(КРАТКИЙ КУРС)
САМАРА 2018
СОДЕРЖАНИЕ
1 УЧЕТ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ | |
2 УЧЕТ МАТЕРИАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ | |
3 УЧЕТ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ И РАСЧЕТОВ | |
4 УЧЕТ РАСЧЕТОВ ПО ОПЛАТЕ ТРУДА | |
5 УЧЕТ ЗАТРАТ НА ПРОИЗВОДСТВО | |
6 УЧЕТ ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ | |
7УЧЕТ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ, ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОГО РЕЗУЛЬТАТА |
1 УЧЕТ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ
Основные средства - различные материально-вещественные ценности, используемые как средства труда в натуральной форме в течение длительного времени в производстве продукции, при выполнении работ, оказании услуг либо для управленческих нужд организации.
В соответствии с ПБУ 6/01 актив принимается организацией к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, если одновременно выполняются следующие условия:
а) объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование;
б) объект предназначен для использования в течение длительного времени, т.е. срока продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;
в) организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта;
г) объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.
Синтетический учет основных средств ведется на следующих счетах:
01 "Основные средства" (активный счет);
02 "Амортизация основных средств" (пассивный счет);
91 "Прочие доходы и расходы" (активно-пассивный счет).
|
Счет 01 "Основные средства" предназначен для обобщения информации о наличии и движении основных средств организации, находящихся в эксплуатации, запасе, на консервации, в аренде, доверительном управлении. Амортизацию основных средств учитывают на счете 02 "Амортизация основных средств", которая исчисляется ежемесячно установленным в учетной политике способом.
Основные средства могут поступать на предприятие следующими путями.
При безвозмездном получении основных средств первоначальная стоимость определяется по рыночным ценам. Поступление основных средств увеличивает общую стоимость всех основных средств предприятия дебетованием счета 01 "Основные средства" в корреспонденции со счетом 98 "Доходы будущих периодов", субсчет 2 "Безвозмездные поступления". Покупка и сооружение подрядным способом основных средств оформляются в учете следующим образом.
1. Акцептован счет поставщиков за основные средства: Д-т сч. 08 "Вложения во внеоборотные активы"; К-т сч. 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" - на стоимость основных средств (при этом сумма НДС фиксируется проводкой: Д-тсч. 19; К-т сч. 60).
2. Основные средства введены в эксплуатацию: Д-т сч. 01 "Основные средства"; К-т сч. 08 "Вложения во внеоборотные активы" - по стоимости, включающей все затраты на приобретение основных средств (см. ранее).
Учет операций по выбытию основных средств осуществляют на операционном активно-пассивном счете 91 "Прочие доходы и расходы" через субсчет счета 01 "Выбытие основных средств":
по дебету субсчета 01 "Выбытие основных средств" отражают первоначальную стоимость основных средств;
|
по кредиту субсчета "Выбытие основных средств" фиксируют сумму амортизации по выбывшим основным средствам. Таким образом, на субсчете "Выбытие основных средств" формируется остаточная стоимость, которая списывается в дебет счета 91, субсчет 2 "Прочие расходы";
по кредиту счета 91, субсчет 1 "Прочие доходы" отражается выручка от продажи и ликвидации, а также стоимость материалов по ценам возможного использования, поступивших в результате ликвидации основных средств.
2 УЧЕТ МАТЕРИАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ
В соответствии с ПБУ 5/01 в качестве материально-производственных запасов принимаются активы:
- используемые в качестве сырья, материалов и т.п. при производстве продукции, предназначенной для продажи (выполнения работ, оказания услуг);
- предназначенные для продажи;
- используемые для управленческих нужд организации.
Готовая продукция является частью материально-производственных запасов, предназначенных для продажи.
Товары являются частью материально-производственных запасов, приобретенных или полученных от других юридических или физических лиц и предназначенные для продажи.
Материально-производственные запасы принимаются к бухгалтерскому учету по их фактической себестоимости, которая по ценностям, приобретенным за плату, определяется исходя из затрат на приобретение (без учета НДС и других возмещаемых налогов).
К фактическим затратам на приобретение материально-производственных запасов относятся:
|
- суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу);
- затраты на информационные и консультационные услуги, вознаграждения посреднической организации;
- таможенные пошлины и др., а также невозмещаемые налоги;
- затраты по заготовке и доставке материально-производственных запасов до места их использования, включая расходы по страхованию и др.
Фактическая себестоимость материально-производственных запасов определяется:
А) исходя из фактических затрат, связанных с производством данных запасов, - при их изготовлении самой организацией;
Б) исходя из их денежной оценки, согласованной учредителями, если иное не предусмотрено законодательством - по внесенным в счет вклада в уставный капитал;
В) исходя из их текущей рыночной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету — по полученным безвозмездно.
При отпуске материальных ценностей в производство и ином выбытии их оценка производится одним из следующих способов:
- по себестоимости каждой единицы;
- по средней себестоимости;
по себестоимости первых по времени закупок (ФИФО).
Синтетический учет материалов ведется на активном счете 10 "Материалы", товаров - счете 41 "Товары", по дебету которых отражается поступление запасов:
от поставщиков в соответствии с договорами поставок (в корреспонденции со счетом 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками");
от подотчетных лиц в порядке закупки мелких партий за наличный расчет (в корреспонденции со счетом 71 "Расчеты с подотчетными лицами");
из производства (в корреспонденции со счетом 20 "Основное производство", 23 "Вспомогательные производства" и др.
Кроме того, учетной политикой предприятия может быть предусмотрено использование счетов 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей" и 16 "Отклонение в стоимости материальных ценностей". Тогда все расходы, связанные с заготовлением ресурсов предварительно собираются по дебету счета 15 в корреспонденции со счетами учета источника поступления. При этом для текущей оценки движения материалов применяются учетные цены, отличные от фактической себестоимости.
Выбытие материальных ресурсов фиксируется по кредиту соответствующих счетов (например, счета 10 "Материалы"). При этом они могут быть отпущены:
- на производственные нужды (дебетуются счета 20, 23, 25, 26, 29, 97),
- на исправление брака (корреспондирует счет 28);
- проданы, списаны, переданы безвозмездно (дебетуется счет 91 "Прочие доходы и расходы").
Выбытие товаров отражается по кредиту счета 41 "Товары"; при этом в отличие от материалов стоимость товаров при признании в бухгалтерском учете выручки от продажи относится в дебет счета 90 "Продажи", субсчет "Себестоимость продаж"; при отгрузке товаров или передачи их для продажи на комиссионных началах стоимость переносится на счет 45 "Товары отгруженные".
3 УЧЕТ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ И РАСЧЕТОВ
Хозяйственная деятельность предприятия связана с необходимостью осуществлять расчеты внутри и вне его:
- к внутрифирменным расчетам относятся: расчеты с персоналом по заработной плате, с подотчетными лицами по предоставленным им суммам, с персоналом по прочим операциям;
- во внешней среде предприятие рассчитывается с поставщиками за приобретенную у них продукцию, с подрядчиками за выполненные работы и услуги, уплачивает налоги в бюджет и органам социального страхования и обеспечения, получает выручку за реализованную продукцию от покупателей, получает и оплачивает авансы и др.
Учет операций по расчетным счетам
Расчетные счета открываются предприятиям, являющимся юридическими лицами и имеющим самостоятельный баланс. Расчетный счет необходим предприятию для осуществления всех рассмотренных форм безналичных расчетов, поэтому он открывается в банке сразу после государственной регистрации.
С расчетного счета банк оплачивает обязательства, расходы и поручения организации, проводимые в порядке безналичных расчетов, а также выдает средства на оплату труда и текущие хозяйственные нужды.
Операции по зачислению сумм на расчетный счет или списанию с него банк производит на основании письменных распоряжений владельцев расчетного счета к которым относятся:
- чек (денежный) является приказом предприятия банку о выдаче с расчетного счета предприятия указанной в нем суммы наличных денег;
- платежное поручение - поручение банку о перечислении соответствующей суммы с его расчетного счета на расчетный счет покупателя;
- объявление на взнос наличными представляется банку при взносе на расчетный счет наличных денег.
В установленные банком сроки предприятие периодически получает от банка выписку с расчетного счета, которая представляет собой перечень всех произведенных за отчетный период операций по расчетному счету предприятия.
Учет кассовых операций
Денежные средства организаций находятся в кассе в виде наличных денег и денежных документов, чековых книжек.
Размер сумм наличных денег в кассе предприятия ограничен лимитом, устанавливаемым приказом руководителя организации.
Для оформления кассовых операций используются следующие формы первичных документов:
- приходный кассовый ордер (форма КО-1),
- расходный кассовый ордер (форма КО-2);
- журнал регистрации приходных и расходных документов (форма КО-3);
- кассовая книга (форма КО-4).
Ежедневно в конце рабочего дня кассир подсчитывает итоги операций за день (суммарный приход кассы - оборот по дебету, из него вычитается суммарный расход - оборот по кредиту), выводит, используя остаток средств в кассе на начало рабочего дня, остаток денег в кассе на конец рабочего дня (он же является остатком на начало следующего дня) на следующее число.
Учет кассовых операций ведется на активном счете 50 "Касса". Сальдо счета указывает на наличие суммы свободных денег в кассе предприятия на определенную дату, оборот по дебету - суммы, поступившие наличными в кассу (корреспондируют счета по учету источника поступления, например, 51 - с расчетного счета, 62 - от покупателей, 90 - выручка и др.), оборот по кредиту - суммы, выданные наличными (в корреспонденции со счетами, показывающими направление выбытия, например, 60 - поставщикам и подрядчикам, 70 - работникам зарплата, 71 - в подотчет и др.).
Учет расчетов с покупателями и заказчиками
Расчеты с покупателями и заказчиками обусловлены исполнением обязательств экономического субъекта по продаже им продукции (работ, услуг) и иного имущества. В связи с несовпадением моментов исполнения сторонами договора своих обязательств в зависимости от условий договора у экономического субъекта при расчетах с покупателями и заказчиками может образовываться как дебиторская, так и кредиторская задолженность.
Дебиторская задолженность покупателей и заказчиков является следствием выполнения договорных обязательств организациями в результате совершения сделки, по окончании которой продавец получает право требования на платеж.
Кредиторская задолженность перед покупателями и заказчиками является следствием оплаты продукции (работ, услуг) покупателями и заказчиками до того как продавец исполнит свои обязательства по договору.
Для обобщения информации о расчетах с покупателями и заказчиками используется счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».
К счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» могут быть открыты субсчета «Расчеты по авансам полученным», «Расчеты по векселям полученным» и др. Количество субсчетов, их названия организация должна определить самостоятельно и закрепить это в учетной политике.
Аналитический учет по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» ведется по каждому предъявленному покупателям или заказчикам счету, а при расчетах плановыми платежами – по каждому покупателю и заказчику.
Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками
Любое предприятие в процессе работы пользуется услугами сторонних организаций поставщиков и подрядчиков. Обязательства по расчетам с поставщиками и подрядчиками возникают между организациями по сделкам, оформленным договорами купли-продажи, к которым относится и договор поставки. В связи с несовпадением моментов исполнения сторонами договора своих обязательств в зависимости от условий договора у экономического субъекта при расчетах с поставщиками и подрядчиками может образовываться как кредиторская, так и дебиторская задолженность.
Для учета расчетов с поставщиками и подрядчиками используется счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». На нем собирается информация о расчетах за полученные товарно-материальные ценности, выполненные и принятые работы и проч.
К счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» могут быть открыты субсчета: «Расчеты по авансам выданным», «Расчеты по векселям выданным» и др. Количество субсчетов, их названия организация должна определить самостоятельно и закрепить это в учетной политике.
Учет расчетов с подотчетными лицами
Подотчетными лицами являются работники экономического субъекта, получившие под отчет наличные суммы денежных средств на предстоящие административно-хозяйственные или командировочные расходы.
Подотчетными лицами могут быть только работники данного предприятия. Руководитель экономического субъекта утверждает список лиц, получающих деньги под отчет на административно-хозяйственные расходы, размеры и сроки, на которые выдаются суммы. При выдаче денежных средств на командировочные расходы приказ издается в каждом случае отдельно.
Основанием для выдачи подотчетных сумм являются приказы руководителя экономического субъекта или командировочные удостоверения.
Учет расчетов с подотчетными лицами ведется на активно-пассивном счете 71 «Расчеты с подотчетными лицами».
4 УЧЕТ РАСЧЕТОВ ПО ОПЛАТЕ ТРУДА
Учет расчетов с работниками по заработной плате ведется на основе федеральных, региональных и отраслевых законодательных норм регулирования трудовых отношений работников и администрации предприятия, включая отношения по оплате труда.
Первичными документами по учету кадров являются:
- приказ (распоряжение) о приеме на работу (форма Т-1);
- приказ (распоряжение) о переводе на другую работу (форма Т-5);
- приказ (распоряжение) о предоставлении отпуска (форма Т-6);
- приказ (распоряжение) о прекращении действия трудового договора (контракта) с работником (форма Т-8) и др.
Основными формами заработной платы являются сдельная, повременная и аккордная.
Для отражения в учете расчетов с работниками по заработной плате используется счет 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда". По кредиту счета 70 отражаются суммы оплаты труда, причитающиеся работникам, - в корреспонденции со счетами учета затрат на производство (расходов на продажу) и других источников. По дебету счета 70 отражаются выплаченные суммы оплаты труда, премий, пособий и т.п.
Аналитический учет по счету 70 ведется в разрезе каждого отдельного сотрудника.
Из оплаты труда работников могут удерживаться различные суммы как в обязательном порядке, так и по инициативе предприятия. К обязательным удержаниям относятся налог на доходы физических лиц и удержания по исполнительным документам.
Налог на доходы физических лиц удерживается в порядке и размерах, установленных Налоговым кодексом РФ. При его начислении работникам могут предоставляться стандартные, социальные и имущественные налоговые вычеты.
Налог на доходы отражается по дебету счета 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" (уменьшаются подлежащие выплате работникам суммы) в корреспонденции со счетом 68 "Расчеты по налогам и сборам", отдельный субсчет по учету данного налога.
5 УЧЕТ ЗАТРАТ НА ПРОИЗВОДСТВО
В процессе производства создается продукция, выполняются работы или оказываются услуги. Их себестоимость складывается из затрат материальных, трудовых и финансовых ресурсов, необходимых для производства и реализации изготовленного продукта.
Затраты предприятия на производство и реализацию продукции в соответствии с главой 25 Налогового кодекса РФ (НК РФ) подразделяются на:
- материальные расходы (за вычетом возвратных отходов);.
- расходы на оплату труда и начисления на нее;
- суммы начисленной амортизации;
- прочие расходы.
По экономической роди в производственном процессе все затраты подразделяются на основные и накладные. К основным относятся непосредственно связанные с технологическим процессом изготовления продукции затраты: сырье и материалы. Накладные расходы связаны с организацией, управлением и обслуживанием производства.
Информация о затратах организации, признанных в качестве расходов по обычным видам деятельности отчетного периода, формируется на следующих активных счетах бухгалтерского учета:
- счет 20 «Основное производство»;
- счет 23 «Вспомогательное производство»;
- счет 25 «Общепроизводственные расходы»;
- счет 26 «Общехозяйственные расходы» и др.
Счет 20 «Основное производство» предназначен для обобщения информации о затратах производства, продукция которого явилась целью создания данной организации. По дебету счета20 «Основное производство» отражаются:
- прямые расходы, связанные непосредственно с выпуском продукции, выполнением работ и оказанием услуг, а также расходы вспомогательных производств;
- косвенные расходы, связанные с управлением и обслуживанием основного производства;
- потери от брака.
По кредиту счета 20 «Основное производство» отражаются суммы фактической себестоимости завершенной производством продукции, выполненных работ и услуг. Эти суммы могут списываться со счета 20 «Основное производство» в дебет счетов 43 «Готовая продукция», 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)», 90 «Продажи» и др.
Аналитический учет по счету 20 «Основное производство» ведется по видам затрат и видам выпускаемой продукции (работ, услуг).
6 УЧЕТ ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ
Готовая продукция - конечный продукт производственного процесса предприятия, часть материально-производственных запасов организации - предназначена для продажи.
Синтетический учет готовой продукции ведется на активном счете 43 "Готовая продукция" по фактической производственной себестоимости. В случае же использования для учета затрат на производство счета 40 "Выпуск продукции (работ, услуг)" готовая продукция отражается на счете 43 по нормативной (плановой) себестоимости.
По дебету счета 43 показывается поступление готовой продукции из производства на склад, а по кредиту - отгрузка (отпуск) готовой продукции покупателям. Сальдо по счету 43 отражает остаток готовой продукции на определенную дату.
В случае использования счета 40 продукция приходуется на склад посредством записи по дебету счета 43 по нормативной себестоимости и кредиту счета 40. Одновременно фактическая производственная себестоимость отражается по дебету счета 40 в корреспонденции со счетом 20. Выявленные, таким образом на счете 40 отклонения списываются на счет учета продаж.
Виды оценки готовой продукции:
- по фактической производственной себестоимости - суммируются затраты, например, на отдельный заказ;
- по плановой (нормативной) производственной себестоимости, используемой в качестве твердой учетной цены (при применении счета 40);
- по оптовым ценам реализации, которые также применяются в качестве твердых учетных цен;
- по розничным (свободным рыночным) ценам - используется в учете реализуемых через розницу товаров.
7 УЧЕТ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ, ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОГО РЕЗУЛЬТАТА
Доходы и расходы в бухгалтерском учете подразделяются на полученные от обычных видов деятельности и прочие, в налоговом учете – дифференцируются на реализационные и внереализационные.
Доходом от обычных видов деятельности является выручка от продажи продукции (товаров), поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг, а расходами – соответственно расходы, связанные с изготовлением и продажей продукции.
Сопоставлением доходов и расходов от обычных видов деятельности выявляется финансовый результат по ним. Для этой цели применяется счет 90 "Продажи", к которому открываются субсчета 90-1 "Выручка", 91-2 "Себестоимость продаж", 91-9 "Прибыль (убыток) от продаж".
При формировании конечного финансового результата определяются прочие доходы и расходы. Информация о данных расходах учитывается по счету 91 "Прочие доходы и расходы", к которому открываются субсчета 91-1 "Прочие доходы", 91-2 "Прочие расходы", 91-9 "Сальдо прочих доходов и расходов".
Конечный финансовый результат (чистая прибыль или чистый убыток) отражается по счету 99 "Прибыли и убытки" и слагается из финансового результата от обычных видов деятельности и прочих доходов и расходов
По дебету счета 99 "Прибыли и убытки" отражаются убытки (потери, расходы), а по кредиту - прибыли (доходы) организации. Сопоставление дебетового и кредитового оборотов за отчетный период показывает конечный финансовый результат.