II курс МГКИ (Талдомский филиал)




Билеты для устного зачёта по истории

1. Правление Александра II.

 

1. Назовите не менее 3-ёх причин реформаторской деятельности Александра II?

2. Отмена крепостного права: причины, основные положения реформы (опирайтесь при ответе на понятия – гражданские права и свободы, надел, десятина, временообязанные крестьяне, выкупная операция, отрезки, уставная грамота, мировой посредник).

3. Дайте характеристику земской и городской реформе (назовите их даты, опирайтесь при ответе на понятия – земство, курия, собрание, управа, голова)

4. Дайте характеристику судебной реформе (назовите дату и основные принципы; какова была иерархия судебной системы после реформы?)

5. Дайте характеристику военной реформе (назовите дату и основные принципы)

6. Дайте характеристику реформе народного образования (назовите дату; какие изменения произошли в системе образования?)

 

2. Общественное движение 1860-1870-х гг.

 

1. Дайте характеристику консервативному течению (базовые идеи и принципы, методы, основные представители).

2. Дайте характеристику либеральному течению (базовые идеи и принципы, методы, основные представители).

3. Дайте характеристику революционно-демократическому течению – революционное народничество (базовые идеи и принципы, методы, основные представители). Раскрывая деятельность народников объясните почему они так назывались? Дайте характеристику революционным кружкам (ишутинцы, нечаевцы, чайковцы). Что такое «хождение в народ»?

4. Дайте характеристику деятельности «Земли и воли» 1876-79 (цели организации и методы; почему раскололась? На какие организации? В чём их принципиальное отличие?

 

3. Внешняя политика Александра II.

 

1. Европейское направление (выход из международной изоляции, Лондонская конвенция 1871г., Союз трёх императоров)

2. Среднеазиатское направление (присоединение Средней Азии – годы присоединения Бухары, Хивы, Коканда. Образование туркестанского генерал-губернаторства)

3. Дальневосточная политика (русско-китайские договоры, русско-японские договоры, русско-американские отношения – назовите мирные договоры и покажите на карте территориальные изменения).

4. Обострение Восточного вопроса (Русско-турецкая война 1877-78гг., - назовите мирные договоры и покажите на карте территориальные изменения; распад Союза трёх императоров)

 

4. Правление Александра III (1881 – 1894гг.)

1) Почему правление Александра III называют периодом «контрреформ»? Какую роль в этот период сыграли Константин Петрович Победоносцев, Михаил Никифорович Катков, Дмитрий Андреевич Толстой, Иван Давыдович Делянов?

2) Назовите основные мероприятия политики контрреформ (в сфере местного самоуправление, образования и печати, судебной деятельности, полицейского режима).

3) Какие мероприятия Александра III можно охарактеризовать как прогрессивные (крестьянский, рабочий вопросы)?

4) Охарактеризуйте деятельность министров финансов Николая Христиановича Бу́нге, Ивана Алексеевича Вышнеградского, Сергея Юльевича Ви́тте и их роль в стабилизации экономической системы России.

5) Расскажите о внешней политике Александра III, основываясь на российско-болгарских отношениях (Александр Баттенберг, Сте́фан Стамболо́в), российско-германских отношениях (договоры «Союза трёх императоров» 1881г., 1884г.; Договор перестраховки 1887г.; «Таможенная война» 1891г.), российско-французских отношениях (приезд в СПб адмирала Альфреда Жерве, союзный договор 1894г.)

 

 

5. Распространение марксизма в России

1) Что такое марксизм? Дайте определение этому политическому учению? Каковы его основные отличия от консерватизма, либерализма, утопического социализма?

2) Каковы причины распространения марксизма в России? Какова роль в этом Георгия Валентиновича Плеханова?

3) Какие рабочие организации вам известны («Освобождение труда», «Союз борьбы за освобождение рабочего класса»)? Что такое «легальный марксизм»?

4) Каким кружком руководил Владимир Ульянов? Расшифруйте аббревиатуру РСДРП? Когда была создана эта партия? Что такое программа максимум и минимум?

 

 

6. Внутренняя политика Николая II (1894 – 1917гг.)

1) Что такое монополистический капитализм (империализм)? Каковы его признаки? Какие формы монополий развиваются в России на рубеже XIX-XXвв.? Какова роль С.Ю. Витте в экономике России начала ХХ в.?

2) Каковы были точки зрения на рабочий и аграрный вопрос С.Ю. Витте и В.К. Плеве? Что такое «зубатовщина»?

3) Расскажите об образовании социалистических партий – РСДРП, ПСР (партийные лидеры, основные положения их партийных программ).

7. Первая российская революция 1905-1907гг.

1) Каковы причины Первой российской революции 1905-1907гг? Дайте периодизацию революции.

2) В ответе используйте эти понятия: «кровавое воскресенье», «Совет рабочих уполномоченных», броненосец «Князь Потемкин Таврический», «Булыгинская дума», «Октябрьская всероссийская стачка», «Манифест 17 октября», крейсер «Очаков», «Декабрьское вооруженное восстание в Москве», «Третьеиюньский переворот».

3) Назовите даты работы I и II Государственной думы. Какие основные вопросы обсуждались думами? Почему эти думы были распущены? Что такое третьеиюньский переворот?

4) Охарактеризуйте внутреннюю политику 1907-1914гг. через деятельность III и IV Государственной Думы, Столыпинские реформы.

 

 

8. Столыпинские реформы

1) Кто такой Пётр Аркадьевич Столыпин? Какие государственные должности он занимал? Как проявил себя Столыпин в годы революции 1905-1907гг.?

2) Каковы основные цели реформ Столыпина? Какой указ ознаменовал начало аграрной реформы? Что такое хутор и отруб?

3) Назовите основные последствия реформ? Как закончилась жизнь Столыпина?

 

 

9. Русско-японская война 1904-1905 гг.

1) Назовите причины Русско-японской война 1904-1905гг. (КВЖД, «Безобразовская клика», «маленькая победоносная война»). Назовите точные даты начала и окончания войны.

2) Покажите на карте основные сражения (нападение на Порт-Артур, битва под Лаояном, сражение на р. Шахэ, Мукденская битва, Цусимское сражение). В ответе должны прозвучать фамилии Сергей Макаров, Василий Верещагин, Алексей Куропаткин, Анатолий Стессель, Роман Кондратенко, Зиновий Рожественский, Николай Небогатов.

3) Какой мирный договор и когда завершил войну? Кто со стороны России подписал его? Каковы были условия этого мирного договора?

10. Первая мировая война 1914-1918 гг.

1) Когда окончательно оформилась Антанта? О внешней политике накануне Первой мировой войны расскажите, опираясь на Боснийский кризис и Балканские войны.

2) Назовите причины Первой мировой войны 1914-1918гг. Что стало поводом к открытому конфликту? Что такое план Шлиффена?

3) Расскажите об основных сражениях в 1914, 1915, 1916гг. и покажите их на карте. (1914-Восточно-Прусская операция, Галицийская битва, Варшавско-Ивангородская операция, Сарыкамышская операция; 1915-Карпатская операция, Горлицкий прорыв, Великое отступление 1915 года, Виленская операция; 1916-Нарочская операция, «Брусиловский прорыв», Эрзурумское сражение).

4) Дайте характеристику внутренней обстановке в годы Первой мировой войны (опирайтесь на следующие термины и понятия: переименование Санкт-Петербурга, «оборонцы», «пораженцы», «оружейный голод», «министерская чехарда», «распутинцина», «глупость это или измена», «Прогрессивный блок»).

 

11. Культура России на рубеже XIX-XXвв.

1) Почему культуру этого периода называют «Серебряным веком»? Что такое декаданс? Дайте определения таки направлениям в литературе: символизм, акмеизм, футуризм.

2) Чем знамениты эти ученые: К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский, П.Н. Лебедев, И.И. Сикорский, И.П. Павлов, И.И. Мечников.

3) Кто такие К.С. Станиславский и В.И. Немирович-Данченко? Когда был открыт Московский Художественный театр? Что такое «система Станиславского»?

4) Что объединяет этих деятелей культуры: А. Ханжонков, Я. Протазанов, В. Холодную, И. Мозжухина?

5) В какой сфере культуры проявили себя и чем знамениты: С.В. Рахманинов, А.Н. Скрябин, Ф.И. Шаляпин?

6) Живопись: М.А. Врубель («Демон летящий», «Демон сидящий», «Принцесса Грёза», «Сирень», «Утро», «Царевна-Лебедь», «Демон поверженный», «Роза в стакане»); К.А. Коровин («Северная идиллия», «Бумажные фонари», «Фёдор Шаляпин», «Москворецкий мост», «Рыбы, вино и фрукты»); М.В. Нестеров («Видение отроку Варфоломею», «На горах», «Святая Русь», «Три старца», «На Руси. Душа народа», «Портрет дочери», Философы (Флоренский и Булгаков)); В.А. Серов («Пруд в Абрамцево», «Букет сирени в вазе», «Девочка с персиками», «Девушка, освещённая солнцем», «Заросший пруд», «Коронация Николая II», «Н. А. Римский-Корсаков», «Николай II», «М. Ермолова», «Ида Рубинштейн», «Похищение Европы», «О. К. Орлова»)

7) Архитектура: Шехтель Ф.О. (Особняк З. Г. Морозовой, Собственный дом Шехтеля в Ермолаевском переулке, Особняк Рябушинского, Ярославский вокзал в Москве, здание МХТ); Ви́льям Францевич Валько́т (Гостиница «Метрополь»); Роман Иванович Клейн (ГМИИ им. А. С. Пушкина); Щусев А.В. (Храм Сергия Радонежского на Куликовом поле, Собор Покрова в Марфо-Мариинской обители, Казанский вокзал в Москве)

8) Скульптура: Павел Трубецкой (Памятник императору Александру III в Санкт-Петербурге); Волнухин С.М. (Памятник первопечатнику Ивану Фёдорову в Москве, бюст П.М. Третьякова); Андреев Н.А. (памятник Гоголю, памятники А. И. Герцену и Н. П. Огареву, памятник Александру Островскому, памятник доктору Фёдору Гаазу).

12. Февральская революция 1917г.

1) Назовите причины Февральской революции?

2) Назовите дату отречения Николая II. Каково было отношение генералитета к царю? Кто из представителей Думы привез Николаю проект отречения?

3) Что такое двоевластие? Объясните как появилось Временное правительство? Почему оно называлось «Временным»?

4) Каковы были причины апрельского, июньского, июльского и августовского кризисов Временного правительства?

 

13. Большевики в 1917 году.

1) Какова была роль партии большевиков в Февральской революции? Откуда и когда вернулся Ленин в Россию в 1917г.? что такое «Апрельские тезисы»? Каков был новый стратегический курс большевиков после тезисов?

2) Какова была роль большевиков в июльских событиях 1917г.? Где вынужден был скрываться Ленин после расстрела в Петрограде? На каком съезде РСДРП(б) был намечен курс на вооруженное восстание и снят лозунг «Вся власть Советам»?

3) В результате каких августовских событий Советы начали большевизироваться? Кто с сентября 1917г. стал председателем Петросовета? Что такое Военно-революционный комитет и для чего он был создан? Что такое Красная гвардия?

4) Назовите работы Ленина, в которых он призывал и доказывал необходимость вооруженного захвата власти, находясь в подполье? Когда началось вооруженное восстание в Петрограде?

 

 

14. Октябрьская революция 1917г.

1) Расскажите о вооруженном восстании в Петрограде 24-25 октября 1917г. Как связан крейсер «Аврора» с вооруженным восстанием в Петрограде? Назовите главных руководителей восстания.

2) Когда начал работу II Всероссийский съезд Советов? Что такое декрет? Какие декреты были приняты на II Всероссийском съезде Советов? Дайте определения терминам: аннексия, контрибуция, социализация земли.

3) Как называлось первое Советское правительство? Назовите председателя. Расшифруйте аббревиатуру ВЧК? Когда она была создана? Кто был её председателем? Какие функции она выполняла?

4) Почему большевиков поддержали левые эсеры? Кто был лидером этой партии? Сколько просуществовала коалиция большевиков и левых эсеров? Каковы были основные причины распада этого политического союза?

5) Каковы были взгляды большевиков на созыв Учредительного собрания? Когда открылось первое заседание? Почему Учредительное собрание было разогнано? Назовите последствия этого разгона.

 

15. Становление Советской власти (1917 – 1918гг.)

1) Что такое «триумфальное шествие Советской власти»? Кто автор этой фразы? Каковы его хронологические рамки?

2) Что такое «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа»? Как этот документ связан с Учредительным собранием? На каком съезде Советов он был принят?

3) Назовите дату принятия первой советской Конституции РСФСР? На каком съезде? Каковы особенности этого основного закона? Что означает «носила открытый классовый характер»?

4) Составьте схему/расскажите «Органы государственной власти и управления по Конституции РСФСР 1918г.» (используйте следующие наименования: Всероссийсйский съезд Советов, ВЦИК, Президиум ВЦИК, СНК, Наркоматы)

5) Что такое «красногвардейская атака на капитал»? Кто был автором этой фразы? В чём её смысл? Перечислите основные социально-экономические мероприятия ноября 1917 — марта 1918 г. что такое национализация? Расшифруйте аббревиатуру ВСНХ? Какие функции выполнял этот государственный орган?

 

16. Брестский мир

1) Назовите дату подписания Брестского мира? Кто подписал этот договор с советской стороны? Почему этот договор называют «сепаратный»?

2) Внутри большевистской партии определились три позиции относительно вопроса о мире: «за революционную войну» (Бухарин, Дзержинский), «мир любой ценой» (Ленин, Зиновьев, Сталин), «ни мира, ни войны» (Троцкий). Поясните их характеристику? Чья точка зрения возобладала и почему?

3) Какой съезд Советов ратифицировал мирный договор? Когда и каким органом власти Брестский мир был денонсирован?

4) Каковы были условия Брестского мира для Советской России? Кто и почему называл договор «похабным и унизительным»?

5) Как отреагировали на Брестский мир левые эсеры? Расскажите о мятеже левых эсеров. Чем он завершился?

17. Гражданская война 1917-1922гг. Политика «военного коммунизма».

1) Дайте определение термину «Гражданская война»? Каковы причины Гражданской войны в России 1917-1922гг.? На сколько этапов вы можете разделить войну (общепринятая периодизация: пролог, 4 этапа, эпилог или самостоятельная периодизация)

2) Первый этап май – ноябрь 1918г. (от Чехословацкого мятежа до аннулирования Брестского мира и провозглашения себя Колчаком «Верховным правителем России»). Краткая характеристика (работа с картой - основные фронты и сражения, события в советском тылу)

3) Второй этап ноябрь 1918 – март 1920 (от окончания Первой мировой войны, начала интервенции, противостояние красных с Колчаком, Юденичем, Миллером, Деникиным и до передачи власти Деникиным Врангелю (4.04.1920)). Краткая характеристика (работа с картой - основные фронты и сражения, события в советском тылу)

4) Третий этап март – ноябрь 1920 (от Советско-польской войны до разгрома Белой армии Врангеля в Крыму). Краткая характеристика (работа с картой – основные фронты и сражения, события в советском тылу)

5) Вхождение ДВР в состав РСФСР. Окончание Гражданской войны. Каковы итоги Гражданской войны? Почему победили красные?

 

 

18. Политика военного коммунизма.

1) Дайте определение термину «военный коммунизм»? каковы хронологические рамки проведения этой политики?

2) Перечислите основные черты политики военного коммунизма (политика «продовольственной диктатуры» и продразвёрстки; национализация; ликвидация товарно-денежных отношений; милитаризация народного хозяйство; всеобщая трудовая повинность; централизация управления; однопартийная политическая система). Дайте им краткую характеристику.

3) Что вы знаете о крестьянском восстании в Тамбовской и Воронежской губерниях? Что такое «антоновщина»? Против чего выступили крестьяне? Каковы причины Кронштадтского мятежа? Какие лозунги были у восставших? Чем завершились эти антибольшевистские восстания?

4) Каковы были последствия политики «военного коммунизма»?

 

 

19. Новая экономическая политика.

1) Какое решение большевиков означало переход к новой экономической политике? На каком съезде РКП(б) это произошло? В чём причины перехода к НЭПу? Какие задачи он должен был решить?

2) Перечислите основные мероприятия в рамках НЭПа (НЭП в сельском хозяйстве, в промышленности, финансовая реформа Сокольникова).

3) Каковы основные противоречия НЭПа? Перечислите кризисы НЭПа. В чём их причины?

4) Когда был свёрнут НЭП? Каковы основные итоги новой экономической политики?

20. Образование СССР

1) Каковы предпосылки образования союза (экономические, внутриполитические, внешнеполитические)?

2) Расскажите о проектах объединения: федерализация (Ленин) и автономизация (Сталин). Чей проект был взят за основу?

3) Назовите дату принятия декларации об образовании СССР? Какой орган её принял?

4) Когда была принята первая союзная Конституция? Какие органы её одобрили и утвердили?

5) Расскажите о высших органах государственной власти СССР по Конституции 1924г. (используйте следующие наименования: Съезд Советов СССР, ЦИК СССР, Совет Союза, Совет Национальностей, Президиум ЦИК СССР, СНК, Наркоматы)

 

 

21. Внешняя политика Советского государства в 1920-е гг.

1) Поясните, в чем была противоречивость внешней политики Советского государства в 1920-е гг.?

2) Дайте характеристику отношений Советского государства с сопредельными государствами (договоры 1920г. с Эстонией, Латвией, Литвой. Финляндией, Рижский договор 1921г. с Польшей, договоры с Ираном, Афганистаном, Турцией и Монголией)

3) Дайте характеристику отношений Советского государства с капиталистическими странами (Генуэзская конференция 1922, Рапалльский договор с Германией, ультиматум Керзона, «полоса признаний»)

4) Курс на мировую революцию: создание Коминтерна 1919г. Чем занимался Коминтерн?

5) Советско-китайский конфликт на КВЖД 1929г. каковы его причины и последствия?

 

 

22. Внутрипартийная борьба в ВКП(б) в 1920-е.

1) Как называлась партийная должность, которую занял Сталин в 1922г.? Что такое «завещание Ленина»? Каково его содержание? Назовите дату смерти В.И. Ленина?

2) Триумвират Сталин-Зиновьев-Каменев против Троцкого (1923-25гг.): основные причины противостояния, итоги (XIII съезд РКП(б) 1924).

3) Двуумвират Сталин-Бухарин против «новой (ленинградской) оппозиции» Зиновьев-Каменев (1925-26): основные причины противостояния, итоги (XIV съезд РКП(б) 1925).

4) Двуумвират Сталин-Бухарин против «объединённой оппозиции» (троцкистско-зиновьевский блок) Троцкий-Зиновьев-Каменев (1926-27): основные причины противостояния, итоги (XV съезд ВКП(б) 1927).

5) Сталин против «правой оппозиции» Бухарин-Рыков (1928-30): основные причины противостояния, итоги (XVI съезд ВКП(б) 1930).

 

23. Индустриализация в СССР.

1) Что такое индустриализация? Какой съезд партии большевиков взял курс на индустриализацию? Какую цель провозгласил этот съезд? Какие задачи ставились для реализации этой цели? Что такое «пятилетка»? Какой съезд принял директивы по составлению первого пятилетнего плана? Что такое «отправной» и «оптимальный» планы? Какой был взят за основу? Почему?

2) Первая пятилетка 1928-1932: особенности и результаты. Сколько предприятий было построено? (перечислить не менее 5 крупнейших построек). Какие лозунги были выдвинуты в эту пятилетку?

3) Вторая пятилетка 1933-1937: особенности и результаты. Какой съезд ВКП(б) утвердил вторую пятилетку? Сколько предприятий было построено (перечислить не менее 5 крупнейших построек)? Что такое стахановское движение? Расскажите о рекорде Алексея Стаханова. Какие лозунги были выдвинуты в эту пятилетку?

4) Третья пятилетка 1938-1942: особенности и результаты. Какой съезд ВКП(б) утвердил третью пятилетку? Сколько предприятий было построено до войны (перечислить не менее 5 крупнейших построек)? Какие лозунги были выдвинуты в эту пятилетку?

5) Каковы итоги первых пятилеток? Назовите основные показатели, в которых преуспело советское производство? По сравнению с показателями 1913г.?

 

24. Коллективизация сельского хозяйства.

1) Что такое колхоз? Дайте характеристику 3-ём основным формам колхозов: ТОЗ, артель, коммуна. Каковы были цели и задачи коллективизации? Какой съезд ВКП(б) и в каком году принял решение о коллективизации?

2) Первый этап коллективизации 1928-1930: когда был взят курс на «сплошную коллективизацию»? Кто был автором правдинской статьи «Год великого перелома» (назовите дату её опубликования)? Каков основной смысл статьи? Что такое МТС? Когда они появились? Какое значение имели для колхозов? Кто такие «двадцатипятитысячники»?

3) Второй этап коллективизации 1930-1932: кого называли «кулаком»? Кто попадал в категорию «кулак»? Что такое раскулачивание? Когда началась эта политика? Как реагировали крестьяне на насильственную коллективизацию? Кто был автором правдинской статьи «Головокружение от успехов» (назовите дату её опубликования)? Каков основной смысл статьи? Кто обвинялся в «перегибах на местах»? Что такое закон о «трёх колосках»? Каковы причины голода 1932-33гг.?

4) Третий этап коллективизации 1933-1937: смягчение политического курса. В каком году был принят «Примерный Устав» колхозов? Сколько единоличных дворов было объединено в колхозы к 1937г.? Назовите положительные и отрицательные последствия коллективизации в сельском хозяйстве.

 

25. Политика большевиков в области культуры 1917 – 1920-е гг.

1) Расскажите о целях большевиков в сфере культуры (Что такое идеологизация культуры? Что такое культурная революция? Что такое социалистическая культура?). Какой орган власти осуществлял руководство культурой и образованием? Кто был его первым руководителем?

2) Какие изменения произошли в образовании? (Что такое «ликбез»? Как повлияла на образование реформа правописания? Что такое единая трудовая школа? Сколько классов образования стало обязательным для населения? Что такое «Всеобуч», «рабфак», «ФЗУ», «ШКМ»? Как изменилась система высшего образования?)

3) О науке 1920-х гг.: В каком году появилась Академия наук СССР? Когда была создана ВАСХНИЛ (расшифруйте аббревиатуру)? Кратко расскажите о достижениях советских учёных: (биология) Климент Аркадьевич Тимирязев, Иван Владимирович Мичурин, Николай Иванович Вавилов; (аэродинамика, аэромеханика) Николай Егорович Жуковский, Сергей Алексеевич Чаплыгин; (ракетостроение) Константин Эдуардович Циолковский, Фридрих Артурович Цандер; (физика) Абрам Фёдорович Ио́ффе, Пётр Леонидович Капи́ца; (биология/генетика) Николай Константинович Кольцов, Сергей Иванович Вавилов; (физиология) Иван Петрович Павлов; (химия) Сергей Васильевич Лебедев; (биогеохимия) Владимир Иванович Вернадский; (геология) Иван Михайлович Губкин

4) Что такое «философский пароход»? Какое отношение у большевиков было к интеллигенции? Каково было отношение к общественным и гуманитарным наукам?

5) Каковы были отношения большевиков к РПЦ (Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви; Кампания по вскрытию мощей; Изъятие церковных ценностей в России в 1922 г.;)? Что такое «Воззвание патриарха Тихона»? Кто такие «обновленцы»?

 

26. Литература социалистического реализма.

1) Что такое социалистический реализм в художественной культуре? Расскажите о борьбе с формализмом? Что означала фраза «инженеры человеческих душ»?

2) Что вы знаете о литературных группировках «ЛЕФ», «Серапионовы братья», «Перевал», «РАПП»? Кого называли «крестьянскими поэтами» и почему? С чем связано большое количество творческих объединений? Когда был образован Союз писателей? Какие функции выполнял этот союз? Что стало с литературными группами? Назовите литературные произведения о Гражданской войне («Донские рассказы», «Тихий Дон» М.А. Шолохова, «Хождение по мукам», «Хлеб» А.Н. Толстого, «Разгром» А.А. Фадеева, «Чапаев» Д.А. Фурманова)?

3) В чем особенность производственного романа? Какие произведения можно отнести к этому жанру? (знать портреты писателей). («Бруски» Фёдор Иванович Панфёров, «Поднятая целина » Михаил Александрович Шолохов, «Как закалялась сталь» Николай Алексеевич Островский, «Цемент» Фёдор Васильевич Гладков, «Гидроцентраль» Мариэтта Сергеевна Шагинян, «Время, вперёд!» Валентин Петрович Катаев).

4) Что такое сатира? Кто из советских литераторов работал в этом жанре? («Двенадцать стульев», «Золотой телёнок» Ильи Ильфа и Евгения Петрова, рассказы и фельетоны Михаила Зощенко);

5) В чём особенность творчества Андрея Платоновича Платонова, Евгения Ивановича Замятина, Михаила Александровича Булгакова? Какие их произведения Вы можете назвать?

 

27. Изобразительное искусство социалистического реализма

1) Расшифруйте аббревиатуру «АХРР», «ОСТ»? Какие функции выполняли эти объединения? Когда был основан Союз Художников СССР? Какие функции выполнял этот союз?

2) Что такое авангардизм? (знать портреты художников)

o Что такое абстракционизм? Василий Васильевич Кандинский («Последовательность», «Синий всадник», «Первая абстрактная акварель», «Импровизация 10», «Квадраты с концентрическими кругами», «Москва», «Синий», «Черный и фиолетовый», «На белом II», «Желтый, красный, синий», «Композиция X»);

o Что такое супрематизм? Казимир Северинович Малевич? («Черный квадрат», «Белое на белом», «Чёрный круг», «Красный квадрат», «Скачет красная конница», «Супрематическая композиция (синий прямоугольник поверх красного луча)»);

o В каком стиле работал Марк Захарович Шагал? («Я и деревня», «Голгофа», «День рождения», «Над городом», «Прогулка», «Революция», «Белое распятие», «Луна, русская деревня»);

o Что такое конструктивизм? Владимир Евграфович Татлин (Матрос (Автопортрет), Башня Татлина (Памятник III Коммунистического интернационала), «Лета́тлин», Контр-рельеф, «Натурщица», «Цветы», «Мясо»);

o Что такое аналитическое искусство? Павел Николаевич Филонов («Крестьянская семья», «Те, кому нечего терять», «Формула империализма», «Нарвские ворота», «Животные»);

3) Какое значение имело плакатное искусство? Кто работал в этом – что такое «Окна РОСТА»? какое значение им

4) Живописцы 1920-1930-х гг.:

o Виктор Николаевич Дени («Мы, Божьей Милостью, Колчак…», «Антанта», «На могиле контрреволюции», «Капитал», «Под маской мира»);

o Дмитрий Стахиевич Моор («Ты записался добровольцем?», «Помоги!», «Врангель ещё жив, добей его без пощады!»);

o Исаак Израилевич Бродский («В. И. Ленин в Смольном», «Расстрел 26 Бакинских комиссаров», «Торжественное открытие II конгресса Коминтерна», Портрет И. В. Сталина, Портрет К. Е. Ворошилова, Портрет М. В. Фрунзе);

o Борис Михайлович Кустодиев (Портрет Ф. И. Шаляпина, «Купчиха за чаем», «Большевик», «Русская Венера», «Праздник в честь II Конгресса Коминтерна»);

o Кузьма Сергеевич Петров-Водкин («Купание красного коня», «Смерть комиссара», «Портрет Анны Ахматовой», «Селёдка», «Портрет В. И. Ленина», «Черёмуха в стакане», «Рабочий», «В детской», «Весна в деревне»);

o Александр Александрович Дейнека («На стройке новых цехов», «Две натурщицы», «Ода весне», «Пейзаж», «Бег», «Сухие листья», «Мать», «Будущие летчики»);

o Юрий Иванович Пименов («Инвалиды войны», «Даешь тяжелую индустрию!», «Солдаты переходят на сторону революции», «Новая Москва»).

o Борис Владимирович Иогансо́н («Узловая железнодорожная станция в 1919 году», «Советский суд», «Рабфак идёт (вузовцы)», «Допрос коммунистов», «На старом уральском заводе»)

5) Архитектура и скульптура 1920-30-х гг. – Каковы особенности советского конструктивизма и Ар-деко?

o Ле Корбюзье (Здание Центросоюза (Наркомлегпрома)),

o Борис Михайлович Иофа́н («Дом на набережной», проектирование здания Дворца Советов, павильон международной выставки в Париже 1937г. и идея скульптуры В. Мухиной «Рабочий и колхозница»);

o Константин Степанович Мельников (Дом Мельникова, Дом культуры им. И. В. Русакова, Клуб Дорхимзавода имени М. В. Фрунзе, Клуб завода «Каучук», Гараж «Интуриста», Клуб фабрики «Буревестник»);

o Иван Иванович Рерберг (Здание Центрального телеграфа),

o братья Веснины (здание бывшего Дома политкаторжан (Государственный театр киноактёра), Универсальный магазин Мосторга);

o Алексей Владимирович Щусев (Мавзолей Ленина на Красной площади, Центрального Дома культуры железнодорожников, Здание Наркомзема, Большой Москворецкий мост, Театр оперы и балета в Ташкенте);

o Вера Игнатьевна Мухина (Монумент «Рабочий и колхозница»)

o Иван Дмитриевич Шадр («Девушка с веслом», «Булыжник — оружие пролетариата», Памятник Горькому);

o Владимир Щуко, Владимир Гельфрейх (Здание Библиотеки СССР им. В. И. Ленина)

28. Театр. Кино. Музыка 1920-1930-х гг.

1) С чем связано появление большого числа театров после революции? Назовите новые театры (БДТ в Ленинграде, Театр им. Е. Вахтангова, Театр Сатиры, Передвижной театр драмы и комедии, Театр рабочей молодежи, Театр Моссовета)? Кто стоял у истоков первого профессионального театра для детей?

2) Широкую известность приобрели молодые режиссеры: Евгений Вахтангов, Всеволод Мейерхольд, Александр Таиров. В чём особенность их режиссуры? Кто выдвинул лозунг «Театральный Октябрь» и что он означал? Что такое «биомеханика», «гротеск», «театр неореализма»? Назовите известные их постановки.

3) Кто является автором выражения «важнейшим из всех искусств для нас является кино»? Какое значение имел кинематограф бля большевиков? Назовите первый звуковой отечественный фильм? Назовите известные работы братьев Васильевых («Чапаев»), Григория Александрова («Весёлые ребята», «Цирк», «Волга-Волга»), Григория Козинце ва и Леонида Трауберга (трилогия о Максиме), Сергея Герасимова («Семеро смелых», «Комсомольск»), Ивана Пырьева («Богатая невеста», «Трактористы», «Свинарка и пастух»), Леонид Луков («Большая жизнь»), Михаил Калатозов («Валерий Чкалов»), Сергей Эйзенштейн («Броненосец Потёмкин», «Александр Невский»). Какие темы поднимал кинематограф 1930-х гг.

4) Назовите известных актеров (знать портреты): Василий Иванович Качалов, Иван Михайлович Москвин, Вера Николаевна Пашенная, Николай Павлович Хмелёв, Борис Васильевич Щукин, Елена Николаевна Го́голева, Алексей Николаевич Гри́бов, Алла Константиновна Тарасова, Михаил Михайлович Яншин, Михаил Иванович Жа́ров, Николай Афанасьевич Крючко́в, Борис Петрович Чирков, Николай Константинович Черкасов, Игорь Владимирович Ильинский, Сергей Дмитриевич Столяров, Пётр Мартынович Алейников, Борис Фёдорович Андреев, Марк Наумович Берне́с, Владимир Михайлович Зе́льдин, Фаина Георгиевна Раневская, Любовь Петровна Орлова, Леонид Осипович Утёсов, Вера Петровна Марецкая, Марина Алексеевна Ладынина, Людмила Васильевна Целиковская, Лидия Николаевна Смирнова.

5) Музыкальная жизнь 1930-х связана с именами (знать портреты) Сергея Прокофьева (балет «Ромео и Джульетта», кантата «Александр Невский»), Дмитрия Шостаковича (опера «Леди Макбет Мценского уезда»), Тихона Хренникова (опера «В бурю»), Дмитрия Кабалевского (опера «Кола Брюньон», балет «Золотые колосья»), Александра Васильевича Александрова (Краснознамённый ансамбль красноармейской песни и пляски СССР), Исаака Дунаевского («Моя Москва», «Песня о Родине», «Песня о весёлом ветре», «Песенка о капитане»), Никиты Богословского («Спят курганы тёмные», «Три года ты мне снилась», «Лизавета»), Дмитрия Покрасса («Конноармейская», «Если завтра война», «Марш танкистов», «Москва майская»).

 


29. Политический строй СССР. Культ личности Сталина.

1) Расскажите о ликвидации многопартийности в 1920-х гг. (процессы над эсерами, решение XII Всероссийской конференции РКП(б) 1922г.). Объясните выражение «руководящая роль коммунистической партии», «ядро политической системы»? Что такое номенклатура?

2) Назовите дату принятия «Сталинской Конституции»? Почему её называли «Конституцией победившего социализма»? Расскажите о высших органах государственной власти СССР по Конституции 1936г. (используйте следующие наименования: Верховный совет СССР, Президиум Верховного совета СССР, Совет Союза, Совет Национальностей, СНК, Верховный суд СССР, Генеральный прокурор СССР)

3) Каковы причины появления культа личности Сталина? Какое значение в начале репрессий имело убийство С.М. Кирова? Какие слои населения коснулись репрессии? Что такое «тройка»? О чём гласила 58 статья УК СССР?

4) Что такое ГУЛАГ? Какова его роль и функции? Сколько заключенных содержалось в лагерях накануне ВОВ?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: