Цель и задачи педагогической практики




План

1. Теоретические основы педагогической практики

1.1. Концепция педагогической практики

1.2. Цель и задачи педагогической практики

2. Содержание педагогической практики

3. Требования к базе педагогической практики

4. Организация педагогической практики

5. Критерии оценки студентов

6. Подведение итогов педагогической практики (отчетность)

Использованная литература

Обязательная

1. Артеменко Е. П. Педагогическая практика студентов филологического факультета: Учеб.-метод. пособие для студентов-филологов стационара и заоч. отд-ния /Е.П. Артеменко.- Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 1975. - 120 с.

2. Педагогическая практикастудентов: теоретические основы и опыт организации /В.П. Тарантей [и др.]; Учреждение образования "Гродненский гос. ун-т им. Я.Купалы"; Под ред. В.П.Тарантея. - Гродно: ГрГУ, 2004. - 354 с.

3. Чепиков В. Т. Педагогическая практика: учеб.-практич. пособие /В.Т. Чепиков.- Мн.: ООО "Новое знание", 2004. - 203 с.

4. Программа педагогической практики студентов 5 курса филологического факультета/ авт.-сост.: В. Ю. Дылевская, О. Л. Жук, Е. А. Коновальчик и др. – Минск: БГУ, 2008. – 55 с.

Дополнительная

1. Ковалевская Е.Н. Организация педагогической практики студентов 5 курса / Е.Н. Ковалевская, И.И. Середенко, Т.Т. Уразаева. – Томск: ТГПУ, 2002.

2. Положение о порядке проведения педагогической практики студентов факультета русской филологии Московского государственного областного университета.

3. Ломакина О.Е., Раменская О.В. Педагогическая практика студентов - будущих учителей иностранных языков: Программа и методические рекомендации. - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2004. - 28 с.

4. Десятников Б.В. Педагогическая практика студентов романо-германского отделения филологического факультета КГУ. Методическая разработка для руководителей педпрактики. - Калининград: Изд-во КГУ, 1997. - 16 с.

5. Методические рекомендации студентам-филологам (Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского)

 

Теоретические основы педагогической практики

Концепция педагогической практики

Педагогическая практика студентов является важным звеном в системе подготовки филолога-преподавателя. Это еще один этап формирования профессионально-педагогической компетентности, которая должна позволить студенту-выпускнику стать полноправным членом гражданского общества. Профессионально-педагогическая компетентность предполагает умение привести литературоведческую, лингвистическую, психологическую, педагогическую, дидактическую, методическую, коммуникативную составляющие в продуктивное взаимодействие в теоретическом и практическим выражении.

Практика должна носить обучающий и развивающий характер. Должны быть созданы условия для самоактуализации и саморазвития личности студента. Практика должна помочь студенту выработать индивидуальный педагогический стиль. Основными видами деятельности должны стать творческая и исследовательская. В частности студенты должны в ходе практики реализовать свой исследовательский, творческий проект.

Классы, в которых студенты будут проходить практику и в которых будут реализовывать свой проект, должны быть известны им в 7 семестре.

Управление практикой должно выстраиваться на диалогических основаниях. Также диалогические основания должны определять характер общения на всех уровнях практики: студент - ученик, студент - учитель, студент - преподаватель, студент - руководители практики, студент - представители администрации школы. Принципы преподавания русского языка и литературы должны быть также диалогическими.

Поскольку одной из основных проблем практики является проблема эффективности общения, необходимо усиление коммуникативной составляющей в программе практики, а именно студенты должны в ходе практики провести внеклассное мероприятие по культуре общения.

В ходе практики должны поощряться самостоятельность и инициативность студентов.

Цель и задачи педагогической практики

Цель: формирование профессионально-педагогической компетентности на данном этапе образования и развития студентов.

Задачи:

  • углубление знаний студентов, развитие их умений, навыков по предметам, определяющим содержание практики;
  • формирование педагогических умений студентов;
  • развитие у студентов профессиональных творческих способностей;
  • развитие профессиональных исследовательских способностей студентов;
  • создание условий для самоактуализации и саморазвития студентов;
  • создание условий для профессионального самоопределения.студентов;
  • выявление качественных характеристик индивидуального педагогического стиля студентов;
  • создание диалогического коммуникативного пространства в ходе практики.

Содержание педагогической практики

В течение практики каждый студент должен выполнить ряд заданий:

По методике русского языка и литературы:

· ознакомиться с тематическим планированием в средних и старших классах;

· составить график уроков на период практики;

· посещать в течение всей практики уроки учителей-предметников и уроки сокурсников, принимать участие в обсуждении уроков;

· осуществлять проверку тетрадей учащихся;

· провести необходимое количество уроков;

· провести внеклассное мероприятие по каждому предмету.

В целом студенты проводят 12 - 15 уроков русского языка и литературы в средних и старших классах.

Возможно проведение внеклассного мероприятия общей филологической направленности.

По педагогике:

Задание 1.

Изучение системы учебно-воспитательной работы школы:

1. Беседа с администрацией школы, учителями, классными руководителями (особенности микрорайона школы, внутреннего распорядка, режима работы школы, контингента учащихся и педагогического коллектива, традиции школы).

2. Изучение и анализ школьной документации (устав школы, перспективный план учебно-воспитательной работы школы, педагогические задачи на текущий год; медицинские карты учащихся, дневники учащихся, классный журнал, план классного руководителя).

3. Знакомство с материальной базой школы (кабинеты, мастерские, библиотека, музей и т. д.).

Полученные сведения по всем изучаемым направлениям фиксируются в педагогическом дневнике студента-практиканта.

Задание 2.

Знакомство с особенностями научно-методической работы школы (ПУ): учебным планом, темой научно-методической работы, планами повышения уровня профессионального мастерства учителя, темами заседаний педагогического совета школы, работой методических объединений.

Задание 3.

Внеклассная воспитательная работа:

1. Определение студентом личных целей своей работы с коллективом учащихся в период педагогической практики.

2. Планирование внеклассной воспитательной работы с учащимися в прикрепленном классе с учетом плана классного руководителя и общешкольного плана внеклассной работы.

3. Выполнение текущей внеклассной воспитательной работы.

4. Подготовка и организация разнообразных видов воспитывающей деятельности: трудовой, познавательной, художественно-творческой, спортивной и т. п. Подготовка и проведение разнообразных форм воспитательной работы с коллективом и отдельными учащимися: вечера, устные журналы, информации, трудовые формы, классные часы и т. п.

5. Посещение общешкольных и классных воспитательных мероприятий, проводимых учителями школы и студентами-практикантами с целью изучения опыта организации воспитывающей деятельности.

6. Подготовка и проведение открытого внеклассного воспитательного мероприятия в прикрепленном классе (группе).

7. Самоанализ внеклассного мероприятия или урока.

Личные цели и план внеклассной работы студента с коллективом учащихся, план-конспект внеклассных мероприятий и т. п. фиксируются в педагогическом дневнике студента.

Задание 4.

Изучение опыта работы школы и классного руководителя с родителями:

1. Основные задачи педагогического коллектива школы по работе с родителями.

2. Направления работы школы с родителями (педагогическое просвещение, работа с семьями риска, организация совместной досуговой деятельности и т. п.).

3. Приоритетные задачи классного руководителя в работе с родителями.

4. Основные направления работы классного руководителя с родителями учащихся.

5. Формы работы с родителями в школе и в конкретном классе (родительские комитеты, родительские собрания, педагогические консилиумы и т.п.).

Полученная информация по работе с родителями систематизируются и фиксируются в педагогическом дневнике студентом-практикантом.

Задание 5.

Обобщение собственных впечатлений о педагогической практике студента-практиканта (оформляется письменно в педагогическом дневнике в свободной форме).

По психологии:

1. Провести по специальной программе изучение личности ученика с фиксацией данных исследования в дневнике наблюдений.

2. Составить психолого-педагогическую характеристику ученика.

3. Выполнить совместно с методистом психологический анализ урока.

4. Выполнить самостоятельно психологический анализ урока.

Этапы практики:

1 неделя:

Проведение установочной конференции в университете, на которой студенты знакомятся с программой практики; проведение установочной конференции в школе, где администрация школы и учителя знакомятся с программой практики, а студенты - с паспортом школы, внутренним распорядком школы, учебным планом, планом работы школы на год, планом методического объединения школы, расписанием, классами, классными руководителями, учителями, администрацией, курирующим практику завучем. Начиная с установочной конференции в университете, студенты делают необходимые записи в индивидуальном плане.

В течение первой недели студенты знакомятся с тематическим планированием, планами работы учителей русского языка и литературы, классных руководителей, с личными делами, классными журналами, посещают все уроки в своем классе, выбирают ученика, над психологической характеристикой которого будут работать всю практику, начинают вести педагогический дневник.

Заканчивается неделя составлением плана-графика на всю практику по всем составляющим. График предоставляется старостой группы студентов, находящихся в каждой конкретной школе, в кабинеты русского языка и литературы, педагогики, психологии. График уроков и мероприятий с учетом изменений должен быть на кафедрах в конце каждой новой недели на следующую.

2 - 5 недели:

На второй и пятой неделях практики студенты выполняют задания по педагогике, психологии, русскому языку и литературе, посещают уроки учителей-предметников, уроки сокурсников, внеклассные мероприятия учителей, сокурсников, участвуют в обсуждении уроков, внеклассных мероприятий.

6 неделя:

На шестой неделе студенты завершают выполнение программы практики, оформляют документы практики.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: