Сущность понятия «мировоззрение». Функции, структура и пути формирования научного мировоззрения




Более обобщенным и высшим уровнем отношения личности к окружаю­щему миру и действенным внутренним регулятором ее поведения и деятель­ности является мировоззрение. Оно интегрирует в себе социальные, нравствен­ные и эстетические отношения и выступает в качестве определяющего фак­тора личностного развития и формирования человека. Вот почему воспитание мировоззрения учащихся — весьма существенная задача школы.

Приведенное определение сущности мировоззрения позволяет выде­лить в его структуре следующие компоненты: объективные (система зна­ний), субъективные (взгляды, убеждения, идеалы человека).

Знания как объективный компонент мировоззрения представляют со­бой систему научных истин, которые имеют форму описательно-конста­тирующего предположения (мысли) личности. Они одинаково мыслятся любым человеком (описания исторических событий, законы физики). Знания — основа для выработки научного мировоззрения, оно в свою оче­редь — цель и результат воспитания. Чтобы знания способствовали фор­мированию и развитию личности, они должны приобрести для человека субъективный смысл или перейти в его взгляды и убеждения.

Взгляды — суждения, субъективный вывод человека, который связан с объяснением тех или иных природных и общественных явлений, опре­деление человеком своих отношений к этим явлениям. Например, вопро­сы эволюции растительного и животного мира по-разному толкуются пред­ставителями религиозного и научного мировоззрения. Взгляды оказыва­ют сильное влияние на деятельность, поведение и развитие человека.

Убеждения — совокупность глубоко осознанных и эмоционально пе­режитых идей, которые относятся к идеологии, политике, морали, искус­ству и которые определяют прочность жизненной позиции личности, ха­рактер ее деятельности и поведение. Это то, что человек глубоко осознал и эмоционально пережил и что он готов отстаивать и защищать в любых условиях. Изменение убеждений — это изменение установок и направ­ленности личности. Благодаря убеждениям, человек ощущает себя инди­видуальностью и целостной личностью. Органическим свойством убеж­дений являются чувства. Особенно значительны такие интеллектуальные чувства, как радость познания, социальный оптимизм, целеустремленность. Идеал — это осознанное и эмоциональное принятие высшего совер­шенства в чем-нибудь. Это то, что становится целью деятельности, жиз­ненным устремлением личности; предугадывание того, каким человек хочет и может стать. Идеалы олицетворяют лучшие человеческие черты, которые, отражаясь в конкретном поведении и деятельности, становятся стимулом и регулятором развития и формирования личности. Обычно в ка­честве идеалов выступают примеры знаменитых и выдающихся людей. Непреклонная воля — важный элемент мировоззрения.

И. Ф. Харламов выделяет следующие функции мировоззрения:

· информационно-отражающая — связана с определенным воспри­ятием явлений и событий окружающего мира и их отражением в сознании человека в соответствии с его мировоззрением;

· ориентационно-регулятивная — связана с тем, что поведение и дея­тельность человека определяются его взглядами и убеждениями;

· оценочная — связана с тем, что все явления окружающей жизни человек оценивает, исходя из своих взглядов и убеждений.

Б. Т. Лихачев также выделяет ряд важных общественных функций Мировоззрения.

Просветительная функция состоит в том, что научное мировоззрение делает для человека понятным мир природы и общества, формирует просвещенное сознание, обогащает человека системой духовно-ценностных ориентации.

Воспитательная функция мировоззрения реализу­ется в результате того, что принятые взгляды и убеждения требуют от челове­ка формирования у себя определенных морально-волевых качеств и эстети­ческого отношения к действительности. Эти нравственные качества воспитываются в единстве с чувствами гуманизма, ответственности, долга, эстетическими идеалами общественной и личной жизни.

Развивающая функ­ция заключается в том, что внутренняя духовная работа по усвоению содер­жания мировоззрения включает в активную деятельность мышление. Развивается способность к новым обобщениям, к творческому осмыслению явлений природы и общества.

Организационная функция мировоззрения про­является в том, что оно является исходной позицией в практической деятель­ности людей.

Прогностическая функция научного мировоззрения, основы­вающегося на знании законов общественного развития, проявляется в выдви­жении идей по созиданию будущего в настоящем.

В зависимости от научной подготовки человека, его опыта, выделяют следующие виды мировоззрения: научное, религиозное, житейское (обы­денное) мировоззрение.

Научное мировоззрение опирается на научную картину мира, на вы­воды и обобщения, сделанные путем научного анализа и теоретического осознания причинно-следственных связей, которые характеризуют разви­тие природных и общественных явлений. Научное мировоззрение создает основу для правильного предвидения возможностей развития того или иного явления, процесса, события.

Религиозное мировоззрение — опирается на интуитивно-эмоцио­нальный опыт личности. В его основе лежит вера человека в существо­вание Бога или других сверхестественных сил, в бессмертие души и т. д. Религия — мощный пласт человеческой культуры, и элементы религио­ведения должны найти отражение в школьных программах, а государ­ство должно обеспечить свободу мировоззренческого выбора.

Житейское мировоззрение — формируется под воздействием непос­редственных условий жизни людей и передается от поколения к поколе­нию в форме духовного опыта, стихийных и не всегда систематизирован­ных представлений о мире. Житейское мировоззрение опирается на жиз­ненные познания человека, которые обычно отражают внешние, не всегда существенные признаки вещей, событий, явлений.

Ведущую роль в формировании научного мировоззрения должна иг­рать школа. Научное мировоззрение является целью и результатом воспи­тания в школе.

Основные задачи работы школы по формированию научного миро­воззрения:

1. добиваться научно-материалистического понимания закономерностей развития природы, общества и сознания людей;

2. убеждать учащихся в материальности мира и познаваемости его за­кономерностей; в решающей роли человека в развитии производительных сил общества, в преобразующей роли сознания человека;

3. вырабатывать у школьников стремления, мотивы и умения совер­шать поступки в соответствии с научным мировоззрением путем участия в созидательной, трудовой и общественной деятельности;

4. научить школьников оценивать явления природы, общества с науч­ных позиций, активно выступать против антинаучных взглядов, некото­рых пережитков прошлого в сознании людей и др.

Научное мировоззрение формируется: а) на всех учебных занятиях; б) во время общения и взаимодействия; в) в процессе разнообразной дея­тельности школьников; г) во внеклассной и внешкольной работе; д) под воз­действием СМИ, телевидения, радио; е) в процессе самообразования и са­мовоспитания и др.

Хотя формирование научного мировоззрения осуществляется на всех эта­пах школьного обучения и воспитания, тем не менее нельзя сказать, что к окончанию школы все ее выпускники имеют достаточно устойчивые взгля­ды и убеждения. Причины тут разные. Во-первых, немало учащихся завершает школьное образование со слабыми знаниями. Во-вторых, школа не в состоя­нии обеспечить выработку у учащихся достаточного жизненного опыта, без чего невозможно сформировать устойчивые взгляды и убеждения. Но при надлежащей организации учебно-воспитательной работы она закладывает интеллектуальные и эмоционально-чувственные основы научного мировоз­зрения и создает предпосылки для его дальнейшего развития и укрепления.

Научное мировоззрение позволяет человеку правильно воспринимать и осмысливать факты и явления окружающего мира, давать им правиль­ную научную оценку.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-01-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: