Тема: «Требования к личности, желающей приобрести профессию «медицинская сестра/ медицинский брат»».
План лекции:
1. Введение.
2. Личностные особенности медицинской сестры/ медицинского брата.
3. Личностные качества, обеспечивающие успешность в профессии медицинской сестры (медицинского брата).
4. Заключение.
Материалы: компьютер, интерактивная доска, таблицы по теме занятия.
Учебная литература: Руденко А.М., Психология для медицинских колледжей [Электронный ресурс]: учеб. пособие / Руденко А.М., Самыгин С.И. - Изд. 2-е, перераб. - Ростов н/Д: Феникс, 2013. - 383 с.
Введение.
Профессия медицинская сестра относится к типу «человек-человек» (Климов Е.А., 2005). В любом из направлений сферы «человек - человек» специалист помимо сугубо профессиональных знаний и умений должен обладать знаниями и умениями по работе с людьми. Более того, успешное выполнение профессиональных обязанностей окажется невозможным, если не будет услышан и понят другой человек, не будут учтены его особенности и пожелания, не будет установлен контакт. Для успешного труда в профессиях этого типа нужно научиться устанавливать и поддерживать контакты с людьми, понимать людей, разбираться в их особенностях, а также овладеть знаниями в соответствующей области производства, науки, искусства.
2. Личностные особенности медицинской сестры/ медицинского брата.
Американский психолог Дж. Холланд предложил свою классификацию типов личности исходя из того, в каких сферах профессиональной деятельности человек скорее добьётся наибольшего успеха благодаря определённым личностным особенностям. Медицинские специальности автор отнес к «Социальному типу». Люди социального типа ориентированы на общение и взаимодействие с людьми. Они обладают ярко выраженными коммуникативными способностями, чувствуют и понимают других людей, стремятся решать проблемы, учитывая эмоции и чувства, способны к сопереживанию и состраданию. Нередко люди этого типа любят поучать и воспитывать окружающих. Они предпочитают такие сферы деятельности, как медицина, педагогика, психология.
|
Х. Хекхаузен предложил модель профессионально значимых черт медицинского персонала, эта модель включает в себя 4 основных аспекта:
1) готовность к эмоциональному сопереживанию внутреннего состояния другого;
2) способность учитывать последствия своих действий для окружающих;
3) развитые морально-этические нормы, задающие эталоны оценки субъектом своего альтруистического поступка;
4) тенденция приписывать ответственность за совершение или не совершение альтруистического действия себе, а не другим людям и внешним обстоятельствам.
Личностные особенности медицинской сестры оказывают непосредственное влияние на процесс и результаты трудовой деятельности. Профессии требуют от работника понимания состояния людей, проявления выдержки, спокойствия и доброжелательности, речевых способностей.
Трудовая деятельность медицинской сестры представлена следующими этапами: обследование, сестринский диагноз, определение программы действий, реализация этой программы, оценка. Каждый этап сестринского процесса предполагает наличие определенных профессионально значимых качеств у медицинской сестры, обусловливающих качественное выполнение всех операций и действий этапа.
|
На 1-м этапе (обследование) необходимы следующие профессионально значимые качества: коммуникабельность, приветливость, доброжелательность, терпеливость, вежливость, внимательность, опрятность, профессиональная эрудиция, наблюдательность.
Для 2-го этапа (сестринский диагноз) важными являются профессиональная эрудиция, наблюдательность, стремление проникнуть в суть явлений, логичность, творческий склад ума, хорошая память.
3-й (определение программы действий) и 4-й (реализация программы действий) этапы предполагают наличие следующих профессионально значимых качеств: аккуратность, трудолюбие, милосердие, творческое мышление, порядочность, профессиональная компетентность, организаторские способности, самоотверженность, оптимизм, внимательность, наблюдательность, способность планирования ухода за пациентом с логическим осмыслением.
Умение мыслить аналитически при сравнении достигнутых результатов с ожидаемыми является важным, необходимым профессионально значимым качеством при оценке на 5-м этапе.
