Чем крепче вера твоя, тем сильнее слово.




Слова суть отпечатки ума, результаты или точнее этапы бесконечной серии опытов, которые простираются из невообразимой дали прошлого в настоящее и которые прокладывают себе путь в таком же невообразимом будущем. Они суть «слышимое, которое тяготеет к неслышимому», формы и потенции мысли, которые вырастают из того, что находится за пределами мысли.

Великие ораторы обязаны успехом не только тому, что они говорят, но и тому, как они говорят. Если бы люди могли быть убеждены логикой и научными доказательствами, философы уже давно достигли бы успеха в том, чтобы убедить большую часть человечества в своих взглядах.

Мощь Священных Писаний была обязана магии слова. Каждое слово первоначально было некоторым фокусом энергии, в котором происходила трансформация реальности и вибрации человеческого голоса - жизненное выражение человеческой души.

Вам знакомо слово «молитва», а также слово «мантра». По сути своей, это одно и то же, а именно «инструмент мышления», «вещь», которая творит ментальную картину. Поэтому мантра и молитва есть мощь, а не только речь. Эти слова не говорят - они действуют.

В Тибете не только слово, но каждый звук, из которого оно состоит, каждая буква алфавита рассматривается как священный символ. В этом я был убеждён при проживании некоторое время в буддийском монастыре в 1992 году, в доме ламы-врачевателя. Постоянное чтение мантр в процессе приготовления тибетских снадобий и при лечении больных требовали от ламы (Учителя) огромной внутренней работы. Однажды я попросил его обучить меня тибетскому языку, на что он мило улыбнулся и сказал: «Мне не составит труда в течение недели обучить тебя тибетскому алфавиту и чтению, но тебе потребуется от трёх до пяти лет, для того чтобы научиться правильному, лёгочному произношению и только после этого можно обучить смысловому значению и переводу».

Тонкие вибрации звука играют очень важную роль, хотя ментальные (духовные) традиции или индивидуальный опыт помогают значительно интенсифицировать их мощь. Мантры и молитвы дают могущество только тем, кто сознаёт их внутреннее значение, знаком с методами их действия, и кто знает, что они представляют средство для призыва спящих сил внутри нас, посредством которых мы способны направлять нашу судьбу и влиять на наше окружение. Мантры это не «заклинания». Они действуют не в силу их собственной «магической» природы, а только посредством ума, который испытывает их. Они не обладают никакой мощью сами по себе, они суть только средство для концентрации уже существующих сил так же, как увеличительное стекло, хотя оно не содержит тепла само по себе, способно концентрировать лучи солнца. Однако этот опыт может быть приобретён только под руководством компетентного Учителя. Их «секрет» это не что-то такое, что скрывается намеренно, а нечто такое, чем следует овладеть путём самодисциплины, концентрации, внутреннего опыта и проницательности.

Нет ничего опаснее полузнания или знания, которое имеет только творческую ценность.

Будда требовал от тех, кто хотел следовать за ним по его пути: «Врата бессмертия открыты вы, имеющие уши, чтобы слышать, освободите свою веру! Позвольте изливаться своей вере, своему внутреннему упованию и доверию, устраните свои внутренние препятствия и откройтесь истине!».

Сила слова в чистоте и правдивости говорящего, усиленная и превращенная в сознательную силу посредством творческой формы произнесения. Злая карма (судьба) может быть нейтрализована желанием блага. Поэтому и сказано во всех Писаниях: «Желай человеку благо и благо получишь», «желай людям то, чего ты хочешь, чтобы желали тебе».

В своей жизни мне приходилось встречаться с различными людьми, которые обращались и обращаются за помощью в решении их личных проблем. Большинство из них приходят с просьбой дать конкретный совет, как поступить в той или иной жизненной ситуации, не осознавая, что всё, что происходит в их жизни, это следствие их собственной невежественности, и причина страданий лежит в них самих. Если за нас решение принимать будут другие, то и развиваться будут они, а не мы сами. Жизнь это Великая школа развития и познания, её уроки помогают нам решать сложные задачи, а оценка, которую мы получаем, проявляется в улучшении или усугублении кармы. Идите смело по избранному пути, не бойтесь совершать действия, слушая голос собственного сердца, а услышите его только в состоянии полного покоя, поборов в себе отчаяние и войдя в состояние смирения и осознания происходящего.

Все религии и учения есть ветви одного и того же Древа Жизни, которое произрастает из Вечной и Изначальной Почвы Великих Знаний Антиматерии (Духовного Мира). Осознавая это, больно смотреть на то невежество, когда люди уничтожают своих братьев, объявляя религиозные войны, сея тем самым хаос и невежество во всём и везде. Проснитесь, пока ещё у вас есть время.

Любая молитва это обращение к Высшим Духовным Силам. Причём, если человек на начальной стадии своего развития молился из-за страха перед Богом, то современный человек в своей молитве осознанно несёт любовь, строя мост между миром материальным и миром духовным. Дух человека стремится к слиянию с миром Божественным. Каждый человек творит свою молитву как выражение индивидуальности его веры и любви, в стремлении через единение с Духом донести любовь свою и признательность до Творца.

Чтобы не утерять связь с Божественными Силами, молитва должна быть постоянной. Она должна звучать в сердце благою вибрацией. Истинная молитва, словно мысль окрылённая, не отягощённая просьбами и не привязанная к материальному, легко устремляется в Пространство и достигает Лоно Отца Небесного. Молитва же просящего иллюзорна, так как привязана она просьбой к объекту материально осязаемому. Просят рабы, а слуги отдают себя полностью Владыке, говоря: «Да будет исполнена воля Твоя».

Милость Божью получает человек за дела свои, а не за то, что просит. Лишь развивая своё сознание, человек способен превратить ежедневный свой труд в молитву, ибо одухотворяет он своей верой и любовью всё то, к чему прикоснется его мысль. Молитва так же является медитативной практикой, так как является средством сосредоточения на цели, к которой направлена сконцентрированная мысль, то есть на Творце или Великих Святых. Цель молитвы соприкосновение с присущей объекту концентрации Божественной Частотой.

Глава 4

Медитация – путь к познанию

 

Г. Гессе говорил: «Духовные упражнения и медитация через последовательные ступени ведут к цели - познанию».

Эпоха научно-технической революции, разрешив одни проблемы, принесла новые и негативные последствия современной жизни: преждевременное старение, издерганные нервы, разлад тела и души, и, наконец, психические расстройства.

Духовность – это, прежде всего, умение в совершенстве управлять своей психикой и умом, быть хозяином, а не рабом своих мыслей и эмоций. Научиться этому не просто, но в наших силах.

Общаясь с высокопоставленными буддийскими монахами во время посещения международного центра медитации в монастыре Валасмула, я спросил настоятеля Преподобного Паддапитие Варджирагнана Тхерои его ученика Преподобного доктора филологических наук Паллеканде Ратанасара Тхеро, который в настоящее время избран руководителем буддийских направлений Шри-Ланка: «В чем заключается польза от занятий медитацией?»

Ответ его заключался в следующем:

«МЕДИТАЦИЯ ЕСТЬ УМСТВЕННОЕ УПРАЖНЕНИЕ, СПОСОБНОЕ ОСВОБОДИТЬ ОТ СТРЕССОВЫХ РЕАЛЬНОСТЕЙ ЖИЗНИ.

В лучшем случае повседневность наполнена мелкими огорчениями, конфликтами, нерешительностью, разочарованиями и тревогами дома и на работе. Обитание в городской, промышленной среде усиливает напряжение. Даже в спокойные минуты беспокойство, угнетение, одиночество или страх могут привести к волнению ума. Когда же возникают непредвиденные затруднения, жизнь может показаться непереносимой. Но при медитативной практике эти тревожные обстоятельства теряют способность расстроить вас, и вы становитесь способными встретить взлеты и падения в жизни с большей терпимостью и готовностью».

«Имеют ли значение для человека, приступающего к медитативной практике, возраст и профессия?» – спросил я.

Монах ответил: «Медитации благотворны для вашей жизни независимо от возраста и профессии. Профессионалы, долгие часы загруженные ответственной работой, могут медитировать для релаксации ума. Занятые постоянным рутинным трудом могут найти избавление от скуки и раздражения. Престарелые и удрученные болезнями будут меньше угнетены дискомфортом и страхом. А учащиеся могут улучшить память и обрести способность успешнее заниматься.

Домашняя жизнь, работа и общественные отношения станут более гармоничными. По мере усиления ума медитацией улучшится физическое и духовное состояние. И по мере успокоения ума вы будете безмятежнее спать.

В ЦЕЛОМ, МЕДИТАЦИЯ СПОСОБНА ПОМОЧЬ ВАМ ВЕСТИ БОЛЕЕ ПРОДУКТИВНУЮ, ПРИНОСЯЩУЮ УДОВЛЕТВОРЕНИЕ, ЗДОРОВУЮ И КОМФОРТНУЮ ЖИЗНЬ, А МУДРОСТЬ, РАЗВИВАЮЩАЯСЯ ПОСРЕДСТВОМ МЕДИТАЦИИ, ПРИНОСИТ ВАМ СЧАСТЬЕ, ПРЕВОСХОДЯЩЕЕ ВСЕ ВОЗМОЖНОСТИ».

 

«Имеют ли значение психическое состояние человека и способы медитативной практики для достижения гармонии?» – спросил я.

Паллеканде Ратанасара ответил: «Представьте себе попытку читать книгу при свете свечи в комнате с открытыми окнами и дверьми. Если дует ветер, свет будет колебаться, затрудняя ваше занятие. Но если ветер прекратится, свет станет устойчивым, и чтение пойдет легко.

Совершенно таким же образом и ум мечется туда-сюда. Но если он устойчиво сосредотачивается в одной точке, это освещает вам все, что бы вы ни делали в жизни».

«Почему же ум колеблется?» – спросил я у монаха.

Монах ответил: «Потому что ПЯТЬ ДВЕРЕЙ ЧУВСТВ (внешних) – ГЛАЗА, УШИ, НОС, ЯЗЫК и (рецепторы) ТЕЛА открыты для получения чувственной информации. Во время сна двери чувств неактивны. Почему? Потому что ум с ними не связан. ДЛЯ ОСОЗНАНИЯ ЭТОЙ СВЯЗИ НЕОБХОДИМЫТРИ ВЕЩИ – ОБЪЕКТ, ДВЕРЬ ЧУВСТВ И УМ. При наличии всех трех возникает чувственное осознание. Например, когда ВИДИМЫЙ ОБЪЕКТ, ГЛАЗА И УМ СХОДЯТСЯ ВМЕСТЕ, вы можете ВИДЕТЬ. Подобным образом, когда ЗВУК, УХО И УМ ОКАЗЫВАЮТСЯ СВЯЗАННЫМИ, вы можете СЛЫШАТЬ.

Если доступ через двери чувств ограничен или закрыт, колебания ума становятся меньше. Будда объяснил, как это сделать посредством сосредоточения ума различными состояниями. ЭТИ УПРАЖНЕНИЯ НАЧИНАЮТСЯ ОЧЕНЬ ПРОСТЫМ СПОСОБОМ И МОГУТ БЫТЬ РАЗВИТЫДО ГЛУБОКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ УМА.

Иисус Христос, отвечая на вопрос о том, как нужно молится, так же указывал на необходимость «затворить окна и двери свои и молиться в Духе своем», тем самым приобрести состояние высокой концентрации мысли и своего сознания на объекте, к которому направляется молитва.

Существует два типа медитации, применяемых для сосредоточения и развития ума:

1. САМАТХА ИЛИ МЕДИТАЦИЯ СПОКОЙСТВИЯ приучает ум сосредотачиваться на одном предмете.

2. ВИПАСАНА ИЛИ МЕДИТАЦИЯ ПРОЗРЕНИЯ приучает ум наблюдать множество предметов, доступных осознанию через шесть дверей чувств (ум сам является источником информации в виде впечатлений нашего прежнего опыта) с целью развития мудрости и искоренения заблуждений ума и освобождения его от страданий.

 

«Уважаемый Ратанасара, в чём основные принципы и техника медитации сосредоточения САМАТХА?» – спросил я у монаха.

На что он ответил: «Как было упомянуто ранее, ДОЛЖНЫПРИСУТСТВОВАТЬ ТРИ ВЕЩИ ДЛЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ОСОЗНАНИЯ – ОБЪЕКТ, ДВЕРЬ ЧУВСТВ И УМ. Созерцая неоднократно один и тот же объект, например дыхание или видимый предмет, сосредоточения легко достигнуть всего лишь фокусировкой ума на любом объекте.

Созерцание ВДОХА И ВЫДОХА (МЕДИТАЦИЯ АНАПАНАСАТИ) широко известно, ибо многие слышали о нем. И его легко развивать. Дыхание является действием, непрерывно происходящим в теле, хоть вы обычно и не осознаете этого. Но как только вы сосредоточитесь на вдохе и выдохе, вы начинаете чувствовать его. Всего лишь осознайте ощущение дыхания, входящего и выходящего через ноздри. Либо вы можете обратить ваше внимание на движения поднятия и опадания живота. ЕСЛИ ВЫПРОДОЛЖИТЕ СОСРЕДОТАЧИВАТЬСЯ НА ДЫХАНИИ СНОВА И СНОВА, УМ НАЧНЕТ СТАНОВИТЬСЯ СКОНЦЕНТРИРОВАННЫМ. НЕ ВЫБИРАЙТЕ В КАЧЕСТВЕ ПРЕДМЕТА СОЗЕРЦАНИЯ ЗНАЧИТЕЛЬНЫЕ (сложные) ВЕЩИ, А ДЕРЖИТЕ УМ ФИКСИРОВАННЫМ ОДНОТОЧЕЧНО (на простых вещах). Недаром сказано, что такой способ развития ума должен сопровождаться тщательным исследованием.

Глядя снова и снова на такие видимые объекты, как ЦВЕТ, ЗЕМЛЯ, ВОДА, ОГОНЬ И ВЕТЕР, колеблющий листья, вы также можете привести ум к одноточечному сосредоточению. Это известно, как МЕДИТАЦИЯ КАСИНА.

Для тех, кто развил способности сосредоточения, хорошим методом было бы созерцание МЕРТВОГО ТЕЛА ИЛИ СКЕЛЕТА. ЭТО МЕДИТАЦИЯ АСУБХА.

Людям раздражительным, подавленным или беспокойным благотворно сосредоточение на мыслях о ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТИ, размышляя: «Пусть все существа будут благополучны и счастливы». Эта МЕДИТАЦИЯ МЕТТА также хорошо известна многим людям.

Теперь вы в состоянии понять принцип медитации саматха, заключающийся в фокусировании ума на одном объекте снова и снова. Этим объектом может быть ВАШЕ СОБСТВЕННОЕ ТЕЛО, внешние предметы или даже ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНАЯ МЫСЛЬ».

 

«В чем заключается МЕДИТАЦИЯ ВИПАССАНА (аналитическая медитация) и каковы ее благотворные действия» – спросил я.

Монах ответил: «Хорошо, я расскажу вам основные принципы и раскрою технику медитативной практики.

Сущность учения Будды заключается в развитии мудрости и освобождении от страдания.

НИЧТО НЕ ПОСТОЯННО. Все приходит и уходит. Тем не менее, потеряв что-либо, нравящееся нам, мы чувствуем ПЕЧАЛЬ. Но если мы способны мудро смотреть на жизнь, мы видим, что все происходит не по нашему желанию, а в соответствии с БЕЗЛИЧНЫМИ ЗАКОНАМИ ПРИРОДЫ.

Осознание НЕПОСТОЯНСТВА (АНИЧЧА), НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНОСТИ (ДУККХА) и БЕЗЛИЧНОСТИ (АНАТТА) всех явлений приходит через наблюдения каждой вещи с мудростью. Это медитация ВИПАССАНА (прозрения), известная также как медитация пання (мудрости). Медитация випассана совершенно отлична от медитации саматха. Хотя сосредоточенность остается основной необходимостью, ум не сохраняет одноточечности на единственном объекте, как при медитации саматхи. ЧТО БЫНИ ПРИШЛО В СОЗНАНИЕ ЧЕРЕЗ ШЕСТЬ ДВЕРЕЙ ЧУВСТВ, МОЖЕТ СТАТЬ ОБЪЕКТОМ МЕДИТАЦИИ ВИПАССАНА.

Вы могли бы подумать, что метод медитации випассана бесполезен, и даже недоумевать, медитация ли это вообще. Но это лишь потому, что метод медитации саматха более понятен. Медитация саматха развивает только сосредоточенность, в то время как практика МЕДИТАЦИИ ВИПАССАНА РАЗВИВАЕТ МУДРОСТЬ, знание и понимание действительности.

Внимательное осознание ЧЕТЫРЕХ ПОЛОЖЕНИЙ (ИРИЯПАТХА) – СИДЕНИЕ, СТОЯНИЕ, ХОЖДЕНИЕ И ЛЕЖАНИЕ – составляют важную часть медитации випассана. Сидя, осознавайте сидячее положение. Стоя, ясно представляйте это. Равным образом должны быть внимательно отмечены ходьба и лежание. Возможно, это покажется простым, и кто-то подумает, что это бесполезно. Но когда ум осознает отмеченные положения, медитация стремительно прогрессирует.

ВАЖНО ТАКЖЕ И ПОВСЕДНЕВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ СОВЕРШАТЬ С ОСОЗНАНИЕМ (САТИ САМПАДЖАННЯ). Молясь, принимая пищу и напитки, одеваясь и так далее. Все необходимо делать с вниманием. Например, чтобы выпить чашку чая, стоящую на столе, осознавать ПРОТЯГИВАНИЕ РУКИ…, ПРИКАСАНИЕ К ЧАШКЕ…, ПИТЬ…, ПИТЬ…, ВОЗВРАЩЕНИЕ ЧАШКИ НА СТОЛ… и, наконец, ОТНЯТИЕ ВАШЕЙ РУКИ ОТ ЧАШКИ.

Еще один метод внимательности заключается в осознании УМСТВЕННЫХ ФОРМАЦИЙ (ДХАММАНУ-ПАССАНА), возникающих в вашем уме. Если рождается ЖЕЛАНИЕ, осознайте его. Если приходит ГНЕВ, осознавайте его. Если возникла ЛЕННОСТЬ, знайте, что вы чувствуете лень. Если имеет место БЕСПОКОЙСТВО, отдавайте себе отчет в этом. Если в ходе медитации возникло СОМНЕНИЕ по поводу этой практики, осознавайте, что вы сомневаетесь. Даже если у вас нет никаких желаний, имейте об этом ясное представление. Отсутствует гнев – знайте это. Подобным же образом осознавайте уход лености и сомнения.

Для того, кто практикует таким образом, нетрудно осознавать ИЗМЕНЯЕМОСТЬ СОСТОЯНИЯ УМА при повседневной деятельности и даже выполняя работу. Это также способ медитации випассана. Нет необходимости в одноточечности сознания на одном объекте, достаточно осознавать непрерывно меняющиеся условия жизни.

ПРАКТИКУЯ МЕДИТАЦИЮ ВИПАССАНА В СИДЯЧЕМ ПОЛОЖЕНИИ, обращайте внимание на движения подъема и опадания живота. Отметьте в уме «ПОДЪЕМ» при движении наружу и «ОПАДАНИЕ» при обратном движении. Если в ходе этой медитации возникает какая-либо мысль, отметьте в уме «ДУМАЮ, ДУМАЮ». Проделав это несколько раз, верните внимание к движению живота. Если появляется боль, отметьте «БОЛЬ, БОЛЬ». НАБЛЮДАЙТЕ БОЛЬ ДО ЕЕ ПРЕКРАЩЕНИЯ. НЕ ПЫТАЙТЕСЬ ОСВОБОДИТЬСЯ ОТ НЕЕ ИЛИ ПРОГНАТЬ ЕЕ УСИЛИЕМ ЖЕЛАНИЯ. Если она становится НЕРЕПЕНОСИМОЙ, отметьте это мысленно и осторожно измените позу, подумав «ИЗМЕНЯЮ, ИЗМЕНЯЮ». Затем вернитесь к движению живота. Если вы ощущаете сонливость, леность, счастье или любое другое чувство, отметьте его как «СОННЫЙ, СОННЫЙ», «ЛЕНИВЫЙ, ЛЕНИВЫЙ», «СЧАСТЛИВЫЙ, СЧАСТЛИВЫЙ» и т.д. Если вы слышите внезапный звук, отметьте «СЛЫШУ, СЛЫШУ». В какой бы момент вы не прекратили эти наблюдения, возвращайтесь к движениям живота.

Теперь вы видите, как медитация випассана позволяет наблюдать многие объекты. И как она делает вас более внимательным к меняющимся состояниям ума и тела в настоящий момент.

КОГДА ЭТИ УПРАЖНЕНИЯ СТАНУТ ДЛЯ ВАС ПРИВЫЧНЫМИ, ВЫПОЙМЕТЕ ЦЕННОСТЬ ОПИСАННОЙ МЕДИТАЦИИ. ВЫНАЧНЕТЕ ПОНИМАТЬ ТЕКУЩИЙ МОМЕНТ И ХОД ЖИЗНИ. ПО МЕРЕ ПРОЯСНЕНИЯ УМА ТРУДНОСТИ, ВОЗНИКАЮЩИЕ В ЖИЗНИ, ПЕРЕСТАНУТ БЫТЬ ОБЕСКУРАЖИВАЮЩИМИ И БОЛЕЗНЕННЫМИ, ЛИБО, ИСПЫТЫВАЯ СЧАСТЬЕ, ВЫНЕ ПОЗВОЛИТЕ ЕМУ ПЛЕНИТЬ ВАС, ИБО УМ СТАНОВИТСЯ БОЛЕЕ УРАВНОВЕШЕННЫМ, ДУХОВНЫЕ РАССТРОЙСТВА И ФИЗИЧЕСКАЯ БОЛЬ СУЩЕСТВЕННО УМЕНЬШАЮТСЯ, И С МУДРОСТЬЮ, ОБРЕТЕННОЙ ПОСРЕДСТВОМ МЕДИТАЦИИ ВИПАССАНА, ВАША ЖИЗНЬ СТАНЕТ БОЛЕЕ ОСМЫСЛЕННОЙ И ГАРМОНИЧНОЙ.

Пусть все, кто желает прожить осознанную жизнь, практикуют медитацию випассана. Пусть все существа придут к пониманию Дхаммы и освободятся от страданий».

 

«Достопочтенный Паллеканде Ратанасара Маха Тхеро, каким образом люди, занимающиеся медитацией, могут получить пользу?» – спросил я.

Монах ответил: «Практикующему медитативную практику необходима способность ясного ПОНИМАНИЯ и хорошая ПАМЯТЬ.

Однажды некий брахман сказал Будде: «О, почтенный Будда! Я испытываю трудности при воспоминании того, что я знал прежде. Каковы причины этого?» Тогда Будда привел ПЯТЬ ПРИЧИН такой забывчивости:

1. Подобно тому, как пигмент, добавленный к воде, делает ее мутной, ЖЕЛАНИЕ обладать вещами замутняет ум и затрудняет ясное воспоминание.

2. Подобно тому, как невозможно видеть что-либо в кипящей воде, ум, охваченный ЗЛОБОЙ или ГНЕВОМ, не способен к ясному восприятию.

3. Подобно тому, как трудно увидеть дно пруда, покрытого водорослями, СОНЛИВЫЙ, ЛЕНИВЫЙ ум неспособен к ясному пониманию.

4. Подобно поверхности воды, возмущенной ветром, БЕСПОКОЙНЫЙ ум возбужден и неспособен к безмятежному мышлению.

5. Подобно тому, как невозможно видеть под водой в темноте, ничего нельзя найти в памяти, если есть СОМНЕНИЯ в познанном.

Эти состояния ума являются ПЯТЬЮ ПОМЕХАМИ (РАМСА ЩУАКАМА, ПАНЬЧА НИВАРАНА), препятствующими уму сосредотачиваться и ясно думать. Необходим строгий контроль для предотвращения их воздействия на ум. Этим контролером является медитация. МЕДИТАЦИЯ ОСВОБОЖДАЕТ УМ ОТ ЭТИХ ПОМЕХ И ПРОБУЖДАЕТ ВЕЛИКУЮ МУДРОСТЬ. Незатрудненный ум может ясно думать и хорошо помнить. А когда ум бдителен, вы способны хорошо учиться».

 

«Уважаемый монах, могли бы вы дать основные указания, как практиковать медитацию Випассана?» – спросил я.

«Да, конечно, я расскажу вам последовательность и основное содержание медитации випассана» – ответил монах и приступил к описанию методики практики медитации випассана.

«Примите удобное положение сидя, начните с сосредоточения вашего внимания на животе вблизи пупка. Делая вдох через ноздри, вы сможете ощутить движение подъема живота. Про себя, в уме, отметьте это движение: подъем. При выдохе живот опадет. Отметьте и это: опадение. По мере подъема живота вы должны проследить весь цикл движения от начала до конца. Подобным же образом проследите опадение. Не старайтесь никоим образом ослабить или усилить ваше дыхание. Вы должны вдыхать и выдыхать так, как вы это обычно естественно делаете. Все должно происходить нормально. Регистрация подъема и опадания должна быть непрерывной: подъем – опадение, подъем – опадение. Эти движения должны отмечаться в уме, а не словесно.

Регистрация других мыслей

Пока вы отмечаете подъем и опадание живота, к вам могут прийти другие мысли. Вы могли бы подумать о доме. Или монах мог бы вспомнить свой храм. Либо вы можете думать о том, что было сказано или сделано прежде. Момент прихода подобных мыслей отметьте: думаю, думаю, и как только посторонняя мысль исчезнет, возвращайтесь к движениям подъема и опадания живота. Порою, вы можете ощутить леность. В этом случае отметьте ваше ощущение лености, подумав: ленивый, ленивый. Начинающий практику медитации может оказаться неспособным отметить постороннюю мысль. Пройдет несколько минут, прежде чем он уловит и отметит ее. Поэтому вы должны усердно медитировать и энергично отмечать момент, когда ум начинает блуждать. Иначе состояние лености будет приходить снова и снова и нарушать медитацию. Итак, не забывайте внимательно отмечать каждую мысль.

Регистрация ощущений тела

Сидя во время медитации, вы можете через некоторое время ощутить боль, чувство жжения или онемение и тому подобное. Эти ощущения нужно отметить, не мешкая, точно в момент их возникновения. Если это боль, отметьте: больно, больно, чувство жжения – жжет, жжет. Вместо того чтобы продолжать наблюдение движения живота, неизменно помните, что нужно отмечать боль по мере ее возникновения: больно, больно. Никогда не откладывайте регистрацию боли, пока она не станет очень сильной; ведь она сама может служить объектом медитации випассана.

При возникновении боли необходимо переместить сконцентрированную мысль в болевое место и, просматривая его мысленно, проговаривать: «Болит, болит, болит. Вижу. Но эта боль не постоянна. Ее раньше не было. Боль уходит. Боль уходит...». Как только почувствовали затухание боли, то сразу возвращайте мысль на кончик носа и продолжайте концентрацию.

Не отмечайте боль с целью избавления от нее. Исполнитесь решимости терпеливо наблюдать ее, пока она длится. Но если вы чувствуете, что боль или иное ощущение выше вашей силы, вы можете медленно сменить положение. Однако прежде чем сделать это, отметьте вашу мысль: хочу изменить, хочу изменить. А затем, меняя положение рук и ног, отметьте: вытягиваю, вытягиваю, сгибаю, сгибаю. Все движения вашего тела при смене положения должны быть отмечены вполне осознанно. Таким образом нужно заниматься в течение одного часа. Дело очень непростое и требует от человека больших волевых и психических усилий.

Регистрация зрительных и слуховых ощущений

Если вы во время медитации почувствовали желание открыть глаза и увидеть что-нибудь, прежде всего отметьте мысль: хочу увидеть. Когда смотрите, отметьте: смотрю, смотрю. Если вы видите что-нибудь неинтересное, отметьте: вижу, вижу.

Когда вы слышите внезапные звуки, отметьте: слышу, слышу или шум, шум. Часто слышимые звуки, подобные щебетанию птиц, нет необходимости отмечать. Или тиканье часов по причине его постоянства. Нужно отмечать только внезапные шумы.

Все действия, мелкие и крупные, должны быть отмечены!

Действия, подобные вставанию, должны точно отмечаться согласно необходимым для этого движениям рук и ног. Либо можно отметить коротко: встаю, встаю. Поворачиваясь, отмечаем: поворачиваюсь, поворачиваюсь. Нагибаясь чтобы взять подушку, отмечайте: нагибаюсь, нагибаюсь. Трогая что-нибудь, отмечайте: трогаю, трогаю, или, поднимая – поднимаю, поднимаю. Помните, что нужно особенно осознавать все эти действия и соответственно отмечать их.

Питье чая

Заметьте: протягиваю руку…, трогаю чашку…, поднимаю..., наклоняю…, открываю рот…, пью, пью, пью…, ставлю чашку.

Внимательно отметьте все эти действия.

 

Возвратившись в родные края, я написал и издал книгу «Искание истины», в которой поделился своим личным опытом и знаниями, полученными в процессе занятий медитацией: «Необходимо научиться управлять своим умом, ибо ум мечется туда-сюда. Но если он устойчиво сосредоточен в одной точке, это освещает вам все, что бы вы ни делали в жизни. Нужно сосредоточить свое внимание на кончике носа и на моменте прикосновения воздуха к этой точке и постоянном контроле за ним, мысленно проговаривая «Впускаю» – «Выпускаю» и так далее. Наиглавнейшее условие – это контроль за возникающими из подсознания мыслями, их анализе и отбрасывании – «вижу мысль, осознаю, отбрасываю», и снова все внимание на кончик носа. Если вы продолжите сосредотачиваться на дыхании снова и снова, ум начнет становиться сконцентрированным. Держите ум фиксированным одноточечно на единственном объекте. В нашем случае на кончике носа.

Второй системой, способной развить способности человека в работе над сосредоточением, являетсяМЕДИТАЦИЯ В ДВИЖЕНИИ. Когда ум осознает отмеченные положения, медитация стремительно прогрессирует. Техника не сложная, но требует от человека больших волевых усилий, так как удержать мысль на синхронном движении то одной, то другой ноги не так уж просто, ибо постоянно всплывающие из подсознания мысли увлекают за собой.

Нужно взять верх над любой возникающей мыслью, а для этого мы фиксируем внимание на мысли, осознаем и отбрасываем ее. Только в состоянии полного отрешения от внутренних и внешних источников восприятия можно четко увидеть процесс движения.

Перед началом медитации в движении нужно хорошо сосредоточиться на мысли, что в настоящий момент времени здесь, в материи, нет истинного «Я», а лишь существуют два вида материи, которые соприкасаются друг с другом, и в результате этого возникает желание идти. Мы должны четко представить себя, как бестелесное мыслящее существо, которое создало эту материальную форму для своего проявления в пространстве и во времени и которое способно сознательно управлять ею. Это хорошо чувствуешь, когда во время медитации в движении твоя мысль переносится на внешний объект. В этот момент теряешь равновесие, а тело тянет в ту же сторону, куда ушла мысль. Это часто приводит к падению. Последовательное движение обязательно должно быть медленным и синхронным, то есть мы одновременно с мыслью выполняем действие.

Сначала мысленно отметьте: «Стою, стою», затем – мысль: «Хочу идти вперед». После этого, осознанно двигая вперед правую ногу, потом левую, совершаете прогулку. Пройдите некоторое расстояние, отмечая: левая – правая, левая – правая. Если чувствуете желание остановиться, отметьте эту мысль. Остановка должна быть сделана внимательно: «Останавливаюсь, останавливаюсь». Затем отметьте: «Поворачиваюсь, поворачиваюсь». Медленно повернитесь и продолжайте мысленно фиксировать шаги: «Левой, правой…», сосредоточившись на ходьбе. С начала подъема ноги до ее опускания все действия, относящиеся к ходьбе, должны совершаться внимательно, направив ум на ноги. Во время медитации при ходьбе прилагайте усилия для внимательного наблюдения каждого шага. Если сможете, отмечайте ходьбу в три стадии: «Поднимаю правую ногу, двигаю вперед, ставлю. Поднимаю левую ногу, двигаю вперед, ставлю» и так далее.

Во время занятий медитацией не думайте о том, как вы смотритесь со стороны и как вас воспринимают окружающие. Вы работаете над совершенствованием своей психики, и ваш труд требует огромного внутреннего психического настроя и терпимости.

Вы должны хорошо себя подготовить к этой работе. Питание должно быть легким, но калорийным, а сон должен приносить чувство снятия утомления и легкости. Ежедневные занятия медитацией утром и вечером хотя бы по полчаса дадут благоприятные результаты».

Существует множество способов медитации, но первичным этапом во всех является достижение медитирующим состояния расслабления, пониженной чувствительности к внешним объектам, отрешение от них, а также от других, второстепенных внутренних переживаний. Другим общим свойством во всех типах практики выступает один из последних этапов медитации – озарение, просветление, прозрение. Это результат медитации и одновременно контроль её правильности.

Итак, приступим к практике медитации:

1. Примите удобную для вас позу (сидя, лёжа или специальную позу «лотос», «полулотос») без разницы, лишь бы было удобно вам расслабиться, но только не заснуть. Лицом на Восток.

2. Скажите себе: «Никто и ничего не сможет мне помешать. В любых условиях я смогу свободно возвратиться в свою материальную форму и буду способен управлять собой.

3. Сконцентрируйтесь на своём дыхании:

- Моё тело расслабляется - я вдыхаю;

- Моё тело расслабляется - я выдыхаю.

