Причины снижения успеваемости учащихся




Нет, наверное, ни одного педагога, который не задумывался над тем, почему многие школьники плохо учатся, не переживал, не пытался помочь таким ученикам. На поставленный вопрос может быть дано множество ответов. Часто и сами учащиеся, и их родители глубоко переживают такое положение дел.

Одной из самых главных причин, порождающих низкую успеваемость, является отсутствие у учащихся умения учиться.

Как трудно бывает родителю, учителю завладеть вниманием ребёнка, призвать его вникнуть в смысл обращённых к нему высказываний, побудить его к мыслительному процессу, заставить захотеть выполнить какое-либо задание!

Как нужно обучать, воспитывать, развивать наших подопечных, чтобы они умели слышать(а не просто слушать) и слушать(а не просто слышать), концентрировать внимание на существенном, осмысленно и критически воспринимать любую информацию, вникать в суть вещей, выделять главное, делать выводы, анализировать свои действия и нести за них ответственность?

Все эти умения, а также навык смыслового запоминания, способность продуктивно усваивать учебный материал - залог успешного обучения и профилактики школьной неуспеваемости. Эти умения - умения учиться - необходимо целенаправленно вырабатывать у школьников как учителю, так и родителю.

 

Позиции учащихся, педагогов и родителей в определении причин неуспеваемости расходятся, что снижает эффективность их усилий.

 

Учащиеся объясняют свою неуспеваемость:

· неумением сосредоточиться, или своими индивидуальными особенностями;

· сложностью учебной программы отдельных предметов школьного курса;

 

Учителя часто считают, что:

· школьники безответственны, ленивы, невнимательны и т. п.;

· родители плохо помогают детям в учёбе;

 

Родители называют такие причины:

· недоступность программы, её сложность;

· высокие требования, предъявляемые учащимся педагогами;

· недостаточные способности детей, точнее, их отсутствие.

Чтобы адекватно определить истинные причины неуспеваемости, необходимо свести к минимуму эти противоречия.

Неуспеваемость учащихся очень часто связана с боязнью высказывать свои мысли, отвечать на вопросы, проявлять свои способности. В доброжелательной обстановке, в атмосфере творчества и сотрудничества эти страхи быстро улетучиваются.

Все эти условия нетрудно создать учителю в школе и родителю дома, если, конечно, имеется искреннее желание помочь ребёнку.

Предупреждение и преодоление школьной неуспеваемости необходимо проводить грамотно, опираясь на технологию научной организации учебной деятельности, в том числе приёмы организации умственного труда, которые заключаются в создании оптимальных условий, способствующих повышению работоспособности, развитию учащегося, сохранению его здоровья.

Итак, нет таблетки, которая вылечила бы все болезни разом. Так же с процессом воспитания. Но безвыходных ситуаций не бывает. Что делать, если заставить ребёнка учиться крайне сложно? Нужно найти такую мотивацию, чтобы ребёнку захотелось выполнить предложенную работу, чтобы не только результат, но и сам процесс выполнения работы был для ребёнка приятен. Поощряйте своего ребёнка за хорошо выполненное задание, хвалите его, радуйтесь его результатам, связанным с положительной отметкой. Формируйте у ребёнка культуру умственного труда, интересуйтесь, какую дополнительную литературу можно использовать для качественного выполнения домашних заданий. Консультируйтесь с учителями-предметниками, если видите, что ваш ребёнок испытывает затруднения с подготовкой домашних заданий.

Родителям необходимо помнить:

1. Ребёнок остается ребёнком и в школе, и дома. Ему хочется поиграть, побегать, и нужно время, чтобы он стал таким сознательным, каким его хотят видеть взрослые.

2. В школе и дома должна осуществляться особая организация обучения. Необходимо:

· Уменьшить количество и интенсивность отвлекающих факторов;

· Задачи ставить ясно и чётко;

· Обучить приёмам и способам учебной деятельности, научить ребёнка пользоваться словарями, книгами, объяснить необходимость хорошо знать правила, отработать навыки их применения; содействовать развитию умственных способностей и познавательных процессов (памяти, внимания, мышления, воображения, речи и др.).

3. Важно обеспечить эмоциональное благополучие ребенка, т. е.:

· Иметь представление о его проблемах и достижениях и верить, что он обязательно преуспеет в жизни;

· Повышать уверенность ребёнка в себе и поощрять к выполнению соответствующих возрасту задач в школе и дома;

· Способствовать развитию самоуважения, формировать реалистичную самооценку: чаще хвалить, соотнося похвалу с реальными достижениями; при этом важно сравнивать успехи ребёнка с его предыдущими результатами, а не с успехами других детей;

· относиться к детям с теплотой и любовью, используя при этом методы поддержания дисциплины; при таком воспитании дети знают границы дозволенного и одновременно чувствуют себя в безопасности, понимают, что они желанны и любимы;

· постоянно общаться с детьми: читать книги, внимательно выслушивать и регулярно разговаривать с ними; родителям важно поддерживать интерес детей к познанию и исследованию и самим служить примером во всем.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: