План
1. Теоретические основы педагогической практики
1.1. Концепция педагогической практики
1.2. Цель и задачи педагогической практики
2. Содержание педагогической практики
3. Требования к базе педагогической практики
4. Организация педагогической практики
5. Критерии оценки студентов
6. Подведение итогов педагогической практики (отчетность)
Использованная литература
Обязательная
1. Артеменко Е. П. Педагогическая практика студентов филологического факультета: Учеб.-метод. пособие для студентов-филологов стационара и заоч. отд-ния /Е.П. Артеменко.- Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 1975. - 120 с.
2. Педагогическая практикастудентов: теоретические основы и опыт организации /В.П. Тарантей [и др.]; Учреждение образования "Гродненский гос. ун-т им. Я.Купалы"; Под ред. В.П.Тарантея. - Гродно: ГрГУ, 2004. - 354 с.
3. Чепиков В. Т. Педагогическая практика: учеб.-практич. пособие /В.Т. Чепиков.- Мн.: ООО "Новое знание", 2004. - 203 с.
4. Программа педагогической практики студентов 5 курса филологического факультета/ авт.-сост.: В. Ю. Дылевская, О. Л. Жук, Е. А. Коновальчик и др. – Минск: БГУ, 2008. – 55 с.
Дополнительная
1. Ковалевская Е.Н. Организация педагогической практики студентов 5 курса / Е.Н. Ковалевская, И.И. Середенко, Т.Т. Уразаева. – Томск: ТГПУ, 2002.
2. Положение о порядке проведения педагогической практики студентов факультета русской филологии Московского государственного областного университета.
3. Ломакина О.Е., Раменская О.В. Педагогическая практика студентов - будущих учителей иностранных языков: Программа и методические рекомендации. - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2004. - 28 с.
4. Десятников Б.В. Педагогическая практика студентов романо-германского отделения филологического факультета КГУ. Методическая разработка для руководителей педпрактики. - Калининград: Изд-во КГУ, 1997. - 16 с.
5. Методические рекомендации студентам-филологам (Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского)
Теоретические основы педагогической практики
Концепция педагогической практики
Педагогическая практика студентов является важным звеном в системе подготовки филолога-преподавателя. Это еще один этап формирования профессионально-педагогической компетентности, которая должна позволить студенту-выпускнику стать полноправным членом гражданского общества. Профессионально-педагогическая компетентность предполагает умение привести литературоведческую, лингвистическую, психологическую, педагогическую, дидактическую, методическую, коммуникативную составляющие в продуктивное взаимодействие в теоретическом и практическим выражении.
Практика должна носить обучающий и развивающий характер. Должны быть созданы условия для самоактуализации и саморазвития личности студента. Практика должна помочь студенту выработать индивидуальный педагогический стиль. Основными видами деятельности должны стать творческая и исследовательская. В частности студенты должны в ходе практики реализовать свой исследовательский, творческий проект.
Классы, в которых студенты будут проходить практику и в которых будут реализовывать свой проект, должны быть известны им в 7 семестре.
Управление практикой должно выстраиваться на диалогических основаниях. Также диалогические основания должны определять характер общения на всех уровнях практики: студент - ученик, студент - учитель, студент - преподаватель, студент - руководители практики, студент - представители администрации школы. Принципы преподавания русского языка и литературы должны быть также диалогическими.
Поскольку одной из основных проблем практики является проблема эффективности общения, необходимо усиление коммуникативной составляющей в программе практики, а именно студенты должны в ходе практики провести внеклассное мероприятие по культуре общения.
В ходе практики должны поощряться самостоятельность и инициативность студентов.
Цель и задачи педагогической практики
Цель: формирование профессионально-педагогической компетентности на данном этапе образования и развития студентов.
Задачи:
- углубление знаний студентов, развитие их умений, навыков по предметам, определяющим содержание практики;
- формирование педагогических умений студентов;
- развитие у студентов профессиональных творческих способностей;
- развитие профессиональных исследовательских способностей студентов;
- создание условий для самоактуализации и саморазвития студентов;
- создание условий для профессионального самоопределения.студентов;
- выявление качественных характеристик индивидуального педагогического стиля студентов;
- создание диалогического коммуникативного пространства в ходе практики.
Содержание педагогической практики
В течение практики каждый студент должен выполнить ряд заданий:
По методике русского языка и литературы:
· ознакомиться с тематическим планированием в средних и старших классах;
· составить график уроков на период практики;
· посещать в течение всей практики уроки учителей-предметников и уроки сокурсников, принимать участие в обсуждении уроков;
· осуществлять проверку тетрадей учащихся;
· провести необходимое количество уроков;
· провести внеклассное мероприятие по каждому предмету.
В целом студенты проводят 12 - 15 уроков русского языка и литературы в средних и старших классах.
Возможно проведение внеклассного мероприятия общей филологической направленности.
По педагогике:
Задание 1.
Изучение системы учебно-воспитательной работы школы:
1. Беседа с администрацией школы, учителями, классными руководителями (особенности микрорайона школы, внутреннего распорядка, режима работы школы, контингента учащихся и педагогического коллектива, традиции школы).
2. Изучение и анализ школьной документации (устав школы, перспективный план учебно-воспитательной работы школы, педагогические задачи на текущий год; медицинские карты учащихся, дневники учащихся, классный журнал, план классного руководителя).
3. Знакомство с материальной базой школы (кабинеты, мастерские, библиотека, музей и т. д.).
Полученные сведения по всем изучаемым направлениям фиксируются в педагогическом дневнике студента-практиканта.
Задание 2.
Знакомство с особенностями научно-методической работы школы (ПУ): учебным планом, темой научно-методической работы, планами повышения уровня профессионального мастерства учителя, темами заседаний педагогического совета школы, работой методических объединений.
Задание 3.
Внеклассная воспитательная работа:
1. Определение студентом личных целей своей работы с коллективом учащихся в период педагогической практики.
2. Планирование внеклассной воспитательной работы с учащимися в прикрепленном классе с учетом плана классного руководителя и общешкольного плана внеклассной работы.
3. Выполнение текущей внеклассной воспитательной работы.
4. Подготовка и организация разнообразных видов воспитывающей деятельности: трудовой, познавательной, художественно-творческой, спортивной и т. п. Подготовка и проведение разнообразных форм воспитательной работы с коллективом и отдельными учащимися: вечера, устные журналы, информации, трудовые формы, классные часы и т. п.
5. Посещение общешкольных и классных воспитательных мероприятий, проводимых учителями школы и студентами-практикантами с целью изучения опыта организации воспитывающей деятельности.
6. Подготовка и проведение открытого внеклассного воспитательного мероприятия в прикрепленном классе (группе).
7. Самоанализ внеклассного мероприятия или урока.
Личные цели и план внеклассной работы студента с коллективом учащихся, план-конспект внеклассных мероприятий и т. п. фиксируются в педагогическом дневнике студента.
Задание 4.
Изучение опыта работы школы и классного руководителя с родителями:
1. Основные задачи педагогического коллектива школы по работе с родителями.
2. Направления работы школы с родителями (педагогическое просвещение, работа с семьями риска, организация совместной досуговой деятельности и т. п.).
3. Приоритетные задачи классного руководителя в работе с родителями.
4. Основные направления работы классного руководителя с родителями учащихся.
5. Формы работы с родителями в школе и в конкретном классе (родительские комитеты, родительские собрания, педагогические консилиумы и т.п.).
Полученная информация по работе с родителями систематизируются и фиксируются в педагогическом дневнике студентом-практикантом.
Задание 5.
Обобщение собственных впечатлений о педагогической практике студента-практиканта (оформляется письменно в педагогическом дневнике в свободной форме).
По психологии:
1. Провести по специальной программе изучение личности ученика с фиксацией данных исследования в дневнике наблюдений.
2. Составить психолого-педагогическую характеристику ученика.
3. Выполнить совместно с методистом психологический анализ урока.
4. Выполнить самостоятельно психологический анализ урока.
Этапы практики:
1 неделя:
Проведение установочной конференции в университете, на которой студенты знакомятся с программой практики; проведение установочной конференции в школе, где администрация школы и учителя знакомятся с программой практики, а студенты - с паспортом школы, внутренним распорядком школы, учебным планом, планом работы школы на год, планом методического объединения школы, расписанием, классами, классными руководителями, учителями, администрацией, курирующим практику завучем. Начиная с установочной конференции в университете, студенты делают необходимые записи в индивидуальном плане.
В течение первой недели студенты знакомятся с тематическим планированием, планами работы учителей русского языка и литературы, классных руководителей, с личными делами, классными журналами, посещают все уроки в своем классе, выбирают ученика, над психологической характеристикой которого будут работать всю практику, начинают вести педагогический дневник.
Заканчивается неделя составлением плана-графика на всю практику по всем составляющим. График предоставляется старостой группы студентов, находящихся в каждой конкретной школе, в кабинеты русского языка и литературы, педагогики, психологии. График уроков и мероприятий с учетом изменений должен быть на кафедрах в конце каждой новой недели на следующую.
2 - 5 недели:
На второй и пятой неделях практики студенты выполняют задания по педагогике, психологии, русскому языку и литературе, посещают уроки учителей-предметников, уроки сокурсников, внеклассные мероприятия учителей, сокурсников, участвуют в обсуждении уроков, внеклассных мероприятий.
6 неделя:
На шестой неделе студенты завершают выполнение программы практики, оформляют документы практики.