Советы по работе с трудными подросткам




 

Использование открытых вопросов

Избегая вопросов, требующих односложного ответа, вожатый предлагает ребенку высказать мысли, чувства и позицию.

Например:

Пожалуйста, расскажи мне больше об этом. Что бы еще изменилось?

Эти открытые вопросы дают детям свободу выбора: что рассказать о себе и в какой форме. Уважение к их способностям допускает больше самоопределения в разрешении проблем и последующих результатах.

 

Подведение итогов

После того, как вожатый выслушал часть подробного рассказа ребенка, продуманно используя повторение ключевых слов и открытые вопросы, он может периодически прерывать течение разговора, подводя итог тому, как он понимает мысли, чувства и ощущения ребенка.

Например:

Хорошо, давай убедимся, что я правильно тебя понял. После того, как ты рассказал свою версию происшедшего, ты почувствовал, что тебя "предали" и "нанесли удар исподтишка"...

При подведении итогов вожатый должен использовать некоторые ключевые слова и фразы ребенка, проявляя уважение к тому, как он описывает свои переживания и для того, чтобы получить наиболее ясное представление о системе взглядов воспитанника.

Подведение итогов обычно служит двум целям. Оно порождает желание рассказать больше о себе - исправить, изменить и что-то добавить к сказанному вожатым. Оно также убеждает вожатого в том, что его понимание детских переживаний углубляется.

 

Перефразирование

Во время разговора, вожатый возвращается к сути сказанного ребенком, сокращая и уточняя его замечания, и при этом тщательно отбирает некоторые ключевые слова ребенка. Перефразирование короче подведения итогов, поэтому в этом случае, вожатый реже прерывает ход мыслей ребенка. Следовательно, вожатый чаще перефразирует рассказ ребенка, чем подводят итоги.

 

Перефразирование предлагает ребенку прояснить мысли и продолжить рассказ.

Например:

Итак, тебе надоело, что родители по старинке заставляют тебя возвращаться домой в строго определенное время, и ты не приходил домой всю ночь.

Вожатый может стратегическим образом использовать Перефразирование для направления разговора в нужное русло, если, по их мнению, это подведет ребенка к разрешению проблемы.

Например:

Итак, ты вне себя от того, как у тебя обстоят дела в отношениях. Тебе кажется, что они трещат по швам, и ты хотел бы их изменить.

 

Использование пауз

В течение разговора важно уважать паузы в рассказе собеседника. Зачастую ребенку требуется время, чтобы "переварить" заданные вопросы. Если вожатый проявляет терпение и дают детям несколько секунд, они удивят сами себя решением проблем, к которым они придут после некоторых раздумий.

 

Похвала

Основной целью комплиментов во время разговора с ребенком является признание его сильных сторон, положительных изменений и находчивости. Если обратить внимание на личные качества ребенка и его переживания, они могут оказать помощь в разрешении его трудностей и дать более удовлетворительную жизнь. Сильные качества включают в себя чувство юмора, трудолюбие, способность выстоять в трудную минуту, интерес к познанию жизни, заботливость, способность видеть вещи с другой точки зрения.

Прошлые успехи - это либо мысли, либо конкретные поступки ребенка, которые могут послужить моделью при разрешении текущей проблемы. Похвала должна закрепить в сознании ребенка, что важно и полезно для него. Похвала помогает выявить информацию о сильных сторонах характера ребенка и его успехах. Эта информация способствует росту оптимизма и уверенности в себе. Когда комплименты признаны правильными, они открывают возможность задать последующие вопросы о том, что еще в жизни ребенка подтверждает высказанный комплимент.

Эффективными считаются два типа комплиментов. Предпочтительны косвенные комплименты, т.к. вопросительная форма подводит детей к раскрытию их сильных качеств и находчивости. Прямые комплименты. Умеренно используйте положительную оценку, чаще прибегайте к положительной реакции. В обоих случаях они должны отражать качества ребенка.

1. Позитивная оценка. Пример:

У меня сложилось впечатление, что ты заботливый.

2. Позитивная реакция. Пример:

Здорово! Вот это да! Ну ты даешь! Хорошая мысль! Ь. Косвенные комплименты. Это вопросы, несущие положительную информацию о ребенке. Примеры:

Как тебе удалось сдержаться и не затеять драку?

Откуда ты знал, что важно относиться ко всем своим друзьям с уважением?

Ты удивился, что сумел решить эту задачу? Может быть, попробуешь теперь заниматься больше?

 

УПРАЖНЕНИЕ ВОПРОСЫ. УГЛУБЛЯЮЩИЕ ОБЩЕНИЕ

Разбейтесь на пары. Один из участников задает эти вопросы своему партнеру. Затем они меняются ролями. Подумайте, с кем из детей или сотрудников вам тяжело наладить общение. Отвечайте на вопросы, не забывая о своих отношениях с этим человеком.

Если бы ты оценил свои отношения с N по шкале от 0 до 10, при этом «О» обозначал очень плохие отношения, а «10» - идеальные, то на какой отметке шкале ты находился бы в данное время? (вопрос на сопоставление)

Если бы отношения между тобой и N улучшились, кому бы пришлось больше всего измениться, тебе или М?

Что должно произойти, чтобы ваши отношения продвинулись вверх по шкале? (открытый вопрос)

Что еще должно произойти? (открытый вопрос)

А еще? * Что подскажет тебе, что ваши отношения съехали вниз по шкале? (вопрос на сопоставление)

Что ты делаешь, чтобы предотвратить это? (открытый вопрос)

Откуда ты знал, что вмешательство поможет? (косвенный комплимент)

Если бы N был здесь прямо сейчас, что бы он оценил по достоинству в тебе больше всего? (косвенное введение других в разговор)

Как бы N оценил ваши отношения?

Что бы N сказал о том, как он пытается улучшить отношения?

Какими ты надеешься увидеть ваши отношения к концу лагерной смены?

Что бы ты мог сделать по-другому на следующей неделе, чтобы развить взаимоотношения? (постановка цели)

Предпринимал ли ты (используйте их ключевые слова) попытки недавно?

Насколько это тебе помогло?

Что еще ты попытаешься сделать, чтобы улучшить эти отношения? (постановка цели)

Насколько ты уверен по шкале от 0 до 10, где «О» означает сомнение, а «10» - уверенность, что ты справишься? (вопрос на сопоставление)

Какие недавние успехи с N показались тебе наиболее полезными в работе над вашими отношениями?

Здорово! Что подсказало тебе, что это верный шаг? (положительная реакция)

Что это тебе говорит о твоей находчивости? (косвенный комплимент)

Что еще полезного ты попытался сделать?

Отлично! Как это тебе удалось? (положительная реакция)

Ты удивился, что тебе в голову пришла такая мысль? (косвенный комплимент)

Итак... когда ты поздороваешься с N завтра, на чем ты сосредоточишь свое внимание, чтобы ваши отношения пошли на другой лад? (постановка цели)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: