Что вы получите в результате.




Что есть что

Наш обзор называется “Бизнес-план и средства его создания”. Наступает момент для предметного разговора обо всех составляющих этого названия. Прежде всего, необходимо осознать, что, в отличие от других сторон бизнеса - бухгалтерского, товарно-материального учета, финансового анализа состояния предприятия, бизнес-планирование представляет собой задачу настолько комплексную и масштабную, что решение ее “на руках” без привлечения современных вычислительных средств не представляется возможным. Если, скажем, в области бухучета программное обеспечение призвано облегчить работу бухгалтерии, подменяя человека на некоторых рутинных операциях, то в работе над бизнес-планом компьютерная система зачастую является единственным инструментом, который в принципе может быть использован. Это предъявляет особенно жесткие требования как к процедуре выбора той системы, которую вы предполагаете использовать, так и к процессу ее эксплуатации. Вам будет важна не только возможность решить с помощью программного инструмента поставленную задачу, но и быстро получить квалифицированную консультацию или помощь разработчика в сложных случаях. Представленные на рынке системы имеют разный уровень как по универсальности, по удобству в работе, так и по послепродажной поддержке. Все вышесказанное ставит своей целью доказать, что программные средства самым тесным образом связаны со вторым понятием, присутствующим в названии обзора.

Что же мы будем понимать под собственно бизнес-планированием? В широком смысле, бизнес-план - документ, содержащий ряд показателей, характеризующих состояние бизнеса на некотором интервале времени. Бизнес-планирование, таким образом, есть процесс расчета этих показателей в зависимости от задаваемых параметров деятельности предприятия.

Очевидно, в задачи создателя бизнес-плана входит, во-первых, корректный ввод в систему данных, необходимых для расчета, и, во-вторых, понимание тех результатов, которые в итоге будут им (создателем) получены. Объем задаваемых параметров может варьироваться, как и состав рассчитываемых финансовых показателей. Однако существует целый ряд методик, четко определяющих, какие выходные формы должны включаться в бизнес-план.

Получившей наибольшее распространение в России является методика Организации по промышленному развитию ООН (так называемая методика ЮНИДО). Подход к построению типового бизнес-плана, предложенный экспертами ЮНИДО, позволяет специалисту, создающему этот документ, не упустить существенных моментов в описании текущей или планируемой деятельности предприятия и представить результаты в виде, наиболее подходящим для восприятия западными финансистами. Не являясь по сути своей догмой, данная методика выполняет роль единой базы, некоего универсального языка, позволяющего общаться между собой специалистам в области инвестиционного проектирования, финансового анализа, менеджерам компаний из различных стран мира. Большинство известных на данный момент компьютерных систем для бизнес-планирования опираются на методику ЮНИДО.

Организация по промышленному развитию, являясь подразделением Организации Объединенных Наций, сама ведет работу как по совершенствованию и вопросам всемирного использования своей методики, так и ее реализации в форме компьютерных программ. Результатом подобной деятельности стало программное средство КОМФАР (COMFAR), созданное непосредственно ЮНИДО и распространяемого ей же на коммерческой основе. КОМФАР может быть приобретен любым российским физическим или юридическим лицом в московском представительстве ЮНИДО.

КОМФАР представляет собой программное средство для Windows или Windows’95. Система реализована полностью на английском языке, выходные данные, описание и руководство пользователя также на английском. Для исключения возможностей несанкционированного использования применена аппаратная защита в виде ключа (hard lock) - специальной микросхемы, подключаемой к тому же разъему персонального компьютера, что и принтер. Стоимость программного продукта COMFAR III Expert - 4400 долларов США, при этом стоимость собственно версии программы - $ 4000, и еще $ 400 - стоимость ключа. Для каждой следующей инсталляции необходимо приобретать только ключ, поэтому при покупке более одной программы каждая следующая обходится всего в $ 400.

