Специальности Лечебное дело
к практическому занятию №12
по дисциплине Гигиена
Тема: ПИЩЕВЫЕ ОТРАВЛЕНИЯ, ИХ ПРОФИЛАКТИКА И РАССЛЕДОВАНИЕ. ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПИЩЕБЛОКУ.
Цель: ознакомить студентов с проблемой пищевых отравлений.
Задачи: изучить классификацию пищевых отравлений, меры профилактики, изучить требования к пищеблокам больниц и ознакомиться с основами диетического и лечебно-профилактического питания.
Студент должен знать:
1) до изучения темы – причины пищевых отравлений, гигиенические требования к общественному питанию.
2) после изучения темы – классификацию и клинику пищевых отравлений, меры профилактики и действия врача при подозрении на пищевое отравление, требования к пищеблокам, организацию питания в ЛПУ, лечебное (диетическое) питание, лечебно-профилактическое питание, роль врача в контроле за питанием в ЛПУ.
Студент должен уметь: оформлять при подозрении на пищевые отравления документацию и отбирать пробы подозрительных продуктов и пищи, биологических материалов на баканализ, оценивать санитарное состояние и режим работы пищеблока. Осуществлять гигиенический контроль за организацией питания в ЛПУ и других учреждениях.
Содержание занятия:
1. Вводный контроль с использованием тестов.
2. Беседа по теме занятия с рассмотрением следующих вопросов:
1. Понятие о пищевых отравлениях.
2. Классификация пищевых отравлений.
3. Группа микробных пищевых отравлений:
а) Токсикоинфекции (этиология, патогенез, клиника, меры профилактики),
б) Бактериотоксикозы: стафилококковая интоксикация, ботулизм (этиология, патогенез, клиника, меры профилактики),
в) Микотоксикозы: эрготизм, фузариотоксикозы, афлотоксикозы (этиология, патогенез, клиника, меры профилактики).
|
4. Пищевые отравления немикробной этиологии.
5. Пищевые отравления невыясненной этиологии.
6. Задачи и методы работы врача при подозрении на пищевое отравление.
7. Основные принципы питания в лечебно-профилактических учреждениях.
8. Структура организации питания в больницах.
9. Роль врача при контроле за организацией питания больных в лечебно-профилактических учреждениях.
10. Гигиенические требования к размещению, внутренней планировке и оборудованию пищеблоков больниц.
11. Гигиенические требования к транспортировке, хранению пищевых продуктов.
12. Гигиенические требования к технологическим этапам приготовления пищи (обработка сырья, приготовление полуфабрикатов, холодных закусок, термическая обработка).
13. Требования к хранению готовой продукции (пищи), организация доставки пищи больным. Правила мытья столовой и кухонной посуды.
14. Требования к персоналу пищеблока, их гигиеническое значение. Требования к технологическому и уборочному инвентарю пищеблока.
15. Понятие о лечебном питании. Принципы построения диет.
16. Характеристика лечебного питания при воспалительных заболеваниях желудочно-кишечного тракта, после оперативных вмешательств.
17. Лечебное питание при заболеваниях печени и желчевыводящих путей.
18. Организация лечебного питания при сердечно-сосудистых заболеваниях, патологии почек и мочевыводящих путей.
19. Лечебно-профилактическое питание (ЛПП) и его значение.
20. Принцип составления рационов ЛПП.
21. Характеристика рационов ЛПП при работе с ионизирующим излучением.
|
22. Характеристика рационов ЛПП при работе со свинцом, щелочными металлами, галогенами, цианистыми соединениями.
23. Характеристика рационов ЛПП при работе с фосфором, мышьяком, ртутью, сероуглеродом, бензолом и др. органическими растворителями.
24. Назначение витаминов как вида ЛПП.
25. Назначение молока, молочных продуктов как вида ЛПП.
3. Практическая работа студентов:
1. Изучение классификации пищевых отравлений.
2. Оформление документации при возникновении случая пищевого отравления (деловая игра).
3. Ситуационные задачи для разбора на занятии: на с.134-135 (Пивоваров Ю.П. Руководство к лабораторным занятиям по гигиене и экологии человека. – М. 1999) и на с.66-68 (Трушков В.Ф. Методические указания. – Киров, 1990).
4. Студенты изучают Приказ Минздрава РФ от 5.08.03 г. № 330 «О мерах по совершенствованию лечебного питания в лечебно-профилактических учреждениях Российской Федерации», проект столовой, а затем вместе с преподавателем посещают пищеблок (столовую) и составляют протокол обследования.
Рекомендуемая литература:
- Гигиена: учебник Румянцев Г.И. и др. М.: ГЭОТАР-МЕД, 2008.
2. Гигиена с основами экологии человека: учебник под ред. Мельниченко П.И.
3. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010
- Пивоваров Ю.П. Руководство к лабораторным занятиям по гигиене и экологии человека. – М., 1999.
- Трушков В.Ф. с соавт. Методические указания к практическим занятиям для студентов по общей гигиене и экологии человека. – Киров, 1990.
- Лекционный материал.
Методические указания подготовлены: профессором, д.м.н. Солониным Ю.Г.
Методические указания утверждены на заседании кафедры № 5 от «11 мая 2012 г.»
Зав. кафедрой:_______________ Э.В. Нечаева
Коми филиал
государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования
«КИРОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ»
Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации
Кафедра Общественного здоровья и здравоохранения