Прямая и косвенная речь.




Содержание занятия

Практические задания

1. Составьте опорные схемы «Типы речевых ошибок» и «Способы борьбы с речевыми ошибками». Источник информации: «Методика обучения преподавания русского языка в начальных классах» М.Р.Львова, В.Г. Горецкого, О.В.Сосновской, глава 9, стр. 427.

2. Заполните таблицу «Характеристика ошибок», включив следующие графы:

Характеристика ошибок Типичные ошибки Примеры
1. Лексические 1) неоправданный повтор слов; 2) и т.д. У нас есть кошка. Кошку зовут Мурка.
2. Морфологические      
3. Синтаксические    
4.Логические и композиционные    

Источник информации: «Методика обучения преподавания русского языка в начальных классах» М.Р.Львова, В.Г.Горецкого, О.В.Сосновской, глава 9, стр. 428 - 434.

3. Прочитайте о способах исправления и предупреждения ошибок.

Запишите составные части этой деятельности. Проанализируйте фрагмент урока. Источник информации тот же, стр. 434 – 436.

Дополнительна информация:

Учитель исправляет ошибки в работах учащихся следующим образом:

- неправильно написанную букву или пунктуационный знак, часть слова или

предложения зачеркивает;

- речевые и содержательные ошибки подчеркиваются волнистой линией.

Вместо зачеркнутого записываются необходимые буквы, слова и

предложения. Неправильно написанное в скобки не берется.

Ошибки отмечаются учителем на полях условными знаками:

I – орфографическая;

V – пунктуационная;

С – ошибка в содержании;

Р – речевая ошибка.

Ошибки на неизученные правила исправляются, но не отмечаются на полях.

4. Познакомьтесь с рекомендациями по оценке изложений и сочинений. Запишите их.

Рекомендации по оценке изложений и сочинений в начальной школе

Основными критериями оценки изложений и сочинений является достаточно полное, последовательное, логичное воспроизведение содержания авторского текста или составление собственного, грамотное речевое оформление, правильное употребление слов, нормативное построение предложений, лексическое разнообразие, орфографическая грамотность.
Сочинения и изложения в начальной школе носят обучающий характер. При проверке творческих работ учащихся учитель ставит две отметки: за содержание, речевое оформление и за грамотность (5/4).

Оценка содержания и речевого оформления.

Отметка «5» ставится за изложение, в котором фактический материал изложен логично, последовательно, полностью передан смысл текста; за сочинение, в котором полностью раскрыта тема, определена и ярко выражена основная мысль текста. Предложения построены в соответствии с синтаксической нормой, точно и правильно подобраны слова. Допускается наличие одной негрубой речевой ошибки.
Отметка «4» ставится за работу, в которой достаточно полно раскрыто содержание, соблюдается логика и последовательность изложения мысли. В работе допущено не более трех ошибок (содержательных или речевых).

Отметка «3» ставится за работу при недостаточно полном раскрытии темы, нарушении логики и последовательности изложения мысли. Допускается наличие 4-6 ошибок (содержательных, речевых).

Оценка за грамотность.

«5» - допускается несколько исправлений;

«4» - допускается 3 орфографических ошибки, 1 пунктуационная;

«3» - допускаются 4 – 6 орфографических, 2 пунктуационные ошибки.

Оценка «2» за сочинение, изложение в начальной школе не ставится. При этом все ошибки исправляются, учитель дает содержательную оценку работе на словах.

Исправление ошибок.

5. Проанализируйте сочинения учащихся. Не забывайте о способах проверки и условных знаках. Исправьте речевые ошибки (выпишите ниже текста сочинения и запишите исправленный вариант). Сгруппируйте по видам ошибок. Какую работу над речевыми ошибками следует провести на уроке (по группам ошибок)?

1) Для многих людей осень – это грязь, слякоть и первые холода. Однако Левитан в своей картине «Золотая осень» показывает нам эту пору года с другой стороны. Он постарался передать ту часть осени, которую в народе принято называть «бабьим летом». Эта часть осени отличается теплыми деньками. Порою на улице так тепло, что на миг кажется, что лето вернулось. Единственное, что напоминает о приближении холодов – это ночная свежесть, которая наступает резко.

Для природы осень – это трудный, но очень интересный период. Деревья облачаются в прекрасные наряды. Красоту этого убранства художник передает при помощи смешения красного и желтого цветов.

Осень – это волшебная пора. Это волшебство и красоту очень удачно смог передать Левитан. Благодаря картине «Золотая осень» можно прикоснуться к тайне, почувствовать скрытое дыхание земли.

2) На картине Левитана находится березовая роща в медно-золотой осенней мантии. На левом берегу, в глубине картины изображены ветки красного кустарника. Увядшая желтеющая трава укрывает землю. А на правом – зеленые ивы, выстроенные в ряд, которым как будто грустно от осеннего увядания.

Гладь реки как будто неподвижна и холодна. На верхней плоскости реки можно увидеть отражение светлого неба и белые облака. Произведение Левитана демонстрирует наблюдателю одно из самых лирических из сезонов года. Все помнят еще со школы великие строки Александра Сергеевича Пушкина «Унылая пора». Кажется, что этот стих повторял в голове художник, рисуя свой знаменитый пейзаж.

Когда смотришь на произведение «Золотая осень», наблюдатель может проникнуться глубочайшим чувством влечения к восхитительной осенней поре, которая дарит нам незабываемое время несравненного восхищения.

Выполненное задание 5 сфотографируйте и пришлите по электронной почте. Другие задания присылать не нужно.

 

Завтра проведу консультацию. Просмотрите ещё раз кейсы. Отвечу на вопросы, которые у вас возникли в ходе подготовки к экзамену.

Задание на дом:

КЕЙС 24

Сложное предложение.

Методика изложения.


Л.Н.Толстой. Лев и собачка (Быль)

В Лондоне показывали диких зверей и за смотренье брали деньгами или собаками и кошками на корм диким зверям.

Одному человеку захотелось поглядеть зверей: он ухватил на улице собачонку и принес ее в зверинец. Его пустили смотреть, а собачонку взяли и бросили в клетку ко льву на съеденье.

Собачка поджала хвост и прижалась в угол клетки. Лев подошел к ней и понюхал ее. Собачка легла на спину, подняла лапки и стала махать хвостиком. Лев тронул ее лапой и перевернул. Собачка вскочила и стала перед львом на задние лапки. Лев смотрел на собачку, поворачивал голову со стороны на сторону и не трогал ее.

Когда хозяин бросил льву мяса, лев оторвал кусок и оставил собачке.

Вечером, когда лев лег спать, собачка легла подле него и положила свою голову ему на лапу.

С тех пор собачка жила в одной клетке со львом, лев не трогал ее, ел корм, спал с ней вместе, а иногда играл с ней.

Один раз барин пришел в зверинец и узнал свою собачку; он сказал, что собачка его собственная, и попросил хозяина зверинца отдать ему. Хозяин хотел отдать, но как только стали звать собачку, чтобы взять ее из клетки, лев ощетинился и зарычал.

Так прожили лев и собачка целый год в одной клетке.

Через год собачка заболела и издохла. Лев перестал есть, а все нюхал, лизал собачку и трогал ее лапой.

Когда он понял, что она умерла, он вдруг вспрыгнул, ощетинился, стал хлестать себя, хвостом по бокам, бросился на стену клетки и стал грызть засовы и пол.

Целый день он бился, метался в клетке и ревел, потом лег подле мертвой собачки и затих. Хозяин хотел унести мертвую собачку, но лев никого не подпускал к ней.

Хозяин думал, что лев забудет свое горе, если ему дать другую собачку, и пустил к нему в клетку живую собачку; но лев тотчас разорвал ее на куски. Потом он обнял своими лапами мертвую собачку и так лежал пять дней.

На шестой день лев умер.

 

Вопросы и задания:

1. Переработайте текст (первые 6 абзацев) в соответствии с требованиями к тексту изложения в 4 классе.

2. Для какого вида изложения он может быть использован?

3. Сформулируйте цели урока.

4. Составьте фрагмент урока: речевая и орфографическая подготовка.

5. Какие виды сложных предложений встречаются в рассказе Л.Н.Толстого «Лев и собачка»? Охарактеризуйте их.

6. Найдите сложные синтаксические конструкции, составьте их схемы.

КЕЙС 25

Прямая и косвенная речь.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: