КОНСПЕКТ
Проведения занятий с летно – инструкторским, летным и курсантским составом АЭ
Тема: «Штурманский бортовой журнал».
Время: 1 час.
Место проведения: методический класс АЭ.
ПЛАН
1. Штурманский бортовой журнал (ШБЖ). Общие сведения.
2. ШБЖ. Порядок заполнения на предварительной подготовке.
3. ШБЖ. Порядок заполнения на предполетной подготовке.
4. ШБЖ. Порядок заполнения в полете.
Омск
Штурманский бортовой журнал (ШБЖ). Общие сведения.
Штурманский бортовой журнал (навигационный расчет полета) предназначен для записи расчетных данных полета на земле и фактических данных полета в воздухе. Он является полетным документом, в котором отражаются применяемые способы аэронавигации, и официальным отчетным документом о выполненном полете. Ведение его обязательно при всех трассовых и внетрассовых полетах. Штурманский бортовой журнал ведет штурман корабля, а на тех самолетах, где нет штурмана, — второй пилот при обязательном участии и контроле командира воздушного судна.
Заполнение штурманского бортового журнала должно вестись простым карандашом разборчиво, аккуратно без помарок. ШБЖ после выполнения каждого маршрутного полета сдают вместе с другой отчетной документацией в штаб авиаэскадрильи (авиаотряда). Штурман подразделения использует его для анализа качества выполнения экипажем (штурманом, пилотом) штурманских расчетов и контроля качества воздушной навигации.
Предполетный контроль готовности экипажа в штурманском отношении после проведения им предполетной подготовки осуществляет дежурный штурман аэропорта, а в его отсутствии – диспетчер АДП. В летных учебных заведениях готовность экипажей к полету контролируют штурманы авиаэскадрилий (авиаотрядов).
Результаты проверки предполетной подготовки экипажа дежурный штурман аэропорта (диспетчер АДП, штурман АЭ) фиксирует в книге учета контроля штурманской предполетной подготовки и подписывает ШБЖ. Без визы дежурного штурмана (диспетчера АДП, штурмана АЭ) о готовности к вылету экипаж в полет не выпускается. Все недостатки в предполетной штурманской подготовке, обнаруженные при проверке, должны быть устранены до вылета.
Штурманский бортовой журнал состоит из трех частей: верхней, левой и правой.
ШБЖ. Порядок заполнения на предварительной подготовке.
Во время предварительной подготовки в ШБЖ записываются следующие данные:
В верхней части ШБЖ:
Данные об экипаже (фамилия), подразделение, дата полета, тип и номер ВС, Нэш.зад. (ПВП, ППП), номер ШБЖ ставится по порядку выполнения маршрутных полетов в данной летной смене, согласно заданию на полет;
В левой части ШБЖ записываются:
- в графе Нпр: высота препятствий по участкам маршрута полета, (как сумма максимальной высоты рельефа местности на участке маршрута и максимальной высоты естественных и искусственных препятствий в полосе учета);
- маршрут полета;
- магнитные путевые углы;
- расстояния по участкам маршрута и общее расстояние маршрута;
- заданная истинная скорость полета.
При необходимости, для уменьшения времени на записи в полете, в правой части ШБЖ записывается запланированный маршрут полета, в графе Для заметок; подготовительные данные сличения курсовых приборов после прохождения ППМ, подготовительные данные контроля ППМ с использованием РТС, подготовительные данные контрольного этапа и другие данные.
(Приложение 1).
ШБЖ. Порядок заполнения на предполетной подготовке.
Во время предполетной подготовки записываются:
- ветровая обстановка на аэродроме вылета по высотам;
- заданный эшелон полета (уточняется);
- минимальное давление приведенное к уровню моря;
- безопасная высота относительно уровня с давлением 760 мм. рт. ст., нижний безопасный эшелон, номер эшелона;
В таблице «Аэродром вылета»:
- направление и скорость ветра у земли на аэродроме вылета;
- атмосферное давление относительно порога ВПП;
- температура у земли на аэродроме вылета;
- данные о расчетной взлетной массе и центровке;
В левой части ШБЖ рассчитываются и записываются:
- безопасные высоты полета по участкам маршрута с учетом температурной поправки ( Нбез. ниж.(без)эш.);
- магнитные курсы полета по участкам маршрута;
- путевая скорость;
- время полета по участкам маршрута и общее время полета;
- потребные расчетные остатки топлива во время взлета, у ИПМ, ППМ, КПМ с учетом расчетного полетного времени на участках маршрута и АНЗ;
- фактический запас топлива;
- дальность рубежа ухода (возврата) на аэродром вылета (запасной), количество топлива на рубеже ухода (возврата);
- данные об уходе с ВПР на запасной аэродром.
(Приложение 2).