Благодаря формированию и развитию специфических у медицинских сестер профессионально значимых качеств можно достичь оптимальной трудовой мотивации и высокой эффективности труда. Представляется возможным на основании вышеприведенного анализа выделить следующие группы профессионально важных качеств медицинских сестер:
1. Морально-нравственные качества: трудолюбие, ответственность, сострадательность, эмпатия, терпение, альтруизм, доброжелательность, внимательность, решительность, отзывчивость, коммуникабельность.
|
2. Умственные качества и профессиональные способности: профессиональная эрудированность, последовательность, логичность, аналитический склад ума.
3. Эстетические качества: опрятность, аккуратность, небрезгливость.
Таковы профессионально важные качества для медицинских сестер, зависящие от специфики профессиональной деятельности и обеспечивающие эффективность трудовой деятельности.
Рассмотрим более подробно, ключевые качества личности медицинской сестры.
Медицинский работник в отношении своих коллег всегда должен быть ориентирован на сотрудничество. В то же время, при общении в медицинском коллективе, принципиальное значение имеет соблюдение служебной субординации. И конечно, эффективное общение невозможно, если медицинский работник боится или стесняется проявлять инициативу в общении. Робость, застенчивость, неуверенность - могут стать причиной профессиональной непригодности в дельнейшем. Такие качества необходимо преодолевать как можно раньше (Бойко И.В., 1998).
Однако медицинский работник должен быть не просто общительным, его навыки общения должны быть ориентированы на оказание помощи. Умение слушать, эмоционально поддерживать, безоценочно воспринимать у медицинского работника должны значительно превосходить уровень, достаточный в быту.
Необходимо так же иметь гибкость, снисходительность и терпение. Нужно быстро осваивать новые навыки, чтобы поддерживать квалификацию. А потому, необходимо избегать самоуверенности и быть всегда готовым к получению новой информации.
Медицинский персонал обязан корректно и в рамках закона пользоваться доверенной ему информацией. Важно не только соблюдать основные права пациента, связанные с информацией о его состоянии здоровья (право на информированное добровольное согласие и право на информацию, право на соблюдение тайны), но и сохранять доверительные отношения с людьми. Очень важно действовать в рамках закона, но не менее важно, действовать в интересах пациента, учитывая возрастные, индивидуальные и другие особенности пациента, а так же, все обстоятельства конкретного дела.
3. Личностные качества, обеспечивающие успешность в профессии медицинской сестры (медицинского брата).
Ярко выраженные коммуникативные способности.
Коммуникативные способности - это способности человека, которые проявляются в его общении с людьми. Включают в себя умение слушать и понимать людей, оказывать на них влияние, устанавливать с ними хорошие личные и деловые взаимоотношения. Специфика профессионального общения медицинского персонала с пациентами обусловлена многообразием индивидуальных личностных особенностей пациентов. Медицинский работник должен уметь выбрать и эффективно использовать наиболее подходящую для каждого конкретного случая модель взаимодействия с пациентом.
Коммуникативные способности это обширный блок способностей, включающий в себя три основных направления (Леонтьев А.А., 2007).
Информационно-коммуникативные способности. Способность начать, поддержать и завершить беседу, а также привлечь внимание собеседника, использовать вербальные и невербальные средства общения;
Аффективно-коммуникативные способности. Способность заметить эмоциональное состояние партнера и правильно на него отреагировать, проявлять уважение и отзывчивость к собеседнику;
Регуляционно-коммуникативные способности. Способность помогать партнеру в беседе и принимать помощь от других, уметь решать конфликты, используя адекватные методы.
При более детальном анализе коммуникативных способностей мы выделяем следующие коммуникативные способности необходимые медицинской сестре - аффективно-коммуникативные способности. Эти способности относятся в первую очередь к аффективной стороне личности, а значит, связанны с эмоциональной сферой. Медицинской сестре требуются такие проявления коммуникации, как: отслеживание эмоций пациента, доброжелательность, приветливость, тактичность, чуткость.
Эти способности максимально проявляются в общении с пациентом. Общение медицинской сестры и пациента можно назвать вынужденным общением, поскольку основным мотивом встречи и беседы становится появлением у одного из участников коммуникации проблем со стороны здоровья. Со стороны медицинской сестры выбор субъекта общения не зависит от ее желания, и определяется только профессиональной необходимость. Как отнесется к этой профессиональной необходимости медицинская сестра, зависит от ее внутреннего настроя и коммуникативных способностей, пациент по сути попадает в зависимость от эмоционального фона медицинского работника, именно поэтому выраженность эмоционально позитивного отношения к пациенту и его трансляция в процессе общения занимает первое место в индивидуально - личностных качествах медицинской сестры.
Эмпатия.
Эмпатия является ведущей социальной эмоцией и определяется, как способность индивида эмоционально отзываться на переживание других людей. Она предполагает субъективное восприятие другого человека, проникновение в его внутренний мир, понимание его переживаний, мыслей и чувств (Роджерс К.Р. по Хьелл Л., Зиглер Д., 2003).
Медицина - та сфера деятельности человека, где преобладают негативные эмоциональные состояния. Больные ждут от медицинского персонала сочувствия, заботливости, что требует проявления эмпатийности. Поэтому считается, что в медицину, как и в другие социономические профессии, должны идти люди с высоким уровнем эмпатии (Ильин Е.П., 2007). Полагают, что высокая эмпатийность врача помогает лучше прочувствовать состояние пациента. Нельзя не учитывать и того, что медицинские работники, постоянно сталкивающиеся со страданием людей, вынуждены воздвигать своеобразный барьер психологической защиты от больного, становиться менее эмпатичными, иначе им грозят эмоциональное перегорание и даже невротические срывы (Юровская М.А., 2003). Требования, предъявляемые к эмоциональной сфере медицинских работников, довольно противоречивы. Наряду с эмпатичностью медики должны быть и эмоционально устойчивыми. Как чрезмерная эмоциональность, так и эмоциональная заторможенность могут быть препятствием для осуществления четких и быстрых действий.
Феномен эмпатии тесно связан с коммуникативными способностями. Помимо трансляции своего расположения к пациенту, медицинская сестра должна не только отслеживать показатели здоровья своего пациента, но и отслеживать его эмоциональное состояние, понимать и уметь грамотно реагировать на различные эмоциональные проявления пациента: горе, страх, тревога, тоска и др. Без эмпатии, невозможно достижение полноценного взаимопонимания сторон в коммуникативном взаимодействии субъектов (Юсупов И.М., 1995).
Эмпатия - явление, возникающее при взаимодействии человека с человеком, результатом которого является понимание эмоций познаваемого объекта (пациента). Эмпатия необходима не только для более глубокого понимания переживаний пациента, эмпатия необходима в первую очередь для установления с пациентами более тесного и глубокого психологического контакта. Чтобы пациент доверял, чувствовал заинтересованность медицинских работников в его выздоровлении и улучшении самочувствия. Эмпатия показатель профессионализма медицинских сотрудников с одной стороны, а с другой причина профессионального выгорания и какая грань должна быть соблюдена, является по-прежнему актуальной проблемой психологии и определении профессиональной успешности.
Толерантность.
Это установка на либеральное, уважительное отношение и принятие поведения, убеждений, национальных и иных традиций и ценностей других людей, отличающихся от собственных. Толерантность способствует предупреждению конфликтов и установлению взаимопонимания между людьми. Коммуникативная толерантность характеристика отношения личности к людям, показывающая степень переносимости ею неприятных или неприемлемых, по мнению человека, психических состояний, качеств и поступков партнеров по взаимодействию.
Бойко В.В. выделяет следующие виды коммуникативной толерантности:
* ситуативная коммуникативная толерантность: она проявляется в отношениях данной личности к конкретному человеку; низкий уровень этой толерантности проявляется в высказываниях типа: «Терпеть не могу этого человека», «Он меня раздражает», «Меня все в нем возмущает» и др.
* типологическая коммуникативная толерантность: проявляется в отношении определенного типа личности или определенной группы людей (представителей определенной расы, национальности, социального слоя);
* профессиональная коммуникативная толерантность: проявляется в процессе осуществления профессиональной деятельности (терпимость врача или медицинской сестры к капризам больны);
* общая коммуникативная толерантность: это тенденция отношения к людям в целом, обусловленная свойствами характера, нравственными принципами, уровнем психического здоровья; общая коммуникативная толерантность влияет на другие виды коммуникативной толерантности, которые рассмотрены выше.
Нас в первую очередь интересует не профессиональная толерантность, поскольку это в первую очередь требования профессии, а общая коммуникативная толерантность - личностное качество, поскольку терпимое отношение к людям в целом будет затрагивать и профессиональную область: следовательно, транслироваться на пациентов.
Таким образом, мы сосредоточим свое изучение на таких личностных качествах ка общение, эмпатия и толерантность.
Помимо личностных характеристик в структуру индивидуально-типологических особенностей личности входят и особенности нервной системы личности, обеспечивающие определенный уровень познавательных процессов.
Требования того или иного вида профессиональной деятельности к способностям человека приводят к тому, что остаются работать в течение нескольких десятилетий в данной профессии только лица с определенными типологическими особенностями нервной системы, отвечающими характеру деятельности (Мерлин В.С., 1973). В первую очередь нас интересуют психические процессы (внимание, память), наблюдение как активная форма чувственного познания человеком действительности, сила нервной системы и хорошо развитая мелкая моторика рук.
Рассмотрим такой психический процесс как внимание. Внимание - это состояние психологической концентрации, сосредоточенности на каком-либо объекте. Человек не в состоянии одновременно думать о разных вещах, не можем одновременно исполнять разные работы, ему нужно концентрировать внимание в данный момент на той деятельности, которая наиболее важна, в случае с медицинским персоналом, на состоянии пациентов, лекарственных процедурах и препаратах назначенных врачом, санитарном состоянии помещения и многом другом. Большое количество обязанностей диктует и повышенное требования к состоянию внимания и памяти.
мнению исследователей (Цзен Н.В., Пахомов Ю.В., 2001) недостаточно развитая функция внимания приводит к таким профессиональным нарушениям как забывчивость и не организованность, а так же не способность сосредоточится на задании, что ведет к серьезным ошибкам в профессиональной деятельности.
С вниманием тесно связан и профессиональный механизм - слушание. Слушание - активный процесс, требующий внимания к тому, о чем идет речь. Поэтому оно требует постоянных усилий и сосредоточенности на предмете беседы. В работе медицинской сестры это особенно важно, поскольку предмет беседы это здоровье или жизнь пациента, слушание не исключает активного участия в беседе. Во время работы, беседы с пациентом или с врачом медицинской сестре требуется сосредоточиться не на собственных переживаниях, заботах или проблемах, а на проблемах и переживаниях пациентом. На сегодняшний момент ситуация в системе здравоохранения такова, что младший медицинский персонал вынужден находиться в состоянии постоянного кризисного положения вызванного не только общим статусом, но и низким материальным положением, что может привести к неуверенности в своих силах, склонности к аффективным реакциям, ситуативной тревожности, излишней агрессии и конфликтности, все эти проявления могут служить основой негативных переживаний медицинский сестер и рассредотачивать внимание, понижая его эффективность. Вот почему для успешной реализации в профессии медицинская сестра важно учитывать свойства внимания.
Память представляет собой совокупность процессов, обеспечивающих восприятие, запечатление, хранение и воспроизведение (извлечение) информации. Память у людей различается по многим параметрам: скорости, прочности, длительности, точности и объему запоминания. Все это количественные характеристики памяти. Но существуют и качественные различия. Они касаются как доминирования отдельных видов памяти - зрительной, слуховой, эмоциональной, двигательной и других, так и их функционирования. В соответствии с тем, какие сенсорные области доминируют, выделяют следующие индивидуальные типы памяти: зрительную, слуховую, двигательную, эмоциональную и разнообразные их сочетания. Какой вид памяти наиболее востребован в работе медицинского персонала сложно сказать, поскольку слуховая память необходима, чтобы запомнить жалобы пациента и указания врача. Зрительная, что бы замечать возникшие изменения, сопоставляя изначальный образ (информацию) с последующими изменениями. Длительная память необходимо, чтобы в полном объеме пользоваться знаниями полученными в ходе учебы, кратковременная, для срочных поручений.
И. П. Бондарев с соавторами пришел к выводу, что в профессиях, где деятельность связана с неожиданно возникающими проблемными ситуациями, профессиональная пригодность обусловлена сильной нервной системой. Конечно, это не значит, что люди с сильной нервной системой выдержат любую напряженную ситуацию. Это скорее свидетельствуют только о том, что у них выше шансы справиться с большим психическим напряжением, нежели у людей со слабой нервной системой. Обычная ситуация мало способствует мобилизации людей, имеющих сильную нервную систему. Они мобилизуются в основном в экстремальных обстоятельствах. В тоже время субъекты со слабой нервной системой предпочитают быть ведомыми, а не лидерами. А младший медицинский персонал по сути подчиняется врачам и выполняет их предписания и поручения. Тем самым снижая личную ответственность и собственные риски.
М. И. Виноградов и В. В. Розенблат (по Ильину Е.П. 2007) отмечают, что сильная нервная система более выносливая, и поэтому у лиц, обладающих ею, утомление наступает позже, чем у людей со слабой (менее выносливой) нервной системой. Хотя в исследованиях М. Н. Ильиной (по Ильину Е.П. 2007), результаты несколько иные - усталость появляется у лиц со слабой нервной системой позже, чем у людей с сильной. Объясняется это тем, что субъекты со слабой нервной системой расходуют энергию более экономно, чем те, у кого она сильная.
Правда, следует учитывать, что причины утомления при разных типах работы могут отличаться. Поэтому большая устойчивость людей со слабой нервной системой к утомлению отмечается, когда речь идет о работе средней и низкой, но не максимальной интенсивности. В последнем случае более устойчивыми должны быть лица с сильной нервной системой.
Другими словами вопрос о требованиях к силе нервной системы медицинской сестры остается открытым.
4. Заключение.
Мы рассмотрели профессионально-личностные качества медицинского работника. Каждая профессия и специальность предполагает наличие специализированных и профессионально важных черт и качеств. Существуют жесткие профессиональные требования к профессии медицинская сестра, они определены в первую очередь должностными инструкциями и предполагают обязательное медицинское образование. Одним из главных требований к медицинской сестре является обучение и практика от года до четырех и более лет.
Профессия медицинская сестра относится к типу социальных профессий ориентированных на общение и взаимодействие с людьми. Личностные особенности медицинской сестры оказывают непосредственное влияние на процесс и результаты трудовой деятельности. Профессии требуют от работника понимания состояния людей, проявления выдержки, спокойствия и доброжелательности, речевых способностей. Медицинской сестре требуются такие проявления коммуникации как: отслеживание эмоций пациента, доброжелательность, приветливость, тактичность, чуткость. Эти способности максимально проявляются в общении с пациентом.
Мы выяснили, что требования, предъявляемые к эмоциональной сфере медицинских работников, довольно противоречивы. Наряду с эмпатичностью медики должны быть и эмоционально устойчивыми.
Требования того или иного вида профессиональной деятельности к способностям человека приводят к тому, что остаются работать в течение нескольких десятилетий в данной профессии только лица с определенными типологическими особенностями нервной системы. Особенности нервной системы медицинской сестры это в первую очередь развитость процесса внимание и памяти. Поскольку большое количество обязанностей диктует и повышенное требования к состоянию внимания и памяти. Требования о свойствах нервной системе достаточно противоречивы. Что, несомненно, указывает на актуальность изучаемой проблемы.