Специфические черты биографического метода.




БИОГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД

Биографический метод (от греч. biographia - описание жизни) представляет собой изучение личности путём анализа (и проектирования) её биографии (по имеющимся документам, рассказам самого человека либо дневникам, мемуарам, автобиографии).

Биографический метод — метод исследования личности, групп людей, базирующийся на анализе их профессионального пути и личных биографий. Например, в конфликтологии используется для изучения причин возникновения конфликта как изучение биографических данных участников конфликта.

Биографический метод используют для исследования общих закономерностей жизни и развития личности и для изучения индивидуальности конкретного человека (анализ "случаев", написание "жизненной истории" или психобиографии одного человека).

Предметом биографического метода является жизненный путь человека, в процессе которого формируется личность, происходит сложный процесс становления индивида, его приобщение к общественным нормам, формирование готовности к выполнению различных ролевых функций, выработка индивидуальных ценностей, мировоззрения, характера и способностей человека.

Применяется в общей, возрастной, дифференциальной психологии, социальной психологии и в прикладных областях (работа с кадрами, персоналом, сбор анамнеза в клинике, изучение личности преступника).

Качественная обработка всего биографического материала сводится к интерпретации и описанию личности по жизненным показателям, к оценке ее направленности, характера, способностей, склонностей, таланта и т.д. Основной задачей интерпретации жизненного пути является установление последовательности зарождения свойств и особенностей личности, их выраженности, обусловленности теми или иными факторами биографии.

Основными источниками биографических данных являются:

· официальные биографические документы (характеристики, автобиографии и другие разнообразные документы);

· практические результаты деятельности (активность в общественной работе, успешность в выполнении различных нормативов и заданий и т.п.);

· автобиографические данные (опросники, интервью, биографическая анкета, беседа, резюме, интервью);

· свидетельства очевидцев (опрос сослуживцев);

· контент-анализ дневников и т.п.

Основными направлениями интерпретации биографического материала являются:

· определение факторов развития данного человека (среды развития, собственной деятельности человека и др.);

· определение индивидуальных фаз жизненного пути;

· анализ структуры факторов в каждой фазе;

· выявление связей между фазами индивидуального развития.

Биографические данные, полученные с помощью различных методов, для облегчения их последующего анализа упорядочиваются в хронологической таблице.

 

Используя хронологическую таблицу, проводят динамический анализ различных форм активности личности, развитие ее интересов и склонностей.

Специфические черты биографического метода.

1) В силу своей ретроспективности биографический метод отчасти может заменить лонгитюд, когда нет возможности изучать развитие непосредственно год за годом на длительном отрезке времени.

2) факты жизненного пути, как правило, нельзя воспроизвести в лабораторных условиях — их можно только реконструировать.

Биографический метод, направленный на реальный процесс жизнедеятельности личности, отличается «естественностью». Биограф, как и наблюдатель, не вмешивается в ход событий. Биографические факты могут рассматриваться в качестве жизненных показателей личностных структур.

3) освещает не только объективную сторону жизни, но и переживания во внутреннем мире, в котором тоже есть события. В своем монографическом варианте метод отличается интимностью.

Недостатки: нередко воспоминания, письма, дневники носят характер исповеди, и тогда особенно мощно работают субъективные факторы — защитные механизмы, влияние мотивов, реакция на исследователя, искажения памяти. Здесь высок уровень субъективности, поэтому остра проблема валидности, надежности, точности биографического метода. Также метод трудоемок, носит описательный характер.

Варианты биографического метода включают:

1) Ретроспективный анализ, т.е. описание индивидуальности, проводимое post factum на основании сведений, почерпнутых из документальных источников.

Традиционный биографический метод - описание жизненного пути человека, которое основывается на различных документальных источниках - продуктах профессиональной деятельности, письмах, дневниках, воспоминаниях современников и т.д. Ретроспективное воссоздание жизненного пути имеет ряд преимуществ перед объективным сегодняшним исследованием: исследователь хорошо представляет себе последствия решений и поступков описываемого им человека, его роль в общественной жизни, знает исторический контекст его развития, владеет широкой панорамой событий. Все это способствует пониманию целостности описываемой личности.

Вместе с тем очевидны и ограничения такого варианта биографического метода. Используя документальные данные, исследователь вынужден полагаться на то, что сохранило время. Он неизбежно сталкивается с пробелами в сведениях о том или ином периоде в жизни данной личности, с низкой достоверностью некоторых фактических событий и с противоречиями в оценках и мнениях современников.

При реконструкции биографии человека легко переоценить степень преемственности в его мотивах и интересах, его раннюю ориентацию на то, что становится впоследствии делом его жизни. Очень часто в биографиях при описании детства и юности акцентируется именно то, что позволяет выстроить непротиворечивую картину личности. Например, при описании жизненного пути Ф. Гальтона, положившего начало интеллектуальному тестированию в психологии, обращается внимание на то, что уже в раннем детстве проблемы умственного развития не оставляли его равнодушным. В доказательство этого приводится одно из писем Гальтона к его наставнику. В нем Гальтон пишет: «Мне 4 года, и я могу прочитать по-английски любую книгу. Я также могу сказать все латинские существительные, прилагательные и активные глаголы и прочитать 52 строчки латинских стихов». Такое документальное свидетельство само по себе любопытно как один из штрихов к портрету Гальтона, но вряд ли на его основании можно судить о том, в каком возрасте у Гальтона пробудился интерес к изучению интеллектуальной сферы человека.

Важно также и то, что при биографическом описании исследователь неизбежно ограничен тем материалом, который есть в документах, и если даже фактическая сторона событий в них представлена достаточно полно, то психологические особенности человека, его внутренний мир всегда отражены фрагментарно.

2) Длительные лонгитюдные исследования, предоставляющие экспериментальные данные для биографического анализа.

Биографический анализ индивидуальности - непосредственное прослеживание жизненного пути человека, предполагающее периодические экспериментальные исследования. Уже несколько десятков лет существует направление, получившее название „онтогенетическая психология". Оно объединяет исследовательские группы, проводящие лонгитюдные исследования, охватывающие значительные периоды жизни человека. Наиболее длительным из таких исследований является Калифорнийский лонгитюд, продолжающийся уже около 70 лет.

Объективные экспериментальные исследования, проводящиеся в онтогенетической психологии, отличаются от ретроспективных биографических описаний, прежде всего, тем, что в них выбор психологических особенностей, являющихся предметом анализа, оказывается в полной власти исследователя. Однако, как и в любом психологическом обследовании человека, проводящемся идиографическим методом, в этих исследованиях очень остро стоит вопрос об интеграции разнообразных экспериментальных данных, о воссоздании целостности индивидуальности. Зачастую эти исследования дают полезную информацию лишь об индивидуальных различиях в возрастной динамике отдельных функций и характеристик.

Использование реальных измерений, а не документальных свидетельств несомненно имеет свои преимущества. Однако длительность онтогенетических исследований, их соразмеримость с жизнью экспериментатора делают их непригодными для решения многих задач.

Если, например, исследователь хочет выяснить, какие особенности жизненного пути современного молодого человека влияют на его профессиональный выбор, то подход, предлагаемый онтогенетической психологией, ему вряд ли может помочь. Начав сегодня лонгитюдное исследование младенцев, он через 20 лет сможет сказать, что окажется существенным для профессионального выбора, но для выбора человека, становление которого будет проходить в другой общественной ситуации нежели та, в которой живут современные юноши и девушки.

Понимание, с одной стороны, важности жизненного пути для анализа индивидуальности, а, с другой, - невозможности, а иногда и нецелесообразности длительных исследований привело к созданию компактных методов, моделирующих жизненный путь человека. В отечественной психологии такой способ биографического анализа получил название каузометрического, т.е. устанавливающего причинно-следственные связи.

3) Каузометрический анализ, устанавливающий связи между разными событиями жизни на основании собственных оценок испытуемого.

Каузометрия — метод исследования субъективной картины жизненного пути и психологического времени личности. Направлена на описание не только прошедших, но и предполагаемых будущих этапов жизненного пути. Целью каузометрического анализа является воссоздание жизненного пути человека на основании его собственных оценок и реконструкция „системы причинных и целевых связей между жизненными событиями, свойствами личности, значимыми людьми".

В основе каузометрического анализа лежат представления о том, что несовпадение психологического и хронологического (паспортного) возраста человека, субъективная оценка связанности друг с другом оценок прошлого и будущего, а также значимости ожидаемых жизненных событий определяет системообразующие свойства личности.

Конкретные методики каузометрического анализа разнообразны по форме, но все они направлены на достижение одной и той же цели -помочь испытуемому наиболее полно реконструировать свой жизненный путь и оценить свои жизненные перспективы. В качестве таких методов могут быть использованы глубинные интервью, экспериментальные методы с элементами проективных техник, игровые и психотерапевтические ситуации.

Получаемая в результате картина субъективна. Однако в отличие от субъективности автора традиционных биографий, который может, например, привносить свои мотивы в описание анализируемой им личности, субъективность в данном случае сама имеет диагностический характер: то, как человек видит и оценивает свой жизненный путь, имеет не меньшее значение для его личностных особенностей, чем реальные объективные данные.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

Задание 1

Инструкция: Начертите горизонтальную линию, которая будет означать Ваш жизненный путь от рождения до смерти. Затем поставьте на ней две точки ("рубежи"), отграничивающие Ваше прошлое от настоящего и настоящее от будущего.

Повторите эту линию с отметками на ней и датируйте рубежи.

Напишите, какие события, причины, факты послужили для определения "Рубежа". Подчеркните главные события.

Осознание времени жизни лежит в основе графической методики "Линия жизни", предложенной В.Н.Куницыной. Методика ставит упор на временном аспекте субъективной картины жизни. Суть её в том, что изучаемый отмечает на горизонтальной прямой основные даты своей жизни, отграничивает прошлое, настоящее и будущее.

 

Задание 2

Профессиональная компетентность психолога предполагает знание теорий, моделей и алгоритмов работы. Такая форма теоретических знаний помогает психологу-практику понять психическую реальность испытуемого. Ему приходится сопоставлять, соединять разные подходы и теории, чтобы понять, объяснить, интерпретировать какое-то явление. Исследуйте при помощи биографического метода ранние детские воспоминания.

 

Анализ ранних детских воспоминаний
(в трансактном анализе)

 

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

Одной из наиболее популярных концепций, используемых практическими психологами в работе с клиентами, является теория Э.Берна. Она вобрала в себя идеи и понятия психодинамического и бихевиорального подходов, сделав акцент на определении и выявлении когнитивных схем поведения, программирующих взаимодействие личности с собой и другими людьми. По мнению Э. Берна, «большинство людей… подсознательно имеют свой жизненный план, или сценарий, согласно которому они структурируют… месяцы, годы или даже всю свою жизнь… Сценарии обычно основываются на детских иллюзиях, которые могут не исчезнуть в течение всей жизни». Поэтому одна из важнейших процедур в трансактном анализе - сценарный анализ (скрипт-анализ). Он предполагает осознание своего жизненного сценария и при необходимости принятие новых решений, относящихся к построению жизни.

Сущность работы психолога с использованием сценарного анализа заключается в том, чтобы помочь человеку в освобождении от выполнения неадаптивных и неэффективных программ поведения, в его становлении независимым, спонтанным, способным к полноценным близким отношениям. Конечная цель – достижение автономии личности, определение своей собственной судьбы, принятие клиентом ответственности за свои поступки и чувства.

Содержание сценария каждого человека уникально. Однако все многообразие сценариев по содержанию можно разделить на группы:

· победителя,

· побежденного,

· не-победителя.

Эта классификация относительна, так как большинство людей живут по смешанным сценариям. Жизненный сценарий тесно связан с экзистенциальной позицией. Простейшие жизненные позиции или убеждения – двусторонние.

- «Я - хороший, Ты - хороший» (Я «+», Ты «+»)

- «Я - хороший, Ты - плохой» (Я «+», Ты «-»)

- «Я - плохой, Ты – хороший» (Я «-», Ты «+»)

- «Я – плохой, ты – плохой» (Я «-», Ты «-»)

Сценарий предполагает:

1) родительские указания;

2) подходящее личностное развитие;

3) решение в детском возрасте;

4) действительную «включенность» в какой-то особенный метод, несущий успех или неудачу;

5) убеждающую установку или, как принято говорить, вызывающую доверие убежденность.

В осуществлении сценарного анализа очень важным является определение когнитивных схем, программирующих поведение человека и особенности его взаимодействия с миром, собой и другими людьми. Эти схемы основываются на ранних детских решениях и убеждениях, которые реализуются каким-либо методом, чаще всего также выбранным в раннем детстве. Выявив их, можно сделать заключение и о содержании когнитивных схем. Но в трансактном анализе нет четких алгоритмов для их описания.

Для этих целей можно использовать анализ ранних детских воспоминаний, предложенный и обоснованный А. Адлером, так как многие положения его индивидуальной психологии имеют аналоги в теории Э. Берна: «жизненный стиль» – «сценарий», «схема апперцепции» – «жизненные позиции», «типы личности» - «простейшие жизненные позиции» и т.п. У А.Адлера и его последователей можно найти алгоритмы для анализа ранних детских воспоминаний. Но данные алгоритмы сложны в работы с клиентом. Мы используем алгоритмы и схемы, которые предлагаем ниже.

По мнению А.Адлера, главная роль в развитии личности принадлежит потребности в преодолении неблагоприятных обстоятельств (она же «воля к власти»; мотив-стремление к превосходству и совершенству: в конструктивном и здоровом направлении – стремление к росту, невротическом - борьба за личное превосходство). Основное препятствие и движущая сила (и следствие фрустрации потребности в преодолении) – чувство неполноценности (в немецком варианте – недостаточности), возникающее в раннем детстве в конфликте с требованиями мира взрослых. Проявляется в ощущении собственного психологического или социального бессилия (Я «-» у Э.Берна). Из него легко может развиться комплекс неполноценности (КН – чувство собственной неполноценности, неуместности и неспособности по сравнению с другими людьми) как результат органической неполноценности, избалованности, отверженности, порядка рождения, принадлежности к полу или национальности, авторитарности или жестокости, социально-экономического положения семьи. Умеренное чувство неполноценности побуждает к конструктивным усилиям и достижениям, так как действует компенсация (усилия, направленные на развитие возможностей). При сверхкомпенсации (с помощью сильно развитого эгоистического интереса) КН перерастает в комплекс превосходства (КП) – тенденция преувеличивать собственную значимость, чтобы преодолевать постоянное ощущение неполноценности (Они «-» в теории Э.Берна).

К движущим силам развития личности, участвующим в компенсации чувства неполноценности, А.Адлер также относит эгоистический интерес (чувство собственной значимости - желание быть способным на что-то, быть кем-нибудь) и социальный интерес (чувство общности, сопринадлежности – готовность к сопереживанию, взаимопониманию, кооперации, сотрудничеству с другими людьми для достижения общих целей). В теории Э. Берна они соответствуют позициям Я «+», ТЫ«+», ОНИ «+».

Преодолевая чувство неполноценности, в процессе социальной адаптации под влиянием личного опыта человек формирует жизненные цели (обеспечивают направление и задачи деятельности, способствуют развитию определенных черт характера – грани целевой ориентации). Фиктивные цели формируются с помощью вымысла (решение в детском возрасте - у Э.Берна). Для следования им вырабатывается жизненный стиль (к 5 годам) – уникальный способ, неповторимое единство, характеризующее устойчивые тенденции поведения (особенный метод, несущий успех или неудачу, - в теории Э.Берна). Он предопределяет все дальнейшее развитие личности. С его помощью решаются основные жизненные задачи (работа, дружба, любовь). Часть жизненного стиля – схема апперцепции (субъективное представление о себе и мире, которое соответствует убеждающей установке и жизненной позиции в теории Э.Берна), определяющая поведение. Она обладает способностью самоподтверждения и самоусиливания.

При разном сочетании активности и социального интереса формируются типы личности: управляющий, берущий, избегающий, социально-полезный.

Управляющий тип. Цель – достижение превосходства. Характеризуется активной позицией по отношению к внешнему миру, считает, что тот дан для извлечения из него максимальной выгоды с наименьшими затратами (причем немедленно). Активный, напористый, деятельный, самоуверенный. Характерна установка превосходства над внешним миром и другими людьми. Основные жизненные задачи (работа, дружба, любовь) решает во враждебной, антисоциальной манере (слабый социальный интерес). Управляющему типу соответствует позиция Я «+» Ты «-» в теории Э.Берна.

Берущий тип. Цель – использование других. Малоактивный, с социальной установкой: «бери от жизни и других людей все, что дается легко, без труда» (паразитическая установка по отношению к внешнему миру). Низкая степень активности не дает возможности причинить прямой вред и страдания другим. Берущему типу соответствует позиция Я «-» Ты «+» по Э.Берну.

Избегающий тип. Цель – самоизоляция. Нет ни достаточного социального интереса, ни активности, необходимой для решения собственных проблем. Характерны опасение и избегание неудач, принятия решений и разрешения проблем («плыть по течению»). Бегство от решения жизненных задач. Жизнь характеризуется социально бесполезным поведением. Избегающему типу соответствует позиция Я «-» Ты «-» по Э.Берну, означающая безнадежность.

Социально-полезный тип. Воплощение зрелости. Соединяет высокие уровни социального интереса и активности. Осознает необходимость для решения жизненных задач сотрудничества, личного мужества и готовности вносить свой вклад в «мирное сосуществование», позитивное построение своего счастья в окружении счастливых людей. Решает свои проблемы, трезво глядя фактам в лицо, сознавая свою компетентность, место в жизни и обществе. Социально-полезному типу соответствует позиция Я «+» Ты «+» по Э.Берну, означающая успех.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

Цель: исследовать ранние детские воспоминания в контексте трансактного анализа (сопоставление концепций Э.Берна и А.Адлера).

Ход работы: при помощи алгоритма теории А.Адлера проанализировать ранние детские воспоминания испытуемого (пример анализа см. в приложении Д).

Алгоритм анализа с помощью теории А.Адлера предполагает выявление:

1. Уровня активности (запас энергии). Определяется по особенностям поведения.

2. Чувства неполноценности, его проявления (см. выше).

3. Эгоистического интереса, уровень его развития.

4. Социального интереса, уровень его развития.

5. Способа компенсации.

6. Комплексов (есть или нет).

7. Типа личности (в работе, дружбе, любви).

8. Целей, жизненного стиля (при решении основных жизненных задач).

9. Схемы апперцепции (когнитивных допущений, схем, частной логики по отношению к миру, людям, себе).

Приложение Д

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: