ГЛАВА 1. ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ: ПОНЯТИЕ И ВИДЫ




Негосударственное образовательное частное учреждение

Высшего образования

МОСКОВСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Факультет: Экономики и управления

Кафедра: «Менеджмент»

Направление подготовки: 38.03.04 Государственное и муниципальное управление

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине: «Основы государственного и муниципального управления»

На тему: «Государственное управление в чрезвычайных ситуациях»

Исполнитель: Симонова Жанна Александровна

Руководитель: к.п.н., доцент Ильченко С.В.

Москва 2017 г.

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение …………………………………………………………..............3

ГЛАВА 1. Понятие и виды чрезвычайных ситуаций ………….......5

1.1. Понятие чрезвычайных ситуаций..…………………………..….…5

1.2. Классификация чрезвычайных ситуаций.........................................7

ГЛАВА 2. Управление в чрезвычайных ситуациях …......................12

2.1. Организационная структура системы управления в чрезвычайных ситуациях..............................................................................................................12

2.2. Органы управления в чрезвычайных ситуациях ……………..…..17

 

 

Заключение ………………………………………………………..……30

Библиография ………………………………………………..................32

 

ВВЕДЕНИЕ

В целях обеспечения безопасности в каждом цивилизованном государстве создаются органы, предназначенные для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций техногенного, природного и экологического характера, а в условиях ведения боевых действий и вследствие этих действий – и для решения задач по защите населения и территорий в чрезвычайных ситуациях военного характера.

Степень риска, которому подвергаются граждане в чрезвычайных ситуациях зависит от масштабов и уровня защищенности, обеспечиваемого государственными службами.

Основные особенности функционирования систем управления в условиях чрезвычайной ситуации состоят в том, что проблема (чрезвычайная ситуация) может возникнуть и начать развиваться неожиданно, внезапно. Когда она возникает, перед системой управления встают задачи, не свойственные стационарному режиму работы организации, и ее прошлому опыту.

Актуальность темы данной курсовой работы обусловлена тем, что в настоящее время многие страны сталкиваются с необходимостью ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций различного характера. Такие ситуации неизбежно ведут к значительным разрушениям и потерям, унося тысячи человеческих жизней.

Целью моей курсовой работы является изучить государственное управление в чрезвычайных ситуациях.

Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:

- изучить сущность чрезвычайных ситуаций

- изучить причины возникновения чрезвычайных ситуаций

- рассмотреть классификацию чрезвычайных ситуаций

- изучить структуру системы управления в условиях чрезвычайной ситуации

- изучить систему управления РСЧС в чрезвычайных ситуациях

- проанализировать органы управления чрезвычайными ситуациями.

Предмет исследования – управление чрезвычайными ситуациями.

Объект исследования – структура управления.

Работа состоит из двух глав, снабжена списком использованной литературы. В соответствии с поставленными задачами первая глава посвящена знакомству с чрезвычайными ситуациями: общая характеристика, понятие и классификация. Вторая глава посвящена методам управления, организационной структуре системы управления и органам управления в чрезвычайных ситуациях.

При выполнении курсовой работы источниками информации для написания послужили: базовая учебная литература, статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях, посвященных тематике «Чрезвычайные ситуации», справочная литература, прочие актуальные источники информации. В ходе работы были изучены теоретические разработки специалистов в области управления в чрезвычайных ситуациях, изложенные в учебных пособиях под редакцией таких авторов как Монинец С.Ю., Старостин С.А., Юртушкин В.И. и других.

 

ГЛАВА 1. ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ: ПОНЯТИЕ И ВИДЫ

1.1. ПОНЯТИЕ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

Чрезвычайная ситуация – обстановка, сложившаяся в результате аварии, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые повлекли или могут повлечь за собой человеческие жертвы, вред здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.[1] К чрезвычайным ситуациям также относятся аварии, техногенные катастрофы, широко распространенные инфекционные болезни людей, сельскохозяйственных животных и растений, а также применение современных средств поражения, в результате чего произошла или может произойти чрезвычайная ситуация.

В литературе часто используется понятие «экстремальная ситуация», которое отражает воздействие на человека опасных и вредных факторов, приведших к несчастному случаю или чрезмерному отрицательному эмоциональному психологическому воздействию. К экстремальным ситуациям относятся травмы на производстве, пожары и взрывы, дорожно-транспортные происшествия, а также обстоятельства, которые могут привести к травмам различной тяжести. Чрезвычайная ситуация – это события, отличающиеся масштабностью, охватывающие значительную территорию и угрожающие большому числу людей. Деление ситуаций на экстремальную и чрезвычайную носит условный характер, разграничений по размеру пока нет.

В целом чрезвычайную ситуацию можно рассматривать как совокупность чрезвычайной и экстремальной ситуаций. Экстремальная ситуация при определенных условиях может перерастать в чрезвычайную ситуацию. Например, в случае неадекватных действий такая экстремальная ситуация, как возгорание, может превратиться в серьезный пожар, связанный с угрозой для жизни многих людей.

Основные причины возникновения чрезвычайных ситуаций:

· Внутренние: сложность технологий, недостаточная квалификация персонала, проектно-конструкторские недоработки, физический и моральный износ оборудования, низкая трудовая и технологическая дисциплина.

· Внешние: стихийные бедствия, неожиданное прекращение подачи электроэнергии, газа, технологических продуктов, терроризм, войны.

Чрезвычайные ситуации могут произойти при следующих обстоятельствах:

· Наличие источника риска (давление, взрывчатые вещества, радиоактивные вещества).

· Действие факторов риска (выброс газа, взрыв, возгорание).

· Нахождение в очагах поражения людей, сельскохозяйственных животных и угодий.

Анализ причин и хода развития чрезвычайных ситуаций различного характера выявил их общую черту – стадийность. Можно выделить пять стадий (периодов) развития чрезвычайных ситуаций:

· Накопление отрицательных эффектов, приводящих к аварии.

· Период развития катастрофы.

· Экстремальный период, при котором выделяется основная доля энергии.

· Период затухания.

· Период ликвидации последствий.

Выделяют следующие стадии развития чрезвычайных ситуаций:

· Стадия накопления отклонений от нормального состояния или процесса. Эта длительная стадия зарождения чрезвычайных ситуаций.

· Инициирование чрезвычайного события, лежащего в основе чрезвычайных ситуаций.

· Процесс чрезвычайного события, во время которого происходит высвобождение факторов риска, оказывающих неблагоприятное воздействие на население, природную среду и различные объекты.

· Стадия затухания, которая хронологически охватывает период от перекрытия источника опасности, до полной ликвидации последствий. Продолжительность этой стадии может составлять годы, а то и десятилетия.

1.2. КЛАССИФИКАЦИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

Существуют различные классификации чрезвычайных ситуаций. Наиболее часто за основание классификации выбирают характер возникновения (генезис) чрезвычайной ситуации. Очень часто чрезвычайные ситуации характеризуются в отношении их преднамеренности. При таком подходе вся совокупность рассматриваемых ситуаций распадается на два больших типа: преднамеренные и непреднамеренные чрезвычайные ситуации. Происхождение чрезвычайной ситуации может также рассматриваться в отношении естественности.

При этом подходе все чрезвычайные ситуации подразделяются на три типа: искусственного происхождения, или антропогенные (включая техногенные); естественного (природные) и смешанного происхождения, или природно-антропогенные.[2]

Чрезвычайные ситуации природного характера могут возникать вследствие геофизического, агрометеорологического и геологического явления, а также вследствие природных пожаров и явлений космического происхождения.

Преднамеренные чрезвычайные ситуации включают в себя антропогенные социально-политические конфликты.

Природный и техногенный риск являются факторами, определяющими качество жизни в регионах страны. Степень природного и техногенного риска, которому подвергается человек, зависит от трех факторов: вероятности возникновения чрезвычайной ситуации, ее масштабов и уровня защищенности, обеспечиваемого аварийно-спасательными службами. Проблема снижения совокупного регионального риска, особенности работы в условиях чрезвычайной ситуации порождают большое количество задач фундаментального и прикладного характера. В первую очередь, это задачи создания эффективной системы планирования и оперативного управления комплексами мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации.

Социально-политические конфликты подразделяются на такие конфликты, как забастовки, саботаж, голод и террористические акты. Так же, подразделение идет на военно-политические конфликты. К ним можно отнести диверсии, пограничные конфликты и войны.

Антропогенные техногенные (технологические катастрофы) подразделяются на:

· Промышленные катастрофы (катастрофы на энергетических промышленных объектах, аварии на химически опасных объектах, аварии на ядерных установках инженерно-исследовательских центров с радиоактивным загрязнением территории.).

· Транспортные катастрофы (катастрофы при перевозке опасных грузов).

· Авиационные катастрофы, повлекшие за собой значительное количество человеческих жертв и требующие проведения поисково-спасательных работ.

· Прочие катастрофы (загрязнение воздуха, воды, почв, а также продуктов питания токсичными веществами).

Природные чрезвычайные ситуации – стихийные бедствия подразделяются на:

· Техногенные катастрофы (землетрясения, цунами).

· Гидрометеогенные катастрофы (наводнения, смерчи, торнадо, снежные бури, лавины, засухи оползни).

· Природные пожары.

· Явления космического происхождения.

Природно-антропогенные катастрофы – «комбинированные» чрезвычайные ситуации подразделяются на:

· Природно-техногенные катастрофы (опустынивание, просадки грунтов, оползни).

· Природно-социальные катастрофы (эпидемии инфекционных заболеваний, в том числе СПИД).

· Социально-технологические катастрофы (эпидемии профессиональных заболеваний).

· Природно-техно-социальные катастрофы (эпидемии психических заболеваний таких как умственная отсталость, фобии и так далее).[3]

Техногенная чрезвычайная ситуация – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии или техногенной катастрофы, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Причина техногенной ситуации заключается в производственной деятельности человека.

В 2007 г. Правительство Российской Федерации утвердило новое Положение о классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Согласно этому положению все чрезвычайные ситуации делят по масштабам и тяжести последствий на шесть групп:

· Чрезвычайные ситуации локального характера.

· Муниципального характера.

· Регионального характера.

· Межрегионального характера.

· Федерального характера.

Чрезвычайная ситуация локального характера - зона чрезвычайной ситуации, не выходящая за пределы территории объекта, при этом количество пострадавших составляет не более 10 человек или размер материального ущерба не более 100 тыс. руб.

Чрезвычайная ситуация муниципального характера - зона чрезвычайной ситуации в пределах территории одного поселения или внутригородской территории города федерального значения, при этом количество пострадавших

составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба не более 5 млн. руб.

Ликвидация чрезвычайной ситуации локального характера осуществляется силами и средствами органов местного самоуправления.

Чрезвычайная ситуация регионального характера – ситуация, в результате которой зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного субъекта РФ, при этом количество пострадавших составляет от 50 до 500 человек, либо размер материального ущерба свыше млн. руб., но не более 500 млн.

Ликвидация чрезвычайной ситуации муниципального и регионального характера осуществляется силами и средствами органов местного самоуправления органов исполнительной власти субъектов РФ.

Чрезвычайная ситуация межрегионального характера – зона чрезвычайного характера, включающая территорию двух и более субъектов РФ, при этом количество пострадавших составляет от 50 до 500 человек, или размер материального ущерба от 5 млн. руб. до 500 млн.

Чрезвычайная ситуация федерального характера – это ситуация, в результате которой количество пострадавших составляет более 500 человек либо размер материального ущерба свыше 500 млн. руб.

Ликвидация чрезвычайной ситуации межрегионального и федерального характера осуществляется силами и средствами органов исполнительной власти субъектов РФ, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации.[4]

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: