К важнейшим условиям оптимальной организации умственного труда прежде всего относится хорошее здоровье – телесное (соматическое) и душевное (психическое). Это объясняется тем, что мозг человека не изолирован от организма в целом, и происходящие в нём процессы обязательно отражаются на работе мозга.
1. Правила умственного труда предписывают соблюдать определенный режим дня, т.е. такой его распорядок, который обеспечивает лучшую работоспособность и предохраняет человека от переутомления. Работоспособность человека в утренние часы постепенно повышается и достигает к 10-13 часам наивысшего пика. После 14 часов происходит снижение работоспособности, но к 16-17 часам идет новая волна его повышения. Спад функциональных возможностей организма наступает, как правило, после 20 часов.
2. Большое значение имеет правильная организация рабочего места. На письменном столе не должно быть ничего лишнего, что может отвлечь внимание, что занимает без пользы его полезную площадь.
3. Закономерные изменения работоспособности человека происходят также в процессе непосредственной его умственной работы. Так, в начале работы возникает состояние так называемого втягивания в работу, занимающее 10-15 мин. времени. После этого происходит постепенное возрастание работоспособности с установлением стадии устойчивой работоспособности, длившейся 1,5-3 часа. А затем наступает фаза её снижения.
4. Правильно организуя свой умственный труд, в первую очередь необходимо стремиться устранить потери времени. Основная потеря времени - это явные неделовые отвлечения от работы. Большое место среди них занимает болтовня, которая является следствием распущенности, невысокой внутренней культуры людей.
|
5. При умственном труде нельзя работать долго без перерыва, так как это снижает интерес к нему, ведёт к переутомлению. Перерывы следует делать каждые 1-1,5 часа работы на 10-15 минут.
6. Чтобы организовать ритмичную работу, требуется сознательное напряжение воли. По мере того, как человек втягивается в систематическую работу, само принуждение постепенно снимается, возникает и укрепляется привычка строго в определенное время приниматься за дело. Для выработки такого рефлекса необходимо систематически работать, а не ждать, когда придет желание трудиться или появится вдохновение.
7. Умственный труд почти полностью исключает физическое напряжение человека, а отдыхать необходимо ему не только ночью, но и днём. Значит, для людей умственного труда полезна периодическая физическая нагрузка. В режим дня необходимо вводить дозированное хождение по 30 мин. до начала работы, после ее окончания и перед сном. В процессе умственной деятельности, наряду с кратковременными перерывами, необходимо практиковать и умственные формы активного отдыха. Так, во время перерыва можно просмотреть газету или журнал, почитать интересную книгу, послушать радиопередачу.
8. Организация умственного труда предполагает существование плана. План – это точное, обоснованное расписание работ, которые предполагается выполнить в установленные сроки. Чтобы составить такое расписание, требуется, во-первых, установить конечную цель работ, во-вторых, определить точный объем этих работ, в третьих, учесть условия и возможности работы и, наконец, установить «меру» работы, которую можно выполнить за час, за день, за неделю и т.д.
|
9. Чтобы организовать ритмичную работу, требуется сознательное напряжение воли. По мере того, как человек втягивается в систематическую работу, само принуждение постепенно снимается, возникает и укрепляется привычка строго в определенное время приниматься за дело. Для выработки такого рефлекса необходимо систематически работать, а не ждать, когда придет желание трудиться или появится вдохновение.
10. Первая заповедь каждого, решившего повысить свою умственную работоспособность, заключается также в том, что любой необходимый труд следует сделать творческим. Учиться же не творчески, без желания, без воли, учиться, не размышляя, оставаясь равнодушным к самому учению, - значит попусту терять время.
11. Коэффициент полезного действия умственной работы определяется природными задатками человека. Талантливый человек по своим возможностям превышает уровень среднего. Но для продуктивной деятельности, кроме таланта, он должен обладать желанием и умением работать. Неслучайно великий американский изобретатель Томас Алва Эдисон говорил: «Гений – это один процент вдохновения, а на 99 процентов потения». Сам он работал по 18-19 часов в сутки.
Люди восхищаются теми, кто, казалось бы, не будучи очень способным, сумел поставить перед собой ясные цели и нашёл способы заставить себя преодолеть лень, вялость, неорганизованность для достижения своих целей. Приходит время, и такие люди оказываются более способнее многих других. Так, медленно в детстве развивался Альберт Эйнштейн, учителя считали его неспособным к математике. Великим тружеником был певец Федор Иванович Шаляпин. «Я, - писал он, - вообще не верю в одну спасительную силу таланта, без упорной работы».
|
12. Бурное развитие современной информационной техники привело к существенным переменам в культуре умственного труда. С помощью персональных компьютеров становится возможным выполнять многие виды умственных работ. При работе с компьютером, кроме выполнения общих правил гигиены умственного труда, необходимо соблюдать определенные меры предосторожности – держаться на расстоянии не менее 60 см от монитора, делать через каждые 1,5-2 часа регулярные перерывы для отдыха глаз. Компьютер может оказывать вредное воздействие на психику человека, провоцируя так называемый «компьютерный психоз».
Сколько бы ни было ребёнку лет, он нуждается в родительской помощи. Но как работающие, всегда занятые родители могут помочь? Самая незамысловатая отговорка о собственном незнании материала - не повод устраняться от помощи своему ребёнку, особенно, если это старшеклассник. Совсем не обязательно владеть теорией материала, который изучает ваш ребёнок, вы не должны решать за него задачи и делать упражнения. Главное, что вы можете сделать для него – поддержать морально, создать необходимые условия. Одним словом, не самоустраняйтесь в процессе воспитания и обучения своего ребёнка.
Поэтому если ваш ребёнок не справляется со школьной программой и не делает домашнее задание, не вешайте сразу на него ярлык лодыря и не восклицайте в панике: «Я не знаю, что мне с ним делать». Для начала попытайтесь разобраться в причинах, которые привели к такой ситуации.
Причины могут быть следующие:
Объективные трудности, непонимание конкретной темы. Может быть так, что они вытекают из отношений педагога и ребёнка: дети неохотно занимаются предметом (даже если он их интересует) потому, что не симпатизируют преподавателю. В более частых случаях внимание ребёнка отвлечено на посторонние вещи, отсюда – невнимательность при получении новых знаний и невозможность их воспроизвести.
Желание привлечь к себе внимание взрослых. В семьях, где родители в бытовой спешке недодают детям элементарного человеческого тепла, это единственный способ привлечь к себе внимание.
Избалованность: чрезмерная опека может привести к диктату со стороны ребёнка.
Страх неудачи, который мешает ребёнку сосредоточиться. Подобная ситуация складывается, если родители или учитель наказывают ребёнка за неуспехи. Может случиться и так, что ребёнок будет связывать наказание с обучением, в результате чего его общеобразовательные знания будут недостаточными.
Именно активное присутствие родителей в жизни детей даёт последним чувство безопасности и уверенности в себе. Такие дети общительны, находчивы, способные разобраться в различных общественных ситуациях.
Если родители чрезмерно требовательны, не дают ребёнку самостоятельности, то дети теряют веру в себя, у них появляется неуверенность, что приводит и к трудностям в отношениях с окружающими, и к трудностям в учёбе.
Когда родители вовсе не интересуются жизнью своего ребёнка, вольно или невольно уклоняются от общения с ним, ребёнок может попасть под влияние первых попавшихся «авторитетов», что приведёт к конфликтам в школе, к непониманию дома, к снижению успеваемости и исчезновению интереса к учёбе.
Известно, что способности развиваются в эмоционально-благоприятной обстановке. Очень важно школьнику постоянно чувствовать психологическую поддержку наставников, слышать слова одобрения, видеть их доброжелательные лица и осознавать, что он будет принят ими с любыми своими индивидуальными особенностями и недостатками.
Нет единого правила для всех и на все случаи жизни. Каждый ребёнок уникален, уникальны и наши отношения с ним. Философ Руссо говорил: «Дети пусть делают то, что хотят, а хотеть они должны то, что хочет педагог», в том числе, и родители. Если мы хотим, что бы у наших детей не возникали проблемы с успеваемостью, не появлялось нежелание учиться, то не только учителя, но и родители постоянно должны совершенствовать знания о своём ребёнке.
Можно сделать вывод, что школа, безусловно, несёт ответственность за воспитание детей, но всё-таки главной воспитывающей средой является семья: именно от отношения родителей и детей зависит поведение ребёнка и, конечно же, желание учиться. Выяснив причины проблемы, нужно искать пути решения.
Благодарю за внимание!