Сущность и цели порядок работ.
Анализом бизнес-процессов называется процедура систематического получения информации для определения, оценки, идентификации предмета исследования с целью его улучшения. Необходимость в анализе вызвана конкурентным положением компании. Сравнение цен и затрат на продукцию разных участников рынка может помочь ей усовершенствовать свою работу. Свидетельствовать о нестабильном положении фирмы могут следующие факты:
- высокие затраты на модернизацию оборудования при смене технологии изготовления продукции;
- существенные расходы на транспортировку и хранение внутри организации готовых изделий;
- низкий процент времени обработки в общем цикле, который проходит продукт от создания до продажи;
- длительное время поставки товара;
- чрезмерно широкий ассортимент производимой продукции;
- проблемы со сроками выполнения договоров.
Эти индикаторы относятся к ключевым процессам. Однако для оценки следует использовать информацию о всех видах деятельности производственного цикла фирмы. Чтобы получить сведения о аспектах работы компании, используются следующие процедуры:
- аудит бухгалтерской отчётности;
- изучается производственная документация;
- описывается алгоритм производства;
- изучается процесс в действии.
Основной целью анализа бизнес-процессов является улучшение их работы посредством принятия наиболее эффективных управленческих решений. Успешная реализация задачи может быть достигнута следующими действиями, применяемыми в совокупности:
- определение финансовой отдачи от использования ресурсов процессов;
- исследование внутренних и внешних факторов, которые влияют на результаты деятельности фирмы;
- оценка выполнения установленного плана; а
- нализ использованных возможностей предприятия; разработка плана оптимизации процессов.
Методы анализа
|
Наиболее распространенные методы анализа:
- SWOT-анализ – самый известный метод. Здесь рассматриваются четыре составляющих всего бизнеса или его отдельного сегмента:
- сильные стороны;
- слабые стороны;
- возможности;
- риски.
- Матрица БКГ. Используется для наглядного представления значимости продуктов, производимых или продаваемых компанией. Используется так же для сравнения компаний. Основой матрицы являются 4 квадранта, каждый из которых имеет свое наименование и значение. Оси матрицы (темп роста и доля рынка) позволяют правильно расположить товар в матрице. Так выявляется наиболее перспективный и прибыльный продукт или фирма (в верхнем правом углу), в который по окончанию анализа нужно будет вкладывать наибольшее количество средств. Используется так же для анализа конкуренции на рынке.
- Метод АВС. Это метод используют для анализа ресурсов, используемых предприятием для достижения своей цели. Ресурсы, в свою очередь, анализируют для того, чтобы снизить затраты на производство. В результате этого процесса, все ресурсы распределяют по трем группам: А, В, С. Группа А – это ресурсы, которые приносят наибольшее количество прибыли (80% от общего числа всей прибыли). Группа В – среднее (15%), С – наименьшее (5%). Если вы заметили, то в основе этого метода лежит «Принцип Парето», согласно которому 20% усилий приносят 80% результата.
- Анализ PEST. Используется для анализа внешней среды фирмы, рассматривая ее по частям. Основные части PEST-анализа:
- политические факторы;
- экономические факторы;
- социальные факторы;
- экономические факторы.
Кроме вышеприведенных четырех методов бизнес-анализа существует громадное множество других. Причем каждая из техник направлена на анализ конкретного сегмента жизнедеятельности организации. Комплексное использование нескольких из них поможет наиболее полно проанализировать фирму и найти верное решения для существующей проблемы.
|
Определение проблем процесса
Этот метод считается простейшим средством качественного исследования причин низкой эффективности производственного цикла организации. Его назначение состоит в установлении направления последующего углубленного анализа. Алгоритм процедуры исследования следующий:
Формирование схемы бизнес-процесса с помощью отображения выполняемых функций и исполнителей. Опрос руководителей и сотрудников, участвующих в анализируемом действии. Установление проблемных участков. Полученная схема обсуждается и анализируется, результаты исследования используются при планировании реорганизации и оптимизации бизнес-процесса. Данный метод позволяет акцентировать внимание на деталях каждого из этапов производственного цикла.