Информационная карта проекта.
Проект: развитие физических качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством подвижных игр.
Автор проекта:
Продолжительность проекта: среднесрочный, с 05.09. по 23.11. 2016г.
Тип проекта: спортивно-оздоровительный
Участники проекта: дети старшей группы, педагоги, родители (законные представители) воспитанников, инструктор по физической культуре.
Возраст детей: 5-6 лет
Актуальность проекта: Здоровый физически активный человек продуктивен в интенсивном режиме жизни, менее подвержен влиянию стрессовых и других негативных факторов, поэтому так важно с раннего детства формировать у детей понимание правил здорового образа жизни. Рассказать о закономерностях и преимуществах ЗОЖ: правильном питании, физической активности, режиме дня – недостаточно. Теория в отношении маленьких детей работает слабо, а в большинстве случаев не работает вообще. Зато практическое воспитательное воздействие способно сформировать не просто понимание основ ЗОЖ но, что гораздо важнее умение им следовать в дальнейшей жизни. Дошкольный возраст – решающий в формировании фундамента физического и психического развития. Важнейшим условием воспитания здорового поколения является культура здоровья человека, привитая с раннего детства. В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Именно на этапе дошкольного возраста приоритетными являются задачи воспитания у детей мотивации на здоровье, ориентации их жизненных интересов на здоровый образ жизни. Процесс обучения здоровому образу жизни неразрывно связан с двигательной активностью, как мощным и стимулирующим фактором интеллектуального и эмоционального развития ребенка. Грамотная организация педагогом подвижных игр в ДОУ помогает снизить заболеваемость детей, повысить их физическую подготовку, психологическое состояние.
Цель проекта: совершенствование физических качеств, развитие двигательных умений и навыков у детей в процессе организации подвижных игр и игр спортивной направленности.
Задачи проекта:
Для детей:
• развивать интерес к спорту, расширять представления детей о видах спорта.
• создать необходимых условий для защиты, сохранения и укрепления здоровья каждого ребенка, для развития представлений о своем здоровье и о средствах его укрепления.
• обогатить двигательный опыт детей и формировать потребность в активном образе жизни.
• способствовать развитию устойчивого интереса к подвижным играм.
• раскрыть индивидуальные особенности и возможности каждого ребенка.
• развивать эмоциональную сферу, коммуникативные способности детей.
Для педагогов:
• повысить уровень педагогической грамотности по формированию представлений о здоровом образе жизни;
Для родителей:
• познакомить родителей воспитанников с основными факторами, способствующими укреплению и сохранению здоровья дошкольников.
• повысить активность родителей в совместной работе по укреплению здоровья детей.
• приобщить к участию с детьми в спортивном развлечении.
Для инструктора по физической культуре:
• повысить профессиональный уровень.
• совершенствовать материал по организации спортивных развлечений.
Форма итогового мероприятия: спортивное развлечение «Папа, мама, я - спортивная семья».
Продукты проекта:
Для детей: составление фотоальбома группы «Если хочешь быть здоров», выставка детских рисунков «Мы не можем без движенья», творческая газета «В здоровом теле – здоровый дух».
Для родителей: составление памятки на тему: «Здоровый образ жизни в семье», презентация проекта.
Для педагогов: папки-передвижки «Здоровье всему голова», «Подвижные и пальчиковые игры», «Физкультминутки и динамические паузы», сценарий спортивного развлечения “ Папа мама я, спортивная семья”, презентация проекта.
Для инструктора по физической культуре:картотека подвижных игр.
Ожидаемые результаты по проекту.
Для детей:
• обогащение двигательного опыта детей и формирование потребности в активном образе жизни.
• развитие устойчивого интереса к подвижным играм.
• раскрытие индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка.
Для родителей:
• получение знаний о значимости совместной двигательной деятельности с детьми.
• знакомство с играми, направленными на формирование правильной осанки, на исправление плоскостопия.
• знакомство родителей воспитанников с основными факторами, способствующими укреплению и сохранению здоровья дошкольников.
• повышение активности родителей в совместной работе по укреплению здоровья детей.
• участие родителей с детьми в спортивном развлечении.
Для педагогов:
• обобщение и систематизация имеющегося материала по физическому воспитанию.
• повышение профессионального уровня.
Для инструктора по физической культуре:
получение нового опыта и повышение профессионального уровня.
Этапы реализации проекта:
Первый этап – подготовительный (с 05.09.2016 г. по 20.09.2016 г.):
• составление плана работы над проектом.
• работа с методической литературой
• подбор художественной литературы
• подбор дидактических, сюжетно-ролевых, подвижных игр по данной тематике.
• подбор поговорок, пословиц, загадок.
• разработка серии конспектов, комплекса мероприятий по оздоровлению детей.
• наполнение предметно-развивающей среды материалом по физическому воспитанию.
• приобретение наглядного материала
• разработка методических рекомендации для родителей по формированию здорового образа жизни.
Работа с родителями:
• привлечение родителей к совместным досуговым мероприятиям.
• консультации с привлечением специалистов (врач, мед. cестра)
• привлечение родителей к открытым занятиям.
• привлечь родителей к созданию необходимых условий для реализации проекта.
• лекции
Второй этап - основной (с 20.09.16 г. по 25.10.16 г.):
Образовательные области | Тема | Задачи |
Познавательное развитие | Рассказ на тему: «С физкультурой дружить – здоровым быть», «Что нам нужно для здоровья». Рассматривание иллюстраций, книг, наглядных пособий о ЗОЖ. Беседа на тему: «Режим дня». Рассказ на тему: «Откуда берутся болезни». | Расширить представления о составляющих здорового образа жизни. Воспитывать желание заботиться о своем здоровье. Познакомить с понятием «режим дня». Воспитывать желание соблюдать режим дня. Показать важность соблюдения режима дня в укреплении здоровья. Сформировать представление о здоровье, болезнях, микробах. Дать элементарные представления об инфекционных заболеваниях, способах их распространения. Научить детей заботиться не только о своем здоровье, но и о здоровье окружающих. Познакомить с влиянием спортивных и подвижных игр на здоровье. Воспитывать желание играть. Знакомство с различными видами спорта (футбол, баскетбол, волейбол, теннис), их особенностями. |
Речевое развитие | Беседа на тему: «Что вредно для здоровья», «Чтобы здоровье было в порядке – делаем дружно с утра мы зарядку»,«Какие существуют виды спорта», «Чемпионом чтобы стать, нужно…» Чтение сказок и произведений: «Что такое хорошо и что такое плохо» В.Маяковский, С.Михалков «Прививка», «Федорино горе», «Мойдодыр», «Доктор Айболит». | Накоплять и обогащать знания детей о здоровом образе жизни. Расширить словарный запас детей. Учить поддерживать беседу и высказывать свою точку зрения. Выучить стихи, загадки, пословицы, потешки. Чтение и пересказ валеологических сказок. |
Чтение художественной литературы. А. Барто «Зарядка», «Физкультура всем нужна», И. Семенова «Неболейка», «Румяные щёчки» С. Прокофьева Л. Колодяжная «Мальчик-мячик», В.Степанов «Мой день» | Воспитывать бережное отношение к своему здоровью через чтение художественной литературы. Учить слушать литературное произведение, эмоционально его воспринимать, отвечать на вопросы. | |
Сюжетно-ролевые игры | «Аптека», «Спортсмены», «Покупка полезных продуктов», «Скорая помощь», «Болезнь куклы», «Спортивный магазин». | Развивать игровую активность, знания детей о профессиях, которые помогают укреплять и заботиться о нашем здоровье. Развивать интерес в игре. Содействовать желанию детей самостоятельно подбирать игрушки, атрибуты для игры. Воспитывать вежливость, дружеские отношения, бережное отношение к игрушкам. |
Дидактические игры | «Что нам нужно для здоровья», «Кто больше видов спорта назовет», «Человек - части тела», «Солнце, воздух и вода», «Мяч на поле», «Полезно - вредно» | Получать новые знания, обобщать их и закреплять. Развивать внимание, логическое мышление, память, наблюдательность. Развивать умения высказывать свои суждения, делать умозаключения. |
Художественно-эстетическое развитие | Рисование: «Движение - жизнь», «Мой весёлый звонкий мяч», «Витамины», «Я, чемпион». Аппликация: «Фрукты на блюде», «Предметы гигиены». Раскраски по теме ЗОЖ. | Учить детей передавать свой положительный опыт двигательной деятельности через художественное творчество. Продолжать развивать творческие навыки. Развивать чувство цвета и композиции. |
Создание выставки работ детей совместно с родителями на тему: «Мы не можем без движенья». | Способствовать совместной творческой деятельности детей с родителями. | |
Музыкальное развитие | Слушание классической, детской, народной музыки. П. И. Чайковский «Болезнь куклы» В. Войтович «Спортивная семья», Музыкальная игра «Чистая песенка» | Воспитывать интерес к музыкальному искусству. |
Физическое развитие | Подвижные игры в группе: «Мышеловка», «Карусель», «Затейники», «Щука и караси», «Сделай фигуру», «Рыбак и рыбки», «Удочка», «Кегли». Подвижные игры и забавы на свежем воздухе: «Ловишки», «Прятки», «Попади в ворота», «Хитрая лиса», «Классики», «Найди себе пару», «Пчелы и медведи», «Метание снежков» -кто дальше? Снежные постройки, катание с горки. Подвижные игры в спортивном зале: «Футбол», «Поспеши, но не урони» (с мешочками), «Веселая скакалочка» (со скакалкой) –покажи буквы, «Кто быстрее до флажка», «Два Мороза», «Школа мяча». | Активизирует мышление, память, развивает физические качества детей. Способствуют развитию самостоятельности, активности, инициативы, творчества, сообразительности. Учит согласовывать свои действия и соблюдать определенные (вначале, конечно, примитивные) правила. |
Третий этап – заключительный (25.10.16 г. по 22.11.16 г.):
Тема | Задачи | |
Выставка детских рисунков «Мы не можем без движенья»; Творческая газета «Чемпионом чтобы стать, нужно...», Фотоальбом группы «Если хочешь быть здоров». | Подведение итогов реализации проекта. | |
Оформление папки-передвижки «Подвижные и пальчиковые игры», «Физкультминутки и динамические паузы». | ||
Спортивное развлечение «Папа, мама, я – спортивная семья». |
Выводы:
Для детей:
• созданы необходимые условия для защиты, сохранения и укрепления здоровья каждого ребенка, для развития представлений о своем здоровье и о средствах его укрепления.
• обогатился двигательный опыт детей и сформирована потребность в активном образе жизни.
• появился интерес к подвижным играм.
Для родителей:
• родители получили представления о значимости совместной двигательной деятельности с детьми.
• ПОЗНАКОМИЛИ РОДИТЕЛЕЙ с играми, направленными на формирование правильной осанки, на исправление плоcкостопия.
• познакомили родителей воспитанников с основными факторами, способствующими укреплению и сохранению здоровья дошкольников.
• повысили активность родителей в совместной работе по укреплению здоровья детей.
• родители вместе с детьми участвовали в спортивном развлечении.
Для педагогов:
• повысили профессиональный уровень.
• систематизировали имеющийся материал по физическому воспитанию.
Используемая литература
1.Кузнецов В.С. Физические упражнения и подвижные игры. Метод. пособие / Кузнецов В.С., Колодницкий Г.А. – М.: НЦ ЭНАС, 2006. – 151с.
2. Емельянова М.Н. Подвижные игры как средство формирования самооценки / Емельянова М.Н. // Ребенок в детском саду. – 2007. – №4. – С.29-33.
3. Агапова И.А. Подвижные игры для дошкольников/ Агапова И.А., Давыдова М.А. – М.: АРКТИ, 2008. – 124 с.
4. Вавилова Е. Н. Развитие основных движений у детей 3 – 7 лет. Система работы Вавилова/ Е. Н. - М.: Скрипторий, 2008. - 160 с.
5. Вареник Е.Н. Физкультурно-оздоровительные занятия с детьми 5-7 лет/ Вареник Е.Н. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 128 с.
6. Доронина М.А. Роль подвижных игр в развитии детей дошкольного возраста / Доронина М.А. // Дошкольная педагогика. – 2007. – №4. – С.10-14.
7. Емельянова М.Н. Подвижные игры как средство формирования самооценки / Емельянова М.Н. // Ребенок в детском саду. – 2007. – №4. – С.29-33.
8. Золотая коллекция игр для детей. Развивающие, дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные /Сост. Мудрова А.Ю.- М.: Центрполиграф, 2011. - 220 с.
9. Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду / Рунова М.А. – М.: Мозаика-синтез, 2009. – 212 с.
10. Степаненкова Э.Я. Методика проведения подвижных игр: пособие для педагогов дошкольных учреждений - Мозаика-Синтез, 2009. – 64 с.
11.М.М.Безруких, Т.А.Филипова Разговор о правильном питании, – 2000г.