающей образовательной среды, усилению её позитивного влияния на сохранение и укрепление здоровья учащихся, формирование здорового образа жизни.

· Совершенствование и развитие сектора дополнительного образования.

· Систематизирование работы по профилактике нарушений.

· Включение родителей в воспитательный процесс лицея, повышение роли семьи в воспитании детей.

 

Принципами воспитательной работы лицея являются:

Личностно-ориентированные:

- целостное развитие (физическое, интеллектуальное, духовное);

-психологический комфорт (атмосфера раскрепощенности, уважения, успешности, достижения поставленной цели);

- адаптивность.

Культурно-ориентированные:

- смысловое отношение к окружающему миру;

- опора на культуру как на основу мировоззрения;

- толерантность;

- целостная картина мира.

Деятельностно-ориентированные:

-овладение деятельностью (целеполагание, контроль, опора на самостоятельное развитие);

- креативность.

В формировании уклада лицейской жизни определяющую роль играет общность участников образовательного процесса: учащихся, классных и творческих коллективов, педагогического коллектива лицея, администрации, родительского сообщества. На современном этапе развития лицея эти целевые установки конкретизируются следующим образом: формирование и развитие единого уклада жизнедеятельности лицейского сообщества и вывод лицейской системы духовно-нравственного воспитания на качественно новый уровень, в более полной мере обеспечивающий процесс интеллектуально-личностного становления учащихся, их своевременной социализации и самоидентификации в родной национальной культуре.

 

3.11. В настоящее время система воспитательной работы в Лицее представляет собой сетевую организацию различных подпространств:

 

3.11.1. Сфера самоуправления

это одна из главных задач образовательной деятельности, участие в самоуправлении дает возможность учащимся приобрести социальный опыт ведения предвыборной и выборной кампаний, раскрыть и реализовать организаторские и творческие способности, ощутить свою значимость и причастность к решению вопросов и проблем Лицея. Центром этой сферы является Совет учащихся. Ежегодно в начале сентября проводится Форум лицеистов, где определяются основные направления работы школьного самоуправления: образование, досуг, физкультура и спорт, информация, труд, шефство. С созданием системы самоуправления в классах произошли существенные изменения отношений среди одноклассников, расширяется их взаимодействие. Кроме того, происходит передача опыта ответственности от старших к младшим, учащиеся учатся самореализовываться, развивать целеустремленность.

3.11.2. Клубно-кружковая сфера

формируется через лицейскую систему дополнительного образования. Ребятам предоставляется свобода выбора кружка, становиться членом одного или нескольких клубов сразу. Это позволяет учащимся самим осознанно выбрать «свою» или «свои» сферы деятельности, познакомиться с нормами и принципами, которым необходимо следовать при выполнении того или иного вида деятельности. В рамках системы дополнительного образования учащиеся имеют возможность осуществлять собственные общественно значимые проекты. В лицее работают клубные объединения и кружки: Авторский театр хореографических миниатюр, вокально-хоровой коллектив «Жемчужинки», «Музееведение», спортивные секции по футболу, волейболу, баскетболу, настольному теннису, спортивному туризму, спортивному ориентированию, шашкам, за отчётный период в систему дополнительного образования включены журналистика, робототехника по направлениям «Ардуино», «Лего» и «Подготовка судей».

 

3.11.3. Сфера профильной и социальной практики

Организуется работа малых факультетов физико-математических, естественных и общественно-гуманитарных наук, научного общества учащихся «ЛИК», лицейской проектной лаборатории. Активно действует лицейская медиагруппа «Территория L», которая активно развивается в рамках работы Городского пресс-центра школьных СМИ. Ребята обеспечивают материалами новостную ленту Лицея, фотосъёмку лицейских событий, организуют съёмку видеороликов, отвечают за наполнение раздела новостей на сайте Лицея содержанием.

Традиционно с 15 ноября по 15 декабря во время месячника по ЗОЖ проходит выставка плакатов «Мы выбираем ЗОЖ!», участники агитбригады проводят тематические беседы, мастер-классы в актовом зале по параллелям и на классных часах в классных коллективах.

Все участники образовательного процесса (учащиеся, учителя и родители) принимают активное участие в ежегодных благотворительных марафонах «Свет Рождественской звезды», «Верю в чудо» и «Ты нам нужен!» в поддержку детей с ограниченными возможностями здоровья.

Социальный проект «Ветераны лицея» действует долгие годы. Для реализации этого проекта сформирована инициативная группа учащихся, которые являются координаторами шефской работы с ветеранами педагогического труда. Проект направлен на поддержку традиций Лицея, связь учеников с учителями, проработавшими в нашем лицее многие годы. В рамках проекта проводятся традиционные праздники-встречи, приуроченные ко Дню учителя, к 8 Марта, ко Дню штурма Кёнигсберга, Дню Победы.

В лицее проведена проектная задача «Учебник Победы», в которой учащиеся нашли и изучили много архивной документации, связанной с историей области

В школьном музее имеется экспозиция, посвящённая истории нашего Лицея, истории города и области. В настоящее время участниками Клуба Любителей Истории Отечества продолжается сбор материала о ветеранах и участниках возрождения Калининграда и Калининградской области, собраны материалы о первых переселенцах. Лицей сотрудничает с Домом ветеранов, который расположен недалеко от лицея, на улице Комсомольской.

В преддверии юбилея лицея учащиеся активно занимаются поиском архивной информации о ветеранах педагогического труда, изучают архивные документы об истории лицея.

 

3.11.4. Сфера научно-технического творчества

В 2019 году на базе Лицея были проведены отборочные турниры «Робофест», «Робо-Финист» и «PRO-фест», победители которых отправились представлять регион в Москву, проведены открытый фестиваль робототехники и чемпионат «Робо-сумо», нами проведена «Балтийская робо-школа».

Впервые в лицее проведён фестиваль ученических достижений «Техно Арт». Лицеисты стали участниками региональной выставки «PRO - образование».

В Лицее обеспечивается привлекательность науки, поддержка научно-технического творчества детей, создаются условия для получения детьми достоверной информации о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, повышается заинтересованность подрастающего поколения в научных познаниях об устройстве мира и общества.

 

3.11.5. Спортивно-оздоровительная сфера

В Лицее открыты секции по различным видам спорта: спортивные секции по футболу, настольному теннису, баскетболу, волейболу, спортивному туризму, спортивному ориентированию, шашкам. Лицей с успехом выставляет свои команды на все спортивные соревнования района, города, области, России, где занимает призовые места, завоевывает кубки и медали. В течение года регулярно проходят лицейские первенства по баскетболу, волейболу, футболу и настольному теннису, шахматам, шашкам, лёгкой атлетике, спортивному туризму.

Лицейские команды стали призерами городской спартакиады школьников «Президентские спортивные игры» по настольному теннису, мини-футболу, волейболу и легкоатлетическому кроссу. По итогам сборная лицея стала участником всероссийского этапаспортивных игр школьников «Президентские спортивные игры», которые прошли в ВДЦ «Орлёнок».

Для учащихся начальной школы неоднократно проводились «Весёлые старты», к международному женскому дню проведена спортивно-оздоровительная игра «Мама, я, спортивная семья», а ко Дню защитника Отечества «Папа, я, спортивная семья».

В прошедшем учебном году учащиеся продолжили подготовку к сдаче нормативов ВФСК ГТО.

 

 

3.11.6. Сфера организации лицейских событий

Главный принцип здесь – разновозрастное сотрудничество.

Среди наиболее важных технологий КТД мы выделяем годовой круг традиций, являющихся средством духовного и деятельностного единения коллектива лицея: День Знаний, ежегодный Форум лицеистов-старшеклассников, праздник «Под знаком Учителя», праздник «Лицейской семьи» для учащихся 1-х классов и их родителей в рамках городского Форума «Вера. Надежда. Любовь», «Посвящение в первоклассники» (в сентябре), лицейская неделя в рамках празднования Дней лицея (в октябре); мероприятия, в рамках декады «Мы выбираем здоровый образ жизни!»; мероприятия, посвященные празднованию Дня Конституции; «Новый год шагает по планете», Новогодние фестиваль и рождественская ярмарка, Рождественские и Пасхальные встречи; «Прощай, любимый мой Букварь»; мероприятия, посвященные празднованию Дня космонавтики; мероприятия, в рамках месячника гражданско-патриотической работы, посвященного Дню защитников Отечества, песенный конкурс «Голос лицея», проведение торжественных мероприятий, посвященных дню освобождения Кёнигсберга и празднованию Победы в ВОВ, межшкольный проектный фестиваль, летняя инженерно-конструкторская школа, проводятся различные волонтёрские акции, благотворительные концерты, ярмарки и другие мероприятия.

 

3.12. Кроме того, для обновления системы духовно-нравственного воспитания в лицее активно используется программно-целевой подход.

Центр этой системы – программа «Духовно-нравственного развития и воспитания учащихся «Я, Отечество, семья». Программа построена на основе базовых национальных ценностей российского общества: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, труд и творчество, наука, традиционные религии России, искусство, природа, человечество, направлена на развитие и воспитание компетентного гражданина России, осознающего ответственность за свою страну, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа России.

Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации направлена на:

· освоение учащимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности данного возраста, норм и правил поведения;

· формировании готовности учащихся к выбору направления своей профессиональной деятельности в соответствии с личными интересами, индивидуальными особенностями и способностями, с учётом потребностей рынка труда;

· формирование и развитие знаний, установок, личностных ориентиров и норм здорового и безопасного образа жизни с целью сохранения и укрепления физического, психологического и социального здоровья учащихся как одной из ценностных составляющих личности учащегося и ориентированной на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы лицея;

· формирование экологической культуры.

Ценностные ориентиры лицейского сообщества уточняются в следующей формуле: сообщество, развивающееся и консолидирующееся на основе традиционных российских ценностей, способное в твёрдой исторической памяти сохранять, отстаивать и развивать отечественные культурно-исторические и духовно-нравственные традиции, создающее и предлагающее в различных сферах общественной практики современные стратегии и проекты, нацеленные на поддержку, укрепление и развитие традиционных духовно-нравственных базовых ценностей.

 

3.13. Обеспечение охраны и укрепления здоровья учащихся − приоритетное направление развития лицея. В его рамках работает проблемно-целевая программа «Я и моё здоровье», направленная на реализацию всех ресурсов Лицея для формирования психически здорового, социально-адаптивного, физически развитого человека: организована деятельность лицейской службы здоровья, объединяющая для этого усилия всех заинтересованных сторон; разрабатываются и осваиваются здоровьесберегающие технологии в педагогической практике учителей, постоянно контролируется соответствие учебной нагрузки санитарно-гигиеническим требованиям. Проводится целенаправленная работа по пропаганде норм здорового образа жизни среди всех участников образовательного процесса, предпринимаются усилия для формирования потребности их соблюдения в повседневной практике, развитии представления о культуре здоровья как жизненной ценности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: