Мир взрослых глазами детей, мир ребенка глазами взрослых




Подготовил: Матюшенко.Д.Н.

Проверил: Колосова.Е.А.

Самара 2012г.

Мир взрослых

Я сейчас нахожусь в том возрасте, когда мне еще трудно назвать себя взрослым, но я уже и не ребенок. Меня еще не затронули взрослые проблемы, хотя я часто задумываюсь, кем буду, как сложится моя жизнь, но и в футбол и баскетбол я с детским удовольствием поиграю, забывая, что ростом почти догнал отца.
Иногда мне ужасно не хочется взрослеть. Я понимаю, что пока родители заботятся обо мне, я — свободен. Моя претензия на самостоятельность все же больше детская. Мне ужасно жаль видеть уставшую маму и постоянно задерживающегося на работе отца. И я думаю: неужели для этого я расту, для усталости, вечной гонки за кем-то и чем-то. И у меня когда-то будет семья, и я так же, как и мои родители, буду с легкой обреченностью выполнять свой долг перед близкими. Я понимаю, что это неизбежно, я — создание природы со своей биологической программой. Моя задача — расти и учиться. Затем учить и растить своих детей.
Я пока не знаю, кем я буду! По крайне мере мама иногда называет меня оболтусом и шалопаем. А почему? Потому что я люблю рисовать, и все время трачу на это занятие? Может, я стану мультипликатором и будут у меня мультфильмы не хуже, чем у Гарри Бардина или Уолта Диснея! А если я стану дворником, то что плохого в этой профессии? Когда улицы грязные, почему-то все вспоминают о дворниках, а когда сверкают чистотой — это профессия незаметно опускается в разряд неудачных. Почему? Ведь работа их очень ценная и нужна.
Взрослые, как мне кажется, много придумали себе проблем, которых бы можно было избежать. Они зависимы от чужого мнения, зависти, постороннего вмешательства в их проблемы. Им нужно быть чуть свободнее и независимее. Может, я и не прав, подрасту, окунусь в мир социальных условностей и стану "серой мышкой". Но я буду стараться отстаивать свою точку зрения всегда, отступать могут слабые и бездарные. Хотя о бездарности тоже можно поспорить!
Смотрю на своих одноклассников и думаю, ну откуда у двоечника Генки Самохина такая тяга к фотографии. Он везде ходит с фотоаппаратом и кадры выбирает интересные, очень удачные. А Лешка Захаров! "Тонет" в русском языке и литературе, а электропроводку знает, как свои пять пальцев! Ольга Реутова — стрижет всех желающих и делает такие прически, что позавидуют голливудские звезды.
У нас нет в классе той "серости", которая появляется в жизни. Все интересные и способные. Я не могу заглянуть в будущее и сказать, что там будет: радость, печаль, тоска, заботы? Но уверен, что родители и мои, и друзей тоже о чем-то мечтали, что-то сделали в жизни, ведь есть мы, которые их любим.
У меня есть огромное желание задержаться в своем возрасте, накопить побольше положительных эмоций, чтобы до конца моей жизни их хватило не только на меня.

Мир взрослых глазами детей, мир ребенка глазами взрослых

Не так уж редко нам кажется, что ребенок, живущий вместе с нами и видящий то же, что и мы, воспринимает происходящее так же, как и мы, делает выводы аналогичные нашим. Эта иллюзия так сильна, что закрывает нам доступ к реальному и сложному миру детей. Есть выражение: «Дети видят мир на уровне наших коленок». Это действительно так: дети взирают на наш взрослый мир, построенный по нашим взрослым законам снизу вверх. А мы соответственно смотрим на них сверху вниз. И дело не только в разнице роста. Дело в нашей позиции. Мы точно знаем, что должны чувствовать наши дети, что думать, что понять. И ведем их за собой.

В Финляндии есть музей, в фойе которого стоит гигантский стол, вокруг огромные стулья, на столе стоят громадные чашки. Взрослый с трудом забирается на такой стул и может попытаться попить из огромной чашки. Таким образом, взрослый человек на себе может почувствовать, что ежедневно чувствует маленький ребенок в нашем огромном мире, не приспособленном для его маленьких ручек и ножек.

Дети слабы и беззащитны. У ребенка еще нет достаточно жизненного опыта, не сформировано абстрактное мышление и механизмы психологической защиты. Мама и папа для него самые главные, самые могущественные существа, от любви и расположения которых зависит его жизнь. Если ему говорят: «Я тебя больше не люблю и отдам в детский дом»,- он в это верит, все понимает буквально. Мышление маленького ребенка центрировано, он связывает с собой все события, происходящие вокруг, он пока не может представить, что он всего лишь часть огромного мира, видит себя центром вселенной. Когда родители кричат и ругаются, у малыша не возникает мысль, что возможно, у них был тяжелый день, неприятности на работе. Он считает, что это он виноват в том, что маме и папе плохо. Многие проблемы, страхи и комплексы закладываются в детстве. Сами того не подозревая родители наносят своим детям психологические травмы, последствия от которых будут сказываться всю жизнь.

Львиную долю информации, ребенок получает из внешней среды через зрение, слух, обоняние, через прикосновения и лишь считанные проценты через речь. Смысл слов доходит в последнюю очередь. А вот прищуренные глаза, сдвинутые брови, высокие ноты в голосе, понимаются однозначно. Пусть даже мать или отец говорят при этом: «Я люблю тебя. Я делаю это ради тебя». Слова ничего не значат. Ребенок видит и воспринимает поведение.

Ситуации из жизни.

► Папа приходит с работы и устраивается перед телевизором, к нему подходит ребенок и слышит: «Не сейчас», «Я слишком устал», «Может быть позже», «Ты что, не видишь, я смотрю новости?», «Не шуми», «Дети, идите играть на улицу». Мама возвращается с работы и начинает готовить ужин: «Не мешайтесь под ногами», «Если тебе нечего делать, пропылесось ковер», «Нет, не надо мне помогать, ты все испортишь», «Ты слишком мал, чтобы с этим справиться, иди, поиграй», «Не слоняйся по кухне, не мешай, когда я готовлю».

► Бывает, что родители не кричат, не ругают, но никогда не хвалят. Ребенок не получает ни одобрения, ни поддержки. Ребенок не может понять, что родители устали, что им некогда. У него остается чувство, что самые близкие люди его не любят, что он им не нужен. Бывает, что родители постоянно заняты и недоступны физически и эмоционально. Возможно, они трудятся, чтобы у ребенка было все необходимое, но при этом он лишен необходимой эмоциональной поддержки, чувствует себя покинутым.

► Любой развод, как бы спокойно он не происходил, приводит к тому, что один из родителей покидает ребенка. Если отец долго служит в армии, или один из родителей умирает, он также покидает ребенка. В первом случае ребенок покинут по необходимости, во втором ненамеренно и неизбежно. Но в своем подсознании ребенок все равно считает, что его бросили, и переживает трагедию. У него формируется чувство беззащитности.

► Бывает, что один из родителей уходит или устраняется из жизни семьи (депрессия, алкоголизм). Оставшийся родитель хочет видеть в ребенке опору и утешителя. Мама говорит маленькому сыну: «Ты теперь единственный мужчина в доме, на тебя вся надежда». Девочка в отсутствии матери готовит еду, убирает дом, утешает и поддерживает отца.

► Бывает, мама вываливает на свою дочку все свои проблемы и переживания. И с гордостью говорит: «Мы с ней как подруги, я обо всем могу ей рассказать».

Ребенок принимает проблемы родителей близко к сердцу, чувствует ответственность, необходимость помочь. Но у него еще нет жизненного опыта и сил, чтобы их решить. Проблемы ложатся на него тяжелым грузом. Роли в семье смешиваются. Девочка вынуждена стать матерью своей мамы, или в функциональном плане женой для папы. Ребенок вынужден слишком быстро повзрослеть, не прожив необходимые этапы развития. Его внутренний ребенок не развивается, замирает на каком-то этапе. Это в дальнейшем порождает множество проблем. Ему важно услышать, что он всего лишь ребенок.

Негативно действует на ребенка угрозы и запугивания. В детстве родители учат нас бояться: «Не ешь мороженое – заболеешь, умрешь от пневмонии!», «Делай домашнее задание, а то будешь всю жизнь дворником работать!», «Если ты сейчас соврешь, то тебе потом никто не поверит!», «Если ты так будешь себя вести, с тобой никто и никогда дружить не будет!» Безусловно, необходимо предупреждать ребенка об опасности. Но при этом нужно рассказать ему о возможных вариантах поведения в случае реальной угрозы, а не запугивать, не вселять в него чувство безысходности и страха.

Запугивая ребенка, взрослый прекрасно знает, что преувеличивает и относится к своим словам и действиям спокойно. Ребенок о преувеличении не подозревает. Если ему говорят, что он умрет или что его убьют, это действует соответствующим образом. На одну секунду потеряв из вида своего родителя в магазине, ребенок способен пережить ужас, который отложит неизгладимый отпечаток на всю его дальнейшую жизнь.

Разрушающе действует на ребенка крик. Это выражение ярости и злости в словесной форме. Крики и гневные обвинения надолго оставляют в душе ребенка невидимые шрамы, порождают чувство вины и комплекс неполноценности. Вербальная агрессия – это самый распространенный вид психологического насилия.

Родительские послания

Послание – это подтекст. Ребенок всегда слышит и воспринимает подтекст, в силу особенности своего мышления. Часто родители сами не осознают и не понимают подтекст того, что говорят.

► Послание 1. Мама говорит: «Как я от вас всех устала. Сил больше нет. Сколько же мне еще вас кормить, поить и одевать?» Дети слышат: «Вы своей жизнью довели меня до края, если бы вас не было на свете, мне бы без вас было бы лучше! (Не живи!)» Мама говорит: «Я когда тебя рожала, чуть не умерла. Ты так много болел, что я сама едва не умерла от тревоги за тебя. Отец не помогал, я еле осталась жива, пока ты рос. Я на тебя всю жизнь положила». И добавляет: «А ты…»

При этом родители искренне считают, что ребенок из этих слов должен понять, как вы его сильно любите, через что вам пришлось ради него пройти.

А ребенок слышит: «Лучше бы тебя не было». Он слышит, что его приход в этот мир едва не убил мать, и что если бы не он – у матери была бы совсем другая, счастливая жизнь. Для ребенка это четкое послание – не живи!

► Послание 2. Из благих побуждений мать говорит: «Твой отец грубо с тобой обращался, поэтому я развелась с ним».

Если ребенку говорят, что родители из-за него развелись, ребенок получает чувство вины, абсолютно несовместимое с жизнью. И если его подсознание не приведет его к ситуации действительной физической смерти, то он будет жить, всю жизнь расплачиваясь за то, что живет - болью, болезнью, неуспехом, разрывами с любимыми людьми. Это почти никогда не осознается самим человеком, но такое самомучение, как расплата по счетам.

► Послание 3. Мама говорит: «Когда маленькие, такие все хорошенькие, такие «лапочки». А сейчас вон выросли – слово им не скажи, не слушаются, мать им уже не нужна». Казалось бы совершенно невинные слова. А ребенок слышит: «Ребенком я тебя люблю, а взрослым нет. И если тебе нужна мать – не расти, не становись взрослым».

В результате подобных посланий мы и получаем такое количество инфантильных взрослых.

► Послание 4. «Не будь ребенком». Мама тащит за руку трехлетнего малыша, чуть не до вывиха плечевого сустава. Он хнычет, она оборачивается к нему и строго говорит: «Не хнычь! Ты уже взрослый! Ты что, не можешь спокойно идти рядом? Ты чего ревешь? Ты что, маленький что ли? Ты же взрослый мужчина! Ну, ты же уже большой, должен понимать, что надо идти в садик!»

Что слышит ребенок, которому 3 года и который вообще еще плохо понимает такое сложное слово, как мужчина: «Если ты хочешь, чтобы мама тебя любила, ты должен быть взрослым. Ты не должен быть ребенком. Когда ты ребенок – это плохо и неправильно».

Из человека, который слышит в детстве даже одиночное послание «Не будь ребенком» вырастает «человек в футляре». Он отрицает радость, естественность, эмоции, свое тело. У него все под контролем. Человек утрачивает лучшую часть себя и радость бытия для него недоступна.

Чтобы понять ребенка, надо всего лишь встать на его позицию, представить, что чувствует ваш малыш. Формирование личности ребенка обоюдный процесс. Родители воспитывая, сами воспитываются. Важно установить, как ребенок воспринимает отношения окружающих к себе. Узнать, каким он видит окружающий мир, себя, семью, родителей. Важно уметь слушать и понимать ребенка, и чтобы он почувствовал, что вы его понимаете, что то, что он думает и чувствует для вас важно. Тогда многие из нерешенных проблем ребенка станут понятнее.

Американский писатель Дж. Сэлинджер необыкновенно ярко проявил себя в произведениях, посвященных юношеству, духовному миру молодого человека. И хотя творчество этого писателя приходится на середину XX века, его Мысли и чувства близки и понятны современному поколению молодых.

Роман Сэлинджера "Над пропастью во ржи" вышел в свет в 1951 году и через несколько месяцев занял первое место в списке американских бестселлеров. Главный герой романа — Холден Колфилд. Это юноша, пытающийся найти свое место в жизни. Больше всего на свете Холден боится стать таким, как все взрослые. Он уже был исключен из трех колледжей за неуспеваемость. Холдену противна мысль о том, что он будет "работать в какой-нибудь конторе, зарабатывать уйму денег и ездить на работу в машине или в автобусах по Медисон-авеню, и читать газеты, и играть в бридж все вечера, и ходить в кино...".

Жизнь большинства обеспеченных американцев раздражает Холдена. Он ясно видит, что жизнь эта ненастоящая и иллюзорная. Подросток много читает, пытаясь в книгах найти ответы на свои вопросы. "Вообще, я очень необразованный, но читаю много", — говорит Холден. Но, так или иначе, а столкновения с реальной жизнью не избежать, и Холден конфликтует с учителями, родителями, одноклассниками.

Главный герой отличается стеснительным, обидчивым характером. Он нелюбезен, зачастую бывает просто груб, насмешлив. Причиной тому душевное одиночество: ведь его жизненные ценности не совпадают с критериями взрослых. Холдена возмущает "показуха" и отсутствие самой элементарной человечности в жизни. Кругом царит обман и лицемерие. Учителя в привилегированной школе лгут, уверяя, что воспитывают хороших людей. Вот Холден вспоминает о директоре одной из частных школ, где он учился. Директор приторно улыбался всем и каждому, но на самом деле очень хорошо знал разницу между богатыми и бедными родителями своих подопечных.

Холден уходит от лжи в свой собственный мир. Вернувшись домой, в Нью-Йорк, Холден с удивлением замечает, что сутенерство, проституция, насилие и обман сосуществуют с милосердием и добротой. Вот две монахини, встреченные Холденом в поезде, не только учат детей, но и собирают милостыню для бедных. Герой много думает над этим, постепенно понимая, как важна осмысленная, имеющая цель жизнь. "Эти две монахини не выходили у меня из головы. Я все вспоминал эту старую соломенную корзинку, с которой они ходили собирать лепту, когда у них не было уроков". Такие мысли занимают теперь героя Сэлинджера.

Холден решает, что нужно спасать детей от пропасти взрослой жизни, где царят лицемерие, ложь, насилие, недоверие. "Мое дело — ловить ребятишек, чтобы они не сорвались в пропасть. Понимаешь, они играют и не видят, куда бегут, а тут я подбегаю и ловлю их, чтобы они не сорвались. Вот и вся моя работа. Стеречь ребят над пропастью во ржи", — таково заветное желание Холдена Колфилда.

Холдена никак не назовешь благонравным юношей. Он бывает ленив, без особой на то надобности лжив, непоследователен и эгоистичен. Однако, неподдельная искренность героя в рассказах о себе компенсирует многие недостатки его неустоявшегося характера. В последних главах романа он выглядит уже гораздо терпимее и рассудительнее. Холден начинает замечать и ценить такие положительные качества как приветливость, радушие и воспитанность, столь распространенные среди его сограждан в повседневном общении.

Юношеский бунт Холдена доводит до логического конца его младшая сестра Фиби, готовая идти навстречу новой жизни. Брат и сестра Колфилды остаются в Нью-Йорке, потому что бежать всегда проще, нежели продолжать отстаивать идеал — бесхитростный, очевидный и труднодостижимый, как и все романтические грезы юности. В итоге Холден формируется как личность.

Герой Сэлинджера Холден Колфилд — своеобразный символ чистоты и искренности для поколения выпускников школ и колледжей. Холден — семнадцатилетний юноша — мечтал о том, чтобы когда-нибудь появился наконец писатель, с которым хотелось бы связаться по телефону, посоветоваться и вообще поговорить по душам.

Роман "Над пропастью во ржи" стал классикой не только американской, но и мировой литературы. Становление личности, переход подростка в мир взрослых — эти проблемы всегда будут актуальны.

 

Социальный мир подростка

Что происходит в подростковом возрасте

Сложное взаимодействие половых гормонов, гормонов роста, их активизация провоцируют интенсивное физиологическое и физическое развитие. Увеличивается вес и рост ребенка. У мальчиков пик скачка роста в среднем приходится на тринадцать лет, а закончится он после пятнадцати лет.. У девочек подобный скачок роста, как правило, начинается и заканчивается на два года раньше (более медленный дальнейший рост способен продолжаться еще несколько лет).

Меняются пропорции тела

Изменение веса и роста сопровождаются изменением пропорций тела. Вначале до взрослого размера дорастают кисти рук, голова, ступни, потом конечности — удлиняются ноги, руки и в самую последнюю очередь тело. Усиленный рост скелета, который достигает четырех-семи сантиметров в год, способен опередить развитие мускулатуры. Все это способно привести к подростковой угловатости, определенной непропорциональности тела. Дети нередко ощущают себя в это время неловкими, неуклюжими.

Состояние гормональной бури

В связи со стремительным развитием появляются трудности в функционировании легких, сердца, кровоснабжении головного мозга.

Поэтому для подростков бывают характерными:

§ повышенная утомляемость;

§ гормональная буря;

§ изменение артериального давления;

§ перепады настроения;

§ неуравновешенность.

Подростки могут сказать: в четырнадцать лет мое тело словно взбесилось. Эмоциональная нестабильность усиливается сексуальным возбуждением, которое сопровождает человека в процессе полового созревания.

Социальный статус подростка

 

Ребенок переживает период перехода от зависимого детства к ответственной и самостоятельной взрослости. Подростку приходится занимать промежуточное положение между взрослостью и детством.

Познавательное созревание подростка

В интеллектуальной области случаются качественные изменения: развивается рефлексивное и теоретическое мышление. В этом возрасте проявляется мужской взгляд на мир. Активно развиваются творческие дарования. Изменения в интеллектуальной сфере способны привести к расширению способности самому управляться со школьной программой. Но многие подростки все же испытывают трудности в учебе, в большинстве случаев учеба просто отходит на второй план.

Особенности личности подростка

Центральным новообразованием подростков бывает появившееся чувство взрослости, подросток относится к себе, как к взрослому. Это может выражаться в желании, чтобы все — и сверстники, и взрослые, — относились к нему как к взрослому, а не как к маленькому. Подросток претендует на равноправие в отношении со старшими, способен идти на конфликты, отстаивать свою взрослую позицию. Ощущение взрослости способно проявиться и в стремлении к самостоятельности, и в желании оградить от вмешательства родителей какие-то стороны своей жизни.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: