Дисц. «Фольклорный театр»
Авансцена – пространство сцены между занавесом и оркестром или зрительным залом.
Актер – деятельный, действующий (акт-действие); исполнитель (актриса - исполнительница) ролей.
Амплуа – (от фр. emploi – характер, нрав) характер ролей, исполняемых актером; сходные по характеру роли, соответствующие дарованию и внешним данным определенного актера.
Антигерой — нарочито сниженный, дегероизированный персонаж в спектакле, занимающий одно из главных мест.
Антракт – промежуток между действиями спектакля.
Афиша – объявление о представлении.
Балаган — театральное представление комического характера, показываемое на ярмарках и народных гуляньях (в России с XVIII в.).
Батлейка — белорусское народное кукольное представление, сходное по типу с русским и украинским вертепом и польской шопкой. В репертуар батлейки наряду с мистерией, рассказывающей о рождении Христа, входили и народная пьеса «Царь Максимилиан» и короткие интермедии: «Вольский — кузнец польский», «Корчмарь Берек» и др.
Бутафория – предметы, специально изготовляемые и употреб
ляемые вместо настоящих вещей в театральных постановках (посуда, оружие, украшения).
Буффонада — 1) представление с применением клоунских приемов; 2) подчеркнутое внешне комическое преувеличение, иногда окарикатуривание персонажей.
Вертеп — 1) пещера; потаенное место (устар.). 2) Народный (укр., белорус., рус.) кукольный театр, получивший распространение в XVII—XIX вв. Конструкция вертепа представляет двухъярусный ящик с куклами, укрепленными внутри на проволоке, которые приводились в движение вертепщиком. Сцены на библейские сюжеты. Сатирические интермедии сопровождались музыкой, основанной на народных мотивах. В XVIII – XIX вв. разыгрывались и бытовые сцены.
|
Гапит — короткая палка-трость, на которую насажена голова куклы. Гапит, снабженный простейшей механизацией, позволяет поворачивать и наклонять голову куклы. Если надо, к гапиту выводятся нитки, управляющие глазами и ртом куклы.
Герой — главное действующее лицо в спектакле.
Грим – подкрашивание лица, искусство придания лицу (посредством специальных красок, наклеивания усов, бороды и т.д.) внешности, необходимой актеру для данной роли.
Действие - основа ритмической партитуры спектакля. Основной способ реализации сценического образа; законченная часть спектакля. То же, что и акт.
Декламация — четкое выразительное чтение вслух.
Декорация - (от лат– украшение) художественное оформление действия на театральной сцене (лес, комната), создающее зрительный образ спектакля.
Диалог – разговор между двумя или несколькими лицами.
Драма – 1) род литературных и фольклорных произведений, написанных в диалогической форме и предназначенных к сценическому исполнению; 2). Драматические произведения с серьезным, но не героическим содержанием.
Драматизм - напряженность действия, свойственная драме. Крайняя напряженность, тяжесть положения обстоятельств.
Драматургия — 1) драматическое искусство, теория построения драматических произведений; 2) совокупность таких произведений; 3) сюжетно-композиционная основа отдельного театрального произведения.
Жест – движение рук, головы, передающие чувства и мысли.
Задник – расписной или гладкий фон из мягкой ткани, подвешенный в глубине сцены.
|
Замысел - 1) Первоначальный набросок будущего произведения. Две стороны-сюжетная и идейная.2) Режиссерский замысел должен содержать гражданское идейное толкование драматического произведения, пока не реализованное в конкретных формах. Замысел - неосуществленное решение, а замысел реализованный во всех сценических компонентах, и главным образом в человеке - это уже решение как токовое.
Импровизация - высшая способность в творчестве. Актерская импровизация строится на основе отбора предлагаемых обстоятельств. Способность к импровизации, умение «призабыть» все о чем условились с режиссером, и как бы вновь, яко бы впервые, все воссоздать является свидетельством мастерства актера.
Интермедия — небольшая пьеса, исполняемая между актами драматического или оперного спектакля; вставная сцена
Интрига – (от фр. Intrigue – ситуация) - основная ситуация драмы, вокруг которой развивается действие.
Карагез (от турец. - черный глаз) — герой турецкого народного теневого театра кукол. Славился своими солеными шутками и актив ной ненавистью к власть имущим.
Карман – боковая часть сцены, скрытая от зрителей.
Кашпарек - персонаж чешского театра кукол. Главный комический герой народных кукольных представлений (обычно марионетка). До появления К. (около 1820) этот персонаж назывался Пимперле (Петрушка). Образ К. пользуется в Чехословакии широкой популярностью — это добродушный, жизнерадостный чешский крестьянин, шутник и балагур. Политическая сатира с участием Кашпарека имела большое значение в период борьбы чешского народа с австрийским владычеством.
|
Комедия – драматическое произведение с веселым смешным сюжетом. Термин «Комедия» заимствован в Древней Греции и трактуется как «весёлые песни» (от греч. komos — весёлая процессия и ode — песня); перен. - притворство, лицемерие в каких-н. действиях. «Ломать комедию» (разг.).
Комедия «дель арте» - (от итал. comedia del arte - театр масок) - итальянская народная комедия с традиционными типами (масками), с устойчивым сценарием, но со свободной импровизацией текста; комедия масок.
Комик - сочинитель комедий, или актер комический, смешной, забавный, потешный.
Комедиант (устар.) - то же, что актер.
«Комедийная хоромина» – первое здание в России, предназначенное для театральных представлений. Было выстроено 17 октября.1672 года в летней резиденции царя Алексея Михайловича в селе Преображенском близ Москвы.
Кукла театральная — все виды театральных кукол делятся на две большие группы: верховые куклы, которые находятся выше актера, управляющего ими, и низовые, которыми кукловоды управляют сверху. Системы верховой куклы: простейшая — кукла перчаточная более сложные — тростевая кукла, мимирующая, механическая. Особый вид театральной куклы — кукла теневая.
Кулисы – вертикальные полосы ткани, обрамляющие сцену по бокам.
Лицедей — название актера в Древней Руси.
Лубок - (от слова "луб") - кора древесных и травянистых растений с длинными волокнами. Свежий слой древесной коры, отделяемый непосредственно от ствола; лыко.
Лубочные картинки - народные картинки с текстом, популярные у многих народов. Отпечатывались с лубков - липовых досок с выгравированными на них картинками, часто раскрашивались от руки. Получили распространение на Руси с XVII века. Первоначально картинки были религиозного содержания, нравоучительного характера, затем стали появляться сюжеты на бытовые темы. В большинстве своем были рассчитаны на различные слои населения: купечество, мещанство, крестьянство. К XIX в. Тематика лубочных картинок была чрезвычайно разнообразной: народные сказки, песни, былины, свадебные и другие обряды. Дешевизна, легкость изготовления, организация специальной торговли способствовала их широкому распространению. Картинки служили настенным украшением жилищ. В XIX веке стали издаваться книги лубочных картинок, пользующие большой популярностью у городского и сельского населения.
Марионетка — театральная кукла, которую кукловод приводит в движение при помощи нитей. Марионетка требует особого устройства сцены, так как актер находится сверху на специальном помосте, называемом «тропой». В руке актера — «вага» (подвижный крестообразный держатель), на которую собраны нити, идущие к различным частям «тела» куклы. Марионетка — наиболее сложная по технике управления театральная кукла. Ее конструкция обычно воспроизводит анатомию человека. Одна из особенностей театра марионеток — наличие настоящего, а не воображаемого пола, по которому передвигается кукла.
Мелодрама – (от греч. melos – песнь и драматическое действие) -1) драма, соединенная с пением и музыкой, 2) драматическое произведение с острой интригой, с резким противопоставлением добра и зла.
Механическая кукла — кукла, управляемая при помощи системы тяжей, проходящих по ее корпусу. Так делаются скачущие кони, марширующие в ногу солдаты, персонажи, взбирающиеся на дерево, и т. п. Часто механические куклы употребляются как дубли.
Мизансцена – сценическое размещение, положение актеров на сцене в определенный момент. Искусство мизансцены — один из важнейших элементов режиссуры.
Мимика – мысли и чувства, передаваемые не словами, а лицом, телодвижением, выражением лица, отражающее эмоциональное состояние.
Мимирующая кукла - кукла из мягких материалов: трикотина, резины (типа латекса) и т. п. Пальцы актера, находящиеся непосредственно в голове куклы, управляют глазами, ртом, носом куклы.
Мистерия – (от греческого mysterion — «таинство») — тайные, т. е. доступные лишь посвященным, культовые действа, в которых земледельческая обрядность ритуальной драмы сочетается с представлениями о «вечном блаженстве» избранников, «приобщившихся» к божеству путем соприкосновения с ним (осязание или вкушение тела божества и т. п., сохранившееся в христианском культе «причащения».
Монолог – речь актера, обращенная к слушателям или самому себе.
Народный театр — 1) театр, бытующий в народе, органически
связанный с устным народным творчеством – друг. вар. – Фольклорный театр; 2) профессиональный театр второй половины XIX в., деятельность которого была адресована широкому зрителю; 3) непрофессиональный любительский театр (в России появился в середине XIX в.).
Пантомима – выразительное телодвижение, передача чувств и мыслей лицом и всем телом.
Панч — популярный герой английского театра кукол. Среди кукольных героев разных стран снискал славу хулигана и драчуна. Панчу неизменно сопутствует его жена Джуди. Представления Панча и Джуди пользовались в Англии огромной популярностью и сохранились до сих пор. Их репертуар — образец народного английского юмора и злой социальной сатиры.
Папье-маше — один из наиболее распространенных материалов для изготовления кукольных голов. Для папье-маше подходит любой сорт непроклеенной бумаги. Повышенная прочность папье-маше достигается увеличением количества слоев бумаги до восьми-десяти. Выклеивают папье-маше по глиняному или пластилиновому слепку снаружи или по гипсовой форме изнутри.
Перевоплощение ( в театре) - способность актера действовать на сцене в образе др. человека, животного или представителя потустороннего мира (того персонажа, которого он изображает в данной пьесе, обрядовом действе). Голос, пластика, дикция, темперамент, форма поведения являются средствами, развивающими технику сценического и обрядового перевоплощения, способствуют созданию образа.
Перчаточная кукла (иначе называется — петрушечная, по имени героя русского народного театра кукол Петрушки. Термин «перчаточная кукла» точнее отражает способ управления куклой, которая надевается чаще всего на три пальца руки кукловода: один палец — в голову куклы, два пальца — в руки куклы.
Петрушка — главный персонаж русских народных кукольных представлений; Впервые о театре Петрушки в России упоминается в дневниках немецкого путешественника Адама Олеария в 1636 году.
Пищик - древний синкретический инструмент, обладающий, как и особыми разговорными возможностями, так и специально музыкальными. При помощи его рождался высокий, пронзительный голос Петрушки, являвшийся одной из наиболее характерных его особенностей. Пищик изготовлялся из двух тонких металлических пластинок, стянутых ниткой так, что между ними образовывалась щель. Кукольник произносил текст Петрушки с пищиком во рту и умело манипулировал им, смещая внутри рта в случае смены героев спектакля.
Постановка — творческий процесс создания спектакля; то же, что и спектакль
Премьера — первый (или один из первых) публичный платный показ нового спектакля.
Пульчинелла — популярный комический герой неаполитанской комедии дель арте. Родившись на «человеческой» сцене, перекочевал в театр кукол. Наиболее приметная черта Пульчинеллы — черная маска.
Режиссер – постановщик спектаклей. На основе собственного замысла создает новую сценическую реальность, объединяя работу актеров, художника, композитора.
Реквизит – вещи подлинные или бутафорские, необходимые актерам по ходу действия спектакля; предметы, используемые в театральных постановках.
Ремарка – пояснения драматурга на страницах пьесы, которые определяют место и обстановку действия, указывают, как должны вести себя действующие лица в тех или иных обстоятельствах.
Репертуар – совокупность произведений, исполняемых в театре. пьесы; идущие в театре в определенный промежуток времени.
Репетиция – повторение, предварительное исполнение спектакля. Основная форма подготовки театрального представления.
Реплика – фраза действующего лица, вслед за которым вступает другое действующее лицо или происходит какое-либо сценическое действие; краткое высказывание, произносимое одним актером в ответ на слова другого
Скоморох, скоморохи - древнейшие представители народного эпоса, народной сцены, народного музыкального искусства. Музыкальные искусники, соответственно потешной их деятельности, на народном языке, как в песнях, так и в исторических памятниках, нередко именуются "веселыми людьми", "веселыми молодцами". Странствующие актеры в Древней Руси,выступавшие как певцы, острословы, музыканты, исполнители сценок, дрессировщики, акробаты. Известны с XI в. Особую популярность получили в XV-XVII вв. Подвергались гонениям со стороны церковных и гражданских властей; 2) Несерьезный человек, потешающий других своими шутовскими выходками; певец-музыкант, бродячий комедиант, острослов и акробат.(Энциклопедический словарь, словарь Ожегова). Скоморох - м. скомрах церк. скоморошка ж. музыкант, дудочник, сопелыцик, гудочник, волынщик, гусляр; промышляющий этим, и пляской, песнями, штуками, фокусами; потешник, ломака, гаер, шут; зап. медвежатник; комедиант, актер и пр. (Словарь Даля). Этимология слова скоморох в отечественном осмыслении связывается со словом «мрак» («мрах») морок, мороковать, морочить, обморок, морока и т. п. Отсюда, «скомрах» (древняя форма) - это человек, общающийся «со мраком», т. е. с тем светом и его обитателями. (Грунтовский «Потехи страшные и смешные») В древнем мире – знахари, колдуны, целители, шаманы. Скоморохи составляли специальные артели, или «ватаги», и бродили, показывая свое искусство, по городам и селам.
Скоморошество - шутовство, паясничество.
Скоморошничать - вести себя несерьезно, подобно шуту, паясничать. Жить, промышлять скоморошничеством, музыкой или пляской, песнями, потехами, смешить и веселить людей.
Сцена -1). Место, где происходит театральное представление; 2)синоним слово «явление» - отдельная часть действия, акта театральной пьесы, когда состав действующих лиц на сцене остается неизменным.
Спектакль — театральное представление. Создается на основе драматического или музыкально-сценического произведения в соответствии с замыслом режиссера совместными усилиями актеров, художника и др.
Театр - (от греч. theatron — места для зрелища, зрелище), основной род зрелищного искусства. Родовое понятие театра подразделяется на виды театрального искусства: драматический театр, оперный, балетный, театр пантомимы, театр кукол, масок, театр теней и т.д. Происхождение термина связано с древнегреческим античным театром, где именно так назывались места в зрительном зале (от греческого глагола "теаомай" — смотрю).
Театр кукол — вид театрального зрелища, в котором действуют куклы, управляемые актерами-кукловодами.
Театр теней — вид театрального зрелища, основанный на использовании плоских кукол, которые находятся между источником света и экраном или накладываются на него.
Теневая кукла — плоское изображение человека или животного, отбрасывающее тень на экран, который, собственно, и является сценой теневого театра. Театр теней широко распространен во многих странах Азии, где он носит народный характер. В Европе театр теней появился в XIX веке, но особого распространения не получил.
Тотемизм - комплекс верований и обрядов первобытного общества, связанных с представлением о родстве между группами людей (обычно родами) и т. н. тотемами (на языке оджибве ототем - его род) - видами животных и растений (реже явлениями природы и неодушевленными предметами); каждый род носил имя своего тотема. Его нельзя было убивать и употреблять в пищу. Таким тотемом у древних славян, индусов, европейских народов считался медведь – прародитель человеческого рода. Является самой древней ипостасью бога Земли, а также бога вообще.
Трагедия - (от греч. - козел которого приносили в жертву богу Дионису и – песнь) драматическое произведение, изображающее печальные и мрачные события, в основе которых лежат конфликты непримиримых сил, с неизбежностью ведущие к гибели героя.
Трагикомедия - драматургическое или сценическое произведение, обладающее признаками как трагедии, так и комедии, и выстроенное по своим специфическим законам.
Тростевая кукла — эта кукла имеет еще одно, гораздо менее распространенное название — яванская. Второе название говорит о месте ее рождения — на острове Ява (Индонезия). Руки куклы управляются специальными палками — тростями. Принятое у нас название — тростевая — указывает на способ ее вождения. Трости бывают деревянные и металлические. В индонезийском театре трости покрывались позолотой. В современных театрах трости часто маскируются в одежде кукол. Голова тростевой куклы насажена на гапит, к которому прикрепляются плечи и руки куклы. Тростевая кукла по своим пропорциям приближается к пропорциям человека
Труппа — актерский состав театра.
Фарс -- (от франц. farce и лат. farcio – начиняю, средневековые мистерии "начинялись" комедийными вставками),..1) вид средневекового западноевропейского (преимущественно французского) народного театра и литературы бытового комедийно-сатирического характера XIV-XVI вв. Близок немецкому фастнахтшпилю, итальянской комедии дель арте и др...2) В театре XIX-XX веках комедия - водевиль легкого содержания с чисто внешними комическими приемами; 3) перен.- нечто лицемерное, циничное; 4) фарсы - шутка, забавная шалость, смешная выходка шутника. «Фарсить» - ломаться, дурачиться, передразнивать, смешить, выкидывать шутки или штуки. «Фарсун», «фарсунья,» кто фарсит, выкидывает фарсы.
Шарманка — старинный музыкальный инструмент, в сопровождении которого шло представление Петрушки. Принцип устройства шарманки такой же, как и музыкальных шкатулок. Репертуар шарманок составляли наиболее популярные песни старого времени, к примеру: «Матушка-голубушка», «Вдоль по Питерской», «Маруся отравилась».
Ярус — один из средних или верхних этажей в зрительном зале. В вертепном театре ярусами называли нижнюю или верхнюю часть конструкции. Верхний ярус символизировал «Горний мир», на нем изображались сцены благовествования ангелов о рождении Христа, о святом семействе, волхвах и пастухах. На нижнем ярусе разыгрывались трагические события «бренного» земного мира - избиение Вифлеемских младенцев, смерть царя Ирода. Позднее в этой части сцены ставились интермедии, посвященные злободневным событиям народной жизни.