4. Произнесите молитву или мантру «ОМ» и почувствуйте, как ваше тело, мозг и ум начинают резонировать в унисон с космическими ритмами; ваше дыхание при этом начинает сливаться с космическим дыханием (повторить 4-6 раз);

5. Представьте у себя в копчике красный шар в диаметре примерно 7 сантиметров. Мысленно повращайте его по часовой и против часовой стрелки, как по горизонтали, так и по вертикали до появления в копчике распирания и тепла;

6. В сердце своём представьте образ Учителя (Будды или Христа, Богородицы);

7. Поднимите тепловой шар из копчика снизу вверх против часовой стрелки, мысленно глядя снизу вверх, до верхней точки на голове, а затем измените вращение на вращение по часовой стрелке и перенесите мысль за пределы осознаваемого вами пространства, полностью растворитесь в нём потеряв границы своего материального тела;

8. Не заостряйте своего внимания на протекающих мыслях и видениях. Ваше состояние – это отрешение и покой мысли;

9. По истечении 15-20 минут скажите себе мысленно: «Мне нужно возвращаться в материальное тело, но состояние умиротворения и покоя я сохраню в своём сердце и буду нести людям любовь и свет»;

10. Представьте спиралевидный канал с вращением сверху вниз по часовой стрелке до верха головы, по которому вы опускаетесь вниз, и, переменив направление вращения на противоположное, то есть против часовой стрелки, вы мысленно входите в область копчика;

11. Мысленно сделайте крест спереди и сзади;

12. Сконцентрируйте мысль на кончике носа, откройте глаза и постепенно входите в прежнее положение.

 

Рис. 3

 

Многие люди удивляются изменениям своего психического состояния, так как они становятся уравновешенными и спокойными. На первоначальном этапе у них появляется небольшая сонливость, но это не проблема, так как в процессе психорегуляции в энергетических центрах (чакрах) состояние покоя становится нормой жизни человека, избавляя его от множества психических и физических проблем.

Очень часто приходится слышать вопрос: «Почему в процессе чтения публикаций о духовности происходит частичное отключение сознания, которое сопровождается лёгким головокружением и сонливостью?». Это нормальное состояние спонтанного, то есть произвольного выхода информационной сущности человека с целью приобретения информации, заложенной в подсознательных, духовных центрах как самого человека, так и источника передачи информации. Иными словами, вы накапливаете информацию для будущего осознания, которая будет проявляться из подсознания на материальное сознание в процессе вашего развития и способности воспринимать и анализировать полученные знания. Если вы почувствовали такое состояние, то необходимо расслабиться на несколько минут с закрытыми глазами, тем самым не создавая препятствий для реализации информации, идущей от вашего Духа, а затем вновь приступить к работе.

Помните! Мир прекрасен в своём многообразии и единстве. Всё в Мире служит для вашего развития и совершенствования Духа. Развивая свою духовность, смело входите в мир действий и творите благие дела во имя служения людям. Не ждите за них похвалы, ибо истинно говорю вам, за благое и воздастся вам благим в будущем. Живите для будущего. Какой смысл возвращаться назад и топтаться на месте, ибо развитие в движении. Осознавайте свои греховные поступки, исповедуйтесь в сердце своём перед Духом и Творцом, идите дальше, не допуская ошибок прошлых и прощая людям за их невежество, ибо они уже наказали себя сами, и Бог им судья.

 

Глава 5

Всё определяет вера, воля и стремление

 

В медитативной практике широко используется техника концентрации мысли на материальном или голографическом изображении, которое является ключом к определенному объему Высших Знаний. Техника такой концентрации заключается в приобретении навыков смотреть на изображение «объемным зрением», то есть войти в состояние отрешенности сознания и охватывать объект пространственно, не концентрируясь конкретно не нем, работает боковое зрение. Это позволяет вашей сущности частично блокировать работу разума, что позволяет истинному «Я» проявлять себя в процессе самонастроя на частоту данного информационного объема посредством вхождения в его информационную частоту. Вы сможете реально ощутить, как ваше сознание, используя внутренние механизмы подсознания, произвольно фокусируется на изображении и входит в него. Предварительное чтение молитв или мантр способствует этому процессу, однако, ощутив перемещение своего сознания, человек не должен препятствовать своему перемещению в информационном пространстве, отвлекаясь на работу разума как вспомогательного источника мысли и энергии, позволяющей достигнуть выбранной вами цели.

Мандала – это и философская концепция буддийской вселенной, и магическая диаграмма, используемая в практике созерцания, и расположенный в виде иерархической пирамиды пантеон богов, и просто блюдо для сбора жертвоприношений, используемое в храмовых службах. Геометрическая схема, лежащая в основе мандалы, – круг, вписанный в квадрат, который в свою очередь тоже вписан в круг, – представляет собой архетипическую форму освоения пространства человеком, построения универсальной модели вселенной. Человек, совершающий медитацию, мысленно помещает себя в центре мандалы, и по мере прохождения разных стадий медитации приближает себя к слиянию с божеством, которое выступает как объект медитации, а через него – с космическим Абсолютом.

 

 

 

 

Рис. 4

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: