Методические указания для студентов 2 курса
Специальности Лечебное дело
к практическому занятию № 1
по дисциплине Гигиена
Тема: ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА МИКРОКЛИМАТА ПОМЕЩЕНИЙ
Цель занятия: ознакомить с влиянием на организм микроклимата.
Задачи: изучить методы определения температуры, влажности, подвижности воздуха и их влияние на организм.
Студент должен знать:
1. до изучения темы – понятие и погоде, климате и микроклимате.
2. после изучения темы – методы измерения и изучения влияния на организм микроклимата.
Студент должен уметь: оценивать влияние на организм микроклимата.
Содержание занятия:
1. Вводный контроль с использованием тестов.
2. Беседа по теме занятия с рассмотрением следующих вопросов:
- Что понимают под микроклиматом помещения?
- Как воздействуют микроклиматические факторы на организм?
- Гигиенические нормативы микроклимата ЛПУ.
- Гигиеническое значение и методика измерения температуры воздуха в помещении.
- Гигиеническое значение повышенного и пониженного атмосферного давления.
- Приборы для измерения атмосферного давления, принципы устройства, работа сними.
- Гигиеническое значение влажности воздуха.
- Приборы для измерения влажности воздуха, принцип устройства и работы с ними.
- Гигиеническое значение подвижности воздуха. Роза ветров.
- Приборы для измерения подвижности воздуха, принцип устройства и работы с ними.
- Определение охлаждающей способности воздуха.
- Определение интенсивности лучистого тепла.
3. Практическая работа студентов:
- Определить температуру воздуха в помещении, перепады по горизонтали и вертикали, вычислить среднюю температуру в помещении.
- Определить относительную влажность воздуха с помощью аспирационного психрометра: а) по формулам, б) табличным методом.
- Определить атмосферное давление с помощью барометра-анероида.
- Определить охлаждающую способность воздуха с помощью кататермометра.
- Определить малую и большую скорость движения воздуха с помощью кататермометра и анемометра: а) по формулам, б) табличным методом.
- Определить интенсивность лучистого тепла актинометром.
- Ситуационные задачи: изучение санитарно-гигиенических заключений по микроклимату различных помещений.
Рекомендуемая литература: (основная и дополнительная).
|
- Гигиена: учебник Румянцев Г.И. и др. М.: ГЭОТАР-МЕД, 2008.
2. Гигиена с основами экологии человека: учебник под ред. Мельниченко П.И.
М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010
- Пивоваров Ю.П. Руководство к лабораторным занятиям по гигиене и экологии человека. – М., 1999.
- Трушков В.Ф. с соавт. Методические указания к практическим занятиям для студентов по общей гигиене и экологии человека. – Киров, 1990..
- Лекционный материал.
Методические указания подготовлены: профессором, д.м.н. Солониным Ю.Г.
Методические указания утверждены на заседании кафедры № 5 от «11 мая 2012 г.»
Зав. кафедрой:_______________ Э.В. Нечаева
Коми филиал
государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования
«КИРОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ»
Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации
Кафедра Общественного здоровья и здравоохранения
Методические указания для студентов 2 курса
Специальности Лечебное дело
|
к практическому занятию № 2
по дисциплине Гигиена
Тема: Физиолого-гигиеническая оценка влияния микроклимата на организм
Цель занятия: ознакомить с методами оценки влияния микроклимата на организм
Задачи: рассмотреть виды терморегуляции и пути теплоотдачи, обучить методам оценки охлаждающей способности воздуха, изучить показатели теплового состояния организма.
Студент должен знать:
1. до изучения темы - основы физиологии терморегуляции;
2. после изучения темы – методы оценки влияния микроклимата на организм.
Студент должен уметь: освоить методы изучения охлаждающей способности воздуха и методы определения теплового состояния организма.
Содержание занятия:
1. Вводный контроль. Устный опрос.
2. Беседа по теме занятия. Перечень вопросов для собеседования:
- Виды терморегуляции
- Механизмы терморегуляции
- Пути теплоотдачи
- Уравнение теплового баланса
- Понятие теплового комфорта
- Индексы влияния погодных условий
- Показатели теплового состояния организма
- Классификация тепловых состояний
3. Практическая работа.
1) Освоить практический навык по определению тепловых ощущений, температуры тела и кожи, частоты сердечных сокращений, влагопотерь, рассчитать средневзвешенную температуру кожи, среднюю температуру тела, теплосодержание организма и оценить эти показатели.
2) Методика проведения работы - измерения показателей и расчеты.
4) Результаты: представляются в виде записи в тетрадях.
5) Выводы: оценка теплового состояния пациента и рекомендации.
4. Ситуационные задачи для разбора на занятии
|
1) Алгоритм разбора задач: получение исходных данных и расчеты про формулам.
2) Пример задачи с разбором по алгоритму. Пациент в сельской больнице жалуется на холод в палате. Следует провести измерения, расчеты и дать заключение о тепловом состоянии пациента.
3) Задачи для самостоятельного разбора на занятии. Несколько задач при разных исходных ситуациях.
Рекомендуемая литература: (основная и дополнительная).
- Гигиена: учебник Румянцев Г.И. и др. М.: ГЭОТАР-МЕД, 2008.
2. Гигиена с основами экологии человека: учебник под ред. Мельниченко П.И.
М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010
- Пивоваров Ю.П. Руководство к лабораторным занятиям по гигиене и экологии человека. – М., 1999.
- Трушков В.Ф. с соавт. Методические указания к практическим занятиям для студентов по общей гигиене и экологии человека. – Киров, 1990..
- Лекционный материал.
Методические указания подготовлены: профессором, д.м.н. Солониным Ю.Г.
Методические указания утверждены на заседании кафедры № 5 от «11 мая 2012 г.»
Зав. кафедрой:_______________ Э.В. Нечаева
Коми филиал
государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования
«КИРОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ»
Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации
Кафедра Общественного здоровья и здравоохранения