26. Библиографоведение как наука
Библиографоведение как наука о библиографии. Структура, содержание и задачи библиографоведения. Междисциплинарное положение библиографоведения в системе смежных наук (библиотековедение, книговедение, информатика). Основные отечественные концепции библиографоведения.
27. Видовая структура библиографии.
Проблема выделения видов библиографии. Классификация библиографии, разработанная О. П. Коршуновым. Основные признаки классификации. Общая и специальная библиография и их подвиды: национальная (государственная), рекомендательная, научно-вспомогательная. Виды библиографии по содержанию документов, по временному признаку. Комплексные виды библиографии.
28. Автоматизированные библиотечно-информационные системы: назначение и структура.
Общая характеристика автоматизированных библиотечно-информационных систем (АБИС). Функции, принципы создания и требования к АБИС. Функциональные подсистемы АБИС, характеристика АРМов (автоматизированных рабочих мест). Примеры отечественных и зарубежных АБИС (по выбору студента).
29. Справочно-поисковый аппарат библиотеки.
Справочно-поисковый аппарат (СПА): понятие, назначение, свойства. Структура СПА: справочно-библиографический фонд (определение понятия, структура и состав), система библиотечных каталогов (традиционные каталоги (АК, СК, ПК) и электронные каталоги), фонд неопубликованных библиографических пособий (функции и формы), картотеки и базы данных (назначение и классификация), сетевые электронные ресурсы. Поисковые возможности отдельных компонентов СПА.
30. Корпоративная каталогизация. Сводные каталоги (объединенные и распределенные).
Корпоративные библиотечные системы (сети, консорциумы). Корпоративная каталогизация как одно из направлений деятельности КБС. Модели создания корпоративных каталогов (объединенная (централизованная) и распределенная). Методы создания сводных каталогов (оригинальная/заимствованная каталогизация, ретроконверсия). Деятельность Центра OCLC. Ассоциация Региональных Библиотечных Консорциумов (АРБИКОН). Деятельность Центра ЛИБНЕТ по созданию Сводного каталога библиотек России (СКБР).
Вопросы к государственному экзамену
Библиотековедение как наука. Его объект, предмет и структура.
Место библиотековедения в системе наук. Взаимосвязи с другими науками.
Нормативно-правовое обеспечение библиотечно-информационной деятельности.
Библиотека как социальный институт.
Общественно-профессиональные библиотечные ассоциации и объединения.
Управление библиотекой: цели, принципы, функции, методы.
Проектная деятельность библиотеки.
Маркетинг библиотечно-информационной деятельности.
Продвижение услуг библиотеки в традиционной и виртуальной среде.
Организация библиотечно-информационного обслуживания.
Библиотечно-информационное обслуживание разных групп пользователей.
Справочно-библиографическое обслуживание (СБО) в библиотеке.
Культурно-досуговая деятельность библиотеки.
Библиотечно-информационные продукты и услуги.
Документ: определение, классификация, функции, ценностные свойства.
Типизация документов по сфере создания и использования.
Документальный поток: структура и закономерности развития.
Информационные ресурсы федеральных органов НТИ в области естествознания и техники.
Информационные ресурсы социально-экономического профиля.
Информационные ресурсы художественной литературы и искусства.
Комплектование фондов библиотек.
Организация фонда библиотек.
Книга и ее элементы. Эволюция формы книги.
Изобретение книгопечатания.
Современное российское книгоиздание.
Библиографоведение как наука
Видовая структура библиографии.
Автоматизированные библиотечно-информационные системы: назначение и структура.
Справочно-поисковый аппарат библиотеки.
Корпоративная каталогизация. Сводные каталоги (объединенные и распределенные).
Формат представления библиографических записей: назначение и структура.
Классификационные информационно-поисковые языки (УДК, ББК, ГРНТИ).
Язык предметных рубрик (ЯПР): структура и назначение.
Библиографическая запись. Основные компоненты БЗ.
Аннотация, реферат: функции, структура, методика составления.
Коммуникационная деятельность: виды, формы, уровни. Коммуникационные каналы.
Экзаменационные задания
Не предусмотрены