ПОХВАНЕНКО ВЕРОНИКА С-22 2
ФИЛОСОФИЯ. СЕРКОВА АННА НИКОЛАЕВНА
ЗАДАНИЕ 1
ХОД РАБОТЫ:
1. Заполните таблицу «Характеристика древнегреческих философских течений», охарактеризовав учение, принадлежащее философской школе. | |||||||
Философская школа | Представители | Характеристика учений | |||||
ПЕРИОД РАННЕЙ КЛАССИКИ | |||||||
Милетская философская школа | Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Парменид, Зенон, Ксенофан, Пифагор, Демокрити др. | · Натуралистический подход в понимании Природы и Космоса · Поиск первоначала – субстанции, из которой возник окр. Мир. Первовещество понималось ни как мертвая и косная материя, а как вещество живое и в частях, наделенное душой и движением (пантеизм) · Решение философских и естественно-научных вопросов увязывалось с практической деятельностью. Знания были не только основой для практического применения, но прежде всего элементами целого мировоззрения. Мировоззрение это в своей сущности натуралистическое. · Развитие астрологических, математических, физических и биологических знаний; конструирование первых научных приборов (солнечные часы, модель небесной сферы и др.) | |||||
ПЕРИОД СРЕДНЕЙ КЛАССИКИ | |||||||
Школа софистов | Сократ и его школа; софисты: Протагор, Горгий, Продик, Антифонт, Антисфен и др. | · Человек и сознание – основная проблема софистики. Софисты произвели смещение оси философского исследования с природы на человека: именно в этом их историческое значение. В центре внимания оказались человек и его психология: искусство убеждать требовало знания логических форм сознания. · Свою правоту софисты доказывали с помощью софизмов – логических приемов, уловок, благодаря которым умозаключение, на первый взгляд правильное, оказывалось в итоге ложным, и собеседник запутывался в собственных мыслях. · Исходный признак софистов: «Человек есть мера всех вещей в том, что они существуют, и в том, что они не существуют» (Протагор). Отсюда субъективизм в оценках и суждениях, отрицание объективного бытия и попытки доказать то, что действительность существует в мыслях человека. · Теория познания софистов ориентирована на отдельного индивида – субъекта познания (субъективный идеализм). Объективное, истинное познание недостижимо (скептицизм), а всякое знание относительно (релятивизм). · Релятивизм в теории познания служит обоснованием и нравственного релятизма: софисты показывали условность правовых норм, государственных органов и моральных оценок. | |||||
ПЕРИОД ВЫСОКОЙ КЛАССИКИ | |||||||
Афинская школа | Платон, Аристотель | · Фреска работы Рафаэля в станце делла Сеньятура Ватиканского дворца. Его фреска – это аллегорические изображения человеческой деятельности: «Афинская школа» - философия. · Фреска «Афинская школа» по праву признается одним из лучших произведений не только Рафаэля, но и ренессансного искусства в целом | |||||
ЭЛЛИНИЗМ | |||||||
Эллинистическая школа | Эпикур, Пиррон, стоики раннего периода: Панэций, Посидоний, поздние римские стоики, или неостоицизм: Сенека, Эпиктет, Марк Аврелийи и др. | · Кинизм (Антисфен, Диоген) · Эпикуренизм (Эпикур, Тит Лукреций Кар) · Стоицизм (Зекон из Китеона, Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий) · Скептицизм (Пиррон) · Неоплатонизм (Плотин) · Они стали обращаться к проблемам личной жизни человека · Философия должна показывать человеку путь к добродетельной жизни · Индивидуалистическая этика Эпикура как путь к свободе человека · Человек не властен изменить судьбу, но он властен по отношению к ней · Единственный верный способ отношения к вещам может состоять только в воздержании от каких бы то ни было суждений | |||||
РЕЛИГИОЗНЫЙ ПЕРИОД АНТИЧНОЙ МЫСЛИ | |||||||
Школа Плотина (Неоплатонизм) | Плотин, Порфирий, Прокл, Филон Александрийский и др. | · Последняя форма античной философии, выступавшая во многих и различных видах в период от сер. III в. до сер. VI в.; возникла вследствие смешения учения Платона, а так же аристотелевского, стоического, пифагорейского и др. учений с восточной и христианской мистикой и религией. · Легендарным первосоздателем неоплатонизма является Аммоний Саккас, подлинный же его основатель – Плотин; наиболее значительными философами были также Ямвлих, Порфирий и Прокл. | |||||
ЛИТЕРАТУРА: Сычев А.А. Основы философии: учебное пособие /А.А. Сычев. – Изд. 2-е, испр. – М.: Альфа – М: ИНФРА – М, 2013. – п. 2.3 – 2.5 – С.34 – 49. | |||||||
Ознакомьтесь с древнегреческой притчей «Три сита Сократа», объясните ее смысл с точки зрения философии.
|
|
ЗАДАНИЕ 2
ШКОЛА | ПРЕДМЕТ | ФИЛОСОФЫ | ОСНОВНЫЕ ИДЕИ, СУТЬ УЧЕНИЯ | РОЛЬ ФИЛОСОФИИ |
Клиническая | Клиническая школа | Демокрит, Гиппократ | Исследование внутреннего мира человека | Должна учить человека «умению беседовать с самим собой, оставаться на едине с собой». |
Керенская | Керенская школа | Аристипп, Арета, Аристипп мл. Феодор, Гегесий, Анникерид | Сделать человека счастливым | Философия – это наука о смерти |
Эпикуреизм | Эпикурейцы | Эпикур, Гермарх, Метродор, Тит Лукреций Кар | Человек должен стремиться к разумным удовольствиям, получать наслаждение от процесса познания | Должна научить человека быть счастливым |
Стоицизм | Стоки | Сенека, Хрисипп, Эпиктек, Марк Аврелий | · Неизбежность судьбы и необходимость сознательно следовать космическому закону, мужественно переносить испытания жизни. · Космос – это огненный организм – пневма, мир возникает из творческого первоогня и погибает в мировом пожаре. Этот процесс повторяется в вечной цикличности. | Философия – это наука о жизни, и должна научить человека быть другом самому себе |
Неоплатонизм | Неоплатонизм | Амелий, Аммоний Саккас, Плотин, Порфирий | · Триада Единое-Ум-Душа – обоснование присутствие основы, сущего в материальном мире · Концепция ступенчатого удаления-перехода от высшего «единого и всеобщего» к разобщенной материи · Мистически-интуитивное познание Единого · Освобождение души человека от обремененности матерей, достижение состояния чистой духовности с помощью аскезы | Философия должна раскрыть всю сущность бытия |
|
В чем проявилось новаторство философии эллинизма?
· Теперь главное для философа – не познание мира, а то, как поступать в условиях постоянно изменяющегося мира
· То есть этика становится на первое место
· Философия расширяет сферу своего влияния – стать философом или примкнуть к философскому сообществу теперь мог любой - и раб и император