КОМФАР является, по всей видимости, наиболее универсальным средством проведения расчетов в области инвестиционного проектирования. Предполагается, что он адаптирован к широкому спектру задач, которые могут встретиться пользователям по всему миру. Однако подобная “всеядность” является одновременно и слабой стороной этой системы, поскольку приводит к сознательному “отсечению” разработчиком целого ряда возможностей, редко встречающихся в мировой инвестиционной практике или переусложняющих систему расчетов. Парадокс состоит в том, что именно не учтенные разработчиком нюансы могут оказаться теми факторами, которые ключевым образом влияют на финансовые показатели вашего бизнеса. В этом случае вы столкнетесь с тем, что, даже обладая универсальным программным средством бизнес-планирования, вы не получите реальной картины развития предприятия для вашего конкретного случая, то есть основная задача планирования останется невыполненной.

Естественно, в подобной ситуации пользователь ищет альтернативные системы, которые пусть и не обладают “глобальной приспосабливаемостью”, но точно отражают положение вещей применительно к конкретному предприятию. В ста процентах случаев эти программные средства - разработки местных специализированных компаний по созданию компьютерного программного обеспечения. Слово “специализированных” в данном контексте означает не просто работу над компьютерными программами как профиль деятельности фирмы, но направленность именно на разработку средств финансового анализа и бизнес-планирования. Учет местной специфики, широкие возможности по доработке программ и сервисной поддержке, индивидуальная работа с клиентом позволили российским компаниям выйти на первые роли как в качестве производителей программного обеспечения для бизнес-планирования, так и в сфере консультирования по его использованию.

Сложившаяся на отечественном рынке конкурентная ситуация характеризуется противостоянием двух идеологий, двух подходов к созданию программных систем для бизнес-планирования. Первый подход - так называемая “закрытая система”. Она представляет собой “черный ящик” (в математическом смысле), в который пользователь закладывает исходные данные, а на выходе получает результаты. Пользователь не может вмешаться в процесс расчетов, алгоритм вычислений известен ему только в общих чертах, конкретные формулы “закрыты” внутри расчетного блока и не подлежат корректировке пользователем.

Самым ярким представителем идеологии “закрытых систем” (идеологии, в которой, кстати, реализован и КОМФАР), является программа “Project Expert” московской фирмы Pro-Invest Consulting. Широко рекламируемая в специальных изданиях, обладающая мощной сервисной поддержкой, имеющая развитые возможности по обновлению версий (upgrade), данная система представляет наиболее полный набор возможностей как профессионалам в области создания бизнес-планов, так и неспециалистам. Project Expert считается головной системой в семействе программ фирмы Pro-Invest Consulting: на рынке также представлены продукты “Forecast Expert” - система прогнозирования, “Marketing Expert” - система построения маркетинговой стратегии, “Audit Expert” - система анализа финансового состояния предприятия, “Project Questionnaire & Risk” - система анализа рисков. Все указанные программы реализованы для оболочек Windows и Windows’95.

Как и КОМФАР, Project Expert использует аппаратную защиту от незарегистрированных пользователей. Ключ входит в комплект поставки каждой программы и отдельно не приобретается. При этом стоимость Project Expert Professional последней версии 5.0, в котором реализованы возможности многопользовательской эксплуатации в локальной сети, составляет 2450 долларов США, что ниже стоимости программы КОМФАР. Производитель программы ведет гибкую маркетинговую политику и может предоставить существенные скидки (до 60%) отдельным категориям пользователей.

Класс “открытых систем” бизнес-планирования представлен на рынке целым рядом программных средств. Мы рассмотрим среди них наиболее характерную и, на мой взгляд, наиболее продвинутую - “Альт-Инвест” петербургской фирмы “Альт”. Она также является головной в группе программ, таких как “Альт-Прогноз” (прогнозирование), “Альт-План” (стратегическое планирование), “Альт-Финансы” (анализ финансового состояния). Кроме того, существует сокращенный вариант программы под названием “Альт-Инвест-Прим”, о котором мы обязательно поговорим ниже. Стоимость программ составляет 1095 долларов США (“Альт-Инвест 2.0”) и 280 долларов США (“Альт-Инвест-Прим 3.0”).

Программа “Альт-Инвест” реализована в среде электронных таблиц “Microsoft Excel 5.0”. Это означает, что для работы с системой вам необходимо предварительно установить себе на компьютер “Excel”, что, впрочем, нельзя отнести к недостаткам “Альт-Инвеста”, так как указанный тип электронных таблиц распространен практически повсеместно.

“Открытая система” характерна, в частности, тем, что пользователь имеет возможность отслеживать процедуру вычислений путем внесения изменений в конкретные расчетные формулы. “Альт-Инвест” представляет собой файл Excel-формата, поэтому как исходные данные, так и массивы результатов представляют собой просто набор таблиц. Каждое поле такой таблицы либо служит для ввода начальных числовых данных, либо содержит расчетную формулу, которую пользователь может редактировать. Данная особенность “открытых систем” вызывает огромное количество нареканий. В самом деле, каждое изменение, вносимое пользователем, теоретически может содержать ошибку. Пользователь, совершенно не владеющий синтаксисом языка, встроенного в “Excel 5.0”, естественно, формулы редактировать не сможет, однако при наличии минимальной квалификации возможно внесение в программу любых изменений. И в этой ситуации для обнаружения возникших в вычислительных алгоритмах ошибок необходимо обладать очень серьезным опытом работы с подобными системами и четко представлять себе методику и логику расчетов.

К каким последствиям может привести неаккуратное обращение с алгоритмами в программе? Это зависит прежде всего от того, как вы предполагаете использовать бизнес-план, созданный на основе проделанных расчетов. Если вы используете его для анализа деятельности собственного предприятия, вы рискуете не выполнить ни одной из задач бизнес-планирования. Кроме этого, вы можете не увидеть потенциальную опасность некоторых факторов, и понесенные вами в процессе деятельности убытки станут для вас полной неожиданностью. То есть, в конечном итоге, вы, сами того не желая, обманете себя.

Если вы планируете использовать бизнес-план, содержащий ошибки, в общении с потенциальным инвестором - наивно думать, что он обманется вслед за вами. Ошибки в расчетах, как правило, очевидны для профессионалов в области инвестиционного проектирования. То есть в результате вы либо “заплатите дважды” - в том числе за переделку бизнес-плана специалистами того банка либо компании, куда вы обратились в поисках инвестиций, - либо будете отвергнуты инвестором, заработав при этом репутацию низкоквалифицированного специалиста, а то и просто мошенника. Инвестору недосуг разбираться, искажены данные случайно или злонамеренно.

Возникает резонный вопрос: при наличии подобных недостатков в “открытых системах”, неужели еще находятся люди, обладающие смелостью работать с ними? Ответ - да, и таких людей немало. В основном, это специалисты, имеющие достаточные знания в области финансов, экономики и бизнес-планирования, что позволяет им избегать ошибок на стадии настройки системы на конкретное предприятие и при проведении расчетов. Для них недостатки подобных систем пренебрежимо малы по сравнению с их достоинствами: гибкостью, “прозрачностью”, очевидностью алгоритмов и методов. Кроме того, и в исходном тексте программы иногда встречаются ошибки, допущенные самим разработчиком. И если в “открытой системе” обнаружение таких ошибок - дело техники, а исправление, как правило, занимает несколько минут, то в “закрытых системах” даже специалист, знакомый с методиками расчетов, должен искать ошибку, сопоставляя косвенные данные - результаты расчетов с начальными условиями. По опыту, это отнимает уйму времени, а поскольку исправить ошибку самостоятельно невозможно - необходимо либо связываться с разработчиком программы, либо искать “обходные” пути расчетов. Последнее часто является тяжелой задачей даже для специалистов.

Общей частью всех трех рассматриваемых систем, как, видимо, и любой вычислительной системы, является следующая логика: вы задаете программе некоторые исходные данные, и она рассчитывает для вас некоторые результаты, с которыми вы имеете дело в дальнейшем. Начнем с первого шага:

Что вы должны задать:

Общие параметры расчета:

Горизонт планирования - начальный момент и конечный момент расчета либо момент начала расчета и продолжительность;

Интервал планирования - периодичность, с которой результаты будут представлены в выходных таблицах. Например: при интервале планирования, равном 30 дням, результаты будут отображаться помесячно, при интервале 90 дней - поквартально. Значение продолжительности интервала планирования может влиять на алгоритм расчета или нет, в зависимости от конкретной системы (см. ниже);

Количество и наименование валют, в которых будет вестись расчет, а также какая валюта является основной. Основная валюта - та, в которой будут представлены результаты расчетов. Моновалютным называется расчет, когда как все доходы так и все расходы выражены в одной валюте. В этом случае основная валюта совпадает с валютой расчета. Двухвалютные расчеты возникают, когда часть доходов либо расходов производится в валюте, отличной от основной. Например, затраты производятся в рублях, а продукция экспортируется, и выручка получается в долларах США. Основной в данном случае может быть любая из двух валют, по выбору пользователя. Многовалютные системы позволяют использовать количество валют, большее двух.

Максимально точное описание макроэкономических параметров среды, в которой функционирует предприятие. К этим параметрам относятся:

Курсы валют - текущие и на перспективу;

Инфляция - текущие показатели и прогноз;

Налоговое окружение - ставки налогов; либо виды налогов, ставки и база налогообложения;

Описание параметров производства:

Номенклатура выпускаемой продукции;

Объем производства (либо граничные условия по объемам производства, в зависимости от типа системы);

Себестоимость продукции (по типам издержек);

Номенклатура сырья и материалов, порядок их использования в производстве;

Условия оплаты и поставок сырья и материалов.

Описание сбытовой политики:

Объем сбыта (по интервалам планирования);

Цены продаж;

Условия оплаты и поставок.

Инвестиционный план:

Объем, структура и сроки инвестирования;

Типы активов, условия амортизации активов.

Финансовая схема предприятия:

Объем и условия привлечения капитала

Доля заемного капитала;

Условия использования займов (сроки, процентные ставки, условия возврата);

Условия распределения прибыли, дивидендная политика.

Ставка дисконтирования

Нельзя сказать, чтобы этот последний параметр был в расчетах основным, поскольку невозможно подразделить исходные данные на главные и второстепенные. Тем не менее, на понятии дисконтирования и выборе ставки дисконтирования, на мой взгляд, есть смысл остановиться чуть подробнее, поскольку, с одной стороны, данная величина назначается расчетчиком целиком на его усмотрение, но, с другой стороны, ее выбор должен быть серьезно обоснован, поскольку она относится к параметрам, существенным образом влияющим на результаты.

Дисконтирование как метод самым тесным образом связан с явлением изменения стоимости денег во времени. Основной принцип гласит, что некоторая сумма денег сегодняшних, как правило, дороже той же суммы денег через определенное время, поскольку за это время указанная сумма денег, будучи вложенной, принесет их владельцу дополнительный доход. Таким образом, даже в отсутствие инфляции деньги, не приносящие дохода, теряют в своей стоимости. Та минимальная доходность, с которой владелец капитала готов разместить свои денежные средства для сохранения их нынешней стоимости и называется, по одному из определений, ставкой дисконтирования.

Методика расчета ставки дисконтирования рассматривает ее как сумму трех составляющих: минимальной гарантированной доходности, инфляции, “платы за риск”. Первое слагаемое обычно рассчитывается на основе текущих доходностей наименее рискованных финансовых инструментов данного региона либо страны (как правило, государственные ценные бумаги), инфляционная составляющая может быть получена на базе анализа статистической информации, рисковая составляющая определяет степень рискованности вложений в конкретный регион, предприятие или проект. Вообще же, выбор ставки дисконтирования - отдельная большая тема, к которой мы планируем вернуться в следующих публикациях.

Итак, заполнены все необходимые поля в таблицах ввода данных, вы нажимаете кнопку “расчет” (или программа производит его автоматически), и через несколько секунд вычисления завершены. Пора поговорить о том,

Что вы получите в результате.

Основой выходных данных являются три отчета, на основании которых рассчитываются показатели эффективности и финансовые показатели. Этими отчетами являются:

1. Отчет о движении денежных средств (Cash-flow statement). Он отражает реальный приток - отток средств по счету предприятия в зависимости от интервала планирования (см. табл. 1). Последняя строка отчета “Свободные денежные средства нарастающим итогом” иногда носит название “Остаток по расчетному счету”, отражающее ее сущность. Финансовый план вашего предприятия должен обеспечивать постоянный положительный остаток по данной строке, отрицательные величины означают нехватку ресурсов и, следовательно, невозможность исполнения запланированного в текущем и всех последующих интервалах.

Таблица 1

Отчет о движении денежных средств   1 ИП 2 ИП 3 ИП 4 ИП
A. Приток денежных средств          
Увеличение уставного капитала тыс.долл. 0,00 0,00 0,00 0,00
Привлечение кредитов тыс.долл. 6100,00 0,00 0,00 0,00
Прирост норм. текущих пассивов тыс.долл. -8,27 18,14 -4,64 14,47
Выручка от реализации тыс.долл. 0,00 0,00 0,00 0,00
Доходы от прочей реализации и внереализационные доходы тыс.долл. 0,00 0,00 0,00 0,00
=== Итого приток тыс.долл. 6091,73 18,14 -4,64 14,47
B. Отток денежных средств          
Прирост постоянных активов тыс.долл. 0,00 0,00 0,00 0,00
Прирост норм. текущих активов тыс.долл. -198,05 -993,14 -1163,73 -886,71
Операционные затраты тыс.долл. 0,00 0,00 0,00 0,00
Выплаты по кредитам тыс.долл. 0,00 -203,33 -203,33 -203,33
Прочие текущие затраты тыс.долл. 0,00 0,00 0,00 0,00
Налоги тыс.долл. -0,66 -3,97 -7,85 -10,81
Дивиденды тыс.долл. 0,00 0,00 0,00 0,00
=== Итого отток тыс.долл. -198,71 -1200,44 -1374,91 -1100,85
*** Прирост денежных средств тыс.долл. 5893,03 -1182,30 -1379,55 -1086,37
То же, нарастающим итогом (свободные денежные средства) тыс.долл. 5893,03 4710,73 3331,18 2244,80

2. Отчет о прибылях и убытках (Income statement). Является аналогом стандартного бухгалтерского отчета о финансовых результатах (см. табл. 2).

Таблица 2           тыс.долл.
ОТЧЕТ О ПРИБЫЛИ   1 кв. 2 кв. 3 кв. 4 кв. ИТОГО
Выручка от реализации   100,000 100,000 100,000 100,000 400,000
Операционные затраты   -68,340 -68,340 -68,340 -68,340 -273,360
= Прибыль от операций   31,660 31,660 31,660 31,660 126,640
Амортизационные отчисления   -2,500 -2,500 -2,500 -2,500 -10,000
Проценты за кредиты   0,000 0,000 0,000 0,000 0,000
Налоги с выручки от реализации (НДС, жилье, пользователи а/д)   -8,333 -10,000 -10,000 -10,000 -38,333
Налоги с заработной платы   -0,120 -0,120 -0,120 -0,120 -0,480
Налог на имущество   -0,138 -0,125 -0,113 -0,100 -0,475
= Балансовая прибыль   20,569 18,915 18,928 18,940 77,352
Корректировка налогооблагаемой прибыли   0,000 0,000 0,000 0,000 0,000
= Налогооблагаемая прибыль   20,569 18,915 18,928 18,940 77,352
Налог на прибыль 35% -7,199 -6,620 -6,625 -6,629 -27,073
= Чистая прибыль   13,370 12,295 12,303 12,311 50,279
= То же, нарастающим итогом   13,370 25,665 37,968 50,279 -
Дивиденды 0% 0,000 0,000 0,000 0,000 0,000
= Нераспределенная прибыль   13,370 12,295 12,303 12,311 50,279
= То же, нарастающим итогом   13,370 25,665 37,968 50,279 -

3. Балансовый отчет (Balance sheet). Часто по английскому наименованию называется “отчетом по балансовому листу”. Отражает структуру активов и пассивов предприятия по интервалам планирования (табл. 3).

Таблица 3         тыс.долл
БАЛАНС   1 кв. 2 кв. 3 кв. 4 кв.
Внеоборотные активы 100,000 20,000 20,000 20,000 20,000
Начисленный износ -80,000 -2,500 -5,000 -7,500 -10,000
= Чистые внеоборотные активы 20,000 17,500 15,000 12,500 10,000
Запасы сырья и материалов 0,000 10,000 10,000 10,000 10,000
Незавершенное производство 0,000 0,000 0,000 0,000 0,000
Готовая продукция 0,000 0,000 0,000 0,000 0,000
Расчеты с покупателями 0,000 11,111 11,111 11,111 11,111
Авансы поставщикам 0,000 0,000 0,000 0,000 0,000
Денежные средства 0,000 -1,908 12,887 27,690 42,501
= Оборотные активы 0,000 19,203 33,998 48,801 63,612
Убытки 0,000 0,000 0,000 0,000 0,000
= Активы 20,000 36,703 48,998 61,301 73,612
Уставный капитал 20,000 20,000 20,000 20,000 20,000
Нераспределенная прибыль 0,000 13,370 25,665 37,968 50,279
= Собственный капитал 20,000 33,370 45,665 57,968 70,279
Кредиты 0,000 0,000 0,000 0,000 0,000
= Долгосрочные обязательства 0,000 0,000 0,000 0,000 0,000
Расчеты с поставщиками 0,000 3,333 3,333 3,333 3,333
Авансы от покупателей 0,000 0,000 0,000 0,000 0,000
Расчеты с бюджетом и внебюджетными фондами 0,000 0,000 0,000 0,000 0,000
Расчеты с персоналом 0,000 0,000 0,000 0,000 0,000
= Краткосрочные обязательства 0,000 3,333 3,333 3,333 3,333
= Заемный капитал 0,000 3,333 3,333 3,333 3,333
Сальдо баланса 0,000 0,000 0,000 0,000 0,000

Вторая группа результатов называется показателями эффективности. Они, как правило, используются для определения выгодности вложения средств в то или иное предприятие. Кроме того, эти показатели позволяют сравнивать различные варианты использования капитала. К основным показателям эффективности относятся:

1. Чистая приведенная стоимость (NPV, Net Present Value). Тесно связана с понятием дисконтирования и дисконтированного денежного потока. Представляет собой сумму чистых денежных потоков, определяемых в таблице Cash-flow, и приведенных на момент начала планирования с помощью процедуры дисконтирования. Как правило, считается, что инвестиционный проект с NPV, меньшим нуля, невыгоден для финансирования, поскольку приносит доход меньше потенциально возможного. Показатель зависит от горизонта планирования, поэтому для корректного сравнения двух проектов они должны иметь равную длительность.

2. Внутренняя норма доходности (IRR, Internal Rate of Return, иногда называется также “внутренней нормой прибыли, ВНП). Значение ставки дисконтирования, при котором чистая приведенная стоимость обращается в ноль. Как правило, проекты с IRR ниже, чем ставка дисконтирования, являются невыгодными для инвестирования. Однако обратное не всегда верно, поскольку в случаях, когда на горизонте планирования чистый денежный поток меняет знак более одного раза, уравнение, по которому итерационным методом ищется IRR, может иметь более одного решения.

3. Срок окупаемости (PBP, Payback Period) - точка на горизонте планирования, в которой денежный поток, рассчитываемый нарастающим итогом, стал положительным и остался таковым на всем протяжении до окончания проекта. Различают простой и дисконтированный сроки окупаемости, рассчитываемые соответственно по чистому и чистому дисконтированному потокам денежных средств.

Следует особо подчеркнуть, что для корректного заключения, например, о выгодности инвестиций в проект, следует в комплексе анализировать как показатели эффективности с учетом их взаимосвязей, так и отдельные значения некоторых из результатов, содержащихся в каждом из трех перечисленных выше отчетов.

Третья группа результатов называется коэффициентами финансовой оценки. Большое их количество призвано охватить практически все аспекты функционирования предприятия, поэтому данные показатели широко используются и в инвестиционном планировании, и в оперативном планировании, и при анализе финансового состояния компании. Подробный анализ каждого из коэффициентов занял бы непозволительно много времени, тем более что состав рассчитываемых показателей сильно зависит от используемого вами программного средства, поэтому уместно будет кратко перечислить основные типы этих показателей.

1. Точка безубыточности - объем производства, при котором объем выручки становится равным суммарным производственным издержкам. Зависит от соотношения переменных (зависящих от объема производства) и постоянных (не зависящих от объема производства) производственных затрат

2. Коэффициенты рентабельности. Рентабельность оборотных (RCA) и внеоборотных (RFA) активов, рентабельность собственного капитала (ROE), инвестиций (ROI), рентабельность продаж позволяют оценить эффективность каждого отдельного звена, позволяющего функционировать вашему бизнесу.

3. Коэффициенты CR - общей (текущей) ликвидности и QR - мгновенной (срочной) ликвидности характеризуют обеспеченность обязательств предприятия соответствующими типами активов.

4. Группа коэффициентов покрытия характеризует способность предприятия обеспечивать выплату процентов и возврат основной суммы займа в срок без нарушения финансовой устойчивости.

Четвертый раздел результатов именуется анализом чувствительности. Он иллюстрирует зависимости основных показателей эффективности от важнейших параметров, характеризующих ваш бизнес. Анализ чувствительности позволяет вам увидеть, влияние каких факторов на деятельность компании наиболее существенно, изменениями каких параметров при дальнейшем анализе можно пренебречь, каков “запас прочности” у вашего предприятия, что может отрицательно повлиять на его устойчивость.

Все программные продукты, участвующие в обзоре, в целом отвечают изложенной выше схеме построения процесса вычислений. Однако каждый из них имеет ряд особенностей, которые могут существенно повлиять на ваш потенциальный выбор. Дополнительные возможности каждой из трех систем, их положительные и отрицательные стороны - об этом в последней части статьи.

COMFAR

Система, созданная специалистами ЮНИДО, имеет одно неоспоримое преимущество перед отечественными разработками - она по определению соответствует методике, которую используют в работе крупнейшие зарубежные инвестиционные институты, такие как Мировой Банк или Европейский Банк Реконструкции и Развития. Это ни в коем случае не означает, что российские программные средства не выполняют положений методики. Речь идет лишь о том, что, представляя иностранному инвестору или финансовой компании бизнес-план, выполненный на КОМФАРе, вы сразу “отсекаете” целый блок возможных вопросов и разногласий, связанных с формой представления результатов вашей работы. Справедливости ради нужно отметить, что данное преимущество в последнее время нивелировалось, что объясняется как признанием отечественных систем бизнес-планирования на мировом уровне, так и тем, что вопрос деталей представления результатов, в конечном счете, не является первоочередным и может быть согласован легко.

Интерфейс программы может быть оценен как очень хороший. Как ввод исходных данных, так и просмотр результатов организованы в форме вложенных таблиц, заголовки которых представлены в виде диаграмм, подчиненных понятной логике.

Последние версии программы КОМФАР, в отличие от ранних, позволяют задавать различные длительности интервала планирования, кратные месяцу. Реализован многовалютный расчет, общее количество описываемых в конкретном варианте валют может достигать 20. Теоретически, к преимуществам программы также можно отнести возможность определения двух “параллельных” курсов основной и каждой из дополнительных валют (в КОМФАРе они именуются “местной” и “иностранными”) - официального обменного курса и курса “черного рынка”.

Основным недостатком программы является отсутствие структурно обособленного блока описания налогов. Стремясь к универсализации программы, разработчики сделали ряд упрощений, которые, с точки зрения решения задач бизнес-планирования, нельзя считать оправданными. Формирование производственных запасов, применение сложных схем оплаты сырья и материалов, нестандартные схемы продаж произведенной продукции зачастую не могут быть адекватно описаны с учетом принятых в системе допущений. В условиях непростой российской экономики совокупность данных отрицательных факторов составляет критическую массу и не позволяет рекомендовать КОМФАР в качестве системы бизнес-планирования “на каждый день”.

Сервисная поддержка системы оставляет желать лучшего и совершенно не выдерживает конкуренции с уровнем сервисного обслуживания у отечественных компаний-разработчиков.

Резюме: приобретать КОМФАР следует только в том случае, если вы напрямую работаете с западным инвестиционным институтом, который принимает к рассмотрению только бизнес-планы в формате КОМФАРа. Во всех остальных случаях, будь то текущее или инвестиционное планирование - эта система “простовата” и плохо приспособлена к реалиям отечественного рынка. Данная ситуация - как раз тот случай, когда рекомендация покупать российские товары (в данном случае компьютерные программы) вызвана не голым патриотизмом, но пониманием предмета. Надеюсь, что данный обзор поможет вам сориентироваться.

Project Expert

На настоящий момент - наиболее продвинутая система. Выход в 1996 году версий 5.0 и 5.0 Professional стал для многих специалистов важнейшим событием. Функциональное оснащение системы выше всяких похвал. На настоящий момент практически не существует задач, которые не могут быть описаны системой точно. По сравнению с предыдущими версиями 4.0 и 4.2 в этом направлении был сделан большой шаг вперед. К сожалению, при этом пришлось пожертвовать совместимостью версий, и выполненные на версиях 4.* расчеты не могут быть загружены в новый Project Expert 5.0.

Внутренняя логика системы достаточно проста и понятна даже неискушенному пользователю, имеющему общие понятие о финансовом анализе. Система вложенных меню позволяет задавать исходные данные поэтапно, и риск забыть ввести какие-либо данные минимален.

Интервал планирования жестко определен в теле системы и составляет один день. При этом интервал представления результатов может быть задан пользователем и изменяется дискретно (месяц-квартал-год), количество интервалов не ограничено. В качестве положительного момента необходимо отметить встроенный в систему реальный календарь. Расчет, таким образом, ведется с учетом реального количества дней в месяце (28 (29) - 30 - 31).

Широкие возможности пользователю предоставляет карточка “Стартовый баланс”. Система позволяет рассчитывать инвестиционные проекты любой сложности на действующем предприятии с любыми стартовыми показателями.

Очень гибко организован блок задания налогов. Универсальность здесь решена совершенно не с тех позиций, что в КОМФАРе. Это позволило не ограничивать пользователя ни в количестве возможных налогов, ни в выборе базы налогообложения. Специалисты из ЮНИДО могут позавидовать.

Самых добрых слов заслуживает работа системы с таким сложным налогом как налог на добавленную стоимость. Различные системы учета и списания НДС, предусмотренные в программе, позволяют вам быть уверенным в правильности ваших расчетов даже для самых нестандартных ситуаций.

Ни одна из рассматриваемых систем, кроме Project Expert, не может предоставить пользователю такой важной возможности, как составление сетевого плана. Это особенно существенно при расчете инвестиционных проектов с комбинацией параллельных и связанных этапов инвестирования. Интерфейс этого раздела, на мой взгляд, немного усложнен, и ввод данных занимает много времени, но затем потраченные усилия окупаются сторицей.

Блок “Операционный план” подчинен определенной внутренней логике, зачастую с трудом воспринимаемой некоторыми пользователями. Она заключается в том, что план производства весьма жестко подчинен плану сбыта, то есть система не дает предприятию возможности “работать на склад”, а позволяет производить только определенный программой сбыта объем продукции с учетом заданного пользователем запаса готовых изделий. Поняв и приняв эту логику, как правило, больше трудностей в работе не встречаешь.

Единственные нарекания вызывает раздел “Финансирование”. Так, использование заемных средств организовано как получение некоторого числа кредитов на заданный срок по фиксированной ставке. Это усложняет работу с займами типа открытых кредитных линий. И хотя описание любого типа кредитования в принципе возможно, ввод данных о кредит



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: