Обвинения в недобросовестной рекламе




Примеры судебных разбирательств компании «Теле2 Россия» и ее подразделений

Судебные разбирательства в России

Из-за агрессивной рекламы и интенсивного развития, Tele2 участвовало в ряде громких судебных дел, инициированных как самим оператором, так и в отношении его.

Обвинения в недобросовестной рекламе

§ В мае 2006 году Управление Федеральной антимонопольной службы (УФАС) РФ по Курской области обвинило Tele2 в недобросовестной рекламе (использование образа несовершеннолетнего ребёнка в рекламе товара, не относящегося к детям) и назначило оператору за нарушение рекламного законодательства штраф в размере 40000 рублей[75]. Поводом послужила телевизионная реклама тарифа Tele2, в которой женщина, держа на руках спелёнутого новорождённого, торопливо сообщает мужу его рост, вес и другие сведения. «ТЕЛЕ2 Россия Интернешнл Селлулар Б. В.» обжаловало Постановление Курского УФАС в Арбитражном суде города Москвы, который 2 августа 2006 года данное постановление отменил. Представителям Tele2 удалось доказать суду, что в рекламе не показывается младенец, а «свёрток» просто вызывает определённые ассоциации с новорожденным[76].

§ УФАС по Воронежской области привлекло к административной ответственности ЗАО «Вотек Мобайл», (Tele2 в Воронеже) и назначило оператору штраф в размере 75000 рублей (постановление от 25.05.2006). УФАС посчитало, что оператор вводит в заблуждение клиентов, а его реклама тарифа «0 центов за минуту за звонки нужным людям» является недобросовестной, так как в ней не говорилось о том, что бесплатный интервал соединения составляет три секунды, посекундная тарификация начинается с 61-й секунды ($0,07), количество «нужных людей» ограничено тремя абонентами Tele2, а при звонках «нужным людям» длительностью более трёх секунд взимается плата за соединение ($0,01)[77]. Оператор оспорил данное постановление Воронежского УФАС в суде и 18 июля 2006 года Арбитражный суд Воронежской области признал его незаконным и отменил[76].

Слоган «Всегда дешевле!»

В настоящее время слоган Tele2 звучит как "TELE2. С умом дешевле". До 1 сентября 2011 года рекламный слоган компании звучал: «TELE2. Просто дешевле». До июля 2007 года оператор использовал в своей рекламе слоган «Tele2: Всегда дешевле». В ходе проверок УФАС в отдельных субъектах Российской Федерации был сделан вывод, что данное выражение, воспринимаемое, как постоянная низкая стоимость услуг Tele2 по сравнению с другими операторами сотовой связи, должно свидетельствовать о том, что его услуги должны быть дешевле других операторов в любое время, раньше или позднее данного момента, независимо от других обстоятельств, при которых предоставляются услуги. Однако проверки УФАС в этих регионах показывали, что отдельные тарифы у конкурентов оказывались дешевле, и, следовательно, своей рекламной фразой Tele2 вводил потребителей в заблуждение [78].

§ По заявлению ОАО «Мобильные ТелеСистемы» (впоследствии к заявлению присоединились ОАО «ВымпелКом» (Билайн), ЗАО «Уральский Джи Эс Эм» (МегаФон) и ОАО «Уралсвязьинформ» (Utel, сегодня филиал Ростелекома), Челябинское УФАС 26 июня 2006 года приняло решение о признании рекламы «Tele 2: всегда дешевле!» недостоверной. По факту нарушения закона «О рекламе» Челябинское УФАС предписало ООО «Челябинская сотовая связь» (Tele2 в Челябинской области) прекратить нарушения законодательства о рекламе и осуществить контррекламу для опровержения недостоверных сведений. В заявлениях операторов отмечалось, что на рекламных конструкциях Челябинска и в СМИ «компания распространяет недостоверную рекламную информацию: „Теле 2: всегда дешевле!“, нарушающую рекламное законодательство, так как содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости услуг. Такая рекламная информация создаёт впечатление, что стоимость услуг сотовой связи, предоставляемых оператором, постоянно будет ниже, чем у других операторов, предоставляющих аналогичные услуги. Кроме того, реклама, содержащая заявление „Tele 2: всегда дешевле!“, содержит сравнение, которое некорректно по своей форме, так как его содержание предполагает, что другие операторы сотовой связи предоставляют более дорогие услуги». 23 августа 2006 года ООО «Челябинская сотовая связь» обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением об отмене решения Челябинского УФАС. 4 апреля 2007 года, арбитражный суд в удовлетворении заявленных требований ООО «Челябинская сотовая связь» отказал, а решение Челябинского УФАС оставил в силе. Tele2 не смогла доказать суду, что стоимость её услуг в 100 % случаев ниже, чем любые предложения конкурентов[79]. Обжалование судебного решения в 18 арбитражном апелляционном суде, не дало результата. 16 октября 2007 года Федеральный арбитражный суд Уральского округа также не признал доводы ООО «Челябинская сотовая связь» убедительными. В связи с тем, что постановление Федерального арбитражного суда УрФО вступило в законную силу, в адрес ООО «Челябинская сотовая связь» было направлено требование об исполнении предписания антимонопольного органа. Однако ООО «Челябинская сотовая связь» продолжало распространять рекламу с использованием спорного слогана, за что на компанию был наложен штраф в размере 300000 рублей[80].

§ По заявлению Липецкого филиала ОАО «ВымпелКом»[81] УФАС Липецкой области провело проверку, признало слоган Tele2 «Всегда дешевле!» не соответствующим действительности и за нарушение закона «О рекламе» 12 сентября 2006 года наложило на ЗАО «Липецк-Мобайл» штраф в 40000 рублей и выдало предписание об устранении нарушения до 25 сентября 2006 года. Так как оператор не устранил нарушения в требуемый срок, УФАС РФ по Липецкой области 5 октября 2006 года за невыполнение в срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор (контроль) наложило на оператора штраф в 200000 рублей[82]. Анализ, проведённый УФАС, показал, что при сравнении тарифных планов ЗАО «Липецк-Мобайл» и ОАО «ВымпелКом», услуги Tele2 не всегда являлись дешевле, чем у других операторов сотовой связи Липецкой области[83]. Tele2 оба решения УФАС о наложении административных штрафов попытался оспорить в Арбитражном суде Липецкой области. В итоге, после многочисленных апелляций и кассационных рассмотрений, проходивших в различных судебных инстанциях с переменным успехом в течение более чем трёх лет (окончательная точка была поставлена только 16 октября 2009 года), была признана правомерность обоих решений Липецкого УФАС.

§ Нижегородское УФАС 6 апреля 2006 года возбудило дело по заявлению нижегородского филиала ОАО «Мобильные ТелеСистемы» (МТС) относительно рекламных сообщений ПССР «TELE2 всегда дешевле!», распространяемых в марте 2006 года на объектах наружной рекламы в Нижнем Новгороде. Арбитражный суд Нижегородской области 13 июня2006 года отказал в удовлетворении иска ПССР о признании недействительным определения Нижегородского УФАС, а Первый арбитражный апелляционный суд Волго-Вятского судебного округа 1 ноября 2006 года не удовлетворил жалобу ПССР на решение арбитражного суда Нижегородской области. Рассмотрение дела было приостановлено УФАС 20 декабря 2006 года до получения экспертного заключения о том, как потребители воспринимают рекламу ПССР «Всегда дешевле!» — как информацию о дешевизне продукта относительно других тарифов компании ПССР или относительно тарифов других операторов сотовой связи. После получения результатов экспертизы (опрос потребителей рекламы), проведённой ООО «Региональная Аналитика и Информация», 26 сентября 2007 года производство по делу было возобновлено. УФАС признало ПССР нарушившим закон «О рекламе», а 28 ноября 2007 года приняло постановление о наложении на компанию штрафа[84] в размере 40000 рублей, отменённое 30 января 2008 года Арбитражным судом по формальным признакам (на основании того, что функции исполнительного органа компании ПССР переданы другому обществу, которое зарегистрировано в Нидерландах, и УФАС не оповестило надлежащим образом этот исполнительный орган о составлении протокола). После этого 31 января Нижегородское УФАС вынесло определение о возбуждении нового административного производства в отношении ПССР, так как управление ФАС 30 января выявило факт размещения рекламного сообщения «TELE2 всегда дешевле!» на здании, в котором находится офис сотового оператора.

§ В УФАС по Белгородской области 23 мая 2007 года поступило заявление Белгородского филиала ОАО «Мобильные ТелеСистемы» (МТС) на действия ЗАО «Белгородская Сотовая Связь» (БСС), распространяющего рекламу, содержащую слоган «TELE2. Всегда дешевле». По ходатайству Tele2 производство по делу несколько раз приостанавливалось. Сначала Белгородское УФАС РФ признало действия ЗАО «БСС» нарушающими запрет закона «О защите конкуренции» в связи с распространением не соответствующего действительности рекламного слогана «ТЕЛЕ2. Всегда дешевле» и выдала предписание о прекращении нарушения, который оператор исполнил, так как видоизменил свой рекламный слоган до «Tele2. Просто дешевле» (хотя и оспорил его в суде[85]). В итоге 17 марта 2009 года УФАС признала рекламу «TELE2 всегда дешевле» на территории городаБелгорода недобросовестной, однако предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе ЗАО «БСС» не выдано в связи с добровольным устранением нарушения до выдачи предписания (к тому времени оператор изменил спорный слоган).

§ Филиал МТС в Белгородской области пытался по суду обязать Tele2 за свой счёт осуществить публичное опровержение недостоверной рекламы (контррекламу). Однако, после многочисленных судов в 2008—2009 годах, МТС в иске было оказано. Суд посчитал, что «истец, обращаясь с требованием о распространении контррекламы, не представил доказательств, свидетельствующих о наличии конкретных отрицательных последствий от размещения спорной рекламы для своей экономической деятельности, а именно, уменьшения абонентской базы, уменьшения прибыли, наступления иных негативных последствий в результате распространения ответчиком рекламного слогана „TELE2. Всегда дешевле“»[86].

Рекламные акции

§ Действия ОАО «Вымпелком» по проведению рекламной промо-акции, направленной на продвижение услуг сотовой связи под брендом «Билайн» на юбилейном празднике Tele2 в Омске в августе 2008 года, были признаны Омским УФАС РФ недобросовестной конкуренцией[87](решение № 04/19-08 от 8.12.2008). Должностному лицу — директору Омского филиала ОАО «Вымпелком» назначен штраф в размере 12000 рублей. Также компании был назначен штраф в размере 150000 рублей[88]. В рекламных буклетах, распространяемых «Билайном» на празднике Tele2, говорилось, что «мафия не заинтересована в благосостоянии своих жертв и потому будет забирать у них всё, что только можно». «Билайн» оспорил постановление антимонопольной службы о наложении штрафа на их руководителя в районном суде, который 9 февраля 2009 года оставил в силе постановление Омского УФАС РФ. ОАО «Вымпелком» попыталось опротестовать это решение, однако Омский областной суд признал взыскание штрафа с правомерным[89]. Суд установил, что содержание данных фраз содержит намек на то, что Tele2 не заинтересована в благосостоянии своих абонентов[90]. Также, не согласившись с назначением компании административного штрафа в 150000 рублей, ОАО «Вымпелком» оспорил его в арбитражном суде Омской области, который также поддержал позицию Омского УФАС РФ и решением суда от 24 августа 2009 года в удовлетворении заявленных ОАО «Вымпел-Коммуникации» требований отказал[91].

§ 30 ноября 2008 года в ходе вечернего шоу, приуроченного к началу работы оператора мобильной связи логотип «Tele2» проецировался с помощью лазера на рекламный брандмауэр «Билайна», который был размещен на фасаде здания, что стало поводом для обращения ОАО «ВымпелКом» (Билайн) в суд с иском о нарушении сотовым оператором связи ООО «Телеком Евразия» (Tele2 в Краснодарском крае) авторских прав, взыскании компенсации в размере 5 млн рублей, и направления заявления в УФАС по Краснодарскому краю заявления о нарушении Теле2 антимонопольного законодательства и законодательства о рекламе. В итоге, решением Арбитражного суда Краснодарского края от 25.03.2009, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 09.06.2009 и кассационной инстанции от 27.08.2009[92], в удовлетворении исковых требований ОАО «ВымпелКом» к ООО «Телеком Евразия» о защите нарушенных авторских прав и взыскания компенсации отказано полностью[93].

 

 

Вопрос:

Как и в связи с чем менялся слоган компании Теле2-Россия, начиная с 2007 года?

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-01